План самообразования «Формирование нравственно - патриотических чувств у дошкольников»
материал (старшая группа)

План самообразования

«Формирование нравственно - патриотических чувств у дошкольников»

Скачать:


Предварительный просмотр:

    План самообразования на тему:

  «Формирование нравственно - патриотических

                      чувств у дошкольников»

 

                                                               Воспитатель :  Баранова Е.Е.

План самообразования

«Формирование нравственно - патриотических чувств у дошкольников»

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем

И березки у дороги,

По которой мы идем

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом.

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем.

В. Степанов

Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственности, честности, доброты, готовности служить Отечеству и др. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

Патриотизм— это проявление любви не только к сильной и красивой, великой и могучей стране, а также к стране, которая переживает не лучшие времена: бедность, непонимание, раздор, или военные конфликты. Именно в наше время воспитание чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны является одной из важнейших задач образования. Период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т. к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Дошкольное образование - начальное звено системы образования, оно призвано формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Поэтому задачей педагогов, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городе; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Цель: 

  • повысить собственный уровень знаний по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников;
  • создание условий для формирования нравственно - патриотических чувств у дошкольников.

Задачи самообразования:

  • Повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности через изучение методической литературы;
  • Оформить уголок патриотического воспитания в группе;
  • Подобрать беседы по темам; художественную литературу (стихи, пословицы, загадки, рассказы, сказки), картотеки игр ;
  • Составить конспект НОД ;
  • Подготовить консультации для родителей и педагогов;
  • Организовать выставки поделок и рисунков;

Задачи по работе с детьми:

  • формировать у детей чувство привязанности к своему дому, своим близким, детскому саду;
  • формировать понятие – «семейные традиции», «народные традиции»;
  • формировать у детей любовь и привязанность к родной улице, городу, стране;
  • закрепить знания о государственных символах РФ;
  • воспитывать чувство любви к своей Родине;
  • воспитывать у детей любовь и уважение к воинам Российской Армии, желание в будущем стать защитниками Отечества;
  • воспитывать уважение к ветеранам, учить чтить память погибших.

Планируемый результат:

  • Создана предметно-развивающая среда;
  • Составлены конспекты занятий, бесед;
  • Составлены картотеки игр;
  • Подготовлены консультации;
  • Решение всех поставленных задач;
  • Нравственно-патриотическое воспитание сформирует у дошкольников представление о родном городе, о родной стране, желание быть патриотом своей Родины, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит.

Методы и формы работы:

  • беседа,
  • игры,
  • чтение художественной литературы,
  • творческое задание,
  • художественное творчество,
  • трудовая деятельность,
  • работа с родителями,
  • музыкальная деятельность.

План работы

Сентябрь

«Семья», «Детский сад»

Беседы на темы: «Моя семья», «Мой дом-моя крепость», «Уважай отца и мать –будет в жизни благодать», «Кто работает в детском саду» и др.

Экскурсия по детскому саду.

Дидактические игры: «Наши соседи», «Угадай по описанию», «Изобрази

себя другим» и др.

Знакомство с пословицами и поговорками о дружбе, семье.

Чтение: Гайдар А. «Чук и Гек» (главы), Габе Д. «Моя семья», Зощенко М. «Показательный ребёнок», Браиловская Г. «Наши мамы, наши папы» и др.

Октябрь

 Оформление зоны в группе детского сада «Патриотический воспитание»

Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию. Цикл занятий под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных

ценностей и познание самого себя в мире людей.

Ноябрь

«Моя Родина - Россия»

Беседы на темы: «Москва – столица нашей Родины», «Мы гуляем по Кремлю», «История Московского Кремля» и др.

Ознакомление с государственными символы России (флаг, герб, гимн); прослушивание «Государственного гимна России».

Чтение: Асеев Н. «Москва- Россия», Баруздин С. «Страна, где мы живем», «За Родину», Исаковский М. «Москва», Лисянский М. «Золотая на веки веков», Черницкий И. «Есть на свете город», Прокофьев А. «Родина и др.

Оформление уголка группе «Моя Родина –Россия».

Подборка пословиц и поговорок о Родине.

Дидактические игры: «Флаг России», «Сложи герб из фрагментов» и др.

Оформление уголка «Моя Родина-Россия».

Декабрь

«Ознакомление с обычаями и традициями русского народа»

Беседы на темы: «Русские народные игры», «Русская народная игрушка», «Россия моя мастеровая», «Русские обычаи – взаимопомощь и гостеприимство» и др.

Ознакомление детей с обычаями и традициями русского народа, с народными промыслами.

Проведение развлечений «Рождество Христово», «Крещенские вечера», «Игры наших бабушек».

Выставка совместных изделий по мотивам народного творчества

Беседы на темы: «От куда пришла сказка», «Любимые герои», «В гостях у сказки» и др.

Чтение: Одоевский В. «Мороз Иванович», Маршак С. «Двенадцать месяцев», Бажов П. «Серебряное копытце» и др.

Знакомство с русскими традиционными народными играми

Выставка детских работ

Январь

Моя малая родина»

Беседы по темам: «Мой любимый город Смоленск», «Улица, на которой я живу», «История моего города», «Памятники и достопримечательности родного города» и др.  

Просмотр видеофильмов «Наш родной город», «Район где я живу»

Ознакомление символами нашего города, Знакомство с природой родного края.

Выставка рисунков «Мой любимый район»

Экскурсия с родителями к памятным местам.

Дидактические игры: «Путешествие по городу», «Кто где живет?» и др.

Чтение: Александрова З. «Родина», Михалков С. «Моя улица», Дугилов А. «Моя улица» и др

Февраль

Беседы на темы: «Защитники Родины», «Народные праздники на Руси. Масленица» и др.

Чтение: Барто А. «На заставе», Орлов В.Н. Рисунок», «Старший брат», Александрова З. «Дозор», Высотская О. «Мой брат уехал на границу», «У телевизора» и др.

Ознакомление детей с воинской славой России.

Оформление газеты с поздравлением.

Проведение праздников: «День защитника Отечества», Фольклорный праздник «Масленица»

Март

Беседы на темы: «За что я люблю свою маму», «Моя мама –лучшая на свете», «Моя бабушка самая лучшая», «Как ты помогаешь по дому маме или бабушке» и др.

Чтение: Виеру Г. «Мамин день», Милн А. «Непослушная мама», Л. Квитко «Бабушкины руки». В. Осеева «Просто старушка» и др.

Выставка детского творчества «Мамин портрет».

Оформление фотогазеты «Моя мама лучшая на свете!»

Тематический праздник «8 марта – женский день»

Апрель

Беседа на темы: «День космонавтики», «Космос», «Покорение космоса», «Наш дом во Вселенной «и др.

Чтение: Леонов А. «Шаги над планетой», Митяев А. «12 апреля – день космонавтики», Бороздин  В. «Первый в космосе», Кащенко  В. «Найди созвездие», Булычёв К. «Тайна третьей планеты», Носов Н. «Незнайка на луне», Клушанцев П.«О чём рассказал телескоп» и др.

Просмотр видеофильмов: «Космос и звездное небо», «Первый космонавт»

Викторина «Что вы знаете о космосе»

Выставка работ детского творчества «Космос глазами детей»

Тематический праздник «День космонавтики»

Май

«День Победы»

Беседа на темы: «О подвигах солдат во время Великой Отечественной войны», «О войне», «День Победы» и др.

Рассматривание альбома с военными профессиями; рассматривание картин из серии «История России».

Чтение: Кассиль Л. «Памятник солдату», «Москва», «Твои защитники», Маршак С. «День Победы», И. Токмакова «Идёт война народная», Исаковский М. «Здесь похоронен красноармеец», Твардовский А. «Рассказ танкиста», Орлов В.Н. «Парад», «Салют» и др.

Тематический праздник, посвящённый  Великой Победе.

Выставка поделок руками детей и их родителей «Никто не забыт – ничто не забыто!

Работа с семьёй

Сентябрь

Консультация «Куда сходить в выходные дни с ребёнком?»

 Октябрь

 Информация для родительского уголка

Ноябрь

Консультация для родителей

«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»

Информация для родительского уголка

Декабрь- январь

Консультация

«Праздник Новый год»

Конкурс новогодних игрушек

Выставка поделок

Февраль

Конкурс плакатов «Защитники Отечества»

Консультация для родителей

«Нравственно – патриотическое воспитание детей»

Выставка

Информация для родительского уголка

Март

Конкурс рисунков «Моя мама лучше всех»

Рекомендации для родителей

«Как воспитать маленького патриота»

Выставка рисунков

Информация для родительского уголка

Апрель

Консультация для родителей .Выставка  поделков  Космос.

Май

Консультация «Воспитание патриотических чувств у дошкольника».

Информация для уголка родителя

Подбор литературы по теме:

1. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. А.Я. Ветохина, З.С. Дмитренко. - «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.

2. Мы живем в России. Гражданско - патриотическое воспитание дошкольников Зеленова, Н.Г. Пособие для воспитателей. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.  

3. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Князева О. Л., Маханева М. Д., - Санкт-Петербург, 1999 год.

4. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет - Комратова, Н.Г., Грибова, Л.Ф. М: Мозаика – Синтез, 2005.

5. Красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – Тихонова М.В., Смирнова Н.С. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.детском саду. №2 – 08.

6. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М.: ЦГЛ,2005 9. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М: ЦГЛ,2005.  

7. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). - М.: УЦ «Перспектива», 2011.

8. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников. М.: ВАКО,2005.

9. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Авторы-составители: Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В., Щербакова И.А. – М.: АРКТИ, 2003.

10. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. -М.: ТЦ Сфера, 2005.

11.  Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // авт. - сост. Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.

12. Пакулова О. А. Патриотическое воспитание в ДОУ // Молодой ученый. — 2016.

13. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / авт.- сост. Александрова Е.Ю. и др.-Волгоград: Учитель, 2007.

14. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. – Скоролупова О.А. М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2006.

15. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию: «Формирование нравственно - патриотических чувств у дошкольников».

Цель: Воспитание гуманной, духовно –нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества, формирование у дошкольников интереса к национальной культуре, обычаям, тр...

План самообразования «Формирование нравственно - патриотических чувств у дошкольников»

Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственности, честности, доброты, готовности слу...

План самообразования «Формирование нравственно - патриотических чувств у дошкольников»

План по самообразованию педегога "Формирование нравственно-патриотисеских чувств у дошкольников"...

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ «Формирование нравственно - патриотических чувств у дошкольников» на 2022 – 2023 уч.год.

Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, но и воспитание уважительного...

План самообразования «Формирование нравственно - патриотических чувств у дошкольников»

Цель:повысить собственный уровень знаний по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников;создание условий для формирования нравственно - патриотических чувств у дошкольников....

План по самообразованию "Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников".

Период старшего дошкольного возраста благоприятствует воспитанию патриотических чувств, так как именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы ...