НОД "Ложки деревенские"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Айзенштадт Зинаида Анатольевна

Знакомство детей с историей создания русской деревянной ложкой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_lozhki_derevenskie.docx35.18 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:  

            Приобщать детей к русской  культуре.

Задачи:

  1. Знакомить детей с историей русской ложки
  2. Развивать словарный запас детей, познавательный интерес, творческие способности, самостоятельность.
  3. Закрепить умение детей выполнять декоративные узоры хохломской росписи .
  4. Развивать музыкальные, танцевальные, певческие способности детей.

Предварительная работа:

  1. Разучивание песен .
  2.  Рассматривание альбома «Ложки деревенские»,
  3. Знакомство с ансамблем ложкарей. (ВИДЕО)
  4. Оформление выставки «Хохломская роспись» (совместно с родителями)
  5. Разучивание стихов, пословиц.

Виды деятельности: коммуникативная, игровая, музыкальная.

Декорации: зал оформлен в русском народном стиле.
Место проведения: музыкальный зал.
Материалы и оборудование:  Презентация «Ложки деревенские», мультимедийный проектор, микрофон, аудиоаппаратура,  деревянная посуда, баклуши по числу детей, хохломские ложки, наборы для рисования по количеству детей.

НОД. «Ложки деревенские»

(Дети входят в зал парами, звучит русская народная песня “Сударушка”,

Музыкальный руководитель: (поёт)

Здравствуйте ребятки, розовые пятки,
Звонкие соловушки, умные головушки.
Здравствуйте!

Дети: (поют) Здравствуйте!

Воспитатель: Василиса:  Веселья вам да радости. Хорошего подворья да доброго здоровья!

Муз.руководитель: ( Марфа)   Спасибо, и вам не хворать! Проходите – не стесняйтесь, поудобнее располагайтесь.   Кто вы гости дорогие, откуда ко мне пожаловали?

Василиса: Я – Василиса Премудрая, а пожаловали к вам из русских народных сказок. Да не одна я к вам пришла, красных девиц да добрых молодцев с собой привела. Боюсь, только не тесновато ли нам будет?

Муз.руководитель: ( Марфа) Как, дети, в русской пословице говорится? В тесноте да не в обиде. В моей светлице найдётся тёплое местечко, да доброе словечко.

Сядем все рядком, да поговорим ладком.

                        (Звучит музыка, дети садятся)

Муз.руководитель: ( Марфа) А сейчас для вас ребятки, загадаю я загадку.

– Деревянная подружка,
Без неё мы, как без рук.
На досуге – веселушка,
И накормит всех вокруг.
Кашу прямо носит в рот,
И обжечься не даёт. 
(Ложка)

 Правильно.

Давным-давно у людей не было ложек и они ели руками. (слайд 1) Затем у них появились первые ложки, которые люди делали из глины, но эти ложки были не прочные, они ломались, крошились.(слайд 2) Люди стали делать каменные ложки. (слайд 3)

 Как вы думаете, удобно было пользоваться такими ложками? (Ответ детей) Почему?

Как вы думаете, какими ложками ели в давние времена на Руси? (Ответ)

 На Руси ложки начали делать очень-очень рано. Простые русские люди с незапамятных времен ели щи да кашу деревянными ложками”   А из породы каких деревьев делали?  (Ответ детей)

 Правильно, ложки на Руси вырезали из дерева – берёзы, осины, липы. Ложки получались легкими, удобными, они не нагревались от горячей пищи. Ложки на Руси делали с выдумкой: расписные, вырезные, непохожие на другие. (слайд 4) Ложки изготавливали специальные мастера, их называли ложкари, «ложечники” (слайд 5)

Муз.руководитель: ( Марфа) У меня есть большая деревянная ложка, она волшебная кто её возьмёт должен рассказать пословиц про ложку

                        (Дети, передавая ложку, друг другу говорят

                                          пословицы о ложке)  

  • Дорога ложка к обеду.
  • Один с сошкой, семеро с ложкой.
  • Сухая ложка рот дерёт.
  • Ложку не донес, а рот открываешь.
  • Что положишь в котел, то попадет в ложку.
  •  Без сноровки и ложку мимо рта пронесешь.
  •  Был бы обед, а ложка сыщется.
  •  На незваного гостя не припасена и ложка.
  •  Гости за гостями, а ложки не мыты.
  •  Руки за ложкой не протянешь, так не придёт сама.
  •  Наработался — за ложку берись, а лентяй — без ужина спать ложись.
  •  Явство сладенько, да ложка маленька.

Муз. руководитель: ( Марфа) Изначально ложки были предметом домашнего обихода.  Сначала заготавливали небольшие деревянные брусочки – баклуши. Вы слышали такое выражение – «бить баклуши»? Как вы думаете, что оно обозначает? (Ответ) Считалось, что бить баклуши – это самая простая работа при изготовлении ложек, выполнял её часто самый ленивый подмастерье или ученик. Поэтому и сейчас, когда хотят сказать, что кто-то ленится, говорят: «Баклуши бьет!».

ВИДЕО-РОЛИК «Изготовление баклуши»  (3 мин)
Мастера старались сделать ложки красивыми, расписывали и украшали их. Именно поэтому ложки из разных областей России отличаются друг от друга. Геометрической резьбой украшены хотьковские ложки, росписью – хохломские; выжиганием – вятские.(слайд 6)
 Готовые ложки покрывали лаком и обжигали в печи.
Ребята, какая ложка у меня в руках? Правильно – хохломская.

1 Ребёнок:

    Посуда не простая

    А точно – золотая!

    С яркими узорчиками

    Ягодками и листочками

    Называется она –

    Золотая хохлома.

  2 Ребёнок:         Роспись хохломская

                               Словно колдовская

                               В сказочную песню

                               Просится сама

                               И негде на свете

                               Нет таких соцветий

                               Всех чудес чудесней

                              Наша хохлома.

           Муз. руководитель: ( Марфа) А мы с вами знаем песню про деревенские ложки.

                                   Песня «Ложки деревенские» муз. З. Роот
Веками совершенствовалась форма ложек. Когда люди изобрели более прочный материал для  изготовления ложек, то наши русские деревянные ложки стали предметом искусства. Они популярны не только в России, но и за рубежом. Тысячами их вывозят иностранцы к себе домой в качестве сувенира. Ещё бы: легкие, красивые. Это и старинный предмет быта, и музыкальный инструмент.

  1.  Ребёнок:

Ложки разными бывают,

И на них порой играют.

Отбивают ритм такой.

 Сразу в пляс пойдет любой.

  1. Ребёнок:

 Ложки — пусть не фортепиано

, Но у них свое пиано.

Есть и форте, даже трели,

 Как у струн виолончели.

  1. Ребёнок:

Если виртуоз играет,

 Ложки будто бы летают.

Их в руках по три, по пять,

 Трудно даже сосчитать.

Муз. руководитель:

 Разбирай, ребята, ложки

 Поиграем –ка немножко

               Дети играют на ложках Русск.нар муз «Ах вы сени»

                                          (дети садятся)

Воспитатель: (Василиса) Перед вами различные предметы, украшенные хохломской росписью. Назовите их.

Дети:

Стол, стулья, скамейки, ложки, ковши, мисочки, поварешки, солонки, блюда …

Воспитатель:

А как одним словом назвать эти предметы?

Дети:

Предметы быта!

Воспитатель:

Верно. Давайте перечислим элементы, встречающиеся в узорах.

Дети:

(глядя на карточки, разложенные на столе) Травка, завиток, ягода, листья, украшенные оживкой в виде прожилок.

Воспитатель:

Какие цвета встречаются в узорах?

Дети:

Красный, зеленый, черный, золотой или желтый.

Воспитатель:

Красив, ярок узор. Тут и малиновый листочек, и рябиновый кусточек, ягодки, алые цветочки.
Несколько детей берут карточки с изображением узоров и читают стихи.

1- й РЕБЕНОК

Под малиновым кусточком
Шелкова трава растет.
Под рябиновым кусточком
Цветик аленький цветет.
Под калиновым кусточком 
Наша Катя платье шьет!

2- й ребенок:

Ты, рябинушка
Раскудрявая,
Ты когда взошла,
Когда выросла?

3- й ребенок:

Я весной взошла,
Летом выросла
По зорям цвела,
Солнцем вызрела.

4- й ребенок:

Зеленей, зеленей,
Мой зеленый сад!
Расцветайте, расцветайте,
Мои алые цветочки.
Поспевайте, поспевайте,
Вкусны ягоды скорей!

 Воспитатель:  Действительно, узоры свои русский народ взял у природы – матушки: у лесов, полей, садов. Поэтому они и получились такими веселыми, радостными.

Муз. руководитель: ( Марфа)  Посмотрите в моей мастерской резной ларец, хотите узнать, что в нём. (ответ)  (Открывает)

 Да здесь деревянные ложки. Я хотела их разрисовать к вашему приходу, только не успела.

Воспитатель: Мои помошники тебе помогут.
Дети садятся за столы, где заранее приготовлены деревянные ложки, гуашь и все оборудование для рисования. Работают. Тихим фоном звучат русские народные мелодии. По ходу работы воспитатель напоминает: цветовая гамма хохломской росписи не богата. Используется краска красного, черного, желтого и темно – зеленого цвета. Травку рисуют ритмичным движением кисти. Композиция строится по типу розетты: элементы располагаются или отдельными группами, или в виде волнообразной линии, вьющейся по всей форме и богато украшенной листьями, цветами, ягодами, травой.

Воспитатель: (Василиса) Посмотрите, какой красивый получился узор на ложках. Теперь их нужно покрыть лаком, обжечь в печи и можно на них играть.

Муз. руководитель: ( Марфа)  Спасибо, ребята, за вашу помощь.

Воспитатель: Ну, нам пора.  До свидания.

Муз. Руководитель:( Марфа) До свидания. Жду вас в гости


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по экологии на тему: «На деревенском подворье»

Конспект занятия по экологии в младшей группе...

Методическая разработка "Деревенские посиделки"

конспект совместной деятельности педагога-психолога и музыкального руководителя с детьми 6 - 7 лет (образовательная область социализация, музыка), направленный на приобщение дошкольников к истории и к...

Деревенские посиделки 6 лет

Сценарий для проведения праздника Масленица для детей подготовительной группы...

Сценарий фольклорного праздника "Деревенские посиделки"

Сценарий фольклорного праздника в сборнике межрегионального научно - практического семинара г. Воронеж "Деревенские посиделки"...

ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПО МОТИВАМ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА «НАША ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ – ДЕРЕВЕНСКИЙ БЫТ»

Задачи:Приобщать детей к высокоморальной культуре своего народа, через театрализованную деятельность, связанную с детским фольклором. Развивать интерес и внимание к окружающему миру, народному с...

Конспект занятия "Деревенский дом"

Конспект занятия для детей среднего возраста "Деревенский дом"...

Русский фольклор. Деревенский быт.

Продолжать знакомить детей с русским вольклором. Приобщать к народной культуре через деревенский быт, воспитывать чувства потриотизма, любви к своему народу через его историю. Развивать творческие спо...