Инновационные технологии,как одно из слагаемых художественно-эстетического воспитания дошкольников
учебно-методический материал

Арсеньева Ольга Сергеевна

Высупление на педагогическом совете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx26.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 3» г. Рязань

«Инновационные технологии как одно из слагаемых художественно-эстетического воспитания дошкольников по ФГОС»

                                 

                                  Подготовил воспитатель

           Группы № 9

                                          Арсеньева Ольга Сергеевна

г.Рязань,2022г

«Это правда ! Ну чего же тут скрывать ?
Дети любят ,очень любят рисовать
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на стекле … »
Э. Успенский

Внедрение инноваций в работу дошкольного учреждения является важным условием реформирования и совершенствования современной системы дошкольного образования. Развитие детского сада не может осуществляться иначе, чем через освоение нововведений, новшеств, при этом содержание образования должно ориентироваться на индивидуальность каждого ребенка, его личностный рост, развитие способностей.

Любая инновация представляет собой не что иное, как создание и последующее внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Технология, в свою очередь, является совокупностью различных приемов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или искусстве. Инновационные технологии - это система методов, способов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамических изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.

Инновационные технологии в ДОУ направлены на создание современных компонентов и приемов, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.

Инновационные образовательные технологии в ДОУ способствуют физическому и психологическому развитию ребенка, помогают ему обрести веру в себя и в собственные силы, стать самостоятельным и ответственным. Мальчики и девочки играючи познают мир, а полученные знания стараются применять на практике.

В области художественно-эстетического воспитания активно используются технологии, в основу которых положены метод проблемного изложения, частично поисковый (эвристический) метод, исследовательский метод, ТРИЗ, метод проектов, интегрирование, использование ИКТ.

Основные виды инновационных технологий, применяемых в ДОУ

  • здоровьесберегающие технологии;
  • технологии проектной деятельности;
  • технологии исследовательской деятельности;
  • развивающие технологии;
  • коррекционные технологии;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • личностно-ориентированные технологии;
  • игровые технологии.

Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности. Одним из приоритетных направлений в работе детского сада является художественно-эстетическое воспитание. Человек, воспитанный искусством, способен жить в гармонии с окружающим миром, познавать и совершенствовать этот мир. Именно такими людьми мы хотим видеть детей в будущем.

Художественно-эстетическая деятельность включает в себя следующие виды деятельности:

  1. музыкальная деятельность - оптимальные условия для развития музыкальных способностей в детском саду достигаются посредством хорового пения. Обучение танцевальным движениям на музыкальных занятиях также осуществляется в групповой форме: в коллективной композиции или выполнении действий парами. В детском саду формируются начальные представления о языке музыки, ритме, эмоциональной выразительности музыкальной речи. Знакомство с музыкальными инструментами осуществляется через исследовательскую деятельность детей (извлечение звука, формирование представления о материалах, из которых сделаны инструменты) и дидактические игры.
  2. театральная деятельность - работа в этом направлении ведётся через проведение игр-драматизаций. Можно сказать, что во время игры происходит синтез основных видов художественно-эстетической деятельности: развитие навыка художественной речи через воспроизведение в сценической форме литературного произведения, расширение музыкального восприятия при исполнении песен и мелодий в сценке, совершенствование изобразительных способностей на стадии оформления декораций.
  3. художественно-речевая деятельность - знакомство с малыми жанрами устного народного творчества: пословицами и поговорками, загадками, потешками, закличками, частушками. Прослушивание стихотворений, рассказов, сказок обогащает опыт эстетических переживаний ребят. На занятиях у дошкольников формируется способность пересказывать текст, стимулируется словесное творчество (рифмовка строк, придумывание загадок). Заучивание и выразительное чтение стихотворений формирует чувственное восприятие описываемых поэтом ситуаций и деталей.
  4. изобразительная деятельность: - рисование - является ведущим видом деятельности в ДОО. На занятиях по рисованию (предметному, сюжетному, декоративному) дети знакомятся с понятиями симметрии и перспективы, овладевают различными техниками, у них развивается способность к цветопередаче, подбору и смешиванию цветов, созданию фона с переходами оттенков. Одним из наиболее доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Учитывая потенциал нового поколения, для развития творческих способностей недостаточно стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи информации потому, что стереотипные представления, не стимулируют детскую фантазию, а закрепощают.

Цель обучения навыкам художественно-эстетической деятельности заключается не только в том, чтобы дать детям знания и навыки в пении, рисовании, чтении стихов и т. д., но и в том, чтобы вызвать в них интерес и желание самостоятельной творческой деятельности.

Задачи:

  1. Изучение современных подходов к проблемам художественно-эстетического развития дошкольников.
  2. Создание условий, способствующих, реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала.
  3. Использование современных технологий по художественно-эстетическому развитию детей.

Система работы по художественно-эстетическому воспитанию состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:

  1. Обновление содержания образования (выбор программ и технологий);
  2. Создание условий для художественно-эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно – пространственной развивающей среды);
  3. Организация образовательного процесса (работа с детьми и родителями);
  4. Координация работы с другими учреждениями и организациями.

Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на эстетическое развитие, строится в трех направлениях:

  1. Организованная деятельность (НОД, экскурсии, развлечения, индивидуальная работа, игры);
  2. Совместная деятельность педагогов и детей;
  3. Самостоятельная деятельность детей, направленная на укрепление интереса к художественной деятельности и развитие творческих способностей (игры, концерты, инсценировки, продуктивная деятельность).

Существуют определенные правила в использовании инновационных технологий:

  • обеспечение рабочего мета;
  • определение видов работы;
  •  формирование целей задач порядка работы;
  • спокойная обстановка;
  • поддержание стойкого интереса к деятельности;
  • отсутствие критики;
  • вариативность форм занятий;
  • воспитание умения доводить дело до конца;
  • временной промежуток 20-30 минут.

На занятии используются:

  • работа в паре;
  • работа в группе;
  • коллективная работа.

Виды инновационных технологий в художественно-эстетическом развитии:

Нетрадиционные техники рисования для детей раннего и дошкольного возраста:

  1. рисование пальчиками
  2. рисование ладошками
  3. рисование ватными палочками
  4. оттиск печатками из овощей
  5. тычок жёсткой сухой кистью
  6. печать поролоном
  7. пластилинография (представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал — пластилин)
  8. набрызг (заключается в разбрызгивании капель с помощью специального приспособления, которое в детском саду заменит зубная щетка или кисть. Зубной щеткой в руке набираем немного краски, а стекой (или кистью) проводим по поверхности щетки движениями по направлению к себе. Брызги летят на бумагу).
  9. рисование на манке
  10.  рисование мятой бумагой (занятная техника рисования, которая дает простор для фантазии и свободу маленьким ручкам. Увлекательным является даже процесс подготовки к занятию. Бумажные комочки, которыми собственно и будет выполняться работа, дети с удовольствием могут намять сами).
  11.  ниткография (В этой технике линии образуются после приклеивания нитей. На основу наноситься клей и выбранное изображение шаг за шагом заполняется слоями ниточек).
  12.  рисование песком(прорисовывается контур рисунка клеем ,сверху притусить песком или солью. Рисунок можно оставить в первоначальном виде, а можно высушенную работу раскрасить красками.)
  13. Рисование клейстером(для работы необходимо заварить клейстер и смешать его с красками, затем нанести равномерно на бумажный лист достаточно объемным слоем. Палочкой процарапывается рисунок и оставляется до полного высыхания.)
  14.  граттаж (способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Другое название техники — воскография).
  15.  кляксография (разновидность графической техники, основанная на преобразовании пятен-клякс в нужные реальные или фантастические образы. Рисунок в этой технике исполняется: тушью, чернилами, акварелью, гуашью).
  16.  рисование солью
  17. Рисование мыльными пузырями
  18. Рисование с помощью изоленты(используя  изоленту или скотч, любому ребенку будет интересно изготовить симпатичную аппликацию. Необычный способ рисования получается ,если аппликацию из изоленты раскрасить красками .А после высыхания краски-снять изоленту.)
  19. Рисование цветным льдом или шарики в краске (на дне коробки располагается бумага .Шарики окунаются в краску и выкладываются на дно коробки и перекатываются в разных направлениях)
  20.  Монотипия (диатипия) (графическая техника. Рисунок наносится сначала на ровную и гладкую поверхность, а потом он отпечатывается на другую поверхность).
  21.  мраморная бумага (нетрадиционная техника рисования с помощью смешивания пены для бритья и красок).
  22.  фроттаж (техника перевода на бумагу текстуры материала или слабо выраженного рельефа приемом натирающих движений не заточенного карандаша).

Результатами использования нетрадиционных техник в детском творчестве является: овладение новыми способами художественных изобразительных техник, умение передавать свои чувства.

Воспитатель должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на нее к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок. Это работа кропотливая, требующая от педагога умения систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь ребенка красотой, всячески облагораживать его окружение.

Дошкольникам доступны почти все виды художественной деятельности – составление рассказов, придумывания стихов, пение, рисование, лепка.

Своеобразие детского творчества заключается в том, что оно основано на такой ярко выраженной особенности дошкольников, как подражание, находит широкое отражение в игровой деятельности детей – образной реализации их впечатлений от окружающего мира.

В дошкольном возрасте наблюдаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к созданию замысла и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче мыслей, чувств, переживаний. Однако для развития художественно-творческих способностей у детей необходимо их соответствующее обучение, в процессе которого они овладевают способами образного выражения и изображения своих замыслов в слове, песни, рисунке, танце, драматизации. Обучение побуждает ребенка к сознательным художественным проявлениям, вызывает положительные эмоцииразвивает способности.

Как показывает практика работы с детьми, особенно яркими и разнообразными средствами выразительности становятся приемы, позволяющие экспериментировать с материалами. Дети, фантазия которых еще не обременена изобразительными стереотипами, мешающие творческому процессу, с удовольствием включаются в эксперимент

На занятиях можно и нужно применять одну из разновидностей арт– терапии – инновационные технологии в изодеятельности. При правильной организации работы в данном направлении у детей совершенствуется познавательная деятельность (восприятие, воображение, мышление, внимание), также совершенствуется эмоционально- волевая сфера, а именно : воспитывает умение видеть, чувствовать и понимать прекрасное.

Радость от встречи с прекрасным помогает постичь науку добра, воспитывает способность понимать и ценить то, что создано трудом людей, даёт возможность сделать прекрасное своими руками, да ещё с помощью таких совершенно нетрадиционных и привлекательных техник. Это вдохновляет детей и развивает их фантазию, способствует развитию творческих способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Инновационные технологии как одно из слагаемых художественно-эстетического воспитания дошкольников"

Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий. Инновационные технологии - это система методов, способов обучен...

Презентация:"Инновационные технологии как одно из слагаемых художественно-эстетического воспитания дошкольников

В дошкольных образовательных учреждениях в работе с детьми по художественно-эстетическому воспитанию используются как традиционные педагогические технологии (например, игровые), так и высокоэффективны...

Консультация "Инновационные технологии как одно из слагаемых художественно-эстетического воспитания дошкольников"

В области художественно-эстетического воспитания активно используются технологии, в основу которых положены метод проблемного изложения, частично поисковый (эвристический) метод, исследовательский мет...

«Инновационные технологии как одно из слагаемых художественно-эстетического воспитания дошкольников»

Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий. Инновационные технологии - это система методов, способ...

Выступление на педагогическом совете «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников с использованием инновационных методов» на тему: «Инновационные технологии, как одно из слагаемых художественно – эстетического воспитания дошкольников»

ВЫСТУПЛЕНИЕ На Педагогическом совете №3 «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников с использованием инновационных методов» на тему: «Инновационные технологии, как о...