Обучение старших дошкольников составлению рассказа по картине с помощью наглядного моделирования
статья (старшая группа)

Обучение старших дошкольников составлению рассказа по картине с помощью наглядного моделирования

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описа­ниями речь—у дошкольников явление очень редкое. У де­тей С речевыми нарушениями, как правило, недостаточно сформирован навык построения связного высказывания.

По результатам диагностики на начало коррекционного обучения в подготовительной к школе группе для детей с ФФПР у воспитанников отмечены следующие недостатки.

Связные высказывания:                                  

  • короткие;
  • непоследовательные (даже при передаче содержания знакомого текста);
  • состоят из отдельных фрагментов, логически не связан­ных между собой;
  • уровень их информативности очень низкий.

Дети старшего дошкольного возраста достигают сравнительно высокого уровня развития связной речи, довольно успешно вступают в общение (деловое, познавательное, лич­ностное). Однако все это может быть реализовано благодаря использованию наиболее рациональных средств обучения.

Опыт работы с детьми с нарушениями речи позволил нам выделить один из эффективных методов для развития связного высказывания, применение которого повышает интерес детей к данному виду деятельности и позволяет добиться значительных результатов в коррекции речи. Это метод наглядного моделирования.

Он может быть использован в работе над всеми видами связной речи:

при пересказе;

составлении описательных рассказов, рассказов по серии картин, рассказов по картине, творческих рассказов.

В качестве условных заме­стителей (элементов, моделей) мы применяем символы:

геометрические фигуры;

символические изображения предметов (условные обо­значения, силуэты, контуры, пиктограммы);

планы и условные обозначе­ния на них.

Наглядная модель высказы­вания выступает в роли .плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.

Для составления рассказов мы используем картины с до­ступными детям сюжетами: «Мы дежурим», «Дочки-матери», «Се­мья», «Игры на детской площад­ке», «Зимние развлечения». Чуть позже предлагаем жанровую жи­вопись, способную взволновать ребенка, вызвать желание обсу­дить увиденное: «Опять двойка» Ф.П. Решетникова, «Иван-царевич на сером волке», «Богаты­ри», «Алёнушка» В.М. Васне­цова, «Утро в сосновом бору» И.И. Шишкина и др. Важно, что­бы ребёнок видел особенности композиции картины, цветовой палитры, сумел выразить свое отношение к изображенному, по­

чувствовал мастерство художни­ка и его настроение.

Обучение рассказыванию происходит при помощи различ­ных игр, упражнений и заданий.

Определение состава картины, называние живых и неживых объектов, схематическое обозначение

Игра «Кто больше назовет живых предметов?»

Игра «Кто больше назовет неживых предметов?»

Игра «Кто больше уви­дит?» (Ребенок называет изо­браженные на картине предметы указанного цвета, назначения, сделанные из того или иного ма­териала.)

Игра «Кто самый внима­тельный?» (Дети поочередно заканчивают предложение, нача­тое педагогом, нужным по смыс­лу словом с опорой на картину. Используется схематическое изо­бражение слов-предметов.)

Нахождение связей между объектами на картине

Логопед соединяет линией два предмета. Обращается к де­тям: «Расскажите, как связаны между собой объекты, которые я соединяю линией? Кто лучше запомнил?» Дети должны вспом­нить, какие действия выполняют различные персонажи.

Используется схематическое изображение слов-действий. Возможно обыгрывание детьми в пантомиме действий персона­жей картины с последующим оречевлением.

Исследование картины на полисенсорной основе.

Логопед обращается к детям: «Закройте глаза и представьте, что вы попали в картину. Что вы слышите? (Логопед показывает символ «ухо».) Пройдите по кар­тине, дотроньтесь до предметов, которые вам попадаются на пути. Что вы почувствовали? (Показы­вает символ «рука».) Вдохните запах. Какие запахи вы почувство­вали? (Показывает символ «нос».) Попробуйте на вкус. Какие у вас возникли вкусовые ощущения? (Показывает символ «язык».)

Копилка образных сравнений

Логопед обращается к детям: «Скажите, какой предмет? Что такое же?» Дети отвечают, при­думывают метафоры и сравне­ния по моделям.

Выстраивание временной последовательности событий на картине

Логопед обращается к детям: «Выберите какого-нибудь героя. Придумайте, что он делал рань­ше до появления на картине, что будет делать потом».

Разные точки зрения

Логопед предлагает детям: «Выберите героя, войдите в его состояние и опишите окружаю­щие предметы или события с его позиции. Затем опишите того же героя в другом состоянии или другого героя в ином состоя­нии».

При составлении рассказа по картине используют следующие карточки-символы:

— «дедушка» — заглавие (как называется картина);

— знак вопроса (о чем эта кар­тина);

— символ, обозначающий место действия;

— символ, обозначающий время действия;

карточки со стрелками, обо­значающие композицию кар­тины (передний план, цен­тральная часть, задний план картины);

- символы действующих лиц, изображенных на картине;

— действия героев картины;

— их одежда;

— настроение и характер дей­ствующих лиц;

— цветовая палитра;

— символ «сердце» (дети рас­сказывают, какие чувства вы­зывает у них картина).

Представленные приемы ра­боты позволяют повысить эф­фективность коррекции речи дошкольников, страдающих ее недоразвитием, но могут быть использованы и в работе с деть­ми, не имеющими недостатков развитии, как средство повы­шения интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса развития навыка связ­ной речи. Дети, постепенно ов­ладевая всеми видами связного высказывания с помощью моде­лирования, учатся планировать свою речь.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_shura.docx17.14 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение старших дошкольников составлению рассказа по картине с помощью наглядного моделирования

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь—у дошкольников явление очень редкое. У детей С речевыми нарушениями, как правило, недостаточно сформирован навык построения связного высказывания.

По результатам диагностики на начало коррекционного обучения в подготовительной к школе группе для детей с ФФПР у воспитанников отмечены следующие недостатки.

Связные высказывания:

  • короткие;
  • непоследовательные (даже при передаче содержания знакомого текста);
  • состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
  • уровень их информативности очень низкий.

Дети старшего дошкольного возраста достигают сравнительно высокого уровня развития связной речи, довольно успешно вступают в общение (деловое, познавательное, личностное). Однако все это может быть реализовано благодаря использованию наиболее рациональных средств обучения.

Опыт работы с детьми с нарушениями речи позволил нам выделить один из эффективных методов для развития связного высказывания, применение которого повышает интерес детей к данному виду деятельности и позволяет добиться значительных результатов в коррекции речи. Это метод наглядного моделирования.

Он может быть использован в работе над всеми видами связной речи:

при пересказе;

составлении описательных рассказов, рассказов по серии картин, рассказов по картине, творческих рассказов.

В качестве условных заместителей (элементов, моделей) мы применяем символы:

геометрические фигуры;

символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);

планы и условные обозначения на них.

Наглядная модель высказывания выступает в роли .плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.

Для составления рассказов мы используем картины с доступными детям сюжетами: «Мы дежурим», «Дочки-матери», «Семья», «Игры на детской площадке», «Зимние развлечения». Чуть позже предлагаем жанровую живопись, способную взволновать ребенка, вызвать желание обсудить увиденное: «Опять двойка» Ф.П. Решетникова, «Иван-царевич на сером волке», «Богатыри», «Алёнушка» В.М. Васнецова, «Утро в сосновом бору» И.И. Шишкина и др. Важно, чтобы ребёнок видел особенности композиции картины, цветовой палитры, сумел выразить свое отношение к изображенному, по

чувствовал мастерство художника и его настроение.

Обучение рассказыванию происходит при помощи различных игр, упражнений и заданий.

Определение состава картины, называние живых и неживых объектов, схематическое обозначение

Игра «Кто больше назовет живых предметов?»

Игра «Кто больше назовет неживых предметов?»

Игра «Кто больше увидит?» (Ребенок называет изображенные на картине предметы указанного цвета, назначения, сделанные из того или иного материала.)

Игра «Кто самый внимательный?» (Дети поочередно заканчивают предложение, начатое педагогом, нужным по смыслу словом с опорой на картину. Используется схематическое изображение слов-предметов.)

Нахождение связей между объектами на картине

Логопед соединяет линией два предмета. Обращается к детям: «Расскажите, как связаны между собой объекты, которые я соединяю линией? Кто лучше запомнил?» Дети должны вспомнить, какие действия выполняют различные персонажи.

Используется схематическое изображение слов-действий. Возможно обыгрывание детьми в пантомиме действий персонажей картины с последующим оречевлением.

Исследование картины на полисенсорной основе.

Логопед обращается к детям: «Закройте глаза и представьте, что вы попали в картину. Что вы слышите? (Логопед показывает символ «ухо».) Пройдите по картине, дотроньтесь до предметов, которые вам попадаются на пути. Что вы почувствовали? (Показывает символ «рука».) Вдохните запах. Какие запахи вы почувствовали? (Показывает символ «нос».) Попробуйте на вкус. Какие у вас возникли вкусовые ощущения? (Показывает символ «язык».)

Копилка образных сравнений

Логопед обращается к детям: «Скажите, какой предмет? Что такое же?» Дети отвечают, придумывают метафоры и сравнения по моделям.

Выстраивание временной последовательности событий на картине

Логопед обращается к детям: «Выберите какого-нибудь героя. Придумайте, что он делал раньше до появления на картине, что будет делать потом».

Разные точки зрения

Логопед предлагает детям: «Выберите героя, войдите в его состояние и опишите окружающие предметы или события с его позиции. Затем опишите того же героя в другом состоянии или другого героя в ином состоянии».

При составлении рассказа по картине используют следующие карточки-символы:

— «дедушка» — заглавие (как называется картина);

— знак вопроса (о чем эта картина);

— символ, обозначающий место действия;

— символ, обозначающий время действия;

карточки со стрелками, обозначающие композицию картины (передний план, центральная часть, задний план картины);

- символы действующих лиц, изображенных на картине;

— действия героев картины;

— их одежда;

— настроение и характер действующих лиц;

— цветовая палитра;

— символ «сердце» (дети рассказывают, какие чувства вызывает у них картина).

Представленные приемы работы позволяют повысить эффективность коррекции речи дошкольников, страдающих ее недоразвитием, но могут быть использованы и в работе с детьми, не имеющими недостатков развитии, как средство повышения интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса развития навыка связной речи. Дети, постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, учатся планировать свою речь.