Развитие самоконтроля
консультация

Никитина Елена Васильевна

Самоконтроль или произвольность поведения – способность человека осознанно владеть и управлять собой. Произвольность является важнейшим качеством личности и основным диагностическим критерием готовности ребенка к обучению в школе.

Самоконтроль дает возможность ребенку следовать своим замыслам, быть настойчивым в их реализации, уметь преодолевать сложности и достигать поставленные цели. Ребенок, развивший навыки самоконтроля, может легко управлять своими познавательными процессами: вниманием, памятью, восприятием, воображением и мышлением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_samokontrolya.docx17.88 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие самоконтроля

Самоконтроль или произвольность поведения – способность человека осознанно владеть и управлять собой. Произвольность является важнейшим качеством личности и основным диагностическим критерием готовности ребенка к обучению в школе.

Самоконтроль дает возможность ребенку следовать своим замыслам, быть настойчивым в их реализации, уметь преодолевать сложности и достигать поставленные цели. Ребенок, развивший навыки самоконтроля, может легко управлять своими познавательными процессами: вниманием, памятью, восприятием, воображением и мышлением.

Что такое самоконтроль и для чего он нужен?

 

Самоконтроль или произвольность поведения – способность человека осознанно владеть и управлять собой. Произвольность является важнейшим качеством личности и основным диагностическим критерием готовности ребенка к обучению в школе.

Самоконтроль дает возможность ребенку следовать своим замыслам, быть настойчивым в их реализации, уметь преодолевать сложности и достигать поставленные цели. Ребенок, развивший навыки самоконтроля, может легко управлять своими познавательными процессами: вниманием, памятью, восприятием, воображением и мышлением.

Несформированность самоконтроля.

Недостаточное развитие самоконтроля (по-другому программирования, регуляции и контроля деятельности) - вторая по частоте встречаемости трудность обучения, обусловленная несформированностью высших психических функций. Трудности формирования самоконтроля связаны прежде всего запаздыванием темпа созревания лобных отделов головного мозга. Эти зоны относятся к наиболее поздно созревающим отделам коры. Один из критических периодов их специализации приходится на возраст 6-7 лет, когда и происходит значительный скачок в развитии самоконтроля и произвольного внимания. Полное созревание полей лобных отделов продолжается вплоть до 18-20 лет.
Если провести аналогию с домом, то лобные отделы, безусловно, - крыша всего здания, а крыша обязательно должна держаться на прочном фундаменте и крепких стенах, поэтому при недостатке энергетического компонента или сложностях обработки информации, чаще всего будут наблюдаться и симптомы несформированности лобных отделов.

Как проявляется несформированность самоконтроля?

В неярко выраженной форме является возрастной нормой до 6-7 лет.

  • Ребенок не умеет ждать.
  • Знает правила (например, правила игры, поведения на уроке, орфографические правила), но не умеет им следовать, совершает много ошибок.
  • Часто теряет вещи.
  • Этап планирования, ориентировки в задании отсутствует, а если план уже есть - то ребенок испытывает сложности в том, чтобы его придерживаться.
  • В связи с предыдущим пунктом - нуждается в постоянном внешнем контроле и организации работы взрослым (напоминания, замечания, привлечение внимания).
  • Часто отмечается гиперактивность, двигательная расторможенность, болтливость.
  • Ребенку сложно усидеть на месте, иногда такие дети могут встать и начать ходить посреди школьного урока.
  • Импульсивность: делает "не подумав", бросает дело не закончив его (например, при малейшей неудаче).
  • Такому ребенку тяжело контролировать свои эмоциональные реакции, он может часто “срываться” или лезть в драку.
  • При письме часты пропуски или повторения букв, элементов букв, слогов; не выделение границ предложений (заглавная буква и точка); слепление слов.
  • Может совершать опасные действия, не задумываясь о последствиях.

Как развить самоконтроль у ребенка?

Прежде чем ребенок начнет следовать правилам поведения или правилам орфографии, ему необходимо научиться по правилам играть: уметь ждать своей очереди на детской площадке или в настольной игре; выполнять игровые действия по условленному плану; замечать, когда кто-то правила нарушает или совершает ошибку; принимать свои победы и поражения. С этой стороны любая игра, где есть заранее оговоренные правила, будет способствовать развитию самоконтроля ребенка. Особенно хорошо с этой задачей справляются игры двигательные, “дворовые”. Нынешние взрослые в основном проходили этот этап, играя во дворе в классики, казаки разбойники, городки, прыгая через резиночку; подростки играли в футбол, баскетбол, хоккей. Сейчас, если и попадается компания детей, то нередко они проводят время столпившись вокруг одного телефона или колонки с музыкой, да и самого понятия “двора” уже практически не существует. Дети стали меньше двигаться, спортивные игры остались в лучшем случае в качестве секций два раза в неделю - таковы реалии современного мира. Это отражается не только на физическом развитии, здоровье современных детей, но и на развитии их фантазии, самостоятельности, самоконтроля. То, что раньше развивалось "само собой", сейчас часто приходится специально развивать и стимулировать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Дидактические игры для развития самоконтроля у детей младшего возраста"

Данная программа ориентирована на младший дошкольный возраст. В ее реализацию могут включаться различные категории взрослых - педагоги дополнительного образования, родители и др. Программа состоит из ...

Коррекционно-развивающие занятия со старшим дошкольником по развитию самоконтроля и внимания.

В направлении занятии использованы игры и упражнения, действующее на нейро-психологическую коррекцию и развитие внимания и формирование собственной регуляции поведения и деятельности....

Игры для развития самоконтроля у детей

Развитии такого важного качества, как произвольность поведения (то есть умение контролировать себя), задумываются единицы. А жаль, потому что самоконтроль – важнейшее условие успешного обучения в школ...

Игры для развития самоконтроля у детей 5-7 лет

Игры для развития самоконтроля у детей 5-7 лет...

Домашняя игротека: игры на развитие самоконтроля у детей

Домашняя игротека: игры на развитие самоконтроля у детей...

Консультация для педагогов «Дидактическая игра как средство развития самоконтроля для детей дошкольного возраста»

В статье представлены подходы к организации дидактических игр в условиях дошкольного образовательного учреждения. Описаны структурные составляющие дидактической игры как средства развития самоконтроля...

Игры с правилами для развития самоконтроля и внимательности, для коррекции проявлений гиперактивности и саморегуляции

Картотека "Игры с правилами для развития самоконтроля и внимательности, для коррекции проявлений гиперактивности и саморегуляции"...