Опыт работы воспитателя Кравцивой Наталии Геннадиевны «Формирование правового сознания детей старшего дошкольного возраста»
статья

Наталья Геннадьевна Кравцива

Дети - будущее каждого народа, каждого государства. От того, как государство заботится о своем подрастающем поколении, зависит завтрашний день общества. Главной задачей нашего государства является защита прав ребенка, сохранение тем самым генофонда нации. Для нашего общества существует не День и не Год защиты детей, а Время работы над спасением поколения, которое должно нас сменить.

Тема правового воспитания детей является актуальной, так как на сегодняшний день во всем мире обострилась проблема защиты детей.  Общие мировые проблемы детства коснулись и нашей страны: и у нас увеличилось число больных детей, детей, лишенных родительского  попечительства при живых родителях,  детей, чьи права нарушаются.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_opyta_kravtsiva.docx18.47 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы воспитателя Кравцивой Наталии Геннадиевны

«Формирование правового сознания

детей старшего дошкольного возраста»

             Дети - будущее каждого народа, каждого государства. От того, как государство заботится о своем подрастающем поколении, зависит завтрашний день общества. Главной задачей нашего государства является защита прав ребенка, сохранение тем самым генофонда нации. Для нашего общества существует не День и не Год защиты детей, а Время работы над спасением поколения, которое должно нас сменить.

           Тема правового воспитания детей является актуальной, так как на сегодняшний день во всем мире обострилась проблема защиты детей.  Общие мировые проблемы детства коснулись и нашей страны: и у нас увеличилось число больных детей, детей, лишенных родительского  попечительства при живых родителях,  детей, чьи права нарушаются.

          В Конвенции о правах ребенка  впервые ребенок рассматривается не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права, которому предоставлен весь спектр прав человека. Конвенция признает за каждым  ребенком, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения, юридическое право на: воспитание, развитие, активное участие в жизни общества

          Понимая,  что именно мы,  воспитатели,  вносим  с первых лет жизни в сознании детей образ мира, дружбы, сотрудничества, терпимости и доброты; закладываем  фундамент нового миролюбивого и сознательного поколения – людей будущего  и именно  нам, педагогам,  надлежит быть наиболее  грамотными  в этой области, и делиться  с другими своими знаниями.  И начинать уже надо с дошкольного возраста,  так как дошкольное детство - не просто уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности, возникает доверие к себе, людям, миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности.   Это ещё и период, когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых: родителей и педагогов.

             Именно поэтому мы  вплотную занялись этой проблемой.   И чем больше мы погружаемся в тему правового воспитания детей дошкольного возраста, тем больше  убеждаемся, что данный вопрос является актуальным на сегодняшний день. Новизна и значимость своей работы,  считаем, состоит в том, что через усвоение и обладания своими правами ребенок может самореализоваться и раскрыться как личность, что немаловажно для жизни в нашем обществе. Таким образом,  все выше сказанное и определило  тему нашей  работы: «Формирование правовое сознания  детей старшего дошкольного возраста».

           В связи с этим для меня актуальной стала проблема правового воспитания дошкольников.

           Целью моей работы является формирование правовой грамотности у дошкольников, как средство защиты и успешной социализации.

           Свою работу мы начали с диагностических исследований. В сентябре 2020 года нами был проведен мониторинг по правам человека среди детей и родителей группы. Мониторинг показал , что многие родители не знают правовых документов, в которых установлены права ребенка, затрудняются в формулировке прав, имеющихся у ребенка, а есть взрослые , которые допускают применение наказания к своему ребенку, как они считают - в целях воспитания. Исследование среди детей показало, что ребята не имеют достаточного представления о своих правах, испытывают затруднение в оценке своих поступков. В чужих поступках чаще замечают только негатив. Соблюдают запреты, не понимая их значения.

           Изучив и проанализировав современную литературу по правовому воспитанию, мы сделали вывод, что в настоящее время имеется достаточное количество методических разработок по теме, но нет единой дидактической системы по этой проблеме. Для реализации поставленной нами цели, была разработана система работы в форме циклограммы деятельности воспитателя по формированию основ правового сознания старшего дошкольника , в которой представлен информационный тематический фонд, познавательная деятельность, исследовательская,  трудовая и творческая деятельность с детьми. Так же в циклограмму включена игровая деятельность, которая помогает  детям понять  своё отношений к социальным явлениям, фактам, событиям, применить полученные знания в разнообразных формах собственной деятельности.

       Опираясь на этот алгоритм, спланировали совместную деятельность педагога и детей по правовому воспитанию. Начинали с простого: представление ребенка о самом себе. На этом этапе организовали в группе уголок психологической разгрузки. В нем поместили картотеку дидактических игр по теме, а также атрибуты и предметы, способствующие самопознанию. Родители оказали нам помощь в создании коллекции литературы по правам человека, адаптированную к дошкольному возрасту. Создали техническую базу для использования ИКТ технологий по теме.

                На этом этапе была организована поисково- исследовательская деятельность «Что означает мое имя?» , выставка рисунков детей на тему: «Эмблема моей семьи». Параллельно проводилась работа с родителями. Для них, регулярно, были организованы консультации по темам: «Авторитет – основа воспитания» ,«Жизнь по правилам: с добрым утром».

      Все это позволило сформировать у воспитанников и родителей интерес к правам и свободам личности. Продолжая эту работу мы знакомили детей с основными правовыми документами, подводили к мысли, что права и обязанности важны в жизни любого человека, развивали умение соблюдать общепринятые правила и нормы жизни. Решая поставленные перед собой задачи, провели ряд мероприятий : строительство из напольного конструктора «Дом прав», выставка детских рисунков  «Мои права»,так же сотворчестве с детьми разработали совместные проекты по темам – «Моя семья» ,«Права ребёнка», «Декларация прав группы».

            Результатом проведенной работы стали успехи детей: они стали строить свои взаимоотношения на правовой основе. т.е. соблюдать такие важные права, как право на частную собственность, на свободное волеизъявление, право на отдых и т.д. Ребята научились отстаивать свое мнение, опираясь на полученные знания. Инновацией на этом этапе для меня стал курс аналитических бесед о правонарушениях героев художественных произведений. После прочтения сказки, рассказа, повести мы предлагали ребятам оценить поступки героев в соответствии с Конвенцией. Здесь активно использовали такие дидактические игры, как «Читаем сказку – учим права», «Кто права нарушил?».

    Эта работа очень заинтересовала нас и как результат оформилась в рабочую тетрадь « Я-ребенок, я имею право!»

         Мониторинг знаний и умений детей по этой теме подтвердил результативность нашей работы.

         Дети имеют достаточный запас знаний о своих правах и обязанностях, умеют адекватно оценить свои и чужие поступки. Соблюдают запреты, понимая их необходимость. А главное: проведенная работа позволила нам подвести детей к понятию правовой защищенности.

         Новизна и значимость нашей  работы, считаем, состоит в том, что через усвоение и обладания своими правами ребенок может САМОРЕАЛИЗОВАТЬСЯ И  РАСКРЫТЬСЯ КАК ЛИЧНОСТЬ, что немаловажно для жизни в нашем обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему: "Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня".

Выявление и устранение недоразвития фонематического восприятия у детей с ОНР 3 уровня. Работа включает в себя сравнительный анализ развития фонематического восприятия в старшей и подготовите...

ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: "ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ИСТОРИЕЙ РОДНОГО КРАЯ"

Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возрас...

ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ЗАДАЧИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ:развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и тв...

Опыт работы: "Использование природного материала в трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста"

Рассматриваются вопросы использования природного материала в трудовой деятельности старших дошкольников...

Опыт работы по теме: "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования"

Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естес...

Опыт работы воспитателя по развитию художественного вкуса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с хохломской росписью

Народное прикладное искусство, в частности хохломская роспись, имеет большое значение для развития художественного вкуса, творческого воображения и эстетического развития у детей, помогает ближе понят...