Консультация для педагогов «Создание условий для развития детской инициативы и самостоятельности»
материал

Самостоятельность. инициатива дошкольника

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Создание условий для развития детской инициативы и самостоятельности»

Цель: повышение педагогической компетенции по вопросу развития детской инициативы и самостоятельности.

В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: «воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора».

А целевые ориентиры, определяемые ФГОС, говорят о сформированности инициативы и самостоятельности детей:

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Поэтому, сегодня, коллеги, мы обсудим с вами вопрос о том, что же так важно знать и помнить педагогу о развитии инициативы и самостоятельности у дошкольников. Ведь именно эти качества человека позволяют ему быть, как теперь говорят, креативной, смелой личностью, способной нестандартно мыслить и принимать решения.

Инициатива – (от латинского initium - начало) почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях.

Инициативность определяется, как «характеристика деятельности, поведения и личности человека, означающая способность действовать по внутреннему. Это очень важное качество, по нему определяется уровень развития детей, особенно в раннем дошкольном возрасте.  Инициативность в детском возрасте равна любознательности, изобретательности, пытливости ума и видна во время общения, игровой деятельности, в творчестве.  

Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.

Самостоятельность – это способность личности планировать, осуществлять контроль над своей деятельностью на основе имеющихся знаний автономно. У дошкольника это качество начинает формироваться на втором году жизни. И в этот период главным для родителей и воспитателей является умение правильно реагировать на поведение ребёнка, направлять, поддерживать и создавать все необходимые условия для этого.

Самостоятельность проявляется в стремлении и желании приложить усилия для решения задач в повседневной деятельности, при этом – максимально независимо от взрослого, основываясь на своем опыте, знаниях, занимаясь поисковой деятельностью до полного решения проблемы. Это качество – признак готовности к школе. Наличие данного качества можно выявить, например, через наблюдения за ребенком во время игры, во время выполнения поручений взрослых.

Самостоятельный дошкольник умеет создавать сюжеты для самостоятельных или коллективных игр, способен выполнить посильные для его возраста просьбы родителей или воспитателя, может оценить относительно объективно результат своей деятельности, других людей. Особенно ярко проявляются эти важные составляющие личности маленького человека в сюжетно-ролевых играх с правилами.

Из вышесказанного следует, что развивать у дошкольников два важнейших для жизни качеств нужно, прежде всего, во время игры, а также творческих занятий. Кроме того, существует множество нестандартных методик, формирующих высокоразвитую личность.

Возможные препятствия в развитии инициативы и самостоятельности детей:

Целеустремленность у ребенка проявляется в безудержных инициативах: стирать белье, как мама, или забивать гвозди, как папа. Но на первых порах нет ни умения, ни настойчивости, и чтобы инициатива не пропала, необходимо помочь. А родители, к сожалению, неохотно поддерживают `приступы` детской самостоятельности: они и обременительны, и небезопасны. Но и резко пресечь или часто переключать внимание ребенка на более разумные, по мнению взрослых, деяния тоже нельзя: это затормозит развитие зарождающейся детской самостоятельности и отбросит малыша назад, к примитивной имитации. Только в крайнем случае, если уж он удумал нечто из ряда вон выходящее, можно прибегнуть к этому - в остальном инициативу необходимо поддерживать.

Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков, она всегда заключена в жесткие рамки принятых в обществе норм. В связи с этим она - не любое действие в одиночку, а только осмысленное и социально приемлемое.

Самостоятельность воспитывается при выполнении детьми обязанностей по обслуживанию себя и близких людей; уровень самостоятельности связан с освоением социального опыта трудовой деятельности, возможностью проявления ребенком в труде субъектной позиции. Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества, при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.

Очень важно вовремя помочь ребенку - это необходимое условие развития его самостоятельности. Если помогать ребенку регулярно, в его действиях скоро обнаружится второй компонент самостоятельности - целеустремленность, проявляющаяся в увлеченности делом, желании получить не любой, а именно нужный результат. Ребенок становится усидчивым, настойчивым, организованным. Неудача не становится поводом отказа от задуманного, а заставляет удвоить усилия и в случае необходимости - даже обратиться за помощью. Выработка силы воли, терпения и ответственности очень важна. Роль воспитателя – в стимуляции действий, доводящих до конца начатое дело. Особенно ценно, если ребенок догадывается объединить свои усилия с кем-то из окружающих. В нашем случае – воспитателем. Малыш откажется от помощи, как только почувствует, что может справиться сам.

Этапы развития самостоятельности:

I этап. Формирование умений (действие в соответствии с заданным образцом и речевыми указаниями взрослого). Установление отношений ребенка со взрослыми, где взрослый является носителем нормативов и образцом для подражания.

Здесь роль взрослого очень велика. А все задачи, которые ставятся перед ребенком, решаются только в совместной деятельности, многие вещи демонстрирует педагог сам, инициирует детей на повторение или действие по аналогии, подводит к обсуждению этого действия. В конечном счете, вся работа сводится к выработке набора умений, которыми должен владеть ребенок, чтобы решать те или иные образовательные задачи.

II этап. Применение умений (самостоятельное действие по знакомым образцам, правила, алгоритмам). Взрослый выступает уже не как носитель образцов, а как равноправный партнер по совместной деятельности.

Серьезный этап самостоятельности. Понимая, что дети владеют уже набором умений и некоторых представлений педагог дает задания по аналогии и стимулирует их к самостоятельному решению той или иной задачи.

III этап. Творческое применение умений в новой ситуации (самостоятельный перенос действия в новые предметные условии и ситуации). На этом этапе уже ребенок в коллективной деятельности выступает в роли носителя образцов и нормативов деятельности.

Этап - творческий. Педагог выступает в роли наблюдателя, направляя детей в деятельности. Детям предлагается самим поставить цель, самим сформулировать задачи и выбрать необходимые средства для реализации этих задач.

Вывод: Умение формулировать цель, предвидеть результат – основополагающие компоненты самостоятельности. Это невозможно, если у ребенка не сформированы навыки разных типов деятельности. Так как ребенок легко и надолго запоминает те знания, до которых он дошел сам, конечно с помощью взрослого. «Сам: вырезал, построил, составил, нарисовал и т.д.. Дети должны приобретать опыт через творчество, поисковую деятельность, выдвижение новых идей, актуализацию прежних знаний при решении проблемных задач. Не даром один из основных принципов ФГОС ДО является поддержка детей, их инициативы в различных видах деятельности.  

Задачи развития деткой инициативы и самостоятельности в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста

Для детей четвертого года жизни (3-4 года) приоритетной сферой проявления детской инициативы является продуктивная деятельность.

 Необходимо:
- создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребёнка;
- рассказывать детям об их реальных, а также возможных в будущем достижениях;
- отмечать и публично поддерживать любые успехи детей;
- всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять её сферу;
- помогать ребёнку найти способ реализации собственных поставленных целей;
- способствовать стремлению научиться делать что-то и поддерживать радостное ощущение возрастающей умелости;
- в ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относиться к затруднениям ребёнка, позволять ему действовать в своём темпе; не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. Ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности, используя в качестве субъекта критики игровые персонажи (например, критикует игрушка, а не педагог);
- учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям;
- уважать и ценить каждого ребёнка независимо от его достижений, достоинств и недостатков;
- создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и тёплое слово для выражения своего отношения к ребёнку, проявлять деликатность и тактичность;

- всегда предоставлять детям возможности для реализации их замысла в творческой продуктивной деятельности.

Для детей пятого года жизни (4-5 лет) приоритетной сферой проявления детской инициативы является познавательная деятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками.

Необходимо:
- способствовать стремлению детей делать собственные умозаключения, относиться к таким попыткам внимательно, с уважением;
- обеспечивать для детей возможности осуществления их желания переодеваться и наряжаться, примеривать на себя разные роли. Иметь в группе набор атрибутов и элементов костюмов для переодевания, а также технические средства, обеспечивающие реализацию стремления детей петь и двигаться под музыку;
- создавать условия, для творческих строительных игр, где дети могут реализовать свои интересы и фантазии;
- не допускать диктата, навязывания в выборе детьми сюжета игры;
- при необходимости осуждать негативный поступок, действие ребёнка, но не допускать критики его личности, его качеств. Негативные оценки давать только поступкам ребёнка и только с глазу на глаз, а не перед всей группой;
- обязательно участвовать в играх детей по их приглашению (или при их добровольном согласии) в качестве партнёра, равноправного участника, но не руководителя игры;
- привлекать детей к украшению группы к праздникам, обсуждая разные возможности и предложения;
- побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнения взрослых;
- привлекать детей к планированию жизни группы на день;
- читать и рассказывать детям по их просьбе, включать музыку.

Для детей шестого года жизни (5-6 лет) приоритетной сферой проявления детской инициативы является внеситуативно–личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационная познавательная инициатива.

Необходимо:
- создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и тёплое слово для выражения своего отношения к ребёнку;
- уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;
- поощрять желание создавать что-либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу);
- создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;
- при необходимости помогать детям в решении проблем организации игры;
- привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдалённую перспективу: обсуждать выбор спектакля для постановки, песни, танца и т.п.;
- создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам.

Для детей седьмого года жизни (6-7 лет) приоритетной сферой проявления детской инициативы является научение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметной, в том числе орудийной, деятельности, а также информационная познавательная деятельность.

Необходимо:
- вводить адекватную оценку результата деятельности ребёнка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта деятельности;
- спокойно реагировать на неуспех ребёнка и предлагать несколько вариантов исправления работы:
повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей и т.п. Рассказывать детям о трудностях, которые испытывали при обучении новым видам деятельности;
- создавать ситуации, позволяющие ребёнку реализовывать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников;
- обращаться к детям с просьбой показать воспитателю те индивидуальные достижения, которые есть у каждого, и научить его добиваться таких же результатов;
- поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами;
- создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;
- при необходимости помогать детям в решении проблем при организации игры;
- привлекать детей к планированию жизни группы на день, неделю, месяц. Учитывать и реализовать их пожелания и предложения;
- создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам;
- устраивать выставки и красиво оформлять постоянную экспозицию работ;
- организовывать концерты для выступления детей и взрослых.

Виды детской деятельности для решения поставленных задач

  1. Простой бытовой труд и самообслуживание
  2. Творчество: лепка, рисование, конструирование и т.п.
  3. Коммуникативная: игры, праздничные мероприятия, театрализованные представления и т.п.
  4. Познавательная: экспериментально-исследовательская деятельность
  5. Восприятие художественной литературы
  6. Музыкальная деятельность
  7. Двигательная деятельность
  8. Самоорганизация: для этого есть тематические уголки в группе, где детки самостоятельно могут себя занять

Методы и формы и условия развития детской самостоятельности, инициативы и творческого самовыражения в условиях детского сада:

  • Свободый выбор детьми деятельности, а также партнёров для совместной деятельности.
  • Своевременное обновление развивающей предметно-пространственной среды, и разнообразие по своему содержанию, и соответствие возрастным особенностям  и индивидуальным интересам детей конкретной группы. Материалы и оборудование должны способствовать развитию каждого из детей, а предлагаемые виды деятельности должны учитывать интерес и возможности каждого ребенка.  
  • Не авторитарное педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости, которое способствует развитию позитивной свободы и самостоятельности ребенка.
  • Мотивирование детей принимать решения, без страха выражать свои чувства и мысли.
  • Ненавязчивая помощь детям в разных видах деятельности, стимулируя проявления у них волевых признаков.
  • Спрашивать: Что будешь делать? Как делать? Кто хочет? Чем займемся? Как поступить? Что выбираешь?
  • Формирование у детей установок «Я могу», «Я сумею»; давать простые задания, и постепенно усложнять.
  • Создание ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе помогу».
  • Предвосхищающая положительная оценка «Ты очень творческий ребенок, у тебя все получится!».
  • Поддержка инициативы. Научить грамотно реагировать на собственные ошибки («Смотри, ошибочка!»).

Оценка педагога повышает мотивацию, если она относится не к способностям ребенка, а к усилиям, которые прилагает ребенок при выполнении задания. Педагогу необходимо помнить, что правильнее будет сравнивать успехи ребенка не с успехами других детей, а с его прежними результатами.

  • Деятельность ребенка должна быть организована таким образом, чтоб в процессе выполнения возникали новые вопросы и новые задачи.
  • Организация сюжетно-ролевых игр с детьми. Корректирует и раскрывает личностные качества ребенка, воодушевляет его, обучает, делать смелым, активным и т.п. Игра дает детям возможность  самореализовываться.
  • В рамках плана работы с детьми нужно предусматреть игры на свободную тему, выбранную детьми самостоятельно. И во время организованной деятельности давать волю детской фантазии, отстраненно наблюдая и, при необходимости, направляя процесс в нужное русло.
  • Обучение детей планированию своей деятельности, то есть умению определять цель деятельности и предвидеть результат.
  • Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства. Группа представляет собой лабораторию, в которой дети являются исследователями, художниками, учеными, практикуются в дружеских взаимоотношениях. Ответственность за превращение группы в подобную лабораторию лежит на воспитателях.  РППС, материалы и оборудование должно стимулировать детей к непрерывным творческим экспериментам, открытиям, решению проблемных ситуаций. Взрослый развивает и поддерживает инициативу, даже стимулирует, и помогает , таким образом, воплотить детские замыслы, найти ошибки, исправить их и достичь результата.
  • Использование приемов поддержки детской инициативы:
  • Картосхемы, алгоритмы;
  • Модель обследования предмета;
  • Моделирование ситуаций с участием персонажей.
  • Использование инновационных методов активации:
  • Искусственно созданные ежедневные ситуации для проявления инициативы и самостоятельности.
  1. День самоуправления, дети совместно выбирают, чем будут заниматься сегодня в рамках темы дня и регламента, также возможно отдать полную инициативу детям.
  2. Доска выбора, на которой обозначены центры активности в фотографиях, рисунках, символах, надписях; количество детей в каждом центре и место для обозначения собственного выбора детьми — карман для карточек. Это не формируется самостоятельно, а под чутким и ненавящивым контролем и участием педагога.
  3. Групповой сбор ежедневное мероприятие (где дети и взрослые обмениваются информацией, обсуждают проблемы, планируют индивидуальную и совместную деятельность). Проводиться в кругу, сидя на ковре. Проводится для сплочения коллектива, возможность вместе поиграть в групповые игры, спеть любимые песни, обсудить групповые новости, спланировать дела на день, распределить обязанности. Инициатива принадлежит детям, воспитатель организует и поддерживает идеи детей.

В месте проведения групповых сборов должны быть сосредоточены такие дидактические средства, как календари природы, погоды, модели недели, месяца, правила группы, распорядок дня — все то, что может являться темой для ежедневного обсуждения.

У воспитателя должны быть при себе все необходимые атрибуты, материалы и оборудование.

  • Проектная деятельность воспитанников в настоящее время всем педагогам отлично знакома, и очень активно используется на практике(как групповая, так и индивидуальная) отлично развивает все необходимые качества: здесь и поиск проблемы, и сбор информации, путей решения, и выбор команды для реализации проекта.  
  • Методика «Три варианта», ее можно применять в любом возрасте ребенка: если он приходит к вам с вопросом или проблемой, вы предлагаете ему для начала самому найти три варианта решения. Обычно в процессе обдумывания вариантов находится больше и решений.
  • Технология «Волонтерство».

 Волонтёрство – это прежде всего инициатива. Таким образом начинают  формироваться предпосылки активной жизненной позиции, желание и умение помогать, получая внутреннее удовлетворение, формируется самоуважение.

  • Персональные выставки и коллекционирование.
  • Детские мастер-классы. Одни дети учат чему либо других

Думаю, главное – создать благоприятные условия в группе для развития и поддержки детской инициативы и самостоятельности, что будет всячески способствовать формированию зрелой личности, умеющей осуществлять выбор, решать проблемы, взаимодействовать с окружающими людьми, ставить и достигать цели, что является особенно важной задачей в развитии ребенка.

Всегда нужно помнить про методы стимулирования, побуждения к действию:

     Поощрение - метод выражения общественной положительной оценки поведения и деятельности воспитанников. Он закрепляет положительные навыки и привычки. Виды поощрения: одобрение, похвала, благодарность, награда, важное поручение.

   Соревнование - это метод устремления естественной потребности воспитанников в соперничестве. С помощью соревнования происходит воспитание нужных им и обществу качеств (физические, моральные, эстетические  и др.)

Методы мотивации к проявлению детьми инициативы  и самостоятельности:

1. «Помоги игрушке» (игровая мотивация)- ребёнок достигает цели, помогая решить проблему игрушке.

2. «Помоги мне» (помощь взрослому) - помощь взрослым, дает возможность получить одобрение, ребенку интересно в совместных делах со взрослым быть на равных.

3.«Научи меня» - основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим  и умеющим.

4. «Создание предметов своими руками для себя» - основан на внутренней заинтересованности ребёнка.

Принципы работы по развитию и поддержке детской инициативы и самостоятельности:

  • Принцип создания развивающей среды
  • Принцип психологической комфортности
  • Принцип активности и свободы самовыражения.
  • Принцип наглядности – т.к. мышление носит наглядно – образный характер.
  • Принцип индивидуального подхода к детям
  • Принцип преемственности взаимодействия взрослых с ребенком в условиях дошкольного учреждения  и в семье.

Правила взаимодействия с ребенком:

1.        Предоставляйте   больше   самостоятельности.  

2.        Пусть   ребенок делает «открытия» сам, не стоит преподносить ребенку готовые решения.

3.        Старайтесь показывать необходимость каждого знания и умения, в том числе на примерах.

4.        Связывайте новые знания с уже усвоенными, понятыми.

5.        Задание должно быть посильным, но не легким.

6.        Проявляйте сами интерес к занятиям, создавайте положительный эмоциональный фон.

7.        Пусть ребенок ощущает свои успехи, достижения. Отмечайте его успехи, терпение, старание.

8.        Оценивайте   объективно   возможности   и   способности   каждого ребенка. Старайтесь не сравнивать его с другими детьми, только - с самим собой. Так ребенок растет над собой.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для удовлетворения детской инициативы и самостоятельности.

Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка.Детская инициатива проявляется в свободн...

«Создание условий для удовлетворения детской инициативы и самостоятельности».

laquo;Создание условий для удовлетворения детской инициативы и самостоятельности»....

Консультация для воспитателей «Создание условий для развития детской инициативы и самостоятельности»

В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Росс...

Консультация для педагогов "Создание условий для развития детской инициативы через систему краткосрочных проектов"

Проектирование - один из методов оранизции образовательной деятеьности, которое формирует активную  и инициативную позицию дошкольника....

Консультация для воспитателей «Создание условий для развития детской инициативы и самостоятельности»

повышение          педагогической   компетенции       по     вопросу     ра...