Конспект занятия для детей старшей группы на тему «Семейные традиции»
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Александра Михайловна Алёшина

Цель: Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к

своей семье на основе познавательно-исследовательской деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия для детей старшей группы на тему: «Семейные традиции»

Цель: Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к

своей семье на основе познавательно-исследовательской деятельности.

 Задачи:

 - закрепить представление детей о семье, родственных отношениях,

семейных традициях;

- уточнить наиболее значимую информацию о родных ребенка, необходимую

для нормальных взаимоотношений (каждый член семьи – личность, но всех

объединяют общие дела, радости, семейные традиции);

- учить строить генеалогическое древо семьи, способствуя осознанию

ребенком себя как частицы, причастной к истории и жизни семьи;

- формировать основу нравственности во взаимоотношениях с родителями,

воспитывать чувство уважения к старшим членам семьи;

- формировать и развивать коммуникативные навыки и способности

(сотрудничество, взаимопомощь, умение договариваться, считаться с

мнением других, дружелюбность);

- предоставить детям возможность реализовать свои потребности в

обыгрывании характеров, сюжетов, ролей;

Предварительная работа:

 - составление рассказов о своей семье;

- рисование портретов членов семьи;

- разучивание пословиц;

- рассматривание семейных альбомов;

- закрепление знания фамилии, имени, отчества и профессии родителей;

- чтение стихов о семье.

Оборудование: посылка, семейное древо, сердце, мяч, атрибуты

принадлежащие разным членам семьи, цветные карандаши, бумага,

фотоальбомы, фотографии детей, рушники, скатерть, боевые медали,

конфетное дерево.

Ход занятия

1 Часть. Вступительная.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад принесли посылку и здесь

написано, что эта посылка для вас. Хотите посмотреть, что там лежит?

Дети: Да.

Воспитатель: Давайте посмотрим. (Воспитатель достает из посылки  сердце)

Воспитатель: Какое красивое сердце – это для вас ребята. А что же здесь

написано?

Воспитатель:  

- Аня, будь умницей, я скоро за тобой приду.  

                                                      Твоя мама.

- Кирилл, кушай хорошо, я переживаю.  

Твоя бабушка.

- Арсений, не обижай детей, слушайся.

                                                      Твой папа.

-Элеонора, на улицу одевайся теплее.

Твой дедушка.

2 Часть. Основная.

Воспитатель: Ребята, вы догадались, о чем мы будем сегодня говорить?

Дети: Да, о семье!

Воспитатель: Скажите мне дети, а что такое семья?

Дети: Семья – это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге,

жалеют, сочувствуют, уважают друг друга, ласково говорят друг с другом.

Воспитатель: Какой должна быть семья?

Дети: Большой, крепкой, дружной, трудолюбивой.

Воспитатель: Чем отличаются люди из разных семей?

Дети: Фамилией, именами, внешностью, традициями.

Воспитатель: У каждого из вас есть своя семья. Есть семьи большие, а есть

маленькие. И сегодня, мне очень хочется больше узнать о ваших семьях,

традициях ваших семей.

Воспитатель:      

Семья – это дом. Семья – это мир, где царит любовь, преданность, дружба.

                   Семья – это самое дорогое, что есть у человека.

                                     В семейном кругу мы с вами растем,

Основа основ – родительский дом

В семейном кругу, все корни твои

И в жизнь ты выходишь из семьи.

Воспитатель: Семья – это не просто родственники, живущие рядом, это

близкие люди, связанные теплыми чувствами, общими интересами и,

конечно же – традициями. А традиции – это принятые в семье правила

поведения, которые постоянно соблюдают и взрослые и дети. У каждой

семья свои традиции. Расскажите, какие традиции есть в ваших семьях?

Дети: встречать гостей, семейные праздники, отдых на природе, занятия

спортом, хранение старинных вещей, фирменное блюдо и т.д.

Воспитатель: Одна из старейших традиций – узнавать свои корни, составлять

родословную, генеалогическое древо. Расскажите нам о своей родословной.

(Рассказы 2-3 детей)

Воспитатель: Ребята, какое первое слово произносит ребенок? (мама)

Мама – главное слово в жизни каждого человека.  Как вы считаете, какую

роль в вашей семье играет мама? (ответы детей)

Кто нам расскажет о своей маме? (Рассказы детей)

Воспитатель:       Мамы всякие нужны, мамы всякие важны.

                              Кто одежду шьет? Кто готовит и поет?

       Мама кормит всю семью, вкусно и питательно

    И продукты в магазине выбирает тщательно

         Нет семейного обеда без борща, котлет и хлеба.

И еще одна традиция – это фирменное блюдо семьи. Сейчас мы узнаем, в

какой семье мама - лучший повар. (Дети называют лучшие блюда, которые

готовят мамы)

Воспитатель: Сейчас давайте поговорим о папе. Какую роль  играет  папа в

вашей семье? (Ответы детей)

Кто нам расскажет о своем папе? (Рассказы детей)

Воспитатель:  

Вы правы, папа должен уметь все

                                     Папа сильный и большой

                                    Самый добрый и простой

                                    Он заботой и трудом всю семью содержит, дом

                                    Он заботиться о детях, бережет свою семью

             И конечно очень любит милую жену свою.

Самое главное в семье, чтобы папа любил маму, заботился о ней, дарил ей

ласковые слова. Давайте поможем нашим папам подобрать ласковые слова

для мам.

Дети: Любимая, нежная, заботливая, красивая, добрая, веселая, душевная,

сердечная, трудолюбивая.

Воспитатель: А какая есть традиция у ваших пап? (Ответы)

Кто хочет из мальчиков быть похожим на своего папу?

Д/и: «Забьем гвоздь», «Закрутим шуруп».

Воспитатель: Теперь мы поговорим о бабушке. Какую роль в вашей семье

играет  бабушка? (Ответы детей, рассказ о бабушке)

Воспитатель: Вы правы ребята.

                                       Бабушка наша мудра и добра

                                       Мир и покой охраняет она!

                                       Самые вкусные плюшки печет

 Готовит, стирает, вяжет и шьет!

                                       На ночь сказку нам расскажет

                                       Колыбельную споет.

Воспитатель: Наши бабушки знают большое количество сказок, а давайте мы

назовем сказки, в которых упоминается семья.

Дети: «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Фенист –

ясный сокол», «Дудочка и кувшинчик», «Царевна - лягушка», «Красная

шапочка».

Воспитатель: А теперь поговорим какую роль в семье играет дедушка.

Дети: Строгий, мудрый, справедливый,  все в доме ремонтирует, занимается

спортом. (Рассказ детей о своих дедушках)

Воспитатель:

Мудрый и строгий. Умелые руки

        Главное счастье для дедушки – внуки!

                                     Дед хороший просто клад

                                     И мечта для всех внучат!

Физминутка: «Семейная зарядка» (координация движений со словами)

Осенью, весною, летом и зимой

             Мы во двор выходим дружною семьей.

Встанем в круг и поп порядку,

                                       Каждый делает зарядку.

                                       Мама руки поднимает,

                                       Папа бодро приседает.

                              Повороты вправо, влево, делает мой братик Сева.

                     Вместе мы бежим трусцой и качаем головой.

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем.

- Покажите, какое выражение  лица у папы и мамы когда они радуются?

Ребята, когда ваши родители бывают такие радостные?

- Покажите, какое выражение лица у папы и у мамы, когда они удивляются?

Интересно, когда это мама и папа удивляются?

- Покажите, какое выражение лица у родителей, когда они сердятся? Когда

они могут сердиться?

- Какое выражение лица, когда мама с папой испугаются? Что их может

напугать? (Молодцы)

Воспитатель: Посмотрите на свои пальчики, они похожи на вашу семью?

(Да)

 Воспитатель: Давайте мы на листике обведем нашу ладошку и пальчики и

нарисуем(приклеим  на каждый пальчик  пожелание  нашим

родным)(пожелания распечатанные, на доске).

(Дети рисуют, затем рассказывают о том, что они желают свои близким)

Воспитатель: Эти ладошки мы подарим своим близким.

Воспитатель: Ребята, есть еще одна очень хорошая семейная традиция

«Хранение старинных вещей».

Мы храним их и бережем, потому что они нам очень дороги они передаются

из поколения в поколение. Сегодня ребята принесли нам такие вещи, давайте

о них послушаем. (Рассказы детей о рушниках, медалях, скатерти)

Воспитатель: Отмечать семейные праздники – тоже традиция. Какие

семейные праздники принято отмечать в ваших семьях?

Дети: Новый год, Пасха, Масленица, день рождения.(распечатанные

картинки)

Воспитатель: Посмотрите, какой праздничный колпачок. Как вы думаете, на

каком празднике он побывал?

Дети: На дне рождения!

Воспитатель: И еще, у меня есть для вас сюрприз. Это конфетное дерево. (На дереве висят

конфеты) Это для вас.  

Давайте мы снимем конфеты, а на их место повесим наши фотографии. (Дети

вешают)

Вот такое чудесное дерево нашей группы получилось. (Дети рассматривают

фотографии)

3 Часть.Заключительная.

Воспитатель: Ребята, вы самые счастливые дети на свете, потому что в ваших

семьях любят друг друга, дружно живут, заботятся друг о друге.

Спасибо, что сегодня вы рассказали так много о традициях вашей семьи.

Любите и цените счастье

 Оно рождается в семье

 Что может быть его дороже

 На этой сказочной земле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей старшей группы на тему: Опытно – экспериментальная деятельность ( опыты с воздухом).

В процессе занятия дети знакомятся со свойствами воздуха, у детей воспитываются дружеские взаимоотношения.Это занятие способствует развитию познавательной активности детей в процессе экспериментирован...

Конспект занятия для детей старшей группы по теме: «Знакомство с русским святым Сергеем Радонежским»

Конспект занятия  для детейстаршей  группы по теме:«Знакомство с русским святымСергеем Радонежским»...

Конспект занятия для детей старшей группы на тему: «Традиции масленичной недели»

Конспект занятия для детей старшей группы на тему:«Традиции масленичной недели»...

Детско-родительский проект для детей старшей группы на тему: «Семейные традиции». 2021 год

Цель:Формирование представления у детей о семейных традициях.Задачи:развивать интерес к семейным традициям, реликвиям;обогащать словарный запас детей новыми терминами; развивать связную речь, тво...