Куклы обереги
план-конспект занятия (старшая группа)

Соложенцева Ирина Романовна

Куклы обереги

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kukly_oberegi.docx20.55 КБ
Файл kukly_oberegi.docx20.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместной образовательной деятельности “Куклы-обереги”

\

Конспект совместной образовательной деятельности “Куклы-обереги”

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 15 «Ромашка»  г.Таштагол»

 

План-конспект 

совместной образовательной деятельности 

с детьми старшей группы 

«Знакомство с куклой-оберегом»

 

                                                  Воспитатель: Соложенцева Ирина Романовна

 

 

 

 

 

 

 

2022

Программное содержание:

  • Познакомить с историей и видами народных тряпичных кукол;
  •  Формировать интерес к народным традициям и  духовным ценностям русского народа.
  • Способствовать развитию мелкой моторики  рук (заматывание, завязывание узлов); 
  • Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами; умение договариваться, согласовывать  действия
  • Воспитывать  уважение к традициям народа.

Методы и приёмы:

  • практические:  изготовление куклы-оберега;
  • наглядные: рассматривание кукол, материала для изготовления кукол;
  • словесные: народные пословицы и поговорки, загадки, вопросы, ответы.

 

Словарная работа:

  • Обогащать словарный запас детей: кукла Желанница, кукла Травница, кукла Утешница,  народные тряпичные куклы.
  • Активизировать в речи детей народные слова из пословиц и поговорок, приговорок и небылиц.

 

Индивидуальная работа: оказание помощи детям при изготовлении кукол.

 

Оборудование: 

Демонстрационный материал: 

  •  тряпичные куклы.

Раздаточный материал: 

  • лоскуты ткани;
  • вата;
  • нитки.

Ход деятельности:

Организационный момент. Воспитатель заходит с детьми в зал под сопровождение хороводной музыки. 

  • Здравствуйте ребята, меня зовут Елена Борисовна. Мне очень приятно с вами познакомиться.
  • Ребята, у вас такая группа красивая, так много игрушек. А какие игрушки ваши любимые? А как вы думаете, в какие игрушки играли дети давным-давно, когда ещё они не продавались в магазинах?

 

 

Воспитатель открывает сундучок и показывает детям тряпичные куклы-обереги.

                               Сундучок, мой сундучок,

                               Приоткрой нам свой бочок.

  

– Это куклы. Они похожи на ваших кукол? Что в них необычного? (Самодельные, тряпичные)

– Это куклы-обереги.  Ребята сделали их сами, куклы находятся у нас в группе и оберегают от всего плохого.

Я сейчас все вам о них расскажу. Давайте сядем рядком да поговорим ладком. Пусть наши глазки все видят, ушки все слышат, голова запоминает, а ротик ей не мешает.

– Эта кукла называется День-ночь – она защищает ребят от неприятностей и страхов. Днем белая кукла оберегает, ночью черная.

  • Другая кукла называется Травница – это кукла оберег здоровья. Ребята сделали её для того чтобы она оберегала их от болезней. Внутри этой куклы находятся сухие лечебные травы, поэтому она и называется Травница.

– Эта кукла называется Желанница. Для чего эта кукла, как вы думаете? Ребята дарят ей подарочек, красивую ленточку, потом шепчут ей свои заветные желания и куколка их исполняет.

Это кукла Дружба (неразлучники). Как вы думаете, ребята, что же она оберегает?  Из названия этой куклы понятно, что она оберегает дружбу. А кому же она помогает дружить?

-Да, правильно, детям, мальчикам и девочкам.  У них одна общая рука, и нам кажется, что они держатся за руки.

– Эта кукла Утешница. А знаете почему её так называют? К руке этой куклы родители привязывали конфетку, и когда ребеночек капризничал, ему предлагали поиграть с куклой Утешницей. Малыш играл с ней, съедал её и успокаивался. Затем родители незаметно убирали куклу до тех пор, пока она снова не понадобиться. Понравились вам куклы? 

  1. Я предлагаю поучиться делать кукол своими руками, это очень просто и интересно. Куклы-обереги пригодятся вам, для того чтобы вы играли, дружили, лечили, утешали.
  • А как вы думаете, из чего же мы будем делать нашу куклу (пластик, бумага, ткань).
  • Скажите, а кукол можно делать только из ткани, а из других материалов не делают?

 

  1. Для того чтобы это узнать, нужно пройти в лабораторию.
  • Ребята, скажите, как называются эти материалы (ткань, бумага, пластик).
  • Для того чтобы выбрать какой материал нам больше всего подойдёт, нужно узнать их свойства (узнать какие они).

Экспериментирование с различными материалами.

– Чтобы сделать куклу материал должен сворачиваться (сворачивается, не сворачивается). Попробуйте свернуть в трубочку эти материалы.

– Пластик сворачивается? (Нет)

  • Бумага сворачивается? (Да)
  • Ткань сворачивается? (Да). Какой из материалов нам подходит, а какой нет? Пластик убираем, он нам не подходит.

– Если мы будем играть куклой, она может запачкаться? Значит, материал надо стирать. Поэтому материал, из которого она должна быть сделана должен хорошо намокать, отжиматься и высохнув не потерять своего первоначального вида. Проверьте сами.

Что вы увидели? (ткань намокает и впитывает воду быстро, бумага тоже намокает быстро). Теперь попробуйте отжать воду из материалов, и разгладьте, придайте им форму. Что вы можете сказать? (ткань отжали, расправили, она приняла свою первоначальную форму; бумага отжали воду, но расправить не смогли, она рвется).

  • Из какого материала должна быть сделана кукла, чтобы её можно было легко постирать? (из ткани). Значит, бумага нам для этой куклы не подходит.
  1. Материал мы выбрали, и сейчас я покажу, как сделать куклу. 

Последовательность изготовления куклы:

  • Для изготовления куклы необходимо два лоскута ткани: большой и маленький. Сначала нужно положить большой лоскут, а на него маленький.
  • В центр лоскутов положить комочек ваты, перевернуть и обвязать вокруг ниткой. Два раза обмотать, два раза завязать. Получилась голова у куклы.
  • Сверху на голову накинуть лоскут белой ткани, и снова два раза обмотать, два раза завязать. 
  • Теперь нужно сделать кукле руки. По краям белой ткани обвязать нитью, обозначив руки. Кукла готова!
  1. Воспитатель предлагает пройти детям в мастерскую, для изготовления кукол.

                                               В мастерскую проходите,

                                               Здесь найдете что хотите.

                                               Проходите, подходите!

Практическая деятельность сопровождается объяснением, помощью детям.  

Я предлагаю вам выбрать, как вы назовете свою куклу: кукла Желанница, кукла Травница, кукла Утешница, кукла День-ночь, кукла Дружба. 

Итог деятельности.

  • Ребята, как называется куколка, которую вы сделали? Для чего она нужна? Вам понравилось мастерить куклу-оберег? – Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Я вижу, что вам понравилось делать кукол. Я предлагаю вам пройти в свою группу и научить других детей делать такую куклу.



Предварительный просмотр:

Конспект совместной образовательной деятельности “Куклы-обереги”

\

Конспект совместной образовательной деятельности “Куклы-обереги”

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 15 «Ромашка»  г.Таштагол»

 

План-конспект 

совместной образовательной деятельности 

с детьми старшей группы 

«Знакомство с куклой-оберегом»

 

                                                  Воспитатель: Соложенцева Ирина Романовна

 

 

 

 

 

 

 

2022

Программное содержание:

  • Познакомить с историей и видами народных тряпичных кукол;
  •  Формировать интерес к народным традициям и  духовным ценностям русского народа.
  • Способствовать развитию мелкой моторики  рук (заматывание, завязывание узлов); 
  • Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами; умение договариваться, согласовывать  действия
  • Воспитывать  уважение к традициям народа.

Методы и приёмы:

  • практические:  изготовление куклы-оберега;
  • наглядные: рассматривание кукол, материала для изготовления кукол;
  • словесные: народные пословицы и поговорки, загадки, вопросы, ответы.

 

Словарная работа:

  • Обогащать словарный запас детей: кукла Желанница, кукла Травница, кукла Утешница,  народные тряпичные куклы.
  • Активизировать в речи детей народные слова из пословиц и поговорок, приговорок и небылиц.

 

Индивидуальная работа: оказание помощи детям при изготовлении кукол.

 

Оборудование: 

Демонстрационный материал: 

  •  тряпичные куклы.

Раздаточный материал: 

  • лоскуты ткани;
  • вата;
  • нитки.

Ход деятельности:

Организационный момент. Воспитатель заходит с детьми в зал под сопровождение хороводной музыки. 

  • Здравствуйте ребята, меня зовут Елена Борисовна. Мне очень приятно с вами познакомиться.
  • Ребята, у вас такая группа красивая, так много игрушек. А какие игрушки ваши любимые? А как вы думаете, в какие игрушки играли дети давным-давно, когда ещё они не продавались в магазинах?

 

 

Воспитатель открывает сундучок и показывает детям тряпичные куклы-обереги.

                               Сундучок, мой сундучок,

                               Приоткрой нам свой бочок.

  

– Это куклы. Они похожи на ваших кукол? Что в них необычного? (Самодельные, тряпичные)

– Это куклы-обереги.  Ребята сделали их сами, куклы находятся у нас в группе и оберегают от всего плохого.

Я сейчас все вам о них расскажу. Давайте сядем рядком да поговорим ладком. Пусть наши глазки все видят, ушки все слышат, голова запоминает, а ротик ей не мешает.

– Эта кукла называется День-ночь – она защищает ребят от неприятностей и страхов. Днем белая кукла оберегает, ночью черная.

  • Другая кукла называется Травница – это кукла оберег здоровья. Ребята сделали её для того чтобы она оберегала их от болезней. Внутри этой куклы находятся сухие лечебные травы, поэтому она и называется Травница.

– Эта кукла называется Желанница. Для чего эта кукла, как вы думаете? Ребята дарят ей подарочек, красивую ленточку, потом шепчут ей свои заветные желания и куколка их исполняет.

Это кукла Дружба (неразлучники). Как вы думаете, ребята, что же она оберегает?  Из названия этой куклы понятно, что она оберегает дружбу. А кому же она помогает дружить?

-Да, правильно, детям, мальчикам и девочкам.  У них одна общая рука, и нам кажется, что они держатся за руки.

– Эта кукла Утешница. А знаете почему её так называют? К руке этой куклы родители привязывали конфетку, и когда ребеночек капризничал, ему предлагали поиграть с куклой Утешницей. Малыш играл с ней, съедал её и успокаивался. Затем родители незаметно убирали куклу до тех пор, пока она снова не понадобиться. Понравились вам куклы? 

  1. Я предлагаю поучиться делать кукол своими руками, это очень просто и интересно. Куклы-обереги пригодятся вам, для того чтобы вы играли, дружили, лечили, утешали.
  • А как вы думаете, из чего же мы будем делать нашу куклу (пластик, бумага, ткань).
  • Скажите, а кукол можно делать только из ткани, а из других материалов не делают?

 

  1. Для того чтобы это узнать, нужно пройти в лабораторию.
  • Ребята, скажите, как называются эти материалы (ткань, бумага, пластик).
  • Для того чтобы выбрать какой материал нам больше всего подойдёт, нужно узнать их свойства (узнать какие они).

Экспериментирование с различными материалами.

– Чтобы сделать куклу материал должен сворачиваться (сворачивается, не сворачивается). Попробуйте свернуть в трубочку эти материалы.

– Пластик сворачивается? (Нет)

  • Бумага сворачивается? (Да)
  • Ткань сворачивается? (Да). Какой из материалов нам подходит, а какой нет? Пластик убираем, он нам не подходит.

– Если мы будем играть куклой, она может запачкаться? Значит, материал надо стирать. Поэтому материал, из которого она должна быть сделана должен хорошо намокать, отжиматься и высохнув не потерять своего первоначального вида. Проверьте сами.

Что вы увидели? (ткань намокает и впитывает воду быстро, бумага тоже намокает быстро). Теперь попробуйте отжать воду из материалов, и разгладьте, придайте им форму. Что вы можете сказать? (ткань отжали, расправили, она приняла свою первоначальную форму; бумага отжали воду, но расправить не смогли, она рвется).

  • Из какого материала должна быть сделана кукла, чтобы её можно было легко постирать? (из ткани). Значит, бумага нам для этой куклы не подходит.
  1. Материал мы выбрали, и сейчас я покажу, как сделать куклу. 

Последовательность изготовления куклы:

  • Для изготовления куклы необходимо два лоскута ткани: большой и маленький. Сначала нужно положить большой лоскут, а на него маленький.
  • В центр лоскутов положить комочек ваты, перевернуть и обвязать вокруг ниткой. Два раза обмотать, два раза завязать. Получилась голова у куклы.
  • Сверху на голову накинуть лоскут белой ткани, и снова два раза обмотать, два раза завязать. 
  • Теперь нужно сделать кукле руки. По краям белой ткани обвязать нитью, обозначив руки. Кукла готова!
  1. Воспитатель предлагает пройти детям в мастерскую, для изготовления кукол.

                                               В мастерскую проходите,

                                               Здесь найдете что хотите.

                                               Проходите, подходите!

Практическая деятельность сопровождается объяснением, помощью детям.  

Я предлагаю вам выбрать, как вы назовете свою куклу: кукла Желанница, кукла Травница, кукла Утешница, кукла День-ночь, кукла Дружба. 

Итог деятельности.

  • Ребята, как называется куколка, которую вы сделали? Для чего она нужна? Вам понравилось мастерить куклу-оберег? – Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Я вижу, что вам понравилось делать кукол. Я предлагаю вам пройти в свою группу и научить других детей делать такую куклу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детям о куклах-оберегах: презентация "Куклы мартинички - весны заклички"

В презентации говорится об одной из кукол-оберегов, а именно о "мартиничках". Дается пошаговая инструкция по изготовлению таких куколю Данный вид деятельности абсолютно доступен дошколдникам, изготовл...

Мастер-класс для родителей по изготовлению народной тряпичной куклы-оберега «Мамина кукла»

         От того, что окружает ребенка в детстве, зависит то, каким взрослым он станет. Игрушки, в которые играет ребенок - не исключение.Каждый из нас помнит свою люби...

Знакомство с русской народной куклой, Кукла- оберег.

Конспект занятия (Подготовительная группа)...

Мастер класс по теме "Тряпичные куклы. Традиционная народная кукла-оберег".

Цель: Добиться понимания основных художественных качеств народной культуры на примере народной игрушки.Задачи: познакомится с истоками, условиями бытования; технологией изготовления и художе...

Конспект Мастер-класса Изготовление тряпичной народной куклы-оберега «На счастье» Тема: «Изготовление тряпичной куклы-оберега Ангела».

НАЗНАЧЕНИЕ: Кукла АНГЕЛ предназначена для украшения новогодней ёлки,а также в качестве подарка на РОЖДЕСТВО....

Мастер-класс для родителей «куклы Травницы»: Кукла-оберег.

Прививать интерес к тряпичной кукле как виду народного художественного творчества; развивать навыки работы с тканью; содействовать эстетическому восприятию народной игрушки; познакомить с технологией ...

Мастер - класс для родителей Тряпичная кукла. Традиционная народная кукла-оберег"

Познакомить с технологией изготовления народной куклы....