«Применение неоформленного материала в проектной деятельности»
консультация

Зигангирова Елена Ханифовна

«Применение неоформленного материала в проектной деятельности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_ped.sovet_.docx19.74 КБ

Предварительный просмотр:

«Применение неоформленного материала в проектной деятельности»

Современных детей тяжело чем-то удивить... Сейчас в свободном доступе всевозможные игрушки, приложения, программы. Но, наверное, не найдется ребенка, не желающего творить. Дети любят самовыражаться и, в отличие от нас, взрослых, лишены всяческих предрассудков. Прекрасной идеей для развития ребенка является работа с неоформленным материалом. Мы так привыкли жить в постоянно ускоряющемся темпе, что не замечаем прекрасного вокруг. Но вот дети, подмечают такое, на что мы порой не обращаем внимания. Им нравится рисовать на камнях, делать поделки из шишек и капсул от киндеров. Всему они найдут применение: пуговицам, желудям, каштанам, баночкам и скляночкам. И заиграют по-новому привычные предметы.

       К нетрадиционным материалам для ручного художественного труда можно отнести материалы, которые мало используются на занятиях в детском саду.

       К тому же, сегодня  перед  дошкольным  образованием  поставлена  задача совершенствования традиционных методов дошкольного воспитания  детей и поиска новых подходов к организации образовательного процесса.

Нетрадиционный материал очень разнообразен.

Его можно классифицировать так:

1. Бумага и картон:

– обои;

– коробки, упаковки кондитерских и других изделий.

2. Природные материалы:

– древесные опилки, стружки, шпон, спички;

– срезы веточек дерева;

– кожа;

– мех;

– перья птиц;

– яичная скорлупа;

– крупа и т. д.

3. Металлы:

– тюбики из-под крема, зубной пасты;

– фольга.

4. Пластмассы и синтетические материалы:

– трубочки для фломастеров, стержней авторучек, коктейлей;

– упаковки с ячейками в коробках для конфет;

– капсулы «Киндер-сюрпризов»;

– пуговицы;

– бутылки и флаконы;

– пенопласт.

5. Волокнистые материалы:

– ленточки, тесьма и шнуры;

– ватные диски.

         Не стоит забывать, что основным требованием ФГОС ДО к выпускникам ДОУ является обладание следующими личностными характеристиками: инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность. Т. е главной целью дошкольного образования является не подготовка к школе, а социально-адаптированная личность.

В Законе  «Об  образовании  в  Российской  Федерации»  поставлена социально  значимая  задача  современного  общества – творческое  развитие личности,  готовой  к  решению  нестандартных  задач  в  различных  областях деятельности. Стремление к повышению уровня коммуникативного развития будущих школьников подтверждает актуальность данного опыта и позволяет выделить  противоречия:  между  процессом  творческого  развития  детей  и системой традиционного образования;

Работа с неоформленным материалом  является отличным помощником в реализации данных требований. Вариантов для творчества  может быть множество: сенсорные коробки для детей ясельного возраста, в которых могут быть использованы различные крупы, бусинки, предметы для развития мелкой моторики рук; для среднего и старшего возраста - заготовки, где детям предлагается решить задачи разного рода ( нанизать бусины на нитку, выложить из пуговиц дорогу к дому бабушки Красной шапочки, оформить по желанию рисунок, выбирая понравившийся материал).

Все это способствует развитию творческих способностей детей, формирует усидчивость,  побуждает к сотрудничеству, что влечет за собой развитие коммуникативных навыков. Основной тенденцией становится отход от работы по образцу к методам работы по представлению, созданию ребенком образа посредством воображения.

 Психологическая ценность неоформленных материалов заключается в следующем:

- во-первых, это необходимый материал для сюжетно-ролевых игр. Палочки и коробочки могут выполнять в игре самые разнообразные функции: быть едой, инструментами, лекарствами - словом, замещать отсутствующие реальные предметы;

- во-вторых, важной особенностью игры с неоформленными материалами является то, что ребенок, действуя с ними, самостоятельно планирует и контролирует все возможные превращения. А это очень важно для формирования способности ставить перед собой сознательные цели и стремиться к выполнению того, что намечено. Важно и то, что, производя с неоформленными предметами любые действия, ребенок не может их сломать, тем самым не ограничивается его активность.

Возвращаясь к требованиям ФГОС ДО, нелишним будет сказать, что поддержка детской инициативы в работе с неоформленным материалом, отвечает еще одной поставленной перед  педагогом задаче – обучению через игру. Первые навыки в рисовании, пении, танцах, чтения, счета и письма войдут в мир познания ребенка чрез ворота детской игры и другие детские виды деятельности. Через игру, экспериментирование, общение дети знакомятся с окружающим миром. 

К сожалению, наши реалии таковы, что сейчас наблюдается множество детей с различного рода неврастеническими расстройствами. Работа с неоформленным материалом и здесь является хорошим помощником, потому что может использоваться в рамках арт-терапии. Что-то новое и неизвестное побуждает ребёнка к работе, способствуют удержанию его внимания. Изображение, получаемое в рамках приобретения нового опыта, несет больше неосознанной информации. Вы можете предложить создать картинку из сухих листьев или ниток, порисовать пальцами или ладонями и т.п. Достаточно интересна работа с древесиной (опилки, стружки). На занятия приглашаются папы, которые показывают, как получаются опилки и стружки. Дети знакомятся с инструментами, пробуют сами пилить, строгать. Из опилок получаются прекрасные аппликационные композиции.

 Большой интерес у детей вызывает работа с волокнистыми материалами (вата, нитки, ткань, шнурки, шпагат). Ребята делают и игрушки, и композиции. Аппликация нитками доступна всем (выкладывание ниток по контуру или наклеивание на шаблон резаных ниток). Но особое удовольствие доставляет создание коллективных работ — общих картин. В процессе коллективного выполнения задания создаются условия для развития умений договариваться, уступать, вносить собственный вклад в общее дело. По завершении происходит процесс совместного любования общим продуктом. Положительные переживания объединяют детей. 

        Традиционная педагогика реально исходит из того, что ее задачей является формирование желаемого поведения ребенка. Ребенку все время навязывается чужой и чуждый ему опыт. В творчестве возможности ребенка безграничны. Он может выложить лепестки цветка каштанами, потому что считает это уместным. И у ребенка появляется внутренний мотив к деятельности и творчеству.

        И вот здесь взрослый  должен приспособиться к потребностям ребенка, помочь его независимости, освободиться от предубеждений.

В заключение хотелось бы подвести итог:

Задачи, которые решаются в процессе работе с нетрадиционными материалами:

Расширять знания о предметах и явлениях окружающей жизни, осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля при работе с различными материалами.

Развивать умения, обеспечивающие культуру труда на всех этапах трудового процесса (экономичное расходование материала, правильное обращение с инструментами, поддержание порядка на рабочем столе).

Учить пользоваться речью — доказательством для обоснования своих суждений, для оценки результатов труда, его значимости, ценности.

Планировать работу, последовательно рассказывать об основных этапах воплощения замысла, уметь договариваться о распределении обязанностей.

Развивать комбинаторные умения, обеспечивающие проявления самостоятельности и творчества.

Неоформленный материал – великолепная возможность для самовыражения детей и взрослых. От педагога требуется фантазия, постоянное желание самосовершенствоваться, расти над собой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ-комплексная деятельность,участники которой автоматически (без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов) осваивают новые понятия и представления о различн...

Практический материал к проектной деятельности

Образрвательная деятельность. Практический материал для детей младшей группы....

Презентация "Использование неоформленного материала в самостоятельной деятельности дошкольника"

Творческая деятельность с неоформленным материалом в воспитательно-образовательном процессе предусматривает работу с воспитанниками по развитию изобразительных способностей, нестандартного мышления, т...

Презентация " Неоформленный материал в самостоятельной деятельности"

Актуальность .Возраст от рождения до 3 лет. Виды сенсорных каробок....

Применение неоформленного материала в самостоятельной деятельности детей (1 младшая группа)

Творческая деятельность снеоформленным материалом в воспитательно-образовательном процессе предусматривает работу с воспитанниками по развитию изобразительных способностей, художественного вкуса, нест...

Применение образовательных конструкторов в проектной деятельности.

Образовательный конструктор – это  конструктор, используемый на разных ступенях обучения в образовательных и развивающих играх. Работая индивидуально, парами, или в командах, учащиеся любых...

Материал для проектной деятельности по теме"Мягкие лапки, а на лапках есть царапки"

Дидактический материал по теме"Мягкие лапки, а на лапках есть царапки"....