Консультация для педагогов "Технология партнерской деятельности взрослых и детей дошкольного возраста"
консультация

Хохлова Наталья Валерьевна

Каким образом организовать совместную партнерскую деятельность взрослых и детей дошкольного возраста. Этот материал будет полезен педагогам МДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_partnrskaya_deyatelnost.docx19.33 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов МДОУ

«Технология совместной (партнерской) деятельности взрослых и детей дошкольного возраста»

Каким же образом организовать совместную партнерскую деятельность взрослого и детей? (слайд 2)

Организация совместной партнерской деятельности:

 • Создание мотивации

 • Подача нового материала

 • Организация детей на деятельность

  Подведение итогов деятельности

МОТИВАЦИЯ (слайд 3)

В педагогической литературе выделяют четыре типа мотивации: Первый тип — игровая мотивация – «Помоги игрушке», ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Создание этой мотивации строится по данной схеме: 1. Вы рассказываете, что игрушке нужна помощь, и помочь могут им только дети. 2. Вы спрашиваете детей, согласны ли они помочь игрушке. 3. Вы предлагаете научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей. 4. Эта же игрушка – подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит ребёнка. 5. По окончании работы желательно, чтобы дети поиграли со своими подопечными. При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.

Второй тип мотивации – помощь взрослому – «Помоги мне». Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Создание мотивации строится по схеме: Вы сообщаете детям, что собираетесь мастерить что — либо и просите детей помочь вам. Интересуетесь, как они могут вам помочь. Каждому ребёнку даётся посильное задание. В конце подчеркиваете, что результат был достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.

 Третий тип мотивации «Научи меня» — основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим. Создание этой мотивации осуществляется по данной схеме: 1. Вы сообщаете детям, что собираетесь заняться какой — либо деятельностью и просите детей научить вас этому. 2. Вы спрашиваете, согласны ли они помочь вам. 3. Каждому ребёнку, даётся возможность научить вас какому – либо делу. 4. По окончании игры каждому ребёнку даётся оценка его действий и обязательно следует похвалить его.

 Четвёртый тип мотивации «создание предметов своими руками для себя» — основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или для своих близких. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими. Создание этой мотивации осуществляется по схеме: 1. Вы показываете детям, какую – либо поделку, раскрываете его преимущества и спрашиваете, хотят ли они иметь такой же для себя или для своих родных. 2. Далее показываете всем желающим, как изготовить этот предмет. 3. Изготовленная поделка поступает распоряжение ребёнка. Гордость за дело своих рук – важнейшая основа созидательного отношения к труду. Если ребёнок, уже занят каким – либо интересующим делом, а значит, уже имеет необходимую мотивацию, можно познакомить его с новыми путями решения поставленных задач.

(слайд 4) Использование игровых персонажей. На занятиях с детьми нельзя обойтись без игровых персонажей. Использование игровых персонажей и игровая мотивация взаимосвязаны. Игровые и сказочные персонажи могут «приходить в гости», «знакомиться», «давать задания», «рассказывать увлекательные истории», могут и оценивать результаты труда детей. Мотивируя детей, следует соблюдать следующие принципы:  нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы)  обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом  обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат - действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения. Соблюдая эти правила, вы даёте детям новые знания, обучаете их определённым умениям, формируете необходимые навыки.

Таким образом, партнерские отношения взрослого и ребенка являются наиболее подходящей формой построения образовательной деятельности в дошкольном детстве.

(слайд 5) ПОДАЧА НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Обновление содержания дошкольного образования неизбежно влечёт за собой и обновление его форм: происходит отказ от старых (учебное занятие) и возникновение новых (проектная деятельность, ситуации, мастерская, коллекционирование, викторины и конкурсы и др.). Изменяются классические формы (беседа, разговор, экскурсии, наблюдения, рассматривания и др.), которые не теряют своей актуальности в образовательной деятельности. Все формы носят интегративный характер, т. е. позволяют решать задачи двух и более образовательных областей, развития двух и более видов детской деятельности.

 (слайд 6) Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Основные этапы игровой деятельности в дошкольном возрасте

 Младшие дошкольники играют одни. Игра носит предметноманипулятивный и конструктивный характер. В сюжетно-ролевой игре воспроизводятся действия взрослых, за которыми ребенок наблюдает. Примером для подражания служат родители и близкие знакомые.

В средний период дошкольного детства ребенку нужен ровесник, с которым он будет играть. Теперь основным направлением игры становится имитация отношений между людьми. Темы сюжетно-ролевых игр различны; вводятся определенные правила, которых ребенок строго придерживается. Направленность игр разнообразна: семейная, где героями выступают мама, папа, бабушка, дедушка и другие родственники; воспитательная (няня, воспитательница в детском саду); профессиональная (врач, командир, пилот); сказочная (козлик, волк, заяц) и т. д. В игре могут участвовать как взрослые, так и дети, а может произойти их замена игрушками.

В старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевые игры отличаются разнообразием тем, ролей, игровых действий, правил. Предметы могут носить условный характер, и игра превращается в символическую, т. е. кубик может представлять различные предметы: машину, людей, животных – все зависит от отведенной ему роли. В этом возрасте во время игры некоторые дети начинают проявлять организаторские способности, становятся лидерами в игре.

(слайд 7) Следующий вид деятельности, который мы можем использовать для организации совместной партнерской деятельности с детьми: Исследование и экспериментирование. Интерес к исследованию и экспериментированию сохраняется и развивается у ребёнка на протяжении всего дошкольного возраста.

- Практическое экспериментирование - опыты с реальными предметами и их свойствами. Благодаря практическому экспериментированию дети могут определять плавучесть предметов, свойства воды и луча света, свойства магнита и др.

- Умственное экспериментирование осуществляется только в уме - поиск ответов на поставленные вопросы, разбор и решение проблемных ситуаций.

- Социальное экспериментирование, которое актуализируется в старшем дошкольном возрасте. Своеобразным объектом изучения и эксперимента становятся отношения ребёнка со своим социальным окружением: сверстниками, другими детьми (более младшими или более старшими), детьми противоположного пола, с взрослыми (педагогами и близкими).

(слайд 8) Проектная деятельность: • У детей младшего дошкольного возраста - мини-проекты, организуемые чаще при участии взрослых.

• Для детей старшего возраста проектная деятельность становится более продолжительной, она может активно развиваться, приостанавливаться на какое-то время и снова возобновляться, по мере активности детей. Проекты способны научить детей ставить цели, планировать свою деятельность и делать самостоятельные выводы. Она позволяет каждому ребенку выбрать ту нишу, где он будет успешен, значим для сверстников, происходит становление сотрудничества, умение планировать и договариваться.

Коллекционирование — форма познавательной активности дошкольника, целенаправленное собирание чего-либо, имеющего определённую ценность для ребёнка. Наряду с развитием индивидуального собирательства в дошкольном возрасте широко используется коллективное коллекционирование. Инициатором обычно выступает взрослый. Тематика коллекций может быть подчинена реализации комплексно-тематического планирования работы с детьми и интеграции различных образовательных областей. Важным направлением работы по коллекционированию является знакомство детей с индивидуальными коллекциями взрослых • В младшем дошкольном возрасте у детей наблюдается чистое «собирательство», которое лежит в основе будущего коллекционирования. • В среднем дошкольном возрасте объекты собирательства становятся более концентрированными вокруг интересующей ребенка темы. • В старшем дошкольном возрасте детское собирание начинает приобретать вид коллекционирования, т.е. выявление, сбор, изучение и систематизацию интересующих объектов, многократное возвращение к собранному, любование, рассматривание, демонстрацию заинтересованным лицам (сверстникам, родителям) отдельных «экспонатов» коллекции, общение на темы, заданные предметом коллекции.

Моделирование: В основе моделирования лежит принцип замещения - реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением. Мышление ребенка развивается с помощью специальных схем, моделей. Моделирование проблемных ситуаций взрослого с детьми (социальное моделирование) позволяет научить детей учитывать право каждого ребенка на участие в совместной игре, уметь в приветливой и доброжелательной форме обратиться к сверстникам с просьбой поиграть вместе ("Примите меня, пожалуйста", "Можно с вами поиграть?"), приветливо ответить на просьбу товарища принять его в игру. Учить детей быть внимательными к предложениям другого ребенка при выполнении совместной деятельности, уметь согласиться с замыслом, предложенным сверстником. Если дети не умеют по-доброму, вежливо отказаться от участия в общей деятельности или отклонить предложения другого ребенка, следует обсудить с ними форму отказа, научить выражать несогласие тактично ("Давай сначала дорогу построим, а потом мост. Договорились?"), вежливо ответить на отказ ("Не хочешь играть в магазин? Может быть поиграем в больницу?"). Обсуждать с детьми, справедливо ли они распределили предметы и материалы для совместной деятельности, похвалить тех, которые учитывали при этом интересы и желания других детей. Учить детей выяснить, доволен ли другой ребенок полученными материалами и игрушками, используя при этом такие выражения: "Ты согласен?", "Доволен?", "Договорились?". Побуждать детей при обращении к сверстнику с подобными вопросами посмотреть на него, назвать по имени, внимательно выслушать ответ. Воспитатель обращает внимание детей на недопустимость грубых, резких обращений и ответов, в которых выражается пренебрежительное отношение к интересам и желаниям сверстника.

Мастерская: Стиль поведения взрослого - непринуждённо-доверительный;  воспитатель за общим столом рядом и вместе с детьми выполняет определённую часть работы или такую же, как у детей.

Чтение художественной литературы. Строится на организации систематического чтения, а также общения взрослого с детьми, имеющего предметный (содержательный) и эмоциональный характер.

Музыкальная деятельность: К формам совместной музыкально-художественной деятельности взрослого и детей относится слушание музыки, исполнение и творчество. Исполнительская деятельность детей — это посильное их возможностям пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах, которые должны отличаться выразительностью и одновременно сохранять естественность, детскую непосредственность.

Заключение. Совместная деятельность детей всегда насыщена яркими положительными эмоциями. Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка — его взаимоотношения с другими людьми – взрослыми и детьми. Когда окружающие доброжелательно относятся к ребенку, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие – состояние уверенности и защищенности от угроз его достоинству. В совместной партнерской деятельности взрослых и детей дошкольного возраста складывается своеобразное детское сообщество, в котором есть возможность проявления сострадания и сорадости, сопереживания и сочувствия, имеющих важную роль для нравственного развития ребёнка и, что особенно важно, они являются предпосылкой формирования наиболее сложных человеческих чувств – уважения и любви к другим людям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная партнёрская деятельность взрослых и детей дошкольного возраста.

Данная статья раскрывает опыт работы  ДОУ и семьи, опираясь на теоретические основы взаимодействия этих социальных институтов. Создание единого пространства развития ребёнка, как в ДОУ...

Новые формы совместной деятельности взрослого и детей дошкольного возраста.

С изменением концепции дошкольного образования происходят изменения в организации образовательной деятельности с детьми. На смену традиционным формам пришли формы деятельностного и личностно - ориенти...

Конспект образовательной деятельности в группе раннего возраста в форме совместной партнерской деятельности взрослого и детей «В гости к нам пришли матрешки».

Образовательная деятельность в группе раннего возраста  в форме совместной партнерской деятельности взрослого и детей «В гости к нам пришли матрешки». Интеграция образовательных ...

Совместная партнерская деятельность взрослого с детьми дошкольного возраста

Презентация разработана для воспитателей и специалистов ДОУ...

ВИДЫ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Совместная деятельность взрослого и детей» в аспекте ФГТ – это основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образо...