МАСТЕР - КЛАСС «Развитие интонационной выразительности речи детей посредством игровых упражнений в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ » (для воспитателей детского сада)
статья

Тищенко Полина Петровна

МАСТЕР - КЛАСС

«Развитие интонационной выразительности речи детей посредством игровых упражнений в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ »

(для воспитателей детского сада)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: учитель-логопед

        Тищенко П.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель: создание условий для расширения у педагогов представлений о способах и приёмах развития интонационной выразительности речи - просодики.

Оборудование: - схемы с изображением «полёта» голоса при повествовательной, восклицательной вопросительной интонации;

     - карточки с точкой, восклицательным, вопросительным  знаками;

     - кубики (по 2 на ребёнка);

     - карточки со схемами отстукивания ритмического рисунка разной сила;

     - «медали» с изображением сороки, мышки, пчелы, ежа, сороки

      - презентация

Проведение мастер - класса

Речь – важнейшая психическая функция, присущая только человеку и предназначенная для общения. Для того, чтобы передать смысл того, о чем говориться, речь должна быть понятной и разборчивой.

Красивую мелодичную речь сейчас редко услышишь даже по радио и телевидению. Речь ведущих радио – и телепередач «грешит» и орфоэпическими ошибками, и нечетким произношением, и неоправданно быстрым темпом, при котором проглатываются окончания слов, и невыразительным интонированием

Исходя из этого, разработана новая концепция преподавания русского языка, одним из пунктов которой является необходимость усиления влияния к культуре устной звучащей речи. Эта концепция легла в основу Федерального стандарта образования по русскому языку, в соответствии с которым обучение должно быть направлено на формирование культуры произношения, развитие навыков выразительной устной речи, хороших голосовых данных. В соответствии с новыми требованиями с новыми требованиями учащиеся должны уметь правильно ставить ударения (словесные и логические), чётко артикулировать звуки, выразительно интонировать фразы в соответствии с речевой задачей, критически оценивать свою и чужую речь с точки зрения произносительных норм.

Так как между школой и дошкольными учреждениями существует преемственность, то часть задач поставленных для школьников можно начать выполнять уже детском саду, потому что дошкольники также страдают невыразительной устной речью. Чем раньше дошкольник научится правильной интонационной выразительной речи, тем легче ребёнку будет учиться в школе и тем больше людей будет с правильной и красивой речью.

Специально подобранные упражнения улучшат состояние фонематического слуха, мелодику и темп речи, тон и ритм высказывания.

Эта система упражнений по преодолению просодических нарушений у детей старшего дошкольного возраста включает решение следующих задач:

  • Развитие восприятия и воспроизведения ритма.
  • Развитие понимания и воспроизведение интонации.
  • а\ развитие силы голоса.
  • б\ развитие высоты голоса.
  • Развитие повествовательной интонации.
  • Развитие вопросительной интонации.
  • Развитее восклицательной интонации.
  • развитие восприятия и воспроизведения логического ударения.
  • Развитие фонематического слуха.

Эти упражнения используются на индивидуальных занятиях (ознакомление с упражнением), подгрупповых (отработка упражнения) и на фронтальных занятиях (закрепление упражнений), как часть занятия.

Значимость уровня развития просодической организации звукового потока важна для улучшения произносительной стороны речи, уточнения семантики речевого высказывания, для полноценного коммуникативного общения, в конечном итоге для повышения эффективности школьного обучения, поэтому проблема формирования интонационной выразительности у детей с нарушениями речи является актуальной.

 

Дети входят в группу. Встают на ковре лицом к гостям.

Ребята, давайте поздороваемся со всеми.

 

Ход занятия

ИГРА «Здравствуй!»

 

-Здравствуй, солнце золотое!                           (руки вверх)

- Здравствуй, небо голубое!                    (руки вверх, немного разводим.

                                                                  будто хотим обнять небо)

- Здравствуй, лёгкий ветерок!                  (покачиваем руками из стороны

                                                                  в сторону.)

- Здравствуй, маленький цветок!            (медленно приседаем, затем

                                                                  встаем)

- Здравствуй, утро!                                   (правая рука в сторону.)

- Здравствуй, день!                                   (левая рука в сторону.)

- Нам здороваться не лень!                      (обнимаем себя руками)

Дети садятся за столы.

- Я сейчас скажу вам три одинаковых предложения, но они чем – то отличаются.

Логопед произносит предложения с разной интонацией.

                   - Дождь идёт.

                   - Дождь идёт?

                   - Дождь идёт!

Дети должны определить, что в первом предложении голос звучит ровно, значит предложение повествовательное.

Во втором предложении голос опускается, значит, предложение вопросительное.

В третьем предложении голос повышается, значит, предложение радостное, восклицательное.

Когда дети говорят, как звучит голос, логопед выставляет карточки с направлением голоса. Ребенок выставляет карточки с соответствующими знаками: точка, восклицательный знак, вопросительный знак.

- Ребята, у вас на столах лежат по два кубика, значит мы сегодня будем отстукивать (отбивать) ритмический рисунок разной силы.

- Напомните, что обозначает этот знак «U»?

- Нужно стучать тихо.

- Что обозначает этот «I» знак.

- Нужно стучать громко.

- Правильно, молодцы.

- У вас на столах лежат карточки, переверните их, рассмотрите знаки и отстучите что у вас на карточке.

Дети по очереди выполняют задание.

- Молодцы.

Вспомните, какую одежду вы знаете, назовите её и определите, сколько в ней слогов.

Ребёнок, называет одежду, хлопает в ладошки, и говорит сколько в слове слогов.

А теперь давайте все выйдем из-за столов, встанем в кружок на ковре, и проверим, всё ли наши помощники проснулись.

Самомассаж.

- С добрым утром глазки, вы проснулись? (массируют веки глаз)

- С добрым утром ушки, вы проснулись? (массируют ушки)

- С добрым утром носик, ты проснулся (массируют крылья носа)

- С добрым утром ручки, вы проснулись? (гладят руки сверху – вниз)

- С добрым утром ножки, вы проснулись? (гладят ноги сверху – вниз)

- С добрым утром солнце, я проснулся! (встать на носочки, потянуть руки вверх и улыбнуться).

- Всё в порядке у ребяток?

- Да!

- Хорошо. Садитесь. Посмотрите к нам пришли гости.

         Дети читают стихотворения по ролям.

ПЧЕЛА.

- Где ты была?

- Тут и там.

- Где летала?

- По цветам.

- Что домой ты принесла?

- Мёд, - ответила пчела.

         СОРОКА и МЫШЬ.

- Мышка- трусишка, ты треска боишься?

- Ни крошечки не боюсь!

- А громкого свиста?

- Ни капельки не боюсь!

- А страшного рёва?

- Ни сколечки не боюсь!

- А чего же ты боишься?

- Да тихого шороха.

         МЕДВЕДЬ,

- Ты куда идёшь, медведь?

- В город, ёлку приглядеть.

- Да на что тебе она?

- Новый год встречать пора.

- Где поставишь ты её?

- В лес возьму в своё жильё.

- Что ж не вырубил в лесу?

- Жалко. Лучше принесу.

- Молодцы артисты.

Давайте поиграем в игру «Узнай по голосу»

 В игре участвуют все дети. Дети становятся в круг. Водящий стоит в середине круга с закрытыми глазами. Играющие начинают двигаться по кругу. По знаку взрослого дети останавливаются, и один из них ( по выбору педагога) должен сказать:

-Узнай! Кто тебя позвал!

 Водящий с закрытыми глазами должен назвать по имени того, кто это сказал. Если он правильно угадывает, его место занимает тот, кого он узнал по голосу.

 В конце игры логопед спрашивает, понравилось ли детям играть. И просит поблагодарить помощников.

Дети гладят по голове и говорят:

- Спасибо глазки. Спасибо ушки. Спасибо ум.

Прикладывают руки к груди с левой стороны и говорят:

- Спасибо сердечко.

Поворачиваются к гостям и говорят: - Спасибо, приходите ещё.

С помощью данных упражнений и игр речь у детей становится более выразительной, интонационно-окрашенной и эмоциональной, что способствует раскрепощению детей и развитию различных средств коммуникаций.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx19.08 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР - КЛАСС

«Развитие интонационной выразительности речи детей посредством игровых упражнений в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ »

(для воспитателей детского сада)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: учитель-логопед

        Тищенко П.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель: создание условий для расширения у педагогов представлений о способах и приёмах развития интонационной выразительности речи - просодики.

Оборудование: - схемы с изображением «полёта» голоса при повествовательной, восклицательной вопросительной интонации;

     - карточки с точкой, восклицательным, вопросительным  знаками;

     - кубики (по 2 на ребёнка);

     - карточки со схемами отстукивания ритмического рисунка разной сила;

     - «медали» с изображением сороки, мышки, пчелы, ежа, сороки

      - презентация

Проведение мастер - класса

Речь – важнейшая психическая функция, присущая только человеку и предназначенная для общения. Для того, чтобы передать смысл того, о чем говориться, речь должна быть понятной и разборчивой.

Красивую мелодичную речь сейчас редко услышишь даже по радио и телевидению. Речь ведущих радио – и телепередач «грешит» и орфоэпическими ошибками, и нечетким произношением, и неоправданно быстрым темпом, при котором проглатываются окончания слов, и невыразительным интонированием

Исходя из этого, разработана новая концепция преподавания русского языка, одним из пунктов которой является необходимость усиления влияния к культуре устной звучащей речи. Эта концепция легла в основу Федерального стандарта образования по русскому языку, в соответствии с которым обучение должно быть направлено на формирование культуры произношения, развитие навыков выразительной устной речи, хороших голосовых данных. В соответствии с новыми требованиями с новыми требованиями учащиеся должны уметь правильно ставить ударения (словесные и логические), чётко артикулировать звуки, выразительно интонировать фразы в соответствии с речевой задачей, критически оценивать свою и чужую речь с точки зрения произносительных норм.

Так как между школой и дошкольными учреждениями существует преемственность, то часть задач поставленных для школьников можно начать выполнять уже детском саду, потому что дошкольники также страдают невыразительной устной речью. Чем раньше дошкольник научится правильной интонационной выразительной речи, тем легче ребёнку будет учиться в школе и тем больше людей будет с правильной и красивой речью.

Специально подобранные упражнения улучшат состояние фонематического слуха, мелодику и темп речи, тон и ритм высказывания.

Эта система упражнений по преодолению просодических нарушений у детей старшего дошкольного возраста включает решение следующих задач:

  • Развитие восприятия и воспроизведения ритма.
  • Развитие понимания и воспроизведение интонации.
  • а\ развитие силы голоса.
  • б\ развитие высоты голоса.
  • Развитие повествовательной интонации.
  • Развитие вопросительной интонации.
  • Развитее восклицательной интонации.
  • развитие восприятия и воспроизведения логического ударения.
  • Развитие фонематического слуха.

Эти упражнения используются на индивидуальных занятиях (ознакомление с упражнением), подгрупповых (отработка упражнения) и на фронтальных занятиях (закрепление упражнений), как часть занятия.

Значимость уровня развития просодической организации звукового потока важна для улучшения произносительной стороны речи, уточнения семантики речевого высказывания, для полноценного коммуникативного общения, в конечном итоге для повышения эффективности школьного обучения, поэтому проблема формирования интонационной выразительности у детей с нарушениями речи является актуальной.

 

Дети входят в группу. Встают на ковре лицом к гостям.

Ребята, давайте поздороваемся со всеми.

 

Ход занятия

ИГРА «Здравствуй!»

 

-Здравствуй, солнце золотое!                           (руки вверх)

- Здравствуй, небо голубое!                    (руки вверх, немного разводим.

                                                                  будто хотим обнять небо)

- Здравствуй, лёгкий ветерок!                  (покачиваем руками из стороны

                                                                  в сторону.)

- Здравствуй, маленький цветок!            (медленно приседаем, затем

                                                                  встаем)

- Здравствуй, утро!                                   (правая рука в сторону.)

- Здравствуй, день!                                   (левая рука в сторону.)

- Нам здороваться не лень!                      (обнимаем себя руками)

Дети садятся за столы.

- Я сейчас скажу вам три одинаковых предложения, но они чем – то отличаются.

Логопед произносит предложения с разной интонацией.

                   - Дождь идёт.

                   - Дождь идёт?

                   - Дождь идёт!

Дети должны определить, что в первом предложении голос звучит ровно, значит предложение повествовательное.

Во втором предложении голос опускается, значит, предложение вопросительное.

В третьем предложении голос повышается, значит, предложение радостное, восклицательное.

Когда дети говорят, как звучит голос, логопед выставляет карточки с направлением голоса. Ребенок выставляет карточки с соответствующими знаками: точка, восклицательный знак, вопросительный знак.

- Ребята, у вас на столах лежат по два кубика, значит мы сегодня будем отстукивать (отбивать) ритмический рисунок разной силы.

- Напомните, что обозначает этот знак «U»?

- Нужно стучать тихо.

- Что обозначает этот «I» знак.

- Нужно стучать громко.

- Правильно, молодцы.

- У вас на столах лежат карточки, переверните их, рассмотрите знаки и отстучите что у вас на карточке.

Дети по очереди выполняют задание.

- Молодцы.

Вспомните, какую одежду вы знаете, назовите её и определите, сколько в ней слогов.

Ребёнок, называет одежду, хлопает в ладошки, и говорит сколько в слове слогов.

А теперь давайте все выйдем из-за столов, встанем в кружок на ковре, и проверим, всё ли наши помощники проснулись.

Самомассаж.

- С добрым утром глазки, вы проснулись? (массируют веки глаз)

- С добрым утром ушки, вы проснулись? (массируют ушки)

- С добрым утром носик, ты проснулся (массируют крылья носа)

- С добрым утром ручки, вы проснулись? (гладят руки сверху – вниз)

- С добрым утром ножки, вы проснулись? (гладят ноги сверху – вниз)

- С добрым утром солнце, я проснулся! (встать на носочки, потянуть руки вверх и улыбнуться).

- Всё в порядке у ребяток?

- Да!

- Хорошо. Садитесь. Посмотрите к нам пришли гости.

         Дети читают стихотворения по ролям.

ПЧЕЛА.

- Где ты была?

- Тут и там.

- Где летала?

- По цветам.

- Что домой ты принесла?

- Мёд, - ответила пчела.

         СОРОКА и МЫШЬ.

- Мышка- трусишка, ты треска боишься?

- Ни крошечки не боюсь!

- А громкого свиста?

- Ни капельки не боюсь!

- А страшного рёва?

- Ни сколечки не боюсь!

- А чего же ты боишься?

- Да тихого шороха.

         МЕДВЕДЬ,

- Ты куда идёшь, медведь?

- В город, ёлку приглядеть.

- Да на что тебе она?

- Новый год встречать пора.

- Где поставишь ты её?

- В лес возьму в своё жильё.

- Что ж не вырубил в лесу?

- Жалко. Лучше принесу.

- Молодцы артисты.

Давайте поиграем в игру «Узнай по голосу»

 В игре участвуют все дети. Дети становятся в круг. Водящий стоит в середине круга с закрытыми глазами. Играющие начинают двигаться по кругу. По знаку взрослого дети останавливаются, и один из них ( по выбору педагога) должен сказать:

-Узнай! Кто тебя позвал!

 Водящий с закрытыми глазами должен назвать по имени того, кто это сказал. Если он правильно угадывает, его место занимает тот, кого он узнал по голосу.

 В конце игры логопед спрашивает, понравилось ли детям играть. И просит поблагодарить помощников.

Дети гладят по голове и говорят:

- Спасибо глазки. Спасибо ушки. Спасибо ум.

Прикладывают руки к груди с левой стороны и говорят:

- Спасибо сердечко.

Поворачиваются к гостям и говорят: - Спасибо, приходите ещё.

С помощью данных упражнений и игр речь у детей становится более выразительной, интонационно-окрашенной и эмоциональной, что способствует раскрепощению детей и развитию различных средств коммуникаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интонационной выразительности речи дошкольников посредством стихов-диалогов

Работа с детьми по театральной деятельности автоматически включает в себя этап работы над интонационной выразительностью речи....

Презентация "Развитие речи детей посредством пальчиковых игр в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ"

Презентация "Развитие речи детей посредством пальчиковых игр в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ"...

Методическая разработка "Игры и упражнения для развития интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста".

Дошкольный возраст- это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Забота о своевременном формировании ...

РАЗВИТИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В данной статье размещен доклад по теме "РАЗВИТИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"....

Мастер – класс для педагогов Театрализованная игра как средство развития интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста по Федеративным государственным образовательным стандартам дошкольного образования

Театрализованная игра как средство развитияинтонационной выразительности речи детейстаршего дошкольного возраста по  Федеративным государственным образовательным стандартам  дошкольного обра...

Тема самообразования: "Развитие речи детей посредством игровой деятельности в соответствии с ФГОС ДО"

Создание условий для развития речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры. Повышение профессиональной компетентности в вопросах внедрения инновационных дида...

План самообразования на тему "Развитие речи детей посредством игровой деятельности в соответствии с ФГОС ДО"

Создать условия для развития речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры. Повышение профессиональной  компетентности  в вопросах внедрения инновационны...