Методическая разработка для организации работы с родителями, направленная на формирование компетенций ответственного родительства (Кафедра ответственного родителя) «ВМЕСТЕ ПОКАЖЕМ РЕБЕНКУ, ЧТО МИР ХОРОШЕЕ МЕСТО ДЛЯ ЖИЗНИ!»
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Пышина Александра Алексеевна

 

Методическая разработка посвящена взаимодействию с семьями воспитанников, для актуализации их участия в развитии, воспитании и обучении детей.

Данная разработка является продуктом длительного изучения внутрисемейных и детского-родительских отношений и позволяет направить процесс работы с семьей от интеллектуального и эмоционального обсуждения к реальному взаимодействию, что позволяет увеличить активность каждого члена семьи, повышает спонтанность и уменьшает сопротивление.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение №3

Пышина Александра Алексеевна,

педагог-психолог первой квалификационной категории,

муниципального бюджетного дошкольного образовательного

 учреждения детский сад комбинированного вида № 3,

города Кропоткин

 муниципального образования Кавказский район

Методическая разработка для организации работы с родителями, направленная на формирование компетенций ответственного родительства

(Кафедра ответственного родителя)

«ВМЕСТЕ ПОКАЖЕМ РЕБЕНКУ, ЧТО МИР ХОРОШЕЕ МЕСТО ДЛЯ ЖИЗНИ!»

Если ребенок живет с чувством безопасности, он учится доверять себе.

Если ребенка принимают, он учится любить.

Если ребенка признают, он учится ставить перед собой цели.

Если ребенка одобряют, он учится любить себя.

Если ребенок живет с дружелюбием, он узнает, что мир хорошее место для жизни!

Т. Джинот

Актуальность

       Обновление системы дошкольного образования обусловило необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Семья – это уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности. В семье ребенок находит примеры для подражания, там происходит его социальное рождение.

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.

Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребёнка. Посещая детский сад, он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Насколько эффективно ребёнок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе дошкольного учреждения невозможно. 

Роль семьи в воспитании и развитии ребёнка также нельзя недооценивать. Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Другая важная роль семейного воспитания – влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребёнка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи.

 В условиях колоссальных изменений во всех сферах жизни общества семья должна изменить свою традиционную функциональную стратегию, и, прежде всего, в воспитании. Но исторический опыт показывает, что в периоды социальных перемен именно институт семьи проявляет консерватизм, инертность в принятии новых парадигм и тем самым в условиях всеобщих изменений сохраняет стабильность, преемственность старых представлений, образцов и норм.  

Таким образом, семья в силу своей традиционности не может гибко перестроить свою воспитательную среду. Но преодоление этой объективной реальности не предусматривает времени для длительного приспособления, требует идеологии воспитания, адекватной современным условиям.  

В настоящее время разрушение традиционных устоев семьи является одной из причин кризиса в духовно-нравственной и социокультурной сферах современного общества. Кризисные явления в жизни семьи многообразны:  

  1. утратилось традиционное понимание семейного воспитания как добровольного несения родительского креста, жертвенной любви, труда и усилий, направленных на установление духовной общности с детьми;  
  2. не имея навыков совместного проживания с ребенком событий семейной жизни, большая часть родителей стремится «откупиться» от личного общения с ребенком дорогими подарками, компьютерной и иной техникой, лишая детей живого участия и поддержки;  
  3. прервалась преемственность педагогической традиции в семье, родители проявляют поразительную неграмотность в вопросах приоритетов развития и воспитания в разные периоды детства;  
  4. утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья оказывается не в силах удержать юных от порока, но часто провоцирует к нему;  
  5. представители старшего поколения, вырастившие своих детей в яслях, детских садах и пионерских лагерях, не готовы к выполнению социальных ролей бабушек и дедушек: не владеют традиционными приемами пестования маленьких детей, избегают активного участия в воспитании внуков, оказываются неспособны помогать детям и внукам наставничеством и сердечным участием.  

      Введение должности психолога в систему образования позволило раскрыть новые пути взаимодействия между образовательным учреждением и семьей в контексте гуманистической парадигмы.

      Появление психологов в детских садах способствовало ориентации коллектива на интересы развития каждого ребенка; переосмыслении понятия "педагогика сотрудничества". Сотрудничество воспринимается как системное явление, включающее в структуру сотрудничества и родителей, и психологов как полноправных представителей образовательной системы. Однако, учитывая трудности в организации взаимодействия с семьей всех специалистов ДОУ, педагог-психолог также испытывает сложности в осуществлении сотрудничества с родителями. Модели взаимодействия психолога с родителями находятся в стадии разработки и апробации, не существует единого подхода к реализации данного процесса. Каждый педагог-психолог ищет свой путь, выбирает наиболее приемлемые для него и эффективные для родителей формы взаимодействия.  

Недостаточное внимание ученых и практиков к изучению и организации взаимодействия образовательного учреждения в целом и педагогов-психологов в частности с такими значимыми для ребенка людьми, как родители может привести к односторонней интерпретации проблем, возникающих у ребенка, и выходу на неадекватные решения. В настоящее время является актуальным рассмотрение деятельности педагогов-психологов не обособленно, а в структуре педагогических процессов в образовательном учреждении.

Исследование места и роли психолога в образовании, а также особенностей его взаимодействия с другими участниками образовательной системы представлены в работах Л.А. Головей, И.В. Дубровиной, В.В. Зацепина, В.А. Зенченко, Е.И. Казаковой, А.К. Колеченко, Р.С. Немова, Р.В. Овчаровой, Г.С. Сухобской.

Что есть семья? Какое значение семьи в жизни человека?..

Семья:

  • форма общности людей, в которой – соединенные браком мужчина и женщина, их дети и родственники связаны кровнородственной связью.
  • имеет определенные социальные функции, которые являются отражением как общественных потребностей в ее жизнедеятельности, так и индивидуальных потребностей членов семейной группы:
  • генеративная (воспроизводство людей);
  • рекреативная (физическая, материальная, моральная, психологическая взаимопомощь, организация досуга);
  • коммуникативная;
  • регулятивная;
  • фелицитологическая (ощущение счастья в семье), экономическая и хозяйственно-бытовая;
  • главной функцией семьи называется функция первичной (или базисной) социализации ребенка, его формирования.

Типы семейных взаимоотношений

По силе власти в семье кого-либо из супругов:

1) доминирующий муж и пассивная жена;

2) доминирующая жена и пассивный муж;

3) открытая борьба или соперничество;

4) изоляция или эмоциональное отчуждение;

5) псевдокооперация, когда внешне соглашаются, но внутри остаются при своем мнении.

Семья самая влиятельная структура под воздействием которой формируется человек.

       Вырастая, мы часто не замечаем, как сильно зависим от мнения родителей, привыкаем смотреть на мир через призму семейных ценностей и традиций, установок и принятых правил поведения.

         Образ личности складывается из того, как строятся взаимоотношения в семье, от того, чувствует ли человек любовь и уважение или привык к тому, что его не замечают, а общение проходит только в скандалах и на повышенных тонах.

          Куда бы мы ни переместились, в каком бы обществе ни развивались, как бы много мы ни достигли, наш личный опыт взаимодействия внутри своей семьи с родителями, братьями и сестрами будет всегда следовать за нами, определяя наше поведение.

Роль семьи.

     В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения.

     Большую роль играют в семье взаимоотношения между представителями разных поколений, в том числе в пределах одного и того же поколения.

     Чем меньше семья, тем выше требования к психологической совместимости ее членов. В большой семье психотерапевтическая нагрузка распределяется, и возникают микрогруппы по интересам и духовной близости: отец-сын, бабушка-внучка и т.д.

      Семья как малая группа создает такие условия для эмоциональных проявлений и удовлетворения эмоциональных потребностей, которые помогают человеку ощущать свою принадлежность к обществу, усиливают чувство его безопасности и покоя, вызывают желание оказывать помощь и поддержку другим людям.

Так же семью можно рассмотреть, как систему воспитания.

      В зависимости от понимания целей воспитания, и формулировки его задач, и более или менее целенаправленного применения методов и приемов воспитания, учета того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка, различают тактики воспитания в семье и отвечающие им типы семейных взаимоотношений:

  • диктат в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов;
  • опека в семье как удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей;
  • сотрудничество - опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями.

Существуют различные критерии оценивания и описания семьи и семейных отношений, но независимо от характеристик наиболее болезненными для ребенка являются следующие ситуации:

  • когда родители не удовлетворяют потребности ребенка в любви и полностью отвергают его;
  • когда ребенок в семье является средством разрешения конфликтов между супругами;
  • когда родители используют в качестве дисциплинарной меры угрозу «разлюбить» ребенка или уйти из семьи;
  • когда родители открыто или косвенно заявляют ребенку о том, что он является причиной их неприятностей;
  • когда в окружении ребенка отсутствует человек, способный понять переживания ребенка.

      Наиболее распространенным механизмом формирования характерологических черт ребенка, ответственных за самоконтроль и социальную компетентность, выступает интериоризация средств и навыков контроля, используемых родителями.

       При этом адекватный контроль предполагает сочетание эмоционального приятия с высоким объемом требований, их ясностью, непротиворечивостью и последовательностью в предъявлении ребенку.

        Развитие ребенка в большой степени зависит от благополучия его семейной ситуации, от адекватного участия родителей в его физическом и нравственном становлении, правильности их воспитательных воздействий.

Виды психологической помощи семье

  • информирование: специалист может предоставить семье или отдельным ее членам информацию о закономерностях и особенностях развития ребенка, о его возможностях и ресурсах, о сущности самого расстройства, которым страдает их ребенок, о вопросах воспитания и обучения такого ребенка и т.д.;
  • индивидуальное консультирование: практическая помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья, суть которой заключается в поиске решений проблемных ситуаций психологического, воспитательно-педагогического, медико-социального и т.п. характера. Рассматривая консультирование как помощь родителям в налаживании конструктивных отношений со своим ребенком, а также как  процесс информирования родителей о нормативно-правовых аспектах будущего семьи, вытаскивания их из «информационного вакуума», прогнозирования возможностей развития и обучения ребенка, можно выделить несколько моделей консультирования, самой адекватной из которых является трехсторонняя модель, предусматривающая ситуацию, когда во время   консультации родителей консультант должен оценивать и учитывать характер проблем и уровень актуального развития самого ребенка;
  • семейное консультирование (психотерапия): специалист оказывает поддержку в преодолении эмоциональных нарушений в семье, вызываемых появлением особого ребенка. В ходе занятий применяются такие методы, как психодрама, гештальттерапия, трансактный анализ. Эти методы способствуют формированию психологического и физического здоровья, адаптации в обществе, принятию себя, эффективной жизнедеятельности;
  • индивидуальные занятия с ребенком в присутствии матери: подбираются эффективные методы воспитательно-педагогического воздействия на ход психического развития самого ребенка и результативные способы обучения родителей коррекционно-развивающим технологиям;
  • групповая работа: организация работы родительских и детско-родительских групп.

Практика показывает, что психолого-педагогическая помощь оказывается более продуктивной, когда с семьей работает команда специалистов, нацеленных на общий результат. В этом случае для каждой конкретной семьи разрабатывается своя индивидуальная комплексная программа реабилитации, в которой объединены элементы психологической коррекции, педагогического воздействия, дефектологии, социальной работы. Работа в команде позволяет избежать ряда проблем, связанных со спецификой работы с семейной системой, например, тенденции присоединиться и образовать коалицию с одним из членов семьи.

Алгоритм психолого-педагогической работы

     «ВМЕСТЕ ПОКАЖЕМ РЕБЕНКУ, ЧТО МИР ХОРОШЕЕ МЕСТО ДЛЯ ЖИЗНИ!»

       Хотела бы поделиться методикой активного и плодотворного воздействия с семьями воспитанников, к сожалению, масштабное использование данного варианта работы значительно затруднено, из-за очень низкой заинтересованности семьи в развитии и воспитании детей: не допустимость мысли о том, что «Я» что-то делаю не так, неправильно, слишком навящево, грубо или безразлично не позволяет взрослым выйти из «зоны собственного комфорта». Данная методика очень действенная, когда находятся заинтересованные родители, желающие взаимодействовать, ищущие помощи, часто это родители воспитанников с особенностями развития, с дефицитами, особыми образовательными потребностями, ведь они уже видят и осознаю то, что их ребенок другой, отличающийся от остальных, к сожалению, чаще это лишь мамы…

СЕМЕЙНАЯ СКУЛЬПТУРА И СЕМЕЙНАЯ ХОРЕОГРАФИЯ

Социометрические методики коррекционной работы с семьей позволяют изучить такие факторы, как индивидуализация, навыки разрешения конфликтов, регуляция близости, отдаленности и т.д.

Цель:

  • направить психокоррекционный процесс от интеллектуального и эмоционального обсуждения к реальному взаимодействию членов семьи, что позволяет увеличить активность каждого члена семьи, повышает спонтанность и уменьшает сопротивление клиента, в основе которого лежит интеллектуальная сфера.
  • поместить настоящее, прошлое и предвидимое будущее в осязаемую систему «здесь и сейчас», чтобы непосредственно взаимодействовать с прошлым и с будущим, изменяя при этом свое поведение, межличностное взаимодействие и общение в семье.

Психокоррекционный потенциал данной методики:

  • содержат в себе элементы личностной проекции и идентификации: чувства, установки поведенчески выражаются в межличностных отношениях и таким образом становятся доступными изучению и изменению;
  • рельефно представляют и драматизируют ролевое поведение; члены семьи могут наблюдать, что каждый из них делает, как его поведение воспринимается другими, какие роли поддерживаются семьей, а какие – отвергаются;
  • содержат элемент неожиданности для клиентов - не соответствуют тому, как они представляют себе работу на коррекционном занятии, и поэтому могут снять сопротивление клиентов, с которым так или иначе приходится сталкиваться.
  • привлекают внимание и интерес клиента, представляя собой своеобразную форму метакоммуникации: новые сообщения формулируются, выражаются и принимаются без каких бы то ни было предварительных обсуждений;

Например, когда семья занимается ваянием скульптуры, и отца помещают вне семейного круга, спиной к остальным членам семьи, здесь возникает множество мощных посланий для мужа, жены, детей и всей семьи как единого целого.

  • фокусируют внимание на социальной системе и процессе социального взаимодействия: чувство изоляции и одиночества, возникающее у идентифицированного клиента, у того, кто, по мнению семьи, "болен", подвергается вызову по мере того, как семья как бы смотрит на себя со стороны.

«СЕМЕЙНАЯ СКУЛЬПТУРА»

         Это метод определения места индивида во внутрисемейной системе взаимоотношений, в сложившейся на данный момент ситуации или представляемой идеально.

         Смысл данной методики заключается в том, что расположение людей и объектов должно физически символизировать внутрисемейные взаимоотношения в данное время, определяя то, как видится место каждого индивида в семейной системе.

Каждый член семьи создает живой портрет семьи, расставляя ближайших родственников согласно собственному взгляду на дистанцию между ними. Таким образом, опыт каждого воплощается в живой картине и проецируется на нее.

          Главным достоинством этой методики является ее невербальный характер, который позволяет преодолеть заинтеллектуализированность в обсуждении темы, снятию разнообразных защит, проекций и обвинений, зачастую существующих в семейной системе. Построение скульптуры требует от каждого члена семьи обобщения своего личностного опыта, осмысления его, а затем и интерпретации.

          Для проведения методики необходимы члены семьи, легко передвигающиеся мебель и предметы, которые используются в качестве замены отсутствующих членов семьи. Скульптура может изображать как настоящее, так и прошлое семьи и включать любое число членов расширенной семьи.

             Перед началом выполнения задания психолог объясняет членам семьи, что данная методика позволяет почувствовать, что значит быть членом семьи. И это бывает легче показать, чем рассказать. Поэтому каждый член семьи должен по очереди показать свое понимание внутрисемейных отношений, изображая их в виде живой скульптуры так. чтобы позы и положение в пространстве отражали действия и чувства членов семьи по отношению друг к другу

             Психолог предлагает члену семьи, который выступает в роли скульптора, обращаться с другими членами семьи так, как будто они сделаны из глины. То есть он должен поставить их в такую позицию, которая могла бы наиболее полно отразить его отношение к данным членам семьи.

Ваяние продолжается до тех пор, пока скульптор не будет удовлетворен своим результатом. Важно, чтобы другие члены семьи позволили ему свободно обращаться с собой как с материалом, зная, что потом они поменяются местами. Каждый член семьи должен изваять свою реальную семейную скульптуру, отражающую эмоциональную ситуацию в семье в данный момент.

              Во время построения скульптур психолог на бумаге фиксирует треугольники, альянсы и конфликты, которые появляются и наглядно и символически изображаются скульптором.

После того как каждый член семьи вылепил свою скульптуру, наступает следующая фаза работы - обсуждение полученных результатов.

Существует много вариантов использования методики семейной скульптуры. Можно попросить скульпторов придумать для каждого члена семьи слово или фразу, которые лучше всего характеризовали бы поведение этого человека.

               Члены семьи должны последовательно произнести эти фразы. В этом случае достигается не только визуальный, но и слуховой эффект. В дальнейшем обсуждается не только вся скульптура в целом, но и отдельные ее части. Задаются вопросы как каждому члену семьи, так и всей семье в целом. Например:
·    
скульптору: "Придумайте название вашему произведению";
·   
каждому члену семьи: "Как вы чувствуете себя на этом месте среди ваших родственников?";
·   
всей семье: "Удивила ли вас данная скульптура?";
·   
каждому члену семьи: "Знали ли вы раньше, что скульптор воспринимает вас так, как он это изобразил?";
·   
всей семье: "Согласны ли вы с тем, что ваша семья функционирует именно так, как изображено в скульптуре?";
·   
скульптору или семье: "Какие изменения в жизни семьи вы хотели бы видеть?"

Вариант использования методики "семейная скульптура"

          Один из вариантов методики семейной скульптуры заключается в следующем: после того как каждый член семьи создаст свою реальную скульптуру, отражающую ситуацию в семье в данный момент, его просят создать скульптуру идеальной семьи. Сам процесс ваяния и его продукты (скульптуры) помогают членам семьи оценить свои позиции в семье и дают уникальную для семьи возможность выразить невербально, то какой они видят идеальную семью.

            Методика используется как средство оценки семейной системы и как средство интервенции в нее, а также как особый механизм общения с клиентами.

            В ходе выполнения методики выявляются семейные ролевые образцы -треугольники, альянсы, специфические эмоциональные взаимоотношения, а также такие проблемы, как борьба за власть, близость, дистанция, границы. Методика "семейная скульптура" - хорошее средство наблюдения, особенно в семьях, привыкших использовать вербальные манипуляции, или в тех, для которых невозможны традиционные методы типа беседы и т.д.
Наиболее удачно роль скульпторов выполняют подростки, вследствие их чувствительности к тому, что происходит в семье и из-за их естественного желания манипулировать ближайшими родственниками. Хорошими скульпторами также являются замкнутые дети. Они могут через скульптуру выразить свое тайное одиночество, страх, враждебность или те чувства, которые они не должны были бы испытывать.

             Метод "семейная скульптура" может быть использован и при индивидуальной семейной работе. В этом случае роли членов семьи исполняют мебель или другие большие предметы, находящиеся в кабинете психолога. Хотя при таком подходе порой ощущается дефицит живого присутствия членов семьи, методика также помогает внести позитивные изменения в семейную систему.

«СЕМЕЙНАЯ ХОРЕОГРАФИЯ»

           Методика "Семейная хореография" является вариантом методики "Семейная скульптура". Она направлена на перестройку взаимоотношений в нуклеарной семье; отслеживание негативных образцов поведения и остановку их действия, последовательно изображая поведенческие акты, ведущие к усилению конфликта.

           Объединение симптомов детей и образцов взаимоотношений их родителей обеспечивает членов семьи невербальными каналами коммуникации, позволяющими открыто выразить свои чувства.
Если термин "скульптура" скорее относится к статике внутрисемейных взаимоотношений (а эмоциональные взаимоотношения всегда находятся в движении), то термин "хореография" больше подходит для описания динамичного процесса.

            Эффективность "семейной хореографии" связана с тем, что она оказывается понятной для любой семьи, особенно для тех семей, которым трудно словесно сформулировать проблемы. Проблемы и альтернативные способы их решения могут быть представлены в движении и визуально.

Одного из членов семьи просят построить всех остальных на сцене таким образом, чтобы картина отражала внутренние семейные отношения в контексте какого-либо события или проблемы, а затем эту сцену разыграть.
Каждого члена семьи просят так разместиться в пространстве комнаты, чтобы это наилучшим образом демонстрировало проблему семьи. Затем члены семьи должны показать сцену без слов, оживить ее и проиграть. После того как сцена проиграна, членам семьи предлагается изобразить идеальную ситуацию во взаимоотношениях, такую, какая она видится в данный момент. Идеальная ситуация также разыгрывается семьей. При этом психолог работает с каким-то одним членом семьи, обращаясь к нему с просьбой изобразить его реальную и идеальную позиции в семейной системе. Психолог может попросить несколько раз повторить сцены, отражающие дисфункциональные внутрисемейные поведенческие образцы, а также те сцены, которые изображают их преодоление. Причем советуют им действовать при каждом очередном дубле с всевозрастающей энергией, пытаясь сделать ситуацию, с их точки зрения, все лучше и лучше.

           После того как сцены проиграны, происходит обсуждение. Для того чтобы более четко сформулировать проблему семьи, психолог может попросить каждого члена семьи кратко сформулировать для себя и других то, что составляет суть актуального состояния и положения в семье. Затем в порядке очереди это делают все члены семьи. Вопрос задается всегда один и тот же: "Каково быть в этом положении в семье и какие чувства возникают у данного члена семьи по отношению к другим членам семьи?" Данная процедура довольно гибкая и может быть изменена в зависимости от конкретных образцов взаимодействий, существующих в данной семейной системе.

Список использованной литературы:

  1. Андреева, Т.В. Семейная психология (Текст): Учебное пособие / Т.В.Андреева - СПб.: Речь, 2004.-244с.
  2. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и семейного консультирования (Текст): Учебное пособие/ О.А.Карабанова – М .: Гардарики, 2005.-320с.
  3. Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. (Текст)/ И.М. Марковская – СПб.: Речь, 2005.-150с.
  4. Осипова, А.А. Общая психокоррекция (Текст):Учебное пособие/ А.А.Осипова- М.: Сфера,2002.-510с.
  5. Психотерапия детей и подростков/ Под редакцией Х. Ремшмидта.-М.,2000
  6. Смирнова Е.О., Савина Е.А.  «Родители и дети: Психология взаимоотношений»;-М Когито-Центр, 2003
  7. .Смирнова Е.О., Быкова М.Б (Соколова) Структура родительского отношения и его динамика в онтогенезе ребёнка -  Родители и дети  психология взаимоотношений.-М, Когито-Центр, 2003.-230с

Интернет-ресурсы:

1. http://www.vashpsixolog.ru/correctional-work-school-psychologist/87-work-with-family/287-methods-and

2.https://spblib.ru/catalog/-/books/12112566-pozitivnaya-lichnostnaya-transformatsiya-i-posttravmaticheskiy-rost-u-roditeley-detey-s-osobennostyami-psikhofizicheskogo-razvitiya

3.https://disk.yandex.ru/i/8ES1rGJx3RHgsp

Введение

 

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.

Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребёнка. Посещая детский сад, он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Насколько эффективно ребёнок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе дошкольного учреждения невозможно. 

Роль семьи в воспитании и развитии ребёнка также нельзя недооценивать. Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Другая важная роль семейного воспитания – влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребёнка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи.  

В учебно-методическом пособии представлены теоретико-методические материалы, характеризующие особенности взаимодействия педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников. Особое внимание уделено детско-родительским отношениям, которые педагог-психолог внимательно изучает, анализирует, выбирает пути оказания помощи семье. Содержится диагностический инструментарий, позволяющий выбрать методы, приемлемые для конкретных родителей и удобные в использовании педагогом-психологом. Приведены примеры консультаций, практикумов, круглого стола и родительского клуба, которые могут быть использованы в практической деятельности.

 

 

Остановимся на характеристике различных точек зрения, рассматривающих понятие «взаимодействие».

 Одной из наиболее популярных является теория Дж. Хоуманса. В рамках данной теории взаимодействие трактуется как  процесс, направленный на уравновешивание вознаграждения и затраты.

 Согласно теории Дж. Мида и Г. Блумера, взаимодействие – это непрерывный диалог, в процессе которого люди наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них, примеряя себя на месте другого. Выясняя социальную природу человеческого «Я», Дж. Мид пришел к выводу, что в становлении этого «Я» решающую роль играет взаимодействие.

В соответствии с традицией, сложившейся в специальных коррекционных учреждениях,

В практике специалисты и педагоги образовательных учреждений рассматривают ребенка с различными трудностями, будь то особые образовательные потребности, поведенческие нарушения, дефициты развития либо отклонения в развитии, в качестве главного

субъекта коррекционно-развивающего воздействия. При этом, однако, не всегда учитывается влияние членов семьи, в первую очередь родителей, на динамику развития ребенка и степень его социальной адаптации. Не учитывается также зависимость гармоничной внутрисемейной атмосферы от психоэмоционального состояния близких ребенку лиц. Специалисты полностью упускают из виду и те психологические проблемы, с которыми ежедневно сталкиваются родители детей с отклонениями в развитии. В практике специалисты и педагоги образовательных учреждений рассматривают ребенка с различными трудностями, будь то особые образовательные потребности, поведенческие нарушения, дефициты развития либо отклонения в развитии, в качестве главного субъекта коррекционно-развивающего воздействия. При этом, однако, не всегда учитывается влияние членов семьи, в первую очередь родителей, на динамику развития ребенка и степень его социальной адаптации. Не учитывается также зависимость гармоничной внутрисемейной атмосферы от психоэмоционального состояния близких ребенку лиц.

Благодаря культивированию данного  вопроса, в настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников, занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по организации работы с родителями по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма

Данная методическая разработка по организации работы с родителями  по профилактике детского дорожно -транспортного травматизма разработана в силу  актуальности  проблемы обеспечения без...

Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на формирование позитивных детско-родительских отношений (Кафедра любящего родителя)

Данная методическая разработка предназначена для гармонизации детско-родительских отношений. Она может использоваться для работы с детско-родительской парой, а также детско-родительскими группами млад...

«Методические разработки для организации работы с родителями, направленные на формирование позитивных детско-родительских отношений» «Секреты успешной работы с родителями»

Дошкольное детство – уникальный и ответственный период в жизни человека – это момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности...

Методическая разработка для организации работы с родителями, направленная на формирование компетенций ответственного родительства. « ПОКАЖИТЕ РЕБЕНКУ, ЧТО МИР ХОРОШЕЕ МЕСТО ДЛЯ ЖИЗНИ!»

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации ребенка. Их воспитательно-образовательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их полное взаимодей...

Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на подготовку родителей будущего первоклассника (Кафедра родителя будущего первоклассника) "Практические советы родителям будущих первоклассников учителя-логопеда"

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. У многих детей  наблюдается  отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привле...

Методическая разработка для организации работы с родителями Родительское собрание в детском саду на тему: «Пожарные команды»

Методическая разработка для организации работы с родителями   Родительское собрание в детском саду на тему: ...

Методическая разработка для организации работы с родителями, направленная на формирование компетенций ответственного родительства. Тема: За руку с семьей.

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.Дошкольное учрежде...