Статья на тему " Использование технологического приема " Опробование" в работе с дошкольниками"
статья

Гасанова Ильхама Таптыговна

В данной статье рассматриваются некоторые аспекты использования технологического приема "Опробование" в работе с детьми дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование технологического приёма «Опробование» в жизнедеятельности дошкольников

      В связи с новыми требованиями ФГОС к организации педагогического процесса в старшем дошкольном возрасте необходимо обеспечивать интеллектуальный фон на основе познавательно-исследовательской деятельности, способствовать расширению информационного пространства ребенка.

     Одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей, является потребность в новых впечатлениях, новых знаниях.

     Л. И. Божович отмечает, что потребность в новых впечатлениях перерастает затем в познавательную потребность и в конечном итоге выступает как база для развития других социальных потребностей ребенка.

Технологический прием «опробование» - «манок», способ привлечь к новым знаниям и полноценного познания окружающего мира с помощью разных анализаторов.

     Данный технологический прием проводится ежедневно в утренние часы после умывания перед завтраком со всей группой детей, по типу «Посиделки». Разговор идет в шутливой форме, манящей к общению со взрослым. Дети чувствуют и уважение к себе, к их знаниям, и в то же время, ожидают игры- шутки, лукавство, подвоха про то, что вроде как знают, а оказывается - нет. Для шестилетки чудо – это новое явление о хорошо известном предмете или явлении.

     Опробование помогает организации практико - познавательной деятельности и выступает как форма и средство накопления систематизированных знаний об окружающих предметах, явлениях, т. е. данный прием создает специальные условия, стимулирующие и обогащающие знания детей.

     Поисковые методы, включаемые в процесс опробования, помогают как под управлением воспитателя, так и самостоятельно, открывать новые знания. В процессе опробования формируются общие категории мышления (часть-целое, пространство-причинность, предмет-система предметов, случайность и т. д.).

     Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи- и я запомню, дай попробовать- и я пойму». Усваивается все крепко и надолго, когда малыш слышит, видит и пробует сам. Ребенок по природе своей исследователь. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию традиционно рассматривается в педагогике как важнейшие черты детского поведения. (Н. Н. Поддьяков)

     Поисковая деятельность вызывает огромный интерес у детей и является определяющей для формирования и развития всех психических процессов ребенка, для формирования его сознания, его личности.

     Идея технологического приема «опробование» принадлежит Н. М. Крыловой, а также ею разработана содержательная часть технологического приема «опробования».

     Структура технологического приема «опробование»

I этап Мотивационный

Цель: Вызвать у детей эмоциональный настрой и потребность в познании совершенно новых знаний. Вызвать интерес, желание узнать что-то новое, неожиданное для ребенка, можно загадками, чтением стихотворения, созданием проблемной ситуации, т. е. заинтересовать, побудить ребенка слушать, думать, размышлять.

II этап Информационно- поисковый

Цель: Развитие у детей исследовательской, поисковой активности. Именно она порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалась как процесс саморазвития. Выделяя отдельные признаки продуктов, у детей развивается умение обобщать полученные впечатления о них.

Узнавая предметы с помощью одного из органов чувств (на ощупь, на вкус, по запаху, дети знакомятся с признаками и качествами объектов растительного мира.

Нахождение целого из частей («Чей же это хвостик?») требует от детей знания внешнего вида частей растений, например листьев и плодов (семян) надземных и подземных органов.

III этап Рефлексивно – обобщающий.

Цель: Использование анализаторов (вкус, зрение, осязание, обоняние, запах) позволяет детям составить полную картину о качественной характеристике продукта (например: яблоко - красное, круглое, сладкое, душистое и т. д.) и о взаимосвязи с окружающей средой (профессии)

     Данный технологический прием «опробование» «подталкивает» ребенка искать дополнительную информацию в энциклопедиях, задавая дополнительные вопросы, придумывают загадки, сказки и т. д.

     Новые впечатления, новые знания являются мощным стимулом психической деятельности на протяжении всей жизни человека. (Н. Н. Поддьяков)

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценней идет его развитие.

     Важно подчеркнуть, что данный прием не принуждает ребенка к мыслительной деятельности, запоминанию, не определяет ни порядка, ни объема добываемых знаний и умений. Все запоминается непроизвольно. Свобода выбора позволяет ребенку осуществлять поиск информации, нужной ему, в соответствии со своими желаниями и интересами. Постоянный переход у ребенка неясных знаний в ясные, открытие им самостоятельно и под руководством взрослого в ясных знаниях неясности, в известном неизвестное

     Существует поговорка «Одинаковая мучка - неодинаковые ручки». Никто не возражает, если Вы привнесете собственное, ведь знания одни и те же, но сказанные разными людьми приобретают разную окраску, по-другому осознаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка по теме "Коррекционно-развивающие приемы в работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи при воспитании юного петербуржца" планирование работы по возрастным группам

За многие годы работы в детском саду, я часто задумывалась о том, что дети-дошкольники, живущие в таком прекрасном городе, по праву носящем звание культурной столицы России, очень мало знают о его кул...

Статья по теме: "Использование ИКТ-технологий в работе с детьми по ФЭМП".

Данная статья может быть полезна воспитателям и методистам дошкольной организации, студентам ВУЗов. Важное значение оказывает использование ИКТ – технологий в обучении детей математике (другими словам...

Статья на тему: "Использование кинетического песка в работе с дошкольниками"

В последнее время мы часто говорим и слышим об инновационных технологиях в работе с дошкольниками. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования побуждает...

Использование технологического приёма «Опробование» в жизнедеятельности дошкольников

Использование технологического приёма «Опробование» в жизнедеятельности дошкольниковВ связи с новыми требованиями ГОСО к организации педагогического процесса в старшем дошкольном возрасте ...

Мастер - класс для педагогов и родителей: "«Использование нейропсихологических приемов в работе с дошкольниками»

одним из актуальных направлений внедрения инновационных технологий в коррекционный процесс является использование нейропсихологических технологий. ...