Доклад на тему: "Особенные дети"
учебно-методический материал

Рогаль Марина Григорьевна

Как помочь особенному ребенку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennye_deti.docx12.84 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые коллеги, слушатели чтений. Я - Рогаль Марина Григорьевна – педагог-психолог МБДОУ 19, города Ростова-на-Дону. Тема моего выступления – «Особенные дети приходят, чтобы сделать наш мир чище».

Рассказ  об особенных детях хотелось бы начать словами народной притчи:

У вороны спросили:

—Кто краше всех птиц?

—Мои дети,— сказала ворона

Но чтобы принять особенного ребенка, родителям нужно пройти очень долгий и трудный путь.

 Ребёнок с особенностями может родиться в любой семье, у любых родителей. Действительно, от этого не застрахован никто. И все же, столкнувшись с проблемой, никто из родителей не готов к ней. никто не готовиться стать родителем особенного ребенка, играя в дочки-матери в детском саду. Даже если проблемы в развитии ребенка очевидны, где-то в глубине души найдется уголок для маленькой, но такой желанной надежды, а вдруг это ошибка, вдруг завтра все измениться…

Но, как бы не было трудно, очень важно своевременно обращаться к специалистам для установки диагноза и возможности его корректировки.

Одна из самых распространённых историй на консультациях — о том, как родители приходят с совсем маленьким ребёнком к специалисту, но их тревоги никто не принимает всерьёз: «Он перерастёт, вы наговариваете, не о чем беспокоиться. Это мальчик, они все начинают говорить поздно, ждите». Когда родители обращаются повторно через несколько лет, с уже совершенно очевидными проблемами — зачастую к тем же самым специалистам,— они слышат: «Так запустили ребёнка, где вы были раньше?!» Поэтому, если кажется, что с ребёнком «что-то не так», в большинстве случаев вам совсем не кажется. Ищите другого врача, психолога, логопеда, ищите того, кто воспримет ваши тревоги всерьёз, сможет провести развёрнутую консультацию и диагностику и ответить на ваши вопросы. Лучше потратить время и силы на поиск хорошего специалиста, чем упустить драгоценное время.

С какого возраста имеет смысл обращаться к специалистам? Оптимальный возраст для первой диагностики, если вас что-то беспокоит, даже если нет конкретных жалоб, но вам смутно кажется, что с ребёнком что-то не то, он отстаёт в развитии или развивается как-то не так, — год. Далеко не всегда можно в этом возрасте поставить точный диагноз, но предположить наличие или отсутствие некоторых проблем и задержки развития — уже вполне реально. Более-менее точная диагностика возможна с трёх лет 

   Второй этап принятия ребенка-это торг, когда родители говорят себе «Я сделаю все что угодно, чтобы все изменить, исправить, переделать…». Но у каждого ребенка свои возможности. Возможно, не ходит, не говорит, не тянет программу массовой школы. Но не стал от этого хуже. Не прекратил быть человеком. Не перестал чувствовать и нуждаться в любви. 

    К сожалению, еще с советской школы сохранился образ «идеального ребенка», и то не все дети дотягивают до этого идеала вызывает у родителей чувство гнева, бессилия, отчаяния.

   Очень важно принять ребенка таким какой он есть, лить его несмотря ни на что. Но просто любить недостаточно. Хорошо любить детей когда они маленькие, милые. но однажды они станут взрослыми и родителям нужно позаботиться о том, чтобы к тому времени они стали развитыми и самостоятельными настолько. насколько это возможно.

   Хочется обратить внимание и на то, что осознав и приняв диагноз ребенка, многие мамы 24 часа в сутки 7 дней в неделю занимаются только своим малышом, его развитием, Но для счастья особенному ребенку, как и любому обычному, нужна спокойная, счастливая мама. Милые мамы! найдите время для себя: заняться любимым делом, встретится с друзьями, отдохнуть. Не нужно переживать что вы неидеальная мама, научитесь прощать себе ошибки в воспитании. И помните, что свои силы нужно правильно распределить, ведь минимальный срок коррекции – 2 года, а максимальный – пожизненно. Нужно очень много моральных и физических сил, поэтому забывать о себе нельзя!

Самое сложное родителям особенных деток наладить контакт с внешним миром. Главное научиться спокойно реагировать на вопросы окружающих. Самая большая ошибка – прятать ребенка от социума чтобы защитить. Конечно, отношение в нашем обществе к таким детям и их родителям оставляет желать лучшего.

Часто приходиться слышать, что дети жестоки, не хотят принимать более слабых деток к себе, обижают их. Не могу с этим согласиться Очень хотелось бы поделиться своим опытом работы с особенными детками в обычном детском саду.

Адаптировать ребенка с РАС помогают детки, которые пользуются авторитетом в группе. В младшей и средней группе можно сказатьб что ребенок еще маленький, в старшем дошкольном возрасте — что он развивается по-другому и ему нужен особенный присмотр и наша помощь. Не могу согласиться со словами. Что дети сейчас жестоки (во всяком случае дошкольники). Гораздо сложнее сейчас работать с родителями, от которых часто слышала, что они не хотят, чтобы их ребенок возился с кем-то, «что их дети повторяют странные слова и движения». Ребенок с РАС научился в саду навыкам самообслуживания, но полностью социализироваться не смог ввиду своих возможностей, зато остальные дети в группе научились с заботой относиться к особенным детям. Хочется обратиться к родителям здоровых детей: необходимо уважать непохожесть таких детей, не стоит относиться к ним с жалостью. Ведь они невероятны, у них другой взгляд на мир, другие мысли, чувства. Нужно учиться уважать непохожесть других, ценить друг друга за отличия, а не за соответствие какой-то правильности, одинаковой для всех.

Самый болезненный и сложный вопрос: созданы ли все условия для полноценного развития особенного ребенка в обычном детском саду Наш детский сад посещал ребенок с нарушения слуха. Даже осознав проблему, мама до подготовительной группы отказывалась переводить ребенка в специализированный детский сад потому. Что ему здесь нравилось, у него здесь были друзья. Но в саду не было специалистов, которые могли бы обеспечить ему необходимые занятия.

Самое сложное когда родители особенного ребенка на стадии отрицания, отдают малыша в обычный детский сад с надеждой что и ребенок станет обычным. И когда чуда не происходит — очень переживают и сердятся.

Дорогие, уважаемые, милые, самые добрые и заботливые родители! Пожалуйста, прислушивайтесь к советам специалистов детских садов, чтобы не упустить драгоценное время ведь большинство ментальных нарушений требуют медикаментозной поддержки, а оценка своего ребенка очень субъективна. Если вас просят обратиться к специалисту, это не потому, что «воспитателям нравится работать с удобными« детьми», а потому, что сколько бы усилий они не прикладывали, есть дети которым нужна специальная образовательная программа или маршрут развития, есть и те, которые без сопровождения взрослого не смогут самостоятельно посещать детский сад. Воспитатель, при всем своем желании, сопровождать одного ребенка не сможет, так как в группе еще много других детей. А как можно говорить о сопровождении тьютора, если согласно медицинской карте, развитие ребенка соответствует возрасту. Рассказывали ли вы, родители, на приеме у невролога, психиатра или на ПМПК, что ребенок вес время убегает с игровой площадки, може без повода ударит ь или укусить ребенка и тьютор вам необходим, чтобы обеспечить безопасность как вашего, так и других детей. Рассказывая это вас не должны мучить чувство вины и стыда, ведь осознание проблемы- первый шаг к ее решению. Нужно ценить неповторимось вашего ребенка и искать тот самый путь, который поможет вашему малышу стать лучше.

Приход в наш мир особенных детей требует много тепла, доброты, терпения и понимания. Принятие этих детей, их особенностей не как недостатков, а как уникальность, забота о них, о их будущем делает нас людьми!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему:" Особенности формирования умственного развития детей",

Доклад на тему :"Особеннсти формирования умственного развития детей",...

ДОКЛАД на тему: "Особенности психофизического развития детей четвертого года жизни".

Дети 3-4 лет – это в первую очередь «деятели», а не наблюдатели. Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития. Поэтому пребывание ребенка в детском саду организует...

Доклад на тему "Особенности развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста."

Дошкольный возраст - период расцвета детской познавательной активности....

ДОКЛАД На тему: «Особенности психического и физического развития детей четвертого года жизни».

ДОКЛАД На тему: «Особенности психического и физического развития детей четвертого года жизни»....

Доклад на тему: «Особенности организации среды для развития логико-математических представлений детей 6-7 лет.»

Предметный мир детства – это не только игровая среда, но и среда развития всех специфических детских видов деятельности.    Развивающая среда образовательного учреждения является ...

Доклад на тему: «Особенности развития познавательной активности детей среднего дошкольного возраста»

Особенности развития познавательной активности детей среднего дошкольного возраста....