Статья "Социокультурное воспитание 6-7 лет средствами музейной педагогики, через ознакомление с выставками художников".
статья (подготовительная группа)

Голубева Оксана Александровна

Статья раскрывает проблему социокультурного развития детей дошкольного возраста и то, как под влиянием музейной педагогики у дошкольников накапливаются эстетические представления об окружающем мире предметов и человеческих отношений. Музейная педагогика направлена на полноту проявлений человеческих отношений и выступает одним из средств социокультурного воспитания детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья: Социокультурное воспитание 6-7 лет средствами музейной педагогики, через ознакомление с выставками художников.

Статья раскрывает проблему социокультурного развития детей дошкольного возраста и то, как под влиянием музейной педагогики у дошкольников накапливаются эстетические представления об окружающем мире предметов и человеческих отношений. Музейная педагогика направлена на полноту проявлений человеческих отношений и выступает одним из средств социокультурного воспитания детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: музейная педагогика, социокультурное воспитание ребенка дошкольного возраста, эстетическое воспитание,картины, художники.

         Дошкольный возраст является самоценным этапом социокультурного становления личности ребенка. Социокультурное развитие ребенка определяется его положением в обществе, системой межличностных отношений со взрослыми и сверстниками, культурой социума в целом. Социальная ситуация воспитания формируется взрослыми в процессе живого взаимодействия между ребенком и его окружением, ее можно охарактеризовать как уникальную для определенного возраста. Она не повторяется, но при этом изменяется с переходом с одного возрастного периода на другой. Социокультурные условия создаются для дошкольника,  и удовлетворяют его потребности, это уже совершенно иная система отношений.

Музейная педагогика это весь накопленный адаптированный социальный опыт человечества. В музее мы можем встретить выставки картин, фотографий, это изобразительное искусство как специфическая форма отражения окружающей жизни, позволяет развивать у детей дошкольного возраста практически все познавательные психические процессы: восприятие, память, речь, мышление, воображение и др., необходимые для дальнейшего совершенствования личностных качеств и творческих способностей.

Формирование личности ребенка охватывает совокупность выделенных видов отношений в соответствии с концепциями отечественных ученых Л.И. Божович [2], Л.С. Выготского [4], А.Н. Леонтьева [8] и др.

Социокультурный потенциал музейной педагогики заключается в подходе воспитателей, прежде всего, к ребенку как субъекту воспитания, в обогащении знаний и опыта воспитанников о человеке, человечестве и человечности. Культурологическая концепция содержания образования, разработанная сотрудниками лаборатории общих проблем дидактики НИИ общей педагогики Академии педагогических наук под руководством В.В. Краевского, И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина, рассматривает социокультурный компонент образования как «педагогически адаптированный социальный опыт человечества, соответствующий человеческой культуре во всей ее структурной полноте» [7, с. 37].

Процесс социализации наиболее эффективно проходит в изобразительной деятельности. Социализация ребенка отражает опыт его духовного вхождения в общество. Причем преобладание положительных или отрицательных аспектов в процессах социализации личности ребенка в период его детства создает предпосылки для последующей позитивной или негативной социализации вполне взрослого человека.

С детьми дошкольного возраста, начиная с 3-х лет, можно посещать музей, в частности, выставки художественных работ, останавливаясь на доступном для них дидактическом материале, а также использовать репродукции картин для рассматривания. При восприятии произведений изобразительного искусства дети дошкольного возраста не только знакомятся с индивидуальным стилем и техникой художника, но и с его личностными особенностями, получают библиографические сведения, проникаются мыслью о безграничности человеческих возможностей в искусстве, приобретают важные личностные качества – уважение к творческой самобытности человека, умение понимать других людей.

Под музейной педагогикой мы понимаем педагогическое направление, имеющее обучающие, а также воспитательные и развивающие признаки восприятия произведений широко признанных мастеров изобразительного искусства, в том числе декоративного, прикладного и народного искусства. К слову, народное изобразительное искусство наиболее близко детскому творчеству своей яркостью красок и простой формой.

Музейная педагогика, в целом изобразительное искусство оказывают воздействия на развитие познавательных способностей и творческую активность ребенка, т.к. затрагивают эмоциональную сферу. Л. Г. Савенкова отмечает: «С помощью современного оборудования удалось зафиксировать “эмоции” и “голоса” мозга. Оказалось, что в нем нет отдельных участков, отвечающих за те или иные виды деятельности. В мозге действуют некие системы и конструкции, звенья которых находятся как в коре, так и в подкорке. Они постоянно меняются: к уже жестким (привычным) подключаются новые – гибкие, необходимые для нетипичных действий, появляющихся впервые. Следовательно, количество систем с ростом информации, получаемой мозгом, постоянно увеличивается. Важную роль в этом процессе играет эмоционально-чувственная сфера и творческая активность личности, развитие которых напрямую зависит от занятий искусством» [11, с. 18].

Влияние музейной педагогики на сенсорный опыт ребенка является очевидным. Под сенсорным опытом мы понимаем совокупность персептивных действий восприятия свойств и признаков предметов, объектов, явлений. Восприятие окружающего мира осуществляется с помощью органов чувств ребенка и сопровождается словесным пояснением близкого взрослого, педагога. Казалось бы, что сенсорный опыт накапливается у ребенка стихийно, без организованного обучения, но это не совсем так. Работая с детьми, педагог часто отмечает особое удовольствие детей, которое они испытывают при рассматривании нового предмета или явления. Дети буквально замирают, когда знакомятся с чем-то неизвестным. Если процесс восприятия проходит стихийно, то часто ребенок может вообще не обратить внимание на тот или иной объект.

Наиболее удачными в плане накопления сенсорного опыта являются картины Б.М. Кустодиева «Масленица» интересна тем, что кроме ярких красок, ее сюжет довольно знаком детям, т.к. в последнее время принято достаточно широко отмечать праздник Масленицы. Я поясняла детям, что Масленица – это веселый праздник в конце зимы перед Великим постом. Три картины Б.М. Кустодиев, посвятил празднику Масленицы. На первой картине  было изображено катание на лошадях, катание детей с гор на санях, сжигание соломенного чучела, которое было символом долгой холодной зимы… Один такой праздничный день изображен в очередной картине Кустодиева. В розово-золотистых лучах заката проходит массовое гулянье жителей провинциального городка. Здесь лихая тройка лошадей в центре полотна, ее догоняет упряжка, запряженная двумя лошадьми, а на переднем плане слева скромно, но весело рассекает по переулку купеческая семейная пара на санях с запряженным конем белого окраса. Позже из под кисти Кустодиева выходит еще одна картина «Масленица». На ней неторопливо прогуливаются одетые в дорогие шубы горожане, кто то торгует только, что выпеченными пирожками, быстро мчатся кони, весело позвякивая золотистыми бубенцами. На переднем плане дети катаются на санках. 

Несмотря на радостное впечатление от работ, художник был тяжело больным человеком, не мог ходить, ездил в инвалидной коляске, его правая рука была ограничена в движениях. В данном примере выражается социокультурный потенциал музейной педагогики, когда детям рассказывается, что, несмотря на болезнь, художник продолжает создавать жизнерадостные художественные образы.

Другой пример социокультурного подхода к анализу творчества великих мастеров изобразительного искусства. В картине «Рожь» (1878 г.) И.И. Шишкина главной деталью здесь является рожь, хлеб, «всему голова», как говорится. Июль или начало августа – именно в это время созревает рожь. Прямо видим вглубь поля ведёт извилистая просёлочная дорога. На переднем плане зелёная трава, полевые цветы. Затем они сменяются густой рожью. Сияющая и насыщенная желтизна поля оттеняется старыми раскидистыми соснами. Из общего фона пышного лета и торжества жизни выбивается одно дерево, погибшее.  Возможно, живописец И.И. Шишкин подчеркивает таким художественным приемом реалистичность композиции.

Посещая музей, ребенок знакомится с художественным образом, легко находит сходство изображения с реальным и радуется такому открытию. Результатом сенсорного опыта у детей является представление. После действия определенного раздражителя или стимула на органы чувств ребенка, зафиксированного в акте восприятия, в коре головного мозга остаются нервные следы (связи), которые при вербальном упоминании активизируются (оживляются). Накапливая представления, ребенок имеет возможность создавать художественный образ по памяти.

На основе восприятия художественных образов признанных мастеров изобразительного, прикладного и народного искусства у детей формируется личностное отношение к собственному творчеству, развивается образное мышление [5]. Образное мышление влияет на развитие функций правого полушарий головного мозга ребенка. Одна из главных функций правого полушария – отвечает за наши чувства и эмоции, особенно оно, развита у художников. Это заключается в том, что человек способен охватить проблему целиком. Так, запоминая черты лица, человек запоминает лицо не частями, а в целом, образно. Развивая правое полушарие у детей, мы подготавливаем их психическую деятельность к формированию интуиции, т.е. способности постигать истину средствами ее непосредственного усмотрения без логических доказательств.

Восприятие произведений искусства обогащает детский сенсорный опыт и подводит к пониманию сущности техники выполнения тех или иных художественных работ. Рассматривая работы признанных художников, дети стараются им подражать. Подражание как первичная деятельность, направленная на приобретение опыта, является весьма развитой у дошкольников. Сюжетно-ролевая игра в основном строится на подражании деятельности взрослых и данную возрастную особенность необходимо учитывать. В практике мы нередко наблюдали, что после посещения выставки художественных работ интерес ребенка к изобразительной деятельности усиливался. У детей возникает изобразительный замысел, в особенности в сюжетном рисовании. Многие дети испытывают желание нарисовать сюжеты, подобные увиденным картинам. Дети часто на этапе анализа творческих работ предлагают устроить выставку самых лучших произведений и пригласить родителей, детей из других групп. Некоторые из них берут на себя роль экскурсовода. Получается сюжетно-ролевая игра «Музей», причем активность, как правило, исходит от самих детей. В процессе такой игры у детей формируется важное личностное качество – культура межличностных отношений. Дети обращаются друг к другу, используя местоимение «вы», с уважением относятся к творческим работам своих товарищей, приобретают способности разделять точку зрения другого человека, смотреть на окружающий мир, глазами художника, отмечая эстетическую привлекательность увиденного.

Музейная педагогика выступает средством социокультурного воспитания ребенка. Рассматривая произведения изобразительного искусства, которые представлены в форме подлинников, находятся в музеях под охраной, у ребенка формируются представления об истинных ценностях человеческой культуры. Любое произведение искусства признанного мастера является неповторимым, у него есть собственная биография, характер и настроение.

Посещение выставок в музеях нашего города, которые созерцают репродукциями картин, перенести в изобразительную деятельность. Это способствует не только тому, что ребёнок заключения отдельных предметов, явлений, но и их многообразия. То есть одно и тоже дерево каждый художник изображает по своему (например «Плакучая ива», «Белая берёза» и т.д.). В тоже время у детей развивается эстетическое восприятие. Показать своё настроение природы (серые краски – грусть, яркие – радость и т.д.)

Метод музейной педагогики позволяет создать мини-музей в группе например «Выставка иллюстраций художественных произведений»

Список литературы.

  1. Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ детского сада № 2 «Теремок»
  2. Программа воспитания МБДОУ детского сада № 2 «Теремок»
  3. Божович Л.И. «Личность и ее формирование в детском возрасте». Электронная библиотека МГППУ : Божович. Личность и ее формирование в детском возрасте: (mgaps.ru)
  4. Выготский Л.С. «Мышление и речь» Сб. избр. соч. М., 2008. 

vugotskiy-psc_razv_chel-7-myshlenie_i_rech.pdf - Яндекс.Документы (yandex.ru)

  1. А.Н. Леонтьева. «Деятельность. Сознание. Личность»

Деятельность. Сознание. Личность - Леонтьев А.Н. (koob.ru)

  1. Ветрова Г.В. Сказка о веселом художнике. Кустодиев. М., 2003.
  2. Кравченко А.И. Культурология: Учеб. М., 2010.
  3. Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: новый этап: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2006.

Kraevskiy_Metodologiya_pedagogiki_2004.pdf - Яндекс.Документы (yandex.ru)

  1. Мастера русской живописи: энциклопедия мирового искусства / М. Алленов, Е. Алленова, Ю. Астахов и др. М., 2007.

10. Панферов В.Н., Микляева А.В., Румянцева П.В. Основы психологии человека: Учеб. пособие. СПб., 2009.

11. Савенкова Л.Г. Полихудожественное образование как фактор развития детей и юношества // Педагогика. 2006. № 5. С. 17–23.

ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА • ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ (portalus.ru)

13. Шишкин // Шедевры русской живописи: 50 художников. 2010. № 1. С. 19 50 Художников, Шедевры русской живописи, Шишкин И.В., 2010 (obuchalka.org)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание патриотизма у дошкольников средствами музейной педагогики

Музейная педагогика дает возможность ребёнку представить целостную картину мира, позволяет раскрыть и развить свои способности, помогает осознать  себя гражданином и патриотом, именно она предста...

Воспитание патриотизма у дошкольников средствами музейной педагогики.

Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином России....

Педагогический проект: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики»

Особенно важно уже в дошкольном возрасте поддержать и направить интерес ребенка к людям разных национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии традиции и культуры. Со...

Воспитание патриотизма у дошкольников, средствами музейной педагогики

laquo;Детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия»  В.А.Сухомлинский...

Обобщение передового педагогического опыта. Воспитание патриотизма у дошкольников средствами музейной педагогики

Обобщение передового педагогического опыта. Воспитание патриотизма у дошкольников средствами музейной педагогики...

Перспективный план работы с воспитанниками 5 - 6 лет В рамках реализации региональной инновационной площадки по теме «Социокультурное воспитание детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики»

Перспективный план работы с детьми старшей группы «Непоседы» 5 - 6 лет. В рамках реализации региональной инновационной площадки по теме «Социокультурное воспитание детей дошколь...

Воспитание патриотизма у дошкольников средствами музейной педагогики.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного...