Консультация для педагогов. Нетрадиционные технологии в работе с детьми с ОВЗ.
учебно-методический материал

Кузнецова Людмила Ивановна

Нетрадиционные технологии в работе с детьми с ОВЗ помогут вовлечь детей в активную речевую деятельность и повысить эфективность  коррекционного воздействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnye_tehnologii_v_rabote_s_detmi_s_ovz.docx39.7 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов:

Нетрадиционные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми с особыми образовательными потребностями

Использование нетрадиционных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ  приобретает особую актуальность и  значимость. Это связано, прежде всего, с тем, что традиционные технологии не могут в полной мере обеспечить эффективность коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями. В то время как нетрадиционные технологии вызывают положительный эмоциональный отклик у детей, поддерживают познавательный интерес к деятельности, предупреждают переутомление, способствуют более активному включению в деятельность.

На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют коррекционно-образовательный процесс и способствуют оздоровлению всего организма.

В  различных методических и научно-популярных изданиях дефектологи, логопеды, педагоги и психологи представляют новые нетрадиционные формы работ с детьми-логопатами в дополнении к академическим методам. Над этими работами трудились такие авторы как М.А. Поваляева, М.И. Чистякова, Е.А. Пожиленко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко и другие.

По мнению В.М. Акименко, любой практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому, познавательному  развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные  технологии:

Широкое распространение в коррекционной педагогике получили следующие нетрадиционные технологии: современные технологии пальцевого массажа, кинезиологическая гимнастика, литотерапия, песочная игротерапия.

На основе анализа исследований по проблемам речевого развития детей, выделили следующий методический принцип развития речи: Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.    

Систематические упражнения для пальцев не только стимулируют развитие речи, но и являются, по мнению М.М.Кольцовой, "мощным средством повышения работоспособности головного мозга».

                               Пальцевый массаж (методика Йосиро Цуцуми)

Во всех дошкольных учреждениях Японии, начиная с 2-х летнего возраста, применяется методика пальцевого массажа и самомассажа.

Массаж каждого пальца положительно влияет на определенный орган:

  1. массаж большого пальца – повышает активность мозга
  2. массаж указательного пальца – стимулирует желудок и поджелудочную железу
  3. массаж среднего пальца – улучшает работу кишечника
  4. массаж безымянного пальца – стимулирует печень
  5. массаж мизинца – способствует улучшению сердечной деятельности, снимает психическое и нервное напряжение.

Поскольку нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом, то работа рук способствует психическому успокоению, предотвращает развитие утомления в мозговых центрах (китайский обычай перебирать в руках грецкие орехи), способствует возникновению успокаивающего эффекта.

Совет взрослым:  если дети волнуются при речевых высказываниях и вертят  в руках предметы, не следует их выхватывать из рук – так организм ребенка сбрасывает возбуждение.

Предлагаем познакомиться с системой упражнений пальцевого массажа, в основе методика японского учёного Йосиро  Цуцуми.  

1.   Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, а затем медленно поднимаются к основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками.

2.   Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками «марблс»: их нужно вертеть в руках, щелкать по ним пальцами, «стрелять», направлять в специальные желобки и лунки-отверстия, состязаться в точности попадания.

3.     Массаж грецкими орехами: (катать два ореха между ладонями, один орех прокатывать между пальцами, удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки и обеих рук.

4. массаж мячиками су-джок.

5. Массаж шестигранными карандашами: (пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживать в определенном положении в правой и левой руке).

6.     Массаж «чётками». Перебирание четок развивает пальчики, успокаивает нервы. Перебирание сочетают со счетом, прямым и обратным.

Работа рук способствует:

- психическому успокоению;

- предотвращает развитие утомления в мозговых центрах.

         При проведении массажа дети выполняют разнообразные движения пальцами и руками, что хорошо развивает крупную и мелкую моторику. 
Игровой массаж снимает у детей напряжение. Улучшается кровоснабжение кожи, уменьшается напряжение мышц, дыхание и сердцебиение замедляются. Ребёнок успокаивается и расслабляется. Игровой массаж положительно влияет на центральную нервную систему.
Игровой массаж способствует социализации детей, формирует у детей доверие и внимание друг к другу, развивает терпение и чувство юмора.
        Игровой массаж способствует развитию фантазии детей: бегущий по дереву паучок и капающий на спину дождик, прыгающий по полу мячик и идущий по лесу медведь одинаково ярко, хотя и по разному представляются детям, проводящим и «получающим» игровой массаж
Игровой массаж также способствует развитию речи. Стихи и песенки малыши быстро запоминают, а движения, иллюстрирующие текст, способствуют выразительному исполнению. Дети с удовольствием выполняют упражнения «Осенняя разогревалочка»,  «Овощи»,

«Десять птичек – стайка», «Шёл медведь»,  «Сорока»,  «Воробьи».

Массаж ладонных поверхностей грецкими орехами, каштанами, шишками, мячиками Су-Джок.

Пальчиковые игры с грецкими орехами, каштанами.

Их можно:

 - вращать между ладоней (один или два)

 - перекатывать по тыльной стороне каждой ладони;

 - вращать внутри одной ладони (перебирая пальцами);

 - удерживать поочерёдно между пальцев рук;

Чтобы игры с орехами не были молчаливыми, можно подбирать для них маленькие стишки, потешки, песенки.

Огромный интерес вызывают у детей необычные мячики су-джок. Такой массаж носит стимулирующий характер. Игры с мячиками–ёжиками используем в  начале занятия, для автоматизации поставленных звуков, на минутках здоровья, для предупреждения переутомления.

Игровой массаж шестигранными карандашами применяем в работе с

детьми с ОВЗ для развития мелкой моторики пальцев рук и активизации речи детей. Научить детей самомассажу рук несложно. С помощью граненых карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами будут стимулировать речевое развитие малыша, способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшат трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук. Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок. Дети с интересом выполняют порой непростые для них упражнения: «Утюжок», «Добыча огня», «Прятки», «Волчок», «Горка», «Вертолёт», «Эстафета».

Массаж четками. Традиционно четки изготовлены из пластмассовых или деревянных элементов круглой, овальной, цилиндрической формы или из плоских пластин. Ребенок перебирает их пальцами, сочетая это со счетом, проговариванием ритмизированных текстов, стихов. Нужно научить ребенка правильно держать четки: шарик лежит на первой (ногтевой) фаланге, большой палец — сверху. Перебирание чёток также развивает пальчики, успокаивает нервы. Перебирание сочетают со счётом, прямым и обратным, с заучиванием стихотворений о предметах, относящихся к какому – либо родовому обобщению.

1. Ягоды   - это крыжовник, клюква, черника, брусника,

     Малина, клубника, шиповник, смородина и земляника.

2. К фруктам относятся сливы, яблоки, груши, бананы,

    Лимоны и апельсины (любят их есть обезьяны).

3. Овощи – это капуста, свёкла, морковь, помидоры,

    Укроп, что растёт очень густо. Поспеют все они скоро.

    Вспомним ещё про салат, про лук, огурцы и чеснок,

    Про редьку, редиску, шпинат и про картофель, дружок.

4. Каких же ты знаешь птиц?

    Галок, скворцов, уток, синиц, дятлов, дроздов, сорок и ворон -  птицы летят к нам со  

    всех сторон.

   Я знаю кукушек, грачей, голубей.

    Известны мне чайки, стрижи, воробьи, прекрасные лебеди и соловьи.

    К птицам относятся гуси, павлины, аисты, ласточки , но не дельфины!

Для улучшения мыслительной деятельности, расширения границ возможностей мозга применяем кинезиологические упражнения (Методика Сиротюк). Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения, дети активнее включаются в деятельность, с удовольствием выполняют комплексы упражнений «Колечко», «Кулак-ладонь-ребро», «Лягушка» и др.

В настоящее время в системе традиционных и нетрадиционных методов коррекции, использующихся в логопедической работе, все больше места занимают специальные техники, относящиеся скорее к области психологии или медицины. К такой технологии относится литотерапия.

Литотерапия – (от греческого lithos – камень, terapia – терапия) – лечение с помощью натуральных камней, нетрадиционная методика, ставшая популярной в последнее время. В более широком понимании, литотерапия это любое использование природных минеральных веществ (песок, камни, глина и пр.) с целью воздействия на организм человека. В коррекционной практике с детьми с ОВЗ  камешки «Марблс». Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камушков разного цвета и различные задания с ними.

Игры с использованием  камней  стимулируют речевое  развитие,  развивают моторику пальцев рук. У ребенка формируется быстрота нервных импульсов от  рецепторов руки к центру речи.

Длительное рассматривание цветного камушка придает мыслям стройное течение.

Цвет – это тоже энергия с определенными длинами волн. При контакте камня определенного цвета, с глазом человека, по нейронным связям происходит передача волновых импульсов.  Каждый камень влияет на человека по-своему, но есть и много общих свойств у камней, объединенных по цвету.

 Красный цвет действует на организм возбуждающе, активизирует его деятельность, выносливость, улучшает настроение.

Красные камни: рубин, красные гранаты, шпинель, красный турмалин, сердолик, красные яшмы, коралл, родонит.

Оранжевый цвет раскрепощает, психологически способствует более терпимому отношению друг к другу, укрепляет волю.

Оранжевые камни: некоторые яшмы,  гиацинт, разновидность опала и другие.

Желтый цвет – тонизирует, оказывает стимулирующее влияние на зрение и нервную систему, активизирует умственные способности. Созерцание желтого цвета создает внутреннюю гармонию.
Желтые камни: разновидность топаза, цитрин,  разновидность хризоберилла, янтарь.

Голубой – это цвет эмоциональности, общения. Голубые  тона производят впечатление легкости, воздушности, чистоты. Этот цвет уравновешивает смелых и энергичных людей, предостерегает их от необдуманных поступков.
Голубые камни: аквамарин, голубой топаз, разновидность циркона, бирюза.

В коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ОВЗ мы используем природные или стеклянные разноцветные камешки «марблс».

Рассмотри игры с использованием камешков «марблс» в логопедической работе с детьми.

Игры для развития мелкой моторики, цветового и пространственного восприятия, речи: «Разложи по цвету», «Найди такой же», «Найди игрушку», «Выложи по контуру», «Помоги бабочке долететь до цветка», «Звуковой анализ», «Составь предложение», «Раздели слово на слоги», «Расскажи сказку».

Н-р: Поможем Дюймовочке выбраться из болота, построив дорожку из камешков, называя при этом слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом ИК. Например: мячик, столик, фантик и т. д.

Игра «Волшебный мешочек».

Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (синий цвет — твёрдый согласный звук, красный-гласный звук, зелёный — мягкий согласный звук).

Игры с камешками «марблс» развивают творческое воображение у детей в играх «Фантазируем с камнем».

В логопедической работе в МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад «Капелька» активно применяется песочная терапия, которая способствует  повышению мотивации, заинтересованности детей к занятиям и  дает положительные результаты. У детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям. Дети чувствуют себя более успешными. Игра с песком  - это одно из любимых занятий детей в нашем детском саду. Ведь песочница естественная стимулирующая среда, в которой ребенок чувствует себя комфортно, защищённо и проявляет активность.

            В коррекционно-развивающей деятельности с детьми, мы используем стол-планшет для игр с песком и космический песок.

Перед вами замечательный развивающий материал -  космический пластичный песок. Космический песок - инновационная песочная пластичная масса для лепки, которая содержит в своей основе натуральный кварцевый песок. Яркий, красочный, он сразу привлекает внимание ребёнка, вызывает интерес и желание поиграть с ним, тем более, что он обладает удивительными свойствами:

  • течет сквозь пальцы и в то же время остается сухим;
  • он лепится, как мокрый песок и рассыпается, как сухой;
  • плотный и воздушный одновременно, он завораживает своей мягкостью и текучестью, отлично лепится, держит форму и не засыхает;
  • космический песок абсолютно безопасен для детей, об этом свидетельствует полученный на товар сертификат соответствия.

 Эта удивительная игрушка пользуется огромной популярностью у детей разного возраста от трехгодовалых крошек до старших дошкольников. Из него можно лепить различные фигуры, строить замки, закапывать в него различные предметы, в общем, проигрывать множество интересных сюжетов. Педагоги применяют космический песок в процессе организации образовательной деятельности.

  Каждое прикосновение детских пальчиков к Космическому песку имеет огромное значение для развития ребёнка.

  В процессе игр с песком у детей снимается напряжение, стабилизируется психо-эмоциональное состояние, развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика. Необычный песок сможет пробудить творческие и интеллектуальные способности ребенка, стимулирует развитие речи. Игры с песком используем на всех этапах коррекционно-развивающей работы.

    Для развития тактильной чувствительности применяем игры: «Ладошки», «Следы», «Водопад», «Рояль».

На развитие  артикуляционной моторики направлены игры «Лошадка» «Качели», «Часики», «Накажи непослушный язычок».

Закрепление труднопроизносимых звуков происходит в играх «Сильный мотор», «Горочка», «Дорожка», «Следы», «Совпадение».

           Для развития фонематического восприятия используем игры «Спрячь ручки», «Мой город», «Два города» и др.

Игры «Дорисуй рисунок, составь предложение», «Волшебная полянка», «Что случилось».

Опыт работы показывает, что использование песочной терапии дает положительные результаты:

  • У обучающихся значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям.
  • Обучающиеся чувствуют себя более успешными.
  • На занятиях нет места монотонности и скуке.

Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным.через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков.

Использованная литература:

  1. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М., 1973
  2. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг – СПб.: ИД «МиМ», 1998
  3. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов–на-Дону: «Феникс», 2001
  4. Поваляева М.А. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике. Ростов–на-Дону: Изд. РГПУ, 1997
  5. Трохимчук Л.В. Физиологопедагогическая коррекция моторики кисти ведущей руки ребенка. - Ростов–на-Дону, 1994
  6. Цвыктарный В.В.  Играем пальчиками и развиваем речь. – Н. Новгород: Флокс, 1995

 

     

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Социо-игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология»

Консультация для педагогов  «Социо-игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология» состоит из двух частей - теория и практика (игры)....

Консультация для педагогов «Инновационные технологии в работе с детьми по художественному творчеству"

В детском возрасте, когда ребенок особо эмоционально относится к окружающему миру, особое значение имеет реализация его потребности в художественном творчестве. Художественно-творческое развитие детей...

Консультации для педагогов "Педагогические технологии для работы с детьми по ФГОС "

Одна из задач воспитателей в работе с детьми – выбрать такие педагогические технологии, методы и приемы, которые соответствуют целям разностороннего развития воспитанников.  Данная консульт...

Консультация для педагогов "Стем- технология в работе с детьми"

Консультация для педагогов "Стем - технология в работе с детьми"....

Консультация для педагогов "Квест технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи."

Квест технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи...

Консультация для педагогов «Арттерапевтические технологии в работе с детьми, имеющими трудности в коммуникативном развитии»

Арттерапия – достаточно новое направление в психологии, несмотря на то, что она применялась врачами для помощи больным еще до нашей эры. Арттерапия включает в себя целый комплекс воздействий, ос...

Консультация для педагогов: "Современные технологии в работе с детьми раннего возраста"

quot;Недостаточно внимательное отношение к возрасту первого детства отражается губительно на всей жизни человека…" В.М. Бехтерев...