Доклад"Фольклор как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста"
статья

Кудряшова Татьяна Геннадьевна

фольклор как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor.docx39.36 КБ

Предварительный просмотр:

Фольклор как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

        Ребенок не может успешно расти и развиваться без гармонии с окружающим миром, ему необходимы мир, согласие и любовь. Прежде всего – это любовь к Родине, которая формируется с первых дней жизни. Сначала Родина для ребенка – это его мама, его комната, семья, родные. Но вот он пошел в детский сад и начинает общаться со сверстниками и другими взрослыми людьми, в ходе освоения образовательной программы расширять свои представления об окружающем мире. В это время у него формируются и чувства, и очень хочется, чтобы детский сад, группа, воспитатели стали для него тоже родными и близкими, чтобы он чувствовал к ним привязанность и испытывал добрые чувства.

       Каждый человек «с молоком матери», слушая колыбельные песни и прибаутки, становясь участником семейных традиционных событий, впитывает культуру своего народа, которая становится неотъемлемой частью его души, началом, порождающим личность гражданина, патриота. В самом раннем детстве закладываются в человеке основы нравственности и духовности, формируются первоначальное самосознание.

        Чтобы воспитать такие чувства, необходимо создать ребенку условия, в которых он ощутил бы духовную жизнь своего народа и творчески утвердил себя в ней, принял и полюбил родной язык, историю и культуру нации. Это одни из первостепенных задач родителей.

       Задача же педагога, работающего с детьми дошкольного возраста – также помочь детям воспользоваться сокровищами народной культуры, стать богаче, умнее и добрее. В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма, когда дети начинают осознавать себя частью ценного культурно-исторического сообщества.

        «Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является  народное творчество, то есть то, что запечатлено и сохранено  народом, то, что народ  пронес через столетия».

       И я считаю, что одной из важнейших задач педагога в организации работы по патриотическому воспитанию является сделать так, чтобы дети  становились сопричастными к народным праздникам и традициями.

      Использование в образовательном процессе малых форм детского фольклора (потешек, считалок, пословиц и поговорок, народных сказок, песен,  танцев, игр и хороводов, детского фольклорного театра предоставляют ребенку возможность прикоснуться к историческому прошлому русского народа, его культуре, обрядам, традициям.

       Сегодня я хочу с вами поделиться опытом работы по   использованию фольклора в своей педагогической деятельности.

         В работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста я широко использую все виды народного фольклора: потешки, скороговорки, заклички, пестушки, песенки, хороводные игры, сказки.

Работая с детьми 3-4 лет, ежедневно, а порой и не раз в день я использовала потешки, в которые можно вставить имя ребенка:

- У сороки боли, у вороны боли, а у Ирочки заживи.

         - Кто у нас хороший, кто у нас пригожий? Данечка- хороший, Данечка – пригожий!

- Даша, Даша маленька,

Дашенька удаленька!

Пройди по дороженьке,

Топни Даша ноженькой!

Дети такие произведения малых фольклорных форм любят, очень быстро запоминают и используют в играх с куклами и часто так приговаривают друг другу, когда кому- то больно.

Особенно эффективно использовала малые фольклорные формы в период адаптации ребёнка к новым для него условиям. Во время расставания с родителями старалась переключить внимание ребёнка на игрушку (кошку, собачку, петушка), сопровождая её движениями, чтением потешки:

Петушок, петушок. Золотой гребешок...

или: Киска, киска, киска, брысь. На дорожку не садись...

или: Вот собачка Жучка Хвостик закорючка...

      Для развития мелкой моторики использую и сегодня такие пальчиковые игры как «Сорока-ворона», «У нашей бабушки десять внучат», «Семья», «Овощи, «На базар ходили», «Мышка зернышко нашла», «Кораблик»,  «Яблочко» и другие.

Ласково, интонационно выразительно, пропетая песенка или своевременно эмоционально проговоренная потешка способствуют формированию положительного отношения к режимным моментам- умыванию, причесыванию, приему пищи. Так, процесс умывания сопровождается такими потешками как: «Водичка, водичка, умой мое личико …», «Хлопаем ладошками …», «Ай, лады, лады, лады, Не боимся мы воды!», « Чистые ладошки» и многое другое.

 При причесывании приговариваю: «Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса. Расти, косонька, до пят, все волосики в ряд…»

Во время приёма пищи: 

«Умница Ксюшенька,

 ешь кашу сладеньку,

вкусную, пушистую,

мягкую, душистую»,

«А у нас есть ложки.

Волшебные немножко. 

Вот — тарелка, вот — еда. 

Не осталось и следа»,

Или «Ножками потопали:
Топ-топ-топ!
Ручками похлопали:
Хлоп-хлоп-хлоп!
Сели! Встали!
Снова Сели!
А потом всю кашу
Съели!»  

На материале потешек, учу детей и разнообразным выразительным движениям. Например, дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса и т. д. , а я в это время проговариваю:

Я рыжая лисица

Я бегать мастерица,

я по лесу бежала,

я зайку догоняла.

И в ямку – бух!

И дети бегут, а их действия –это выразительные пантомические движения, яркая мимика и жесты.

Детям нравятся игры с ложками, а для взрослых это важный момент, развивающий у малышей чувство ритма. Очень важно научить малыша слушать, вслушиваться в фольклорный сюжет и понимать его содержание.   С этой цепью, обыгрывая малые формы фольклора, использую красочную наглядность, музыкальные игрушки, инструменты (металлофон, бубен, барабан, ложки).

Наблюдая из окна или во время прогулки за состоянием погоды, мы с детьми разучиваем заклички, которые тоже приобщают ребенка к народным традициям, обрядам:

- «Солнышко-ведрышко, выгляни в окошечко!»,

-«Дождик-дождик, полно лить»,

- «Радуга-дуга, не давай дождя!» .

Большое значение имеют народные песенки, колыбельные, потешки, сказки. Они погружают ребёнка в светлый уютный и убаюкивающий мир, который оказывает врачующие влияние на детскую душу. Колыбельные песни оказывают усыпляющее воздействие, их поют ласковым, нежным голоском, покачивая куклу Катю:

«Баю-бай, баю-бай,
Ты, собачка, не лай,
Белолапа, не скули,
Мою детку не буди».

Или: «Спи, кукла, почивай, крепко глазки закрывай,

А вы, котики, не спите, нашу куклу стерегите.»

Или: «Уж ты, Петя-петушок, Золотой гребешок,

Маслена головушка, Шелкова бородушка!

Что ты рано встаешь, Голосисто поешь,

        Маше спать не даешь?

       Ты тогда Машу буди, когда солнышко взойдет,

Когда солнышко взойдет, роса наземь упадет»

Для того, чтобы легче и быстрее дети запоминали колыбельные песенки,  мы с детьми   обыгрываем, т.е. включаем те персонажи, о которых говорится в песенке. Запомнив колыбельную, дети легко переносят песенку в повседневную игру («Семья». «Детский сад». «Дочки – матери»).

       В работе с детьми, чаще это в организации игровой деятельности я использую считалки, эти небольшие, обычно стихотворные тексты с чётким ритмом, которые предназначены прежде всего для случайного выбора одного участника из группы людей. считалкой мы с детьми выбираем ведущего в  подвижных играх. Раньше, русские народные считалки были сродни заклинанию, и только намного позже превратились в обычную детскую забаву. Мне нравится, как мои дети сегодня приговаривают:

Ягодка Малинка, Медок — Сахарок. 

Вышел Иванушка — Сам Королек. Я считаю, что это сплачивает детей, они учатся действовать по правилам. Но происходит это ненавязчиво.

Загадки – это еще одно народное средство для развития ребенка, «полезное упражнение для детского ума»- как про нее говорили наши предки. В ходе реализации задач образовательной программы они позволяют решать задачи по расширению представлений детей о  характерных особенностях предметов окружающего мира и их свойствах. Уже в младшей группе я на стол выставляла несколько игрушек, и для каждой подбирала загадку. В народном  фольклоре можно найти много загадок:

1. «Идет мохнатый, идет бородатый,

Рожищами помахивает.

Бородищей потряхивает,

Копытами постукивает.

2. На голове красный гребешок,

           Под носом красная борода,

   На хвосте узоры.

        Сказки – особая фольклорная форма, призванная рассказать детям о добре и зле, воспитать в ребенке трудолюбие, уважение к самому себе и окружающим, честность, справедливость, научить смекалке. Сказка не дает прямых наставлений детям (Слушайся родителей», Уважай старших», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно осваивают. Я стараюсь  свободное время максимально использовать для знакомства детей с народными сказками, потому что   в русских народных сказках лежат основы доброты, справедливости и дружелюбия. Все эти качества мы хотим видеть в наших детях. Сказки «Репка» - быть дружными, трудолюбивыми;

«Маша и медведь» - предостерегает о том, что в лес одним ходить нельзя -можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации;

 «Теремок», «Зимовье зверей» - учат дружить, помогать друг другу;

«Гуси-лебеди», «Снегурочка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» –учат быть послушными;

Лиса и журавль», «Лисичка-сестричка и серый волк» - осуждается хитрость;

 «Лапоть, Соломинка и Пузырь», «Кот, Дрозд и Петух» – учат ценить настоящую дружбу;

Чтение сказок расширяет словарный запас ребенка и помогает развитию речи.

Сказки я чаще рассказываю. Знакомя ребенка со сказкой, воспитатель должен знать, что же лежит в основе ее содержания, с какой целью она создана первым автором (чему-то научить, удивить или позабавить).

Хорошо начинать сказку с присказки: «Сказка, сказка, прибаутка...», а заканчивать словами: «Вот и сказке конец , а кто слушал - молодец!».

Во второй младшей группе использовала русские народные сказки «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Три медведя».

А в средней группе  «Братец Иванушка и сестрица Аленушка», «Петушок и бобовое зернышко», «Петушок – Золотой Гребешок», «Снегурушка и лиса», «Крошечка –Ховрошечка», «Заюшкина избушка».

 Для наилучшего восприятия сказки активно использую различные виды театра: кукольный, настольный, пальчиковый. Активно привлекаю детей к участию. После рассказа сказки, с помощью вопросов к детям, игр- драматизаций с выразительными движениями или настольного театра  я доношу до детей идею каждой сказки.

Использование произведений народного творчества в различных играх формирует словарь детей, делает их речь эмоционально выразительной.

Особое внимание следует обратить на эмоциональное чтение воспитателем произведений народного творчества. Ребенок должен чувствовать отношение взрослого к описываемым ситуациям.

    Народные игры вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы сделать их достоянием наших дней. В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для детей. Доступность и выразительность народных игр активизирует мыслительную работу ребенка, способствует расширению представлений об окружающем мире, развитию психических процессов. В народных играх есть все: и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и азарт. В то же время они имеют строго определенные правила, и каждый играющий приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми принятых условий игры.
В работе c детьми использую
Подвижные игры «Кот и мыши»,«Гуси-гуси», «Заинька», «Наседка и цыплята», «Солнышко и дождик», «У медведя во бору». Хороводные:  «Ходит Ваня», «Каравай», «Карусель», «Зайка», «Мы матрешки», «Матрешки».

Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества: они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека; поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями. Пословицы начинаем использовать со второй половины года в средней группе, когда некоторым детям уже исполнилось 5 лет и у них начало формироваться образное мышление. Использую как в режимных моментах, так и во время продуктивной деятельности

- собираясь на прогулку медлительному Егору говорю: «Семеро одного не ждут», давай я тебе помогу и мы догоним ребят, а в следующий раз ты сам поторопишься, чтобы тебе так не говорили.

- когда кто-то неопрятен: «Поспешишь - людей насмешишь!», «Кто аккуратен – тот и людям приятен».

Во время прогулок, наблюдая за характерными особенностями времен года, пословицы помогают детям лучше понять различные явления, события «Весна красна цветами - а осень пирогами », «Зимой солнце светит, да не греет», «Как зима не злится, а весне покорится», «Дождик вымочит, солнце высушит».

Праздники благотворно влияют на развитие психических процессов ребенка: памяти, внимания; создают прекрасную атмосферу для развития речи ребенка. Подготовка к празднику является отличным стимулом для детей. Дети разучивают песни, стихи и танцевальные движения. В рамках приобщению детей к миру народной культуры,  воспитанию  любви к своей Родине, к своему народу, и его традициям  и развитию творческих способностей детей вместе с музыкальным руководителем  проводим праздники «Осенины», «Новый год» и другие праздники.  

Так как одной из задач патриотического воспитания является воспитывать уважительное отношение к труду, стремление трудиться на благо других людей, то во время организации трудовой деятельности, трудовых поручений - убрать игрушки, покормить птиц использую пословицы и поговорки о труде: «Любишь кататься — люби и саночки возить», «Без труда не выловишь и рыбку из пруда», «Маленькое дело лучше большого безделья».

Когда я знакомлю детей с новой пословицей, то объясняю ее смысл, и мы вместе разбираем , в каких ситуациях ее можно использовать.

В первые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении самых близких людей, и только в совместной работе с родителями можно развить интерес и любовь к богатству и красоте всего, что его окружает, к народному искусству. Поэтому, я веду работу с родителями по этой теме; в беседах, в папках - передвижках объясняю им ценность русского фольклора для воспитания детей; знакомлю с потешками, колыбельными песенками, ведь многие родители не помнят их содержания.

Таким образом, я убеждена, что русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и в развитии речи в частности.

Работая, с детьми раннего возраста я увидела, что использование малых форм фольклора на занятиях и в режимные моменты, речь детей становится внятной, понятной, дети могут составлять несложные предложения, заучивать  четверостишия и даже небольшие роли.

Я считаю, что у моих воспитанников повысился интерес к народному творчеству. Словарь детей существенно обогатился. Они знают потешки, песенки, игры, сказки. Речь детей стала более внятной, понятной, эмоционально окрашенной. Ребята активно осуществляют самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся потешек, песенок, сказок в повседневную деятельность, в игру.  Дети стали более открытыми в общении со взрослыми и своими сверстниками.

Ты молодец! Большой молодец! Все делаешь правильно! осталось немного ! обрати внимание на свои задачи в системе и в конце попробуй к ним приблизиться …

 Не хватает работы с родителями!

например так: я считаю, что приобщила детей к народной культуре и теперь воспитанники знают сказки и играют в них, используя настольный театр и игры- драматизации, считалки используют в подвижных играх., с удовольствием договаривают знакомые пословицы.

 Несколько слов скажи про праздники Осенины и Новый год, что ты им рассказывала о праздновании Нового года на Руси и как они рассказали о своих праздниках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклор как средство этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста

Процессы, происходящие в нашем государстве и связанные с усиленной миграцией различных этнических групп в Сибирский регион, формированием на данной территории многонационального общества, вызывают пот...

Доклад "Фольклор-как средство патриотического воспитания детей".

«Фольклор – как средство патриотического воспитания детей»«Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».К.Д.Ушинский Ребенок не может успешно расти и развиватьс...

Доклад на тему: "Дымковская народная игрушка, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста"

     Работа по ознакомлению детей с народным прикладным творчеством является важной стороной всей работы по формированию патриотических чувств, воспитанию любви и интереса к наше...

Статья на тему «Народный фольклор как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»

Цель: изучение методических аспектов использования фольклора в экологическом воспитании детей среднего дошкольного возраста.Объект: экологическое воспитание детей дошкольного возраста....

Доклад на тему: «Народная игрушка, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

Народные игрушки имели важное значение в жизни наших далёких предков. Сначала они были объектом древних ритуалов, затем их предназначением явилась подготовка ребёнка к будущей жизни. В современном дет...