Выступление из опыта работы по теме: «Мотивация - как эффективный прием познавательной активности детей в структуре коррекционной деятельности.
консультация

Я постоянно   веду поиск  как же  создать   познавательную мотивацию и   ситуацию  успеха  для  дошкольников, речь  которых  нуждается  в коррекции?          Существует множество приемов, позволяющих, активизировать познавательную деятельность детей  в структуре занятия. Остановлюсь на некоторых из них в своем выступлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_iz_opyta_raboty.docx26.42 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление из опыта работы по теме:

 «Мотивация - как эффективный прием познавательной активности детей в структуре коррекционной деятельности.

Именно с мотивации начинается любое  взаимодействие между ребёнком и взрослым. Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, не возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к постановке целей.

         Поэтому,  в структуре  логопедического занятия необходимы такие приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у   детей,   направят и организует их, а также придаст деятельности смысл и значимость для самого ребёнка. Основная задача педагога — сделать этот процесс более естественным, снять возможное эмоциональное напряжение   и достичь задач коррекционной деятельности.

Но  как сделать  успешным  то состояние, которое ребёнок испытывает  "в  процессе", на  пути  к хорошему результату. Если понятие «успех» принято понимать как результат, то под «ситуацией успеха» понимается сочетание условий, которые его обеспечивают.

Я постоянно   веду поиск  как же  создать   познавательную мотивацию и   ситуацию  успеха  для  дошкольников, речь  которых  нуждается  в коррекции?  Назову  некоторые  виды мотивации,  помогающие  мне это  сделать:

игровая мотивация – помогаем игрушкам и сказочным персонажам решать их проблемы;

      мотивация общения - в условиях помощи взрослому

       мотив личной заинтересованности

      познавательный мотив – желание узнать новое, интересное, научиться чему-либо.

        Существует множество приемов, позволяющих, активизировать познавательную деятельность детей  в структуре занятия. Остановлюсь на некоторых из них:

  • Технология Квест.

       Общая игровая цель известна участникам с самого начала и определяет игровую «легенду», особенности и правила заданий. Независимо от того, заложен элемент соревнования в игру или нет, конечная игровая цель - общая для всех. Общая цель является главным «внутренним мотиватором». Особенно актуальны квесты в проведении итогового занятия.

В каждом квесте для детей обязательно совмещаются элементы обучения и отдыха. Обучение происходит незаметно, ведь при решении поставленных игровых задач можно узнать много нового.

       Игровые  и  развивающие задания  для  детей подбираю такой степени сложности, чтобы они соответствовали возможностям. Иначе возникает либо состояние скуки, так  как задания чрезмерно легки, либо состояние тревожности, так как сложность заданий превышает  актуальный уровень развития  способностей.

 -  искренне  хвалю  ребят  даже  за  скромный (промежуточный)  успех;

- использую  поощрение  так,  чтобы  недостаток,  который  мы  исправляем -  выглядел  исправимым, а  дело,  которым  я  хочу  его  увлечь -  выполнимым;

  -ребёнку  должно  быть интересно  выполнять  то,  что  от  него  требуется  на  данном  этапе;

 - в игровых заданиях, речевом  материале принцип дидактики сочетаю с занимательностью, шуткой, юмором  -  подбираю  соответствующие  по  содержанию и  настроению стихи, потешки, скороговорки. мнемотаблицы или опорные схемы, методы наглядного моделирования и т.д

        Известно, что  игры стимулируют все виды активности, самостоятельности, творчества. Приведу  такой  пример. На  этапе   закрепления  поставленного  звука в связной речи провожу  игры с  деформированным предложением  "Исправь   ошибку".  Предлагаю  и вам  найти  и  исправить  ошибки  -  речевой  материал конечно -  "для   взрослых".

Одна голова - хорошо, а две - некрасиво (лучше)

Не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра (сегодня)

Пришел, увидел, купил (победил)

У каждого своя голова на шее (плечах)

Мало хотеть - надо клянчить (уметь)

Землю красит солнце, а человека – парикмахер (труд)

Бесплатный сыр бывает только у мышки ловкой (в мышеловке)

Испокон века телевизор (книга) растит человека

  • Соревновательные элементы

       Чтобы увлечь детей, заинтересовать их процессом достижения цели, используется элемент соревнования. Однако очень важно, чтобы ребенок реально был способен добиться успеха. Часто удачным вариантом становится состязание «с самим собой». Предлагаю определенные способы отметок личных достижений каждого — от тривиальных наклеек и флажков до системы наград, выстраивания игрового плана «покорения вершин».

       Важно, чтобы каждый ребенок мог почувствовать свои способности, нашел свою зону успеха. Именно от чувства собственной победы растет мотивация и стимул заниматься.

  • ИКТ

        В настоящее время все шире используются возможности компьютерной техники на уроках. Для детей выполнение заданий становится более увлекательным, повышается интерес и желание выполнять задание.

Компьютерные тренажеры имеют массу положительных опций, стимулирующих личную мотивацию детей и полезных педагогу.

          Смена типов заданий в рамках одного занятия позволяет удерживать внимание детей, создавать у них положительный настрой. Интерес к занятию является одним из эффективных способов развить мотивацию, желание работать и добиваться успеха. На всех этапах занятия эти приемы позволяют поддерживать познавательный интерес.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы Консультация для родителей: «Математические знания и познавательная активность детей»

          Дошкольное детство - длительный период, закладывающий фундамент будущей личности и во многом ее определяющий. Как отмечает Е.А. Аркин, это период, когда «...и...

Доклад из опыта работы «Лаборатория в группе как средство развития познавательной активности»

laquo;Чем больше «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значител...

Сообщение из опыта работы «Детское игровое экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников»

laquo;Если понаблюдать за трехлетним ребенком, можно увидеть, что играет он всегда с каким - нибудь  предметом.  Это означает, что с помощью рук он обрабатывает, вводит в свое сознание то, ...

Педагогический совет №3 На тему: «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной-экспериментальной деятельности» Доклад для воспитателей на тему «Развитие познавательной активности детей через проектно-исследовательскую деятельност

Актуальность: Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познават...

Технология проектной деятельности как одна из эффективных форм познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют нам педагогам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и вос...