Мастер-класс для педагогов «Фонетико-фонематическое недоразвитие речи»
консультация (старшая группа)

Блохина Светлана Владимировна

«Фонетико-фонематическое недоразвитие речи»

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon 0009d34b-8475795e.ppt396.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: Воспитатель: Блохина С.В. МКДОУ с Воскресенское Тема: « Фонетико-фонематическое недоразвитие речи»

Слайд 2

Фонетико – фонематическое недоразвитие речи Нарушение произносительной стороны речи родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия фонем.

Слайд 3

Понятие о фонетико – фонематической стороне речи. Фонетико - фонематическая сторона речи является показателем общей культуры речи, соответствия речи говорящего литературным нормам. Под фонетической стороной понимают реализацию звуков с помощью согласованной работы всех отделов речедвигательного аппарата. Фонематическая сторона речи обеспечивается работой речеслухового анализатора.

Слайд 4

Периферический отдел РФС Периферическим отделом речедвигательного анализатора является речевой аппарат , куда входят: - дыхательный аппарат , обеспечивающий энергетическую основу речи (диафрагма, легкие, бронхи, трахея, гортань); - голосообразовательный , обеспечивающий образование звука (гортань с голосовыми складками); - артикуляционный аппарат , преобразующий гортанный звук в разнообразие звуков родного языка (ротовая и носовая полости).

Слайд 5

Проводниковый и центральный отделы РФС В проводниковый отдел входят три пары черепно - мозговых нервов (языко - глоточный, возвратный, подъязычно - язычный), подкорковые образования, обеспечивающие проведение информации к коре. Центральным звеном речедвигательного анализатора являются теменной отдел коры головного мозга, где анализируется информация о положение органов речевого аппарата в момент речи, и лобный отдел, который осуществляет программирование и контроль за выполнением движения или центр Брока.

Слайд 6

Периферический и проводниковый отделы речеслухового анализатора Периферический отдел располагается в кортиевом органе и осуществляет прием слуховой информации, в том числе и речевых звуков. Проводниковый отдел передает информацию к коре, частично ее анализируя (направление и отдаленность источника звука). Данная функция обеспечивается большим количеством передаточных звеньев (восьмая пара черепно - мозговых нервов, продолговатый мозг, мозжечок, средний мозг, медиальное коленчатое тело и слуховое сияние).

Слайд 7

Центральный отдел речеслухового анализатора Центральным отделом речеслухового анализатора является височный отдел доминантного по речи полушария (у правшей левого), центр Вернике, где осуществляется анализ звучащей речи: наличие или отсутствие звука в слове, позиционная особенность звука в слоге или слове, количество и порядок звуков в слове, дифференциация близких по акустическим параметрам звуков.

Слайд 8

Развитие фонетико – фонематической стороны речи в онтогенезе В овладении речью главная роль принадлежит слуху . Одновременно с развитием слуха у ребенка появляются голосовые реакции : разнообразные звуки, различные звукосочетания и слоги. В 2 - 3 месяца у ребенка возникает гуление. В 3 - 4 месяца - лепет. В данном возрасте происходит первичное развитие фонематического слуха: ребенок прислушивается к звукам, отыскивает источник звука, поворачивает голову к говорящему. К 6 месяцам в лепете ребенка появляются четкие звуки, но они еще неустойчивые и произносятся в небольших звукосочетаниях. Среди гласных ясно звучит звук “а”, среди согласных - “п”, “б”, “м”, “к”, “т”. В это время ребенок хорошо понимает интонацию взрослого и реагирует на тон голоса.

Слайд 9

Развитие речи на первом – втором году жизни К году ребенок хорошо произносит простые по артикуляции звуки: гласные - “а”, “у”, “и” и согласные - “п”, “б”, “м”, “н”, “т”, “д”, “к”, “г”. Развитие и становление произношения у всех детей происходит в разные сроки . По наблюдениям А. И. Максакова “...одни дети произносят большее число звуков и более отчетливо, а другие - меньше и менее четко. Качество произношения зависит от состояния и подвижности органов артикуляционного аппарата, который еще только начинает активно функционировать...” На втором году жизни дети начинают активно произносить звуки “э”, “ы”, “и”, заменяют твердые согласные мягкими - “ть”, “дь”, “сь”, “зь”. У них возрастает способность к подражанию речи взрослых, интенсивно развивается понимание речи других. К этому времени ребенок начинает активно и самостоятельно употреблять в речи простые по структуре слова.

Слайд 10

Развитие произносительной стороны речи к 3 годам На третьем году жизни подвижность артикуляционного аппарата повышается, но произношение ребенка еще не соответствует норме. В этом возрасте ребенок пытается приблизить свое произношение к общепринятому. Трудные по артикуляции звуки он меняет на простые. Например, звук “ц” заменяется на звуки “ть” или “сь”, звуки “ч” и “щ” заменяются на соответствующие “ть” и “сь”, звуки “л” и “р” - на звуки ”ль” или “й”, шипящие и твердые свистящие - на “ть”, “дь”. К трем годам четко оформляется артикуляция губно - зубных: “ф”, “в” и “фь”, “вь”. Фонематическое восприятие хорошо развито: дети почти не смешивают слова, близкие по звучанию, и пытаются сохранить слоговую структуру слова.

Слайд 11

Развитие произносительной стороны речи к 4 годам На четвертом году жизни происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата, движения мышц становятся более координированными. В речи появляются твердые согласные, шипящие звуки, правильно произносятся слова со стечением нескольких согласных. В это время дети отмечают ошибки в произношении других, легко различают близкие по звучанию звукосочетания и слова, т. е. у них происходит дальнейшее развитие фонематического восприятия.

Слайд 12

Развитие произносительной стороны речи к 5 годам На пятом году жизни у детей увеличивается подвижность артикуляционного аппарата. Большинство детей правильно произносят шипящие звуки, сонорные - “л”, “р”, “рь”, у некоторых из них остается неустойчивым произношение свистящих и шипящих звуков, они взаимозаменяются. В простых словах дети четко произносят данные группы звуков, а в сложных, малознакомых - заменяют. Фонематические процессы к пяти годам совершенствуются: дети узнают звук в потоке речи, могут подобрать слово на заданный звук, различают повышение или понижение громкости речи и замедление или ускорение темпа.

Слайд 13

Развитие произносительной стороны речи к 6 - 7 годам К шести годам дети способны правильно произносить все звуки родного языка и слова различной слоговой структуры. Хорошо развитый фонематический слух позволяет ребенку выделить слоги или слова с заданным звуком из группы других слов, дифференцировать близкие по звучанию фонемы. Произносительная сторона речи ребенка седьмого года жизни максимально приближается к речи взрослых, с учетом норм литературного произношения. Как правило, ребенок имеет достаточно развитое фонематическое восприятие, владеет некоторыми навыками звукового анализа (определение количества и последовательности звуков в слове), что является предпосылкой к овладению грамотой.

Слайд 14

Психолого - педагогическая классификация речевых расстройств делит все нарушения речи на 2 большие группы: - нарушения средств общения (ФФН и ОНР); - нарушения в применении средств общения (заикание и комбинированный дефект). Фонетико - фонематическое недоразвитие речи входит в первую группу расстройств и представляет нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Дети с ФФН неточно произносят звуки родного языка и не различают их на слух. В эту группу входят дети с дислалией, с дизартрией , с ринолалией. У всех детей снижен фонематический слух. У них нарушается лишь фонационное оформление высказывания при сохранной структурно - семантической стороне.

Слайд 15

Логопедическая работа в группе для детей с ФФН базируется на принципах: - этиопатогенетический (учет этиологии и механизмов речевого нарушения); - системности и учета структуры речевого нарушения; - комплексности; - дифференцированного подхода; - поэтапности; - онтогенетический; - развития; - учета личностных особенностей; - деятельностного подхода; - использования обходного пути; - формирование речевых навыков в условиях речевого общения.

Слайд 16

История развития понятия ФФН У детей старшего дошкольного возраста с ФФН трудности в овладении звукопроизношением являются распространенными. Длительное время расстройства произносительной стороны речи назывались " косноязычием" (О.В.Правдина, 1960). Позднее были выделены и разграничены " дислалия" и "дизартрия" . Если дизартрия была глубоко изучена и описана Е. Н. Винарской (1988) и Е. М. Мастюковой (1985), то о дислалии и до настоящего времени известно гораздо меньше.

Слайд 17

История развития понятия ФФН Дислалии выделялись функциональные (Токарева О.А, 1969) и органические (Л.В.Мелехова, 1974). Функциональными считались те формы дислалии, которые не сопровождались патологией иннервации артикуляционных органов. И хотя они рассматривались как функциональные расстройства, не связанные с органическим нарушением нервной системы, к ним причислялись и "моторные дислалии", связанные с моторной недостаточностью дифференцированных движении языка (Б.М.Гриншпун, 1989). Ряд авторов выделял " простые " дислалии и " сложные ", "полиморфные" (О.А.Токарева, Л.В.Мелехова, 1974); которые позднее были названы " стертыми дизартриями " (Р.И.Мартынова, Г.В.Гуровец, С.И.Маевская, 1978). У детей со стертой дизартрией обнаруживались явления легких нарушений иннервации и неловкость движений языка (Л.В.Лопатина, 1989).

Слайд 18

История развития понятия ФФН Авторы, придерживающиеся психолого-лингвистического направления, выделяют 4 формы артикуляторных апраксий: дисфонологическую, дисфонетическую, динамическую и смешанную (А.Н.Корнев, 1989). 1. При дисфонологической артикуляторной апраксии “центральным механизмом расстройства... является замедленное созревание артикуляторного праксиса и задержка формирования фонологической системы”, - отмечает Корнев А.Н. Типичной ошибкой является замена - упрощение. 2. При дисфонетической артикуляторной апраксии оральный праксис существенно не страдает, наблюдается двигательное беспокойство языка. Среди ошибок преобладают искажения.

Слайд 19

История развития понятия ФФН 3. При динамической артикуляторной апраксии “ведущим симптомом является неспособность произносить многосложные слова”(4). Изолированно все звуки произносятся чисто . 4. В случае смешанной формы затруднено произношение многосложных слов со стечением согласных с явлениями дисфонологической апраксии. Термины "дислалия", "дизартрия", “артикуляционная апраксия” употребляются при анализе речевого дефекта в клинико-педагогическом аспекте.

Слайд 20

История развития понятия ФФН Для логопедии как педагогической отpасли знаний важным является выделение таких пpизнаков наpушения, котоpые существенны для самого логопедического воздействия, т.е. учет того, каким является дефект, фонематическим или фонетическим. В соответствии с данными кpитеpиями Б.М.Гpиншпун выделяет тpи основные фоpмы дислалии: акустико-фонематическая, аpтикулятоpно-фонематическая и аpтикулятоpно-фонетическая (1989г.)

Слайд 21

Акустико-фонематическая дислалия Пpичинная обусловленность акустико-фонематической фоpмы дислалии заключается “в избиpательной несфоpмиpованности опеpаций пеpеpаботки фонем по их акустическим паpаметpам в сенсоpном звене механизма воспpиятия pечи” . В основе наpушения лежит недостаточная сфоpмиpованность фонематического восприятия. Вследствие этого - уподобление одной фонемы дpугой на основе общности большинства пpизнаков. Пpи этом наpушаются шумные фонемы, pазличающиеся по глухости-звонкости, соноpные (p,л).

Слайд 22

Аpтикулятоpно-фонематическая дислалия “ Несфоpмиpованность опеpаций отбоpа фонем по их аpтикулятоpным паpаметpам в мотоpном звене пpоизводства pечи” является пpичиной возникновения аpтикулятоpно-фонематической фоpмы дислалии. В основе наpушения лежат либо недостаточная сфоpмиpованность аpтикулятоpной базы /явление субституции - в pоли заменителя выступает звук более пpостой по аpтикуляции/, либо пpинятие непpавильного pешения пpи отбоpе звуков/ смешение звуков в силу их недостаточной диффеpенциации/. Пpи данной фоpме дислалии пpоисходят наpушения по типу замен и смешений по одному из пpи знаков: свистящие-шипящие (с-ш, з-ж), пеpеднеязычные и заднеязычные ( т-к, д-г), твеpдые-мягкие (т-т", л-л") и дp.

Слайд 23

Аpтикулятоpно-фонетическая дислалия Аpтикулятоpно-фонетическая дислалия возникает в силу непpавильно сфоpмиpовавшихся аpтикулятоpных позиций. В основе наpушения лежит невеpная pеализация фонем. Они pеализуются в непpивычных ваpиантах /аллофонах/ или пpопускаются /явление элизии/. Основная наpушаемая гpуппа звуков - пеpеднеязычные невзpывные согласные, pеже - заднеязычные взpывные, губно - зубные не встpечаются

Слайд 24

История развития понятия ФФН Ряд авторов - О.В.Правдина (1960), М.А.Александровская (1973), Р.И.Мартынова (1978) - выделяет несколько групп дислалий в зависимости от форм нарушения звукопроизношения: - фонетическая дислалия, при которой не искажается смысл слов; - фонематическая дислалия, при которой смысл слов искажается, так как фонемы не различаются (зуб-суп, дом-том); - фонетико-фонематическая дислалия, при которой не только искажается произношение звуков, но и смысл слов.

Слайд 25

Особенности произносительной стороны речи при ФФН В отечественной логопедической литературе давно принят стандартный способ анализа ошибок произношения с разделением их на искажения, замены и смешения (Правдина О.В., 1960, 1973; Хватцев М.Е., 1959). Основным принципом, на котором базируется подобный подход, является противопоставление двух уровней нарушения: фонетического и фонематического. Ошибки фонематического уровня классифицируются соответственно лингвистической типологии согласных (парасигматизм, параротацизм и т.д.) (М.Ф.Фомичева, 1989). Под расстройством звукопроизношения И.И.Панченко (1973) понимает: а) отсутствие звука; б) замену звука; в) искажение звука.

Слайд 26

Особенности произносительной стороны речи при ФФН У детей, страдающих дислалией и дизартрией, различаются три вида звуковых расстройств. Отсутствие и замена звуков - два типа нарушения образования звуков - отличаются по своей сущности от третьего типа - искажения звуков. В первых двух нарушениях (пропуски и замена) слово не воспринимается и не узнается, а при третьем типе (искажение звука) это нарушение не оказывает влияния на содержание слова. Если при фонетических расстройствах нарушается лишь фонетическая окраска какой-либо группы фонем, при фонемных - нарушается фонемная реализация фонем без нарушения фонетической окраски; то в случае фонетико-фонемных расстройств наблюдаются и нарушение фонемной окраски отдельных групп фонем и производство каких-либо групп фонем.

Слайд 27

Особенности фонематического восприятия детей с ФФН При нарушении фонетико - фонематической стороны речи у детей с ФФНР выявляется несколько состояний: - недостаточное pазличение и затpуднение в анализе только наpушенных пpоизношении звуков (наиболее легкая степень недоразвития ), - недостаточное pазличение большого количества звуков из нескольких фонетических гpупп пpи сфоpмиpованной их аpтикуляции в устной pечи. ( Звуковой анализ наpушается более гpубо ), - пpи глубоком фонематическом недоpазвитии pебенок "не слышет " звуков в слове, не pазличает отношения между звуковыми элементами, неспособен выделить их из состава слова и опpеделить последовательность. ( Более тяжелая степень ).

Слайд 28

Понятие о фонематическом анализе А.Р.Лурия (1950) подчеркивает, что высшей категорией фонематического слуха является способность выделять звуки в слове, анализировать их последовательность, которая формируется под влиянием обучения. По наблюдениям В. К. Орфинской фонематический анализ предполагает как элементарные, так и сложные формы звукового анализа. Элементарным считается выделение звука на фоне слова. Более сложной формой является вычленение первого или последнего звука из слова, определение места звука в слове. К сложным формам звукового анализа относят определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам.

Слайд 29

Психолого - педагогическая характеристика детей с ФФН У детей с ФФН существуют некоторые особенности формирования психических процессов. Недостаточно сформирована слухо - речевая, зрительная и двигательная память у детей со стертой дизартрией; снижено произвольное внимание у детей с дизартрией и ринолалией. Особенности эмоционально - волевой сферы и поведения, а также отношение к своему дефекту зависят от природы речевого расстройства. Интеллект соответствует возрастной норме.

Слайд 30

Программы обучения и воспитания детей с ФФН Организация работы логопеда в ДОУ для детей с ФФН представлена в книге Каше Г. А. “Исправление недостатков речи у дошкольников” (М., Просвещение, 1971). Это система логопедической работы для детей старшей группы детского сада. Филичева Т. Б. , Чиркина Г. В. уточняют логопедическую работу с детьми данной группы в “Программе обучения и воспитания детей с ФФНР старшей группы детского сада” (М., 1993). Организация работы логопеда для детей подготовительной к школе группы дана в книге Каше Г. А. “Подготовка к школе детей с недостатками речи” (М., Просвещение, 1985). Цель логопедической работы - формирование произношения, развитие фонематических процессов, совершенствование всех компонентов речевой системы.

Слайд 31

Содержание работы логопеда планируется по периодам обучения. В каждом периоде планируется фронтальная и индивидуальная работа . Количество фронтальных занятий зависит от периода и возраста детей с ФФН, индивидуальные занятия проводятся ежедневно. С 1 по 15 сентября логопед проводит речевое обследование детей и оформляет речевые карты на каждого ребенка. На индивидуальных занятиях логопед формирует произношение сложных по артикуляции звуков, автоматизирует и дифференцирует их в речи. Логопед работает 20 часов в неделю , ежедневно с 9 до 13 часов. Фронтальные занятия проводит с 9 до 9. 30. Далее осуществляет индивидуальную работу до 13. 00. Один раз в неделю он работает во второй половине дня, например, в среду с 15.00 до 19. 00 для проведения консультаций с родителями.

Слайд 32

Документация логопеда в группе для детей с ФФН Речевая карта на каждого ребенка Тетрадь для индивидуальных занятий с детьми Перспективный план работы на год Календарный план Тетрадь для вечерних занятий воспитателя по заданию логопеда Отчет об эффективности работы за год

Слайд 33

Документация логопеда в группе для детей с ФФН Речевая карта заполняется в начале учебного года, к ней прилагаются документы от специалистов поликлиники: логопеда, психоневролога, оториноларинголога, окулиста, ортодонта, заключение ПМПК. На каждого ребенка заводится тетрадь для индивидуальных занятий , в которой логопед отражает специфику постановки звуков, определяя дату и тему занятия. Перспективный план работы по периодам обучения содержит количество и темы фронтальных занятий, особенности работы с воспитателями и родителями.

Слайд 34

Документация логопеда в группе для детей с ФФН Календарный план оформляется ежедневно, в нем представлена работа с указанием тем, задач и планов - конспектов фронтальных и индивидуальных занятий. Тетрадь для вечерних занятий воспитателя по заданию логопеда организует совместную работу логопеда и воспитателя. Логопед определяет количество детей, тему, задачи и дидактический материал для вечерней работы, воспитатель проводит подгрупповые занятия и анализирует работу. Последним видом документации является отчет об эффективности работы за год , в нем представлены количество и диагнозы детей при поступлении в группу и при выписке.

Слайд 35

Структура и содержание речевой карты Результаты сбора анамнестических данных. Психолого - педагогическое обследование. Изучение всех компонентов речи с акцентом на произношении и восприятии фонем.

Слайд 36

Содержание речевой карты 1. Фамилия, имя ребенка 2. Дата рождения 3. Домашний адрес, телефон 4. Дата поступления в группу 5. Откуда поступил 6. Заключение МППК 7. Ф. И. О. родителей, образование, возраст Мать отец

Слайд 37

Содержание речевой карты 8. Общее звучание речи темп________________________________________________ голос_______________________________________________ дыхание_____________________________________________ разборчивость_______________________________________ 9. Обследование строения артикуляционного аппарата губы_______________________небо_____________________ зубы_______________________язык_____________________ прикус_____________________п / уздечка_________________

Слайд 38

Содержание речевой карты 10. Психолого – педагогическое обследование: психические процессы, мыслительные операции, ориентировка во времени и в пространстве, математические представления. 11. Моторика: общая, мелкая, мимическая, артикуляционная.

Слайд 39

Речевое обследование Обследование связной речи : а) составление рассказа по картинке; б) составление рассказа по серии картин; в) пересказ; г) рассказ - описание или по представлению.

Слайд 40

Обследование грамматического строя речи а) словоизменение : Сущ. Мн.ч. от сущ. Ед.ч. коза_______________________глаз______________________________________ стул_______________________пчела_____________________________________ дерево_____________________ухо______________________________________ воробей____________________рот______________________________________ дом_______________________ окно_____________________________________ рукав______________________мост_____________________________________ ведро______________________перо_____________________________________ Род. падеж им. Сущ. Чего в лесу много? Чего много в комнате? Кого много в лесу? Кого в зоопарке много?

Слайд 41

Обследование грамматического строя речи б) словообразование : Сущ. с уменьшительными суффиксами сумка_____________стул_______________ухо____________________________ гнездо____________воробей_____________лоб___________________________ ковер_____________птица______________дерево_________________________ голова____________ведро_______________рот___________________________ ваза______________трава_______________лист__________________________ Относительные прилагательные _________________________ _____________________________________________________________________ Притяжательные прилагательные ___________________________ _____________________________________________________________________ Приставочные глаголы __________________________________________ _____________________________________________________________________ в) употребление в речи предлогов ___________________

Слайд 42

Состояние словаря а) предмет и его части; б) детеныши домашних и диких животных и птиц; в) подбор глаголов; г) подбор определений; д) подбор антонимов.

Слайд 43

Звукопроизношение С__________________СЬ________________ З__________________ЗЬ________________ Ц__________________Й________________ Ш_________________Ж________________ Ч__________________Щ________________ Л__________________ЛЬ_______________ Р__________________РЬ________________ Другие звуки__________________________

Слайд 44

Фонематический слух а) повторение слогов та-да-та_____________ да-та-та_____________ ка-га-га_____________ па-та-ка_____________ б) повторение слов кот - год - кот_______________ том - дом - ком_______________ почка - бочка - кочка – дочка________________________ мишка - мушка - мышка_____________________________ в) назвать слова с данным звуком ____________________

Слайд 45

Анализ звукового состава слова а) выделение первого гласного звука Алик___________________Оля__________________Ира____ утка___________________эхо___________________окна____ б) выделение последнего гласного звука Окно______________утка_____________кунгуру_______ перо______________луна_____________какаду_______ в) выделение первого согласного звука мак_____________кот____________паук________ танк____________нос____________хлеб________ г) выделение последнего согласного звука пух______________кот_____________сок______________нос д) выделение гласного и согласного в середине

Слайд 46

Слоговая структура слов Произношение слов сложного слогового состава строительство_________________________велосипед_________________________ милиционер__________________________аквариум__________________________ подоконник_______________________________температура__________________ пододеяльник_________________________сковорода_________________________ продукты____________________________космонавт_________________________ электрическая лампочка_________________________________________________ Повторение предложений типа Продукты хранятся в холодильнике На подоконнике расцвели цветы Троллейбус остановился на перекрестке Бабушка жарит котлеты на сковородке

Слайд 47

Логопедическое заключение ФФН у ребенка с артикуляционно – фонематической дислалией. ФФН у ребенка с акустико – фонематической дислалией. ФФН у ребенка с дизартрией. ФФН у ребенка с ринолалией.

Слайд 48

Пример перспективного плана логопеда 1. Работа с детьми по исправлению фонетико-фонематического недоразвития речи и по обучению элементам грамоты. 2. Работа логопеда с воспитателями. 3. Работа логопеда с родителями. 4. Участие в работе методического кабинета. 5. Участие в работе методических объединений логопедов района и округа. 6. Работа со студентами МПГУ.

Слайд 49

Пример перспективного плана логопеда 1. Работа с детьми по исправлению фонетико-фонематического недоразвития речи и по обучению элементам грамоты. 1. Логопедическое обследование и оформление речевых карт на каждого ребенка. 2. Составление планов - конспектов подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми. 3. Оформление индивидуальных тетрадей детей по произношению, развитию фонематического слуха, лексико - грамматической стороны речи и развитию связной речи.

Слайд 50

Пример перспективного плана логопеда 2. Работа с воспитателями. 1. Совместное составление карт по обследованию моторики и психических функций детей. 2. Совместное планирование и речевая нагрузка занятий по развитию речи, проводимых воспитателями. 3. Планирование вечерних занятий воспитателя по индивидуальным тетрадям по заданию логопеда, анализ проведенных занятий. 4. Подготовка и оформление тематических выставок по развитию речи. 5. Проведение консультаций с воспитателями (4 раза в году).

Слайд 51

Пример перспективного плана логопеда 3. Работа с родителями. 1. Проведение родительских собраний в начале, середине и конце учебного года. 2. Консультации для родителей по работе дома по индивидуальным тетрадям. 3. Планирование и проведение открытых занятий для родителей. 4. Привлечение родителей к оформлению наглядно - методического материала. 5. Оформление раскладушек для родителей с речевой динамикой детей.

Слайд 52

Пример перспективного плана логопеда 4. Участие в работе методического кабинета. 1. Подготовка и выступление на методических объединениях д/с об особенностях моторики детей с дизартрическим компонентом и приемах по автоматизации поставленных звуков. 2. Проведение тематических бесед 1 раз в квартал на темы: а) “ Что такое ФФН?”; б) “Особенности речи при стертой дизартрии”; в) “ Патология голоса, дисфония”.

Слайд 53

Пример перспективного плана логопеда 5. Участие в работе методических объединений логопедов района и округа. 1. Посещение открытых занятий для логопедов Восточного округа. 6. Работа со студентами МПГУ. 1. Проведение открытых занятий для детей с ФФН. 2. Проведение открытых индивидуальных занятий с детьми по постановке звуков. 3. Оформление дидактического материала по дифференциации звуков.

Слайд 54

Пример календарного плана Дата Содержание работы 15. 09. Фронтальное занятие по развитию звуковой культуры речи. Тема «Звуки шумовые, музыкальные, речевые». Программное содержание: 1. Познакомить со звуками окружающей действительности. 2. Учить дифференцировать речевые звуки от шумовых и музыкальных. 3. Развивать речевой слух.

Слайд 55

Пример календарного плана Дата Содержание работы Индивидуальная работа Катя И. – подготовка к постановке свистящих звуков, развитие фонематического слуха. Игорь М. – подготовка к постановке шипящих звуков, развитие умений определять наличие или отсутствие звука в слове.(8 детей)

Слайд 56

Пример содержания индивидуальной тетради 1. Уметь различать шумовые, музыкальные и речевые звуки. 2. Выполнить упражнения артикуляционной гимнастики: “Забор”, “Кошка сердится”, “ Почистим зубы”, “Горка”, “Подуй на язык”, “ Забей мяч в ворота”, “Прокати карандаш”. 3. Упражнение “Насос”. Улыбнуться, слегка приоткрыть рот, кончик языка упереть в нижние зубы, подуть. Воздушная струя идёт по середине языка, сильная и холодная.

Слайд 57

Пример карточки по звуковой культуре речи Анализ звукового состава речи. Звук У. 1. Звук У – гласный звук (его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает преграды). Когда мы произносим звук У, губы вытянуты трубочкой. 2. Хлопни в ладоши, если услышишь звук У: И – У – Ы – У – А – У – И – У – А – И – Ы – У – А –У – У – А – У. 3. Назови 1 звук в слове: угол, Ира, Аня, улица, Алик, Оля, Игорь, осень, Алла, ослик, окна, удочка. 4. Подобери картинки (наклей) или нарисуй предметы, в названии которых звук У первый: утка, утюг, ухо, улитка, удав, Уля, улей, удод. 5. В каких словах слышится звук У: муха, дом, паук, мак, кот, утка, сок, магазин, утюг, иголка, какаду, ива, машина. 6. Определи позицию звука У в словах: утка, муха, паук, какаду, эму. 7. Выучи: Устала утка на пруду учить своих утят. Утята плавать на виду у мамы не хотят.

Слайд 58

Пример карточки по обучению грамоте Звук и буква У, у 1. Вспомнить, что “ у ” – гласный. Подумать и назвать слова со звуком “у”, определить место звука “у” в них. 2. На что похожа буква “у”? У – сучок. В любом лесу ты увидишь букву “у”. (В. Степанов). Удобная буква! Удобно в ней то, Что можно на букву повесить пальто. (У. Тарлапан) 3. Выложить букву “у” из счетных палочек, цепочки, веревочки. 4. Напечатать буквы У, у. Следить за соблюдением интервалов между буквами. 5. Напечатать слоги ау, уа. Расстояние между слогами в строчке – 2 клетки. 6. Написать буквы, которые видишь (далее на усмотрение логопеда): Уа

Слайд 59

Пример оформления тетради для воспитателя 28 сентября. 1. Ваня Р., Даша К. - вырабатывать направленную воздушную струю (упражнения “Забей мяч в ворота”, “Прокати карандаш”). 2. Наташа Б., Артем И. - автоматизировать звук “с” в чистоговорке: Са - са - са - вот летит оса; Су - су - су - отгоню осу; Сы - сы - сы - вот и нет осы. 3. Леня П., Юля Ч. - закрепить употребление относительных прилагательных по теме “Фрукты”. Игра “Вкусный сок” (яблочный, апельсиновый, виноградный, сливовый, грушевый).

Слайд 60

Пример отчета об эффективности работы Группа ФФН старшая, 12 чел. Поступило Выбыло С арт-фонем. д. 2 С чистой речью 10 С ак. –фонем. д. 3 Со значит. Улучш. 2 С дизартрией 6 В общеобр. гр. 10 С ринолалией 1 В логопедич. гр. 2

Слайд 61

Особенности логопедической работы по преодолению недостатков произношения у детей с ФФН Различают четыре этапа коррекционной работы по формированию правильного произношения: подготовительный этап; этап постановки звука; этап автоматизации звука и этап дифференциации смешиваемых звуков.

Слайд 62

Содержание работы логопеда по постановке звуков На первом этапе логопед готовит органы артикуляции к последующей постановке звука. Для этого проводится работа по развитию артикуляционной и мелкой моторики, по формированию фонематических процессов, по выработке направленной воздушной струи, по отработке опорных звуков. Основным приемом является артикуляционная гимнастика. На этапе постановки звука логопед использует все возможные приемы для вызывания правильного звучания того или другого звука: подражание артикуляции логопеда, описание правильной артикуляции в доступной для ребенка форме, от имеющихся в речи ребенка звуков и с механической помощью. При постановке звука используется зрительно - моторно - кинестетический метод с одновременной опорой на речеслуховой анализатор.

Слайд 63

Содержание работы логопеда по постановке звуков Этап автоматизации звука связан с введением поставленного звука в слог, слово, предложение, в связную речь. При этом отрабатываемый звук должен вводится в прямые и обратные слоги, в слоги со стечением согласных, постепенно включаться в слова и предложения. На данном этапе логопед должен точно подбирать речевой материал таким образом, чтобы в предлагаемых словах, предложениях и связных текстах не встречались другие сложные по артикуляции звуки, те звуки, которые еще у ребенка не поставлены. Четвертый этап является заключительным, он связан с обучением ребенка различать смешиваемые, близкие по звучанию или произнесению звуки. Последовательность работы та же, что и при автоматизации звука.

Слайд 64

Особенности логопедической работы по формированию фонематического восприятия у детей с ФФН Фонематическое восприятие - способность анализировать звучащую речь, высшей формой которого является фонемный анализ и синтез - способность определять количество и порядок слогов и звуков в слове. Подготовка к звуковому анализу имеет четыре ступени. На первой ступени уточняется артикуляция звуков У, А, И. Эти звуки выделяются из начала слова. На материале данных звуков дается первое представление о том, что звуки могут быть расположены в определенной последовательности.

Слайд 65

Особенности логопедической работы по формированию фонематического восприятия у детей с ФФН Вторая ступень подготовки - анализ и синтез обратных слогов, типа АП, УТ, ОК. Дети учатся выделять первый и последний согласный. На этом этапе изучаются звуки П, Т, К, М. Третья ступень - выделение ударных гласных из положения после согласного (дом, танк). В это время изучаются гласные О и Ы, повторяются ранее пройденные. Четвертая ступень подготовки - овладение анализом и синтезом прямого слога, типа МА. Итогом начального этапа обучения является умение произвести полный звуковой анализ односложных слов, типа СУП. Далее эти умения совершенствуются и закрепляются на более сложном речевом материале.

Слайд 66

Планирование и проведение фронтальных занятий по формированию звуковой культуры речи детей с ФФН в старшей группе. С 15 сентября по 15 ноября - первый период обучения . Для детей старшей группы фронтальные занятия по произношению проводятся 2 раза в неделю. На них изучаются гласные звуки и доступные по артикуляции согласные: А, У, А - У, И, О, Э, П, Пь, Т, К - Кь, П - Т - К, А - У - О - И, Ы, Йот, Ль, Йот - Ль. Одновременно осуществляется работа по развитию фонематического слуха, навыков фонематического восприятия. К концу первого периода дети могут провести анализ и синтез обратных слогов, типа АП, ОТ, УК.

Слайд 67

Планирование и проведение фронтальных занятий по формированию звуковой культуры речи детей с ФФН в старшей группе. Второй период обучения длится с 15 ноября по 15 февраля. Фронтальные занятия по произношению проводятся 3 раза в неделю. На них изучаются следующие звуки: Ы - И, С, Сь, З, Зь, С - З, Сь - Зь, Б - П, Ш, Ж, С - Ш, З - Ж, С - Ш - З - Ж. Количество занятий колеблется от 2 до 3 на каждый звук. Продолжается работа по формированию навыков фонемного анализа и синтеза. К концу второго периода дети анализируют открытые слоги, типа Са - Со - Су, односложные слова, типа МАК, двусложные с открытыми слогами, типа СОКИ.

Слайд 68

Планирование и проведение фронтальных занятий по формированию звуковой культуры речи детей с ФФН в старшей группе. Третий период обучения длится с 15 февраля по 31 мая. Фронтальные занятия проводятся 3 раза в неделю. В течение этого времени изучаются звуки: Л, Р, Ль, Рь, Л - Ль, Р - Рь, Ц, Ч, Щ, осуществляется их дифференциация. Фонемный анализ и синтез включает: определение наличие данных звуков в слове, выделение их из других звуков или слогов, анализ и синтез двусложных слов со стечением согласных или трехсложных с открытыми слогами.

Слайд 69

Содержание фронтального занятия по звуковой культуре речи. Фронтальное занятие по звуковой культуре речи состоит из вводной части, основной и заключительной. В водной части логопед определяет тему, знакомит детей с необходимым дидактическим материалом. В основной части уточняет артикуляцию звука на слух и в произношении, автоматизирует звук на усложняющемся речевом материале (изолированно, в слогах, в словах, в предложении, в связном тексте). В заключительной части подводятся итоги, дается задание на вторую половину дня.

Слайд 70

Фронтальные занятия в подготовительной к школе группе по формированию звуковой культуры речи и элементам обучения грамоте. В подготовительной группе параллельно с занятиями по произношению проводятся 1 раз в неделю фронтальные занятия по обучению элементам грамоты. На этих занятиях дети знакомятся с понятиями “буква”, “чтение”, “печатание”. Они овладевают техникой послогового чтения, составляют слова из букв разрезной азбуки, учатся печатать буквы, слоги и слова в тетрадях. Для проведения занятий по обучению грамоте необходим специальный дидактический материал: разрезная азбука, слоговые таблицы для чтения, “Домашний букварь” для чтения, карточки и схемы слов и др.

Слайд 71

Взаимосвязь в работе логопеда и педагогов ДОУ . В течение года дети логопедической группы изучают две программы: общеобразовательную и коррекционную. Правильное распределение обязанностей логопеда и воспитателя позволяет соблюдать режим, равномерно распределять нагрузку на протяжении всего дня. Воспитатель планирует занятия по различным видам деятельности в первой и во второй половине дня. Во второй половине дня воспитатель занимается с детьми по заданию логопеда, оформляет тетрадь для вечерних занятий. Музыкальный руководитель подбирает речевой и двигательный материал для проведения праздников и развлечений в соответствии с возможностями детей.

Слайд 72

Работа логопеда с родителями. Система работы логопеда с родителями включает: 1) собрания; 2) консультации; 3) открытые занятия; 4) информационные выставки.

Слайд 73

Родительские собрания В течение года проводится несколько родительских собраний (от 3 до 5), тематика которых планируется в зависимости от речевого диагноза и от возраста детей. Первое собрание приходится на конец мая после комплектования логопедических групп медико - психолого - педагогической комиссией и ознакомления логопедов с медицинскими заключениями специалистов, обследовавших детей при поступлении в группы с речевой патологией. Логопед в доступной форме объясняет родителям суть речевого дефекта детей, знакомит с популярной литературой по речевому нарушению.

Слайд 74

Родительские собрания Второе собрание проводится в конце речевого обследования (середина сентября), на котором родители знакомятся с речевыми диагнозами детей, знакомятся с правилами работы по индивидуальной тетради ребенка и задачами первого периода обучения. Третье собрание проводится по результатам первого периода обучения, на котором логопед показывает открытое занятие, подводит итоги обучения. Четвертое собрание проводится в конце второго периода, на нем также проводится открытое занятие для родителей. Последнее собрание проводится в конце учебного года, обычно в форме досуга или праздника - развлечения .

Слайд 75

Дидактический материал для работы в группе для детей с ФФН Оборудование логопедического кабинета. Пособия для обследования. Пособия для формирования всех компонентов речи. Пособия для обучения грамоте.

Слайд 76

Оборудование кабинета 1) большое настенное зеркало (70 на 100 см) со шторкой и подсветкой (для индивидуальной и подгрупповой работы по постановке звуков); 2) маленькие индивидуальные зеркала (9 на 12 см) на каждого ребенка ( не меньше 12); 3) детские столы ( не менее четырех) и стулья (6 - 10) по росту детей в соответствии с санитарно - гигиеническими нормами; 4) большой рабочий стол для логопеда; 5) шкафы для пособий и литературы; 6) навесная доска (часть доски должна быть разлинована, другая - приспособлена для размещения на ней иллюстраций, картинок); 7) фланелеграф; 8) магнитофон для записи речи детей.

Слайд 77

Дидактический материал 1. Пособия для обследования: - слуха; - интеллекта. 2. Пособия для обследования и развития: - фонематических процессов; - звукопроизношения; - словарного запаса; - грамматического строя; - связной речи; - дыхания и голоса; - мелкой моторики; - неречевых процессов (внимания, памяти, восприятия, мыслительных операций). 3. Пособия для обучения грамоте.

Слайд 78

Дидактический материал Для обследования и развития речевых и неречевых процессов логопеду необходимо иметь в рабочем кабинете учебно - наглядные пособия : - Филичева Т. Б., Каше Г. А. Дидактический материал по исправлению недостатков речи. М., 1989; - Соловьева О. И. Альбом по развитию речи “Говори правильно”. М., 1975; - Соколенко Н. И. “Посмотри и назови” Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей. М., 1997; - Третьякова Т. С. “Играем и учимся”, М., 1991; - Дурова Н. В. “Ступеньки грамоты”. М., 1996; - Бессонова Т. П., Грибова О. Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. М., 1994; - Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. М., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие "Развитие звукопроизношения, фонетико-фонематического восприятия, связной речи детей от 3 до 7 лет"

Речь служит основным средством общения людей. Владея речью, человек может сообщить свои мысли, чувства и желания окружающим, поделиться с ними опытом, согласовать действия. Речь – необходимая основа ч...

Мастер-класс для молодых педагогов « Слово-сказка как одно из эффективных средств развития связной речи дошкольников»

Творческие рассказы вводятся во второй половине старшей и в подготовительной к школе группе, когда дети овладевают большим запасом слов, грамотным построением предложений, интонационной выразител...

Мастер-класс на тему: «Этапы работы по развитию речи дошкольников» для молодых педагогов

МАСТЕР - КЛАССна тему:«Этапы работы по развитию речи дошкольников»для молодых педагогов...

Мастер-класс класс для педагогов «Дидактическая игра как средство сенсорного развития у детей дошкольного возраста»

Актуальность: Основным средством для сенсорного развития являются дидактические игры. Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время расширяет представление детей об окружающем мире, ...

Мастер-класс для молодых педагогов детского сада по использованию элементов сказкотерапии в развитии речи дошкольников «Театр для малышей»

Если задать вопрос «без чего невозможно детство?» вы сможете с легкостью ответить на него: без любви, без игрушек и игры, и, конечно же, без сказки. Сказки входят в нашу жизнь с самого ран...

Мастер - класс «Игра в друдлы как средство развития речи и творческих способностей дошкольников с общим недоразвитием речи»

МАСТЕР-КЛАСС«Игра в друдлы как средство развития речи и творческих способностей дошкольников с общим недоразвитием речи»...