"Использование квест-технологий в познавательном развитии детей"
консультация

Кузнецова Ольга Юрьевна

В своей педагогической деятельности я стараюсь, идти в ногу со временем, поэтому при выборе эффективных форм взаимодействия с детьми, я отталкиваюсь в первую очередь от интересов, и предпочтений моих воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuznetsova_kvest-igra.docx25.96 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование квест-технологии в познавательном развитии детей».

Кузнецова Ольга Юрьевна,

Воспитатель МБДОУ д/с № 40

В современных условиях и подходах к дошкольному воспитанию, актуальной проблемой для педагогов становится поиск эффективных технологий, которые бы дали возможность разнообразить воспитательно – образовательный процесс, сделать его необычным, увлекательным и интересным.

Сегодня задача педагогов в дошкольном образовании – это создание условий для развития ребёнка, применяя эффективные методики и образовательные технологии.

Изучая  литературу, интернет-пространство в поисках инновационных технологий я заинтересовалась квест – технологией и стала её подробно изучать.

Квест-игры актуальны в настоящее время. Образовательные возможности квест-игр в полной мере отвечают требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Это игровая форма, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, при этом мотивация у детей сохраняется на протяжении всей игры. Квест-игра дает нам возможность для развития всех видов детской деятельности.

Использование квестов позволяет уйти от традиционной формы обучения и расширить рамки образовательного пространства.

Квест - технология обладает огромным развивающим потенциалом так как направлена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. Это, прежде всего, деятельность ребенка, в которой он самостоятельно или совместно с взрослым открывает новый практический опыт.

Так что же такое Квест – технология?

Квест (с англ. Quest — «поиск, поиск приключений»; вид сюжета, в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление трудностей)

В настоящее время разновидностей квестов много, их устраивают на улицах города, в парках, заброшенных зданиях, кафе, специально оборудованных комнатах.

В квесте всегда предполагается задание, в котором необходимо что-то разыскать, или решить проблему чтобы двигаться дальше, дети проходят по заранее разработанному маршруту, разгадывая ребусы, головоломки и другие интеллектуальные загадки, выполняя двигательные или творческо-ориентированныеколлективные задания и находя подсказки.

Материал подбирается таким образом, чтобы он был максимально оригинальным, интересным, соответствующим ситуации и не требовал специальных знаний или умений от игроков.

Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.

Замечательно то, что квесты могут проводиться как в группе, в музыкальном зале, так и на природе, то есть практически в любой обстановке.

Квест - технология, которая имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя (наставника), четкие правила, и реализуется с целью повышения у детей уровня знаний и умений.

Основными критериями качества квеста выступают его безопасность для участников, оригинальность, логичность, целостность, соответствие материала возрасту и индивидуальным особенностям, подчинённость определённому сюжету, а не только теме, создание атмосферы игрового пространства.

Решив применять эту технологию в своей работе, я поставила себецель: повысить познавательную активность детей дошкольного возраста применяяквест-технологию.

Для достижения поставленной цели решала ряд задач.

 Квест-игры использую в  организованной образовательной деятельности и досуговой деятельности с детьми.

Квест - игра требует хорошо продуманной  предметно-развивающей среды, поскольку необходимо учитывать, что это пространство, которое дает детям возможность экспериментировать, фантазировать, творить. Создание среды - первый шаг к достижению поставленной цели.

например …. мероприятия с детьми:

Квест-игра «В поисках клада» с детьми подготовительной к школе группы.

       В ходе  этой приключенческой  квест-игры ребята почувствовали себя настоящими сыщиками, которым нужно было выполнять различные задания, для продвижения к цели.

Погружение в атмосферу приключения было бы неполным без неожиданных испытаний.

С успехом преодолевая каждое испытание, дети двигались к цели, проявляя находчивость, смекалку, сообразительность, активно взаимодействовали друг с другом и взрослыми.

Дошколята отлично справились с финальным испытанием, проявляя взаимодействие в команде и взаимовыручку. В конце квеста ребят ждал сюрприз, которому они были очень удивлены.

Квест-игра «В поисках сказок»  с детьми 2 младшей группы.

       Цель квест-игры - развитие психологических процессов: мышления, речи, памяти, внимания, воображения, познавательного интереса к художественной литературе.

Малыши с интересом отнеслись к поискам потерянных сказок и отправились в путешествие на «волшебном паровозике».На пути встречались разные станции с заданиями.

Ребята закрепили понятие, что такое лес, какие растут деревья и какие животные встречаются в лесу.

С интересом рассматривали сюжетные картинки по сказкам «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба». Пытались вспомнить героев этих сказок.

Дети закрепили умение переносить сюжет сказки в игру с использованием масок.

В конце квеста ребята встретили рассказчицу, она дала детям волшебный клубок, который привел малышей к сундуку.

 А в этом сундуке были спрятаны сказки. Ребята с радостью стали рассматривать их.

Квест «Поиски угощенья» на прогулке (подготовительная группа).

Квест - игра началась с того, что на площадку пришла лиса, и рассказала, что зимующие птицы остались голодны, что их корм, куда - то пропал.

И для того, чтобы его отыскать, им надо найти подсказки. А для нахождения подсказок, лиса загадывала им загадки.

В ходе игры дети проходили различные этапы, на каждом из которых были представлены задания.

Игра прошла в тёплой дружеской атмосфере. В процессе поиска «потерянного корма» дети самостоятельно преодолевали препятствия для достижения поставленной цели, где закреплялись навыки основных видов движений, воспитывались командный дух, честность, упорство, дружеское отношение друг к другу.

    Все участники получили отличный заряд бодрости и море положительных эмоций.

     Благодаря применению новой технологии у меня появилась еще одна возможность дать каждому ребенку почувствовать себя успешным, раскрыть его способности, таланты.

      Организация квест-игр помогла сплочению детского коллектива.

Ребята стали чаще замечать достижения других воспитанников, при выборе игры могут бесконфликтно распределить роли, например, используя считалку.

Во время проведения квест- игр мне, как педагогу предоставляется возможность в естественной игровой среде, получить информацию об особенностях личностного развития детей (физического, интеллектуального и эмоционального), их интересах, склонностях и способностях, как ребенок себя проявляет, как добивается своих целей, как работает в команде, как поступает в критической ситуации. Анализ наблюдений позволяет мне спланировать дальнейшую работу по развитию дошкольников, обеспечить необходимые условия для полноценного и правильного формирования личности ребенка.

Главное преимущество квест-технологии в том, что такая форма организации образовательной деятельности помогает педагогам строить свою работу в соответствии с принципами и задачами ФГОС ДО.

Таким образом, квест стал отличной возможностью для меня и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план использования развивающих игр в познавательном развитии детей.

Перспективный план использования развивающих игр в познавательном развитии детей....

Использование моделей-схем в познавательном развитии детей дошкольного возраста

Выдающийся психолог и педагог Давыдов В.В. считал, что важнейшим критерием развития ребёнка является его способности к познанию окружающего мира и самого себя. К семи годам у дошкольника должны быть с...

Использование моделей-схем в познавательном развитии детей дошкольного возраста

Выдающийся психолог и педагог Давыдов В.В. считал, что важнейшим критерием развития ребёнка является его способности к познанию окружающего мира и самого себя. К семи годам у дошкольника должны быть с...

Использование моделей-схем в познавательном развитии детей дошкольного возраста

Выдающийся психолог и педагог Давыдов В.В. считал, что важнейшим критерием развития ребёнка является его способности к познанию окружающего мира и самого себя. К семи годам у дошкольника должны быть с...

«Книга Знаний» (с использованием квест-технологии) образовательная область «Познавательное развитие» (с интеграцией всех образовательных областей)

Организованно-образовательная деятельность в старшей группе.Цель: актуализирование  знаний детей посредством вовлечения в разные виды и формы совместной деятельности.Задачи:1. Закреплять знания и...

Статья " Квест – технология в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста"

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования раскрывает художественно – эстетическое развитие личности как развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и ...

Квест – технология в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста

Квест – это игра, которая требует от участников решения различных задач для преодоления трудностей и достижения определённого результата. Целью квестов является применение полученных ранее знани...