Детская космическая станция
статья

Мокрова Екатерина Владимировна

Формирование познавательной активности у детей можно видеть в разных формах деятельности, в том числе в играх, экспериментировании, наблюдении за объектами и явлениями. Важным средством познания окружающего мира является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мокрова Екатерина Владимировна,

воспитатель МБДОУ № 28, г.Канск

 «Детская космическая станция» - как средство формирования научных знаний у детей дошкольного возраста

«Человечество не останется вечно на земле,

но, в погоне за светом и пространством,

сначала робко проникнет за пределы атмосферы,

а затем завоюет себе всё околосолнечное пространство»

К. Циолковский

Формирование познавательной активности у детей можно видеть в разных формах деятельности, в том числе в играх, экспериментировании, наблюдении за объектами и явлениями. Важным средством познания окружающего мира является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает его внимание, заставляет включать в процесс наблюдения различные органы чувств, а значит, активизирует начальные моменты познания – ощущение и восприятие. Интерес к космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко.

Поэтому очень важно грамотно выстроить работу по формированию у детей дошкольного возраста представлений о космосе, но в образовательных программах не уделяется должного внимания данному вопросу. К тому же  проблемой остается и то, что у детей поверхностные знания о космосе, где  космические пираты, звездные воины и другие инопланетные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах и зачастую, вызывают у них отрицательные эмоции.

Проведя анкетирование родителей по вопросам изучения космического пространства в ДОУ, анализ показал, что 48% родителей считают, что знания о космическом пространстве необходимо формировать уже с дошкольного возраста, 52 % родителей затрудняются ответить на поставленные вопросы.

 Изучая данную проблему, у меня возникла идея разработки проекта площадки в ДОУ «Детская космическая станция», игры на которой помогут детям научиться добывать информацию, систематизировать полученные знания, а затем применить их в различных видах детской деятельности. Такие игры повышают интерес к изучению астрономии, так как это обширная тема для исследовательской деятельности, вызывает интерес у детей и даёт возможность многосторонне развивать личность дошкольников.

Для  внедрения космического воспитания в образовательный процесс проводила презентационные площадки «Космос далёкий и близкий». Разработала и внедрила тематическую неделю «Детская астрономия». В рамках тематической недели планируется проводить занятия, направленные на развитие у детей элементарных представлений о космосе. проиграть сюжетно – ролевую игра «Полет на луну», «Полет в космос». Диагностика знаний и умений детей, полученных в ходе предыдущей работы в данной области. Планирую объединить участников проекта (родителей и детей) в рамках создания коллективных творческих работ на тему «День космонавтики».

Реализация данного проекта не возможна без использования практической части данной темы. В своей работе по изучению этой темы я использовала разные методы и приемы, такие как – просмотр  презентаций, онлайн экскурсия, беседы, художественное творчество, сюжетно-ролевые и подвижные игры, изготовление макетов планет, создание коллажа Вселенная, web – квест, школа мудрого звездочёта, лаборатория космических опытов. На данный момент в рамках проекта идет реализация познавательного развития, в группе подготовили среду, углубились в изучение космоса с помощью опытов, творческих лабораторий,

 «Детская космическая станция» - площадка для работы с дошкольниками (в том числе, имеющими ОВЗ). Каждый воспитатель сам может придумывать игры и упражнения для детей 5-8 лет, следуя темам календарного плана. Разноплановость и многофункциональность модулей поможет занять воспитанников разными видами деятельности, что предусмотрены федеральным стандартом дошкольного образования.

В самом начале на площадке внимание детей привлекает вход арка с яркой вывеской «Детская космическая станция» превращает площадку в настоящий мини – планетарий с главным входом. Войдя на площадку дети погружаются в атмосферу космической станции и с помощью модуля «Солнечная система 3d» они знакомятся с солнечной системой в живую. В процессе работы с модулем «Планеты и ассоциации»,  яркие картинки расскажут детям о планетах солнечной системы. Модуль «Солнечная батарея с космическим маячком» собирает энергию солнца,  от которой зажигается маячок, привлекая внимание детей. Стенд «Слои атмосферы» с помощью этого стенда дети познакомятся со слоями атмосферы более детально.  Космический телескоп покажет детям прелести космоса в реалии. Круглый столик фазы луны интерактивный модуль для самостоятельного определения фазы луны. С помощью ростомера «Галактика» дети смогут легко определить свой рост и подобрать себе костюм для выхода в космос. В модуле ракета дети нажимают кнопки на панели и смотрят в настоящий иллюминатор, и как настоящие космонавты могут отправиться в космос. Он направлен на обыгрывание сюжетно-ролевых игр «Космонавты», «Космолет и космонавты» «Высадка на Луну».   С помощью локатора  приема космических сигналов дети могут принять сигнал из космоса и послушать его.

Во время освоения азов астрономии дошкольник самостоятельно или в группе работает с телескопом, моделью Солнечной системы, выставочными образцами. При этом улучшается мелкая и крупная моторика рук, совершенствуются речевые навыки, укрепляется память. Такие игры стимулируют познавательную деятельность и развивают воображение.
Дети смогут узнать больше об устройстве Вселенной и профессии космонавта. Расширяя кругозор, они делятся впечатлениями, задают вопросы, тем самым их навыки работы в команде выходят на новый уровень.
Малыши знакомятся с космонавтикой в теории и на практике.

Все элементы детской космической станции, выполнены из качественных и безопасных для детей материалов. С "Детской космической станцией", дети с удовольствием будут ходить в детский сад. Кто знает, может кто-то из малышей и впрямь, станет настоящим космонавтом в будущем.

Список используемой литературы:

  1. Натарова В. И. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно — патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ// — Воронеж ТЦ «Учитель», 2005.-205с.
  2. Шорыгина Т. А. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы. М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128с. – (Библиотека воспитателя) (3).
  3.  Большая энциклопедия. Космос и астрономия: вопросы и ответы. - М.: ОЛМА Медия Групп, 2013г.
  4.  Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми. Воронеж, 2007г.
  5.  Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Космос. – СПб., Паритет, 2005г. Серия «Грамматика в играх и картинках»
  6. Волкова Е., Микерин С. Играем в ученых. - Новосибирск, 2008г
  7. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты. - М.: Сфера, 2002г.
  8. Журналы для детей дошкольного возраста и их родителей «Дошколенок» №3 2008г, №4 2010г, №4 2013г.
  9. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации.- М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2009г.
  10. Левитан Е.П. Малышам о звездах. - М.,1986г.
  11. Малофеева Н.Н. Энциклопедия дошкольника. - М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС», 2008г.
  12.  Носов Н. Незнайка на луне.- М.: РОСМЭН, 1996г.
  13.  Шорыгина Т.А. О космосе. Серия «Педагогические беседы». – М.: Книголюб, 2005г.
  14. Энциклопедия для детей. «Чудесная планета Земля». М., 2000 г.
  15. Интернет ресурсы.
  1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов  ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2006. — 190 с.
  2. Натарова В. И. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно — патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ// — Воронеж ТЦ «Учитель», 2005.-205с.
  3. Волкова Е., Микерин С. Играем в ученых. - Новосибирск, 2008г
  4. Гризик Т.И. Познаю мир. Методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга», М.,2001г

Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Строительство космической станции

Конспект совместной деятельности с детими старшей группы по теме "Космос"...

Путешествие на космической станции

Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему: "Путешествие на космической станции"...

Презентация к беседе для детей подготовительной группы «Жизнь космонавтов на космической станции»

Материал беседы позволит актуализировать понятие «невесомость», познакомить с особенностями жизни космонавтов на космической станции: питание, сон, одежда, научная деятельность, выход в открыт...

Конспект занятия в подготовительной группе "Составление рассказа по картине "Строительство космической станции"

Данное занятие является итоговым в работе с детьми по развитию речи с использованием методики "Картинки без запинки" И.Н. Мурашковска и Н.П. Валюмс...

Беседа для дошкольников " Жизнь космонавтов на космической станции"

Беседа для дошкольников "Жизнь космонавтов на космической станции"...

Методическое пособие для детей старшего дошкольного возраста ширма - лэпбук «Международная космическая станция «Лягушата»».

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11565421","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]Тема изучения космического пространства вызывает огромный инте...

Инженерная книга "Лунная космическая станция"

Творческий проект в рамках участия во  Всероссийском фестивале детского и молодежного научно-технического творчества «КосмоФест - 2018»...