Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Познавательное развитие» с использованием мини – музея «Русская изба»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Седых Татьяна Павловна

Занятие предназначено для детей в овзратсте 5-8 лет. С помощью мини-музея воспитанники окунутся в прошлое нашей страны. Познакомятся с бытом и жизнью русского народа. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Познавательное развитие» с использованием

мини – музея «Русская изба»

в подготовительной группе (6 - 7 лет)

Тема: «Дорога ложка к обеду».

Цель: закрепить и систематизировать представления о быте русского народа, развивать интерес к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи.

Задачи:

Образовательные:

  • Расширить представления детей о русской народной культуре.
  • Формировать первичные представления детей о русском быте, утвари русской семьи.
  • Познакомить с обычаями связанными с деревянной ложкой.

Развивающие:

  • Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами.
  • Развивать умение работать сообща, внимательно слушать педагога, включаться в диалог.

Воспитательные:

  • Воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, к русскому фольклору, расширять кругозор детей.

ВИД НОД: интегрированная (познавательно – развлекательное)

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое  развитие.

Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, двигательная, восприятие художественной литературы.

Методические приёмы: 

*игровой (использование сюрпризного момента: переодевание в русскую народную одежду, игры);

* наглядный (декорации: русская изба, печка, сундук, стол и посуда, корзинка);

* словесный (наводящие вопросы, индивидуальные и хоровые ответы детей, загадки, пословицы);

* поощрение детей.

Средства реализации: сундук, русская народная одежда (Сарафаны, рубахи косоворотки), цветная занавеска, полка с посудой, колыбель, пупс, прялка, сито, самовар, чугунок,  ухват, рубель, валёк, половик, полотенце, икона, полка, лампадка, печь, поленья, ложки, прялка, клубки ниток, обруч, 2 корзинки, стол, лавки; заготовки деревянных ложек, краски, кисти  (или бумажная заготовка ложки, цветная бумага, клей  карандаш, ножницы).

Иллюстрации: чугунок – кастрюля, самовар – чайник, свечка – электрическая лампочка, печка – газовая плита, колодец – водопроводный кран, рубель – утюг, лапти – сапоги

Аудиозаписи: народная песня «Барыня», танец  с ложками.

Предварительная работа: просмотр презентации «Старинные предметы домашнего быта», заучивание колыбельных песен, русские народные подвижные игры, прослушивание русских народных песен, рассуждение по пословицам, чтение русских народных сказок, игра «Русская изба», игра на музыкальных инструментах.

Ход занятия:

Хозяйка: Давным – давно на Руси люди строили себе жилище из бревен. Такие дома называли – избами.

Хозяйка: Ребята, а вы знаете, как здоровались в старину? Говорили: «3драве буде».

– Что означает, как вы думаете? (Ответы детей) Будьте здоровы, здравствуйте.

Хозяйка: Милости прошу ко мне в избу, гости дорогие, будьте как дома! Гость на порог — хозяину радость.

Хозяйка: Проходите, присаживайтесь поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а непрошенных возле порога.

Горница у меня небольшая. Да красивая какая! На убранство поглядите, что увидите мне, расскажите.

Хозяйка: Обратите внимание шкафов у меня нет. Вот послушайте загадку и найдите вы отгадку:

Прячет бабушка там вещи

Сапоги, кафтан, сюртук.

Вы мне дружно все скажите

Этот шкаф зовут… (сундук.)

Хозяйка: Правильно, ребятки, это сундук! В сундуках хранили вещи (одежду, постельное белье, полотенца). Найдите сундук и  посмотрите, что в нем лежит.

 

(открывают сундук, там лежат сарафаны рубахи – косоворотки. Дети одевают одежду).

Хозяйка: Сядем рядком, да поговорим ладком! (дети садятся на стульчики)

Хозяйка: Самое главное место в избе - «красный угол». «Красный угол» - самое почетное место в доме. Его убирали вышитыми полотенцами. Само название угла «красный» означает «красивый». Раньше все красивое называли красным (красная девица, красный молодец). Здесь на специальной полке стоят иконы, хранятся богословские книги, лампада. Все крестьяне в старину были верующими. Когда гость заходил в избу, у порога первым делом находил глазами красный угол, снимал шапку, трижды осенял себя крестным знамением и низко кланялся образам. В связи с этим сложилась даже поговорка «Без Бога — не до порога». Образа – это иконы. Потом гость здоровался с хозяевами. В красный угол сажали самых дорогих гостей. А в обычные дни во главе стола, во главе семьи сидел хозяин.

Хозяйка: Как назывался этот угол? (показать)  Почему его так называли? 

Хозяйка: Как вы думаете, что было сердцем избы? Я загадаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать и найти отгадку в избе. 

«Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает».

Хозяйка: Правильно это печь. Печь считали сердцем дома! 

Хозяйка: А для чего нужна была печь?

Печка - наша поилица и кормилица, телосогревательница. В старину говорили: «Без печи изба - не изба». Печь ставили посреди горницы. Она служила источником тепла и света.

Хозяйка: В каждой избе была печь-матушка, печь-кормилица. Печь   кормила   семью,   обогревала   дом,   на   ней   спали младшие детки и старики, сушили одежду. Даже мылись и лечились. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом,  начинает растапливать печку.

Ребята, как вы думаете, чем топили и сейчас топят печку? (Ответы детей «дровами».)

Хозяйка: Правильно! Печку будем топить дровами. Тогда берите по одному бревнышку и подавайте мне, а я буду бросать дрова в печь (под музыку дети собирают дрова). 

Но чтобы наша печка быстрее нагрелась, и стало тепло, давайте мы ей поможем (звучит звук костра)

Физкультминутка:

(Дети встают в круг, в руках у них платочки красного и желтого цвета.)

Гори, гори ясно (Руки с платочками вперед, взмахи в верх и в вниз.)

Чтобы не погасло (Присесть руки вниз.)

Глянь на небо. (Встать, пройти в центр, руки вверх помахать и отойти.)

Птички летят. (Взмахи руками в стороны, как птицы.)

Колокольчики звенят. (Руки вниз взмахи вправо, влево.)

Хозяйка: В русской печи готовили щи, кашу, пекли пироги, хлеб. Ребята, а я знаю пословицы о печи. Давайте их проговорим:

  • «Когда в печи жарко – тогда и варко».
  • «Что есть в печи – все на стол мечи».
  • «Не красна изба углами, а красна пирогами».

Хозяйка: Ребята, а в каких русских народных сказках встречается печка? (ответы детей)

Хозяйка: Дети, а в чем готовили еду? (ответы детей). 

Он как круглая кастрюля

Он чумазый, не чистюля.

Где там, в печке уголёк

Кашу сварит... (чугунок).

Хозяйка: Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжелый, т.к. сделан   чугуна,   особого   вида   металла,   который   мог выдержать любой огонь и никогда  не бился. В нём варили щи и кашу. Еда, приготовленная   в   чугунке   в   русской   печи,  

была   очень   вкусная (рассматривание чугунка). 

Хозяйка: А с помощью чего доставали чугунок из печи? (с помощью ухвата). 

Не бык, а бодает.

Не ест, а еду хватает,

Что схватит –

отдаёт,

А сам в угол идёт… (ухват)

Хозяйка: Ухват – это палка с надетой на нее металлической рогаткой. Он был нужен для перемещения чугунков в печи.

Хозяйка: Затем чугунок с пищей ставили на стол, и все кушали приготовленную еду. На столе, рядом с хозяином стояла солонка с солью. На Руси соль была дорогим продуктом, и пищу солили непосредственно перед приёмом. Если приходил не прошенный гость, соли ему не давали. Да же поговорка такая есть «Несолоно хлебавши», т.е. ел без соли.

Хозяйка: Отгадайте задгадку:

Маленький черпачок,

Красненький колпачок.

Три раза в день берется

И опять на место кладется… (ложка).

Хозяйка: На Руси ложки начали делать очень-очень давно. Изготавливали ложки из разных пород деревьев: яблони, липы, рябины. Ложки изготавливали специальные мастера, их называли ложкари, ложечники. У опытного мастера процесс производства деревянной ложки, начиная с простейшей топорной заготовки - "баклуши", занимал 20 минут. Ложки получались легкими, удобными, они не нагревались от горячей пищи. Дети в старину использовали ложки для игры, заворачивали ложку в лоскуток, и она становилась ребёночком, её качали и пели колыбельную.

В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка. И в гости тоже всегда 

ходили со свое  ложкой. Даже поговорку сложили  «Запасливый гость без ложки не 

ходит».

После каждого зачерпывания еды из общей миски ложку облизывали с обеих сторон и снова опускали на стол; лишь прожевав пищу, снова брали ложку со стола. Тот, кто не выпускал ложку из рук, считался прожорливым. Мясо ели только тогда, когда в миске не оставалось другой еды, и лишь после того, как хозяин даст указание.
Соблюдались различные приметы, связанные с ложками. Нельзя было ставить ложку, так, чтобы она опиралась черенком на стол, а другим концом на тарелку, так как по ложке, как по мосту, в миску может проникнуть нечистая сила. Нельзя класть на стол лишнюю ложку, иначе будет лишний рот или сядет за стол нечистая сила.

Ложками не только суп и кашу ели, а ещё и шалунов усмиряли. Когда кто-то из детей толкаться за столом начнёт, разговаривать с набитым ртом или раньше отца в чугунок за едой полезет, тогда возьмёт отец да своей ложкой прямо озорнику по лбу тихонько стукнет. Чтоб неповадно ему было за столом шалить.

Хозяйка: Но мы нашим ложкам другое применение найдем. Засиделись мы с вами, пришла пора и поиграть. «Делу время, а потехе час», говорят русские люди.   Давайте   и   мы   с   вами   попробуем   поиграть   на   ложках.  

(Дети   под народную музыку играют на ложках и пританцовывают).

Хозяйка: Ой, и наигрались мы с вами. Так и дети в старину играли, а как наиграются,  спать укладывались. 

А куда спать укладывали малых деток? (В колыбельку).

По-другому можно сказать в люльку. А подвешивали люльку младенца к потолку.   Сядет   мамочка   рядышком   и   поёт   своему   сыночку   песенку колыбельную: Баю, баю, баю, бай,

Спи мой сладкий засыпай,

Гуленьки гуленьки,

Сели к сыну в люленьку,

Стали люленьку качать,

Стали сына величать.

А давайте вместе споём, только тихонечко, не громко. Вот и уснуло наше дитя.

Хозяйка: А пока малыш спит, хозяйка успевала домашние дела сделать.

Практическая часть

Аппликация «Деревянная ложка»

Хозяйка: Давайте и мы с вами украсим для себя деревянную ложку

(Детям раздаются заготовки ложки)

Хозяйка: Молодцы! Вы справились со своей работой. В народе говорят «Сделал дело, гуляй смело!».

Хозяйка: Пришла пора и поиграть. А игра наша называется «Игра с лентой».

(Все выстраиваются в круг)

(Под русскую народную музыку мальчик идѐт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу.

 

Дети идут хороводом и поют:

Вышел Ваня погулять,

Стал подружку выбирать,

Стал подружку выбирать.

Кому ленточку отдать. (дети останавливаются).

Поклонись, поклонись,

Да за ленточку держись.

Мальчик кланяется выбранной девочке и говорит: «Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая» и т.д. (В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку. Игра повторяется).

Хозяйка: Ребята, побывали вы в старинной русской избе. Вы заметили, что не было раньше ни кинотеатров, ни телевизоров, ни музеев. Как же люди свободное время поводили, чем занимались? Много работали наши предки, уставали, а отдохнуть им помогала веселье.

  • Понравилось вам у меня, ребята?
  • Что интересного вы увидели у меня в избе?
  • Что самое главное в избе?
  • А у кого дома есть печка?

Хозяйка: Дорогие гости, вот и закончились наши посиделки, пора прощаться, до следующей встречи! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБЛАСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ НА ТЕМУ: «ГОРОД МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАГАДОК» С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Предложенная непосредственно образовательная деятельность позволяет в игровой увлекательной форме расширять, закреплять, систематизировать, обобщать знаниа детей по формированию элементарных иатематич...

конспект нетрадиционной образовательной деятельности по экологии. Область Познавательное развитие. Тема "Путешествие капельки" подготовительная к школе группа.

Воспитание детей не станет экологическим, если уже в этом возрасте они не поймут: растению на окне нужна вода, а воробьям зимой - крошки хлеба. Ознакомление с объектами природы, их частями,  осно...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по реализации области познавательное развитие на тему "Помочь королеве Математике освободить сказочных героев" с детьми подготовительной группы.

Цель:1. Закрепить навыки количественного счета в пределах 10, знание состава чисел в пределах 10. Задачи:Обучающие:Формировать и закреплять представление детей о счете и составу числа.Формировать...

Непосредственно образовательная деятельность с интеграцией областей «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативное развитие» в старшей группе «Космические спасатели»

Непосредственно образовательная деятельность с интеграцией областей «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативное развитие» в старшей группе «Космические спасате...

Непосредственно образовательная деятельность с интеграцией областей «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативное развитие» в подготовительной группе по ФЭМП «Мы - солдаты»

Непосредственно образовательная деятельность с интеграцией областей «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативное развитие» в подготовительной группе по ФЭМП &la...

Непосредственно образовательная деятельность с интеграцией областей «Познавательное развитие» в средней группе «Космические спасатели»

Непосредственно образовательная деятельность с интеграцией областей «Познавательное развитие»  в средней  группе «Космические спасатели»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации области познавательное развитие с детьми среднего дошкольного возраста на тему :"Что важнее?"

Непосредственно образовательная деятельность по реализации области познавательное развитие  на тему: "Что важнее?" способствует обобщению и систематизации знаний детей о веществах (дере...