Статья - «Сюжетно-ролевая игра как средство полоролевого (гендерного) воспитания детей старшего дошкольного возраста»
статья (подготовительная группа)

В статье кратко даётся информация о том, что проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его гендерной принадлежностью является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Наиболее эффективно гендерное воспитание будет реализовываться при использовании в педагогическом процессе сюжетно-ролевых игр. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx38.63 КБ

Предварительный просмотр:

«СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ПОЛОРОЛЕВОГО (ГЕНДЕРНОГО) ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Е.А. Визгалова

Воспитатель, Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №12 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников Петродворцового района Санкт-Петербурга

Аннотация: В статье кратко даётся информация о том, что проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его гендерной принадлежностью является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Наиболее эффективно гендерное воспитание будет реализовываться при использовании в педагогическом процессе сюжетно-ролевых игр.

Актуальность. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между «женскими» и «мужскими» профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утратили способность играть правильную роль в браке, из «добытчиков» они постепенно превращаются в «потребителей», а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи, в связи с чем, в современном обществе в воспитании детей наблюдается явный крен в сторону феминизации.

На фоне изменений в социуме меняются внутренние психологические позиции детей. Так, многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.

Содержание игр детей так же вызывает тревогу: наблюдения показывают, что дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие своему полу, не умеют договариваться в игре и распределять обязанности с учётом пола игровых партнёров.

Таким образом, проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его гендерной принадлежностью является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. При этом полагаю, что наиболее эффективно гендерное воспитание будет реализовываться при использовании в педагогическом процессе сюжетно-ролевых игр.

Глава 1. Гендерный подход в воспитании дошкольников как актуальная проблема педагогики

Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о половой роли или гендерной модели поведения, которой должен придерживаться человек, чтобы его определяли, как девочку или мальчика, а в дальнейшем как женщину или мужчину. Сформированность этих представлений необходима для нормальной и эффективной социализации личности.

Гендерная социализация включает в себя три аспекта:

когнитивный – ребенок рано начинает относить себя к определенному полу, приобретает представления о содержании типичного ролевого поведения [15; 28];

эмоциональный – полоролевые предпочтения, интересы, ценностные ориентации, реакции на оценку, проявление эмоций, связанных с формированием черт маскулинности и феминности [16];

поведенческий  усвоение типичной для пола модели поведения [21; 28].

Анализ научной литературы по гендерному воспитанию показывает, что проблема содержания работы с детьми дошкольного возраста с учетом их гендерных особенностей разработана недостаточно. По мнению, исследователей: Н.К. Радина и Е.Ю. Терешенкова обращают внимание на то, что содержание гендерной социализации может быть рассмотрено с помощью биполярного конструкта, на одном полюсе которого находится «традиционная (патриархатная) социализация», а на другом – «современная (альтернативная) социализация». Традиционная социализация предполагает жесткую гендерную дифференциацию мужского и женского, иерархично выстроенные статусы мужчин и женщин. Эта модель социализации имеет древнюю историю, что отчасти и позволяет ей быть достаточно распространенной и в наше время. Современная социализация, напротив, предполагает отсутствие гендерной дифференциации и поляризации. Полярные варианты социализации встречаются редко, однако в целом в обществе существует стремление к традиционной социализации [27].

Г.М. Андреева подчеркивает, что гендерная социализация является двухсторонним процессом. С одной стороны, происходит усвоение социального опыта (т.е. имеет место воздействие среды на индивида), с другой – социализация включает в себя активное воспроизводство социального опыта (т.е. человек воздействует на среду) [2].

В рамках гендерной социализации начиная с момента рождения ребенок усваивает, что значит быть мальчиком и девочкой, мужчиной и женщиной, т.е. происходит усвоение социально принятых моделей поведения, которые в данном обществе рассматриваются как мужские и женские. Таким образом, общество оказывает воздействие на человека, предлагая ему для воспроизведения жесткие полотипичные модели поведения. Усвоив эти модели поведения, человек воспроизводит их на практике. Изучение процесса гендерной социализации в дошкольном возрасте, где находятся его истоки, и условия, которые оказывают влияние на этот процесс, представляет особый интерес [18].

Формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребенку и от воспитания ребенка в дошкольном образовательном учреждении. По многим параметрам социального и эмоционального развития ребенка решающую роль играют и сверстники, которые фиксируют нарушение неписанного гендерного кода и жестоко наказывают его нарушителей. Дети не приемлют в своем обществе поведенческих деприваций и нарушений в полоролевой идентификации. Причем женственных мальчиков отвергают мальчики, но охотно принимают девочки, и наоборот − маскулинных девочек отталкивают девочки, но принимают мальчики.

Несоответствие гендерным стереотипам создает психологические трудности для всех детей, однако у мальчиков такие проблемы встречаются гораздо чаще: для мальчиков на всех этапах формирования гендерной устойчивости требуются дополнительные усилия, без которых развитие автоматически идет по женскому типу; мужские качества традиционно ценятся выше женских и давление на мальчиков в направлении дефеминизации значительно сильнее, чем на девочек в сторону демаскулинизации; (женственный мальчик вызывает неодобрение, насмешки, маскулинная девочка воспринимается спокойно и даже положительно); в раннем детстве мальчики и девочки находятся под влиянием матерей и вообще женщин, поэтому с возрастом мальчиков необходимо переориентировать на мужские образцы поведения, так как нетипичное гендерное поведение в детстве имеет для мужчин, независимо от их сексуальной ориентации, множество отрицательных последствий [10].

Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе: деконструкция традиционных культурных ограничений развития потенциала личности в зависимости от пола, осмысление и создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей девочек и мальчиков в процессе педагогического взаимодействия. Реализация такого подхода в современном дошкольном образовательном учреждении нацеливает ученых и практиков на поиски современных эффективных механизмов (методик, технологий), обеспечивающих помощь мальчикам и девочкам в осознании своей человеческой уникальности, неповторимости, становлении своего женского (мужского) достоинства, развитии способности стать активным субъектом гендерных взаимоотношений в своей семье, личной жизни и т.д. [39].

Таким образом, проблема гендерного воспитания, включающая в себя вопросы формирования психического пола ребенка, психических половых различий и гендерной дифференциации является одной из важнейших и актуальных проблем дошкольной педагогики. Без ее решения невозможно разрабатывать методы дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола для формирования у них основ таких качеств, как мужественность и женственность, необходимых им и для успешного выполнения в будущем своих функций в семье и в обществе.

Глава 2. Сюжетно-ролевые игры как средство гендерного воспитания детей 6-7 лет

Период дошкольного детства неоценим в целом для развития человека. Усвоение ролей мужчины и женщины в народной педагогике также осуществлялось через игру. В русском языке XVIII-XIX вв. слово «играть» применительно к ребенку было идентично словам «жить», «дружить». В какой-то степени это сохраняется и в языке современных людей. Дети обычно говорят: «Я хочу с тобой играть», вместо того, чтобы сказать: «Я хочу с тобой дружить». Согласно исследованиям О.В. Солнцевой, «врастание в мир взрослых происходило через игровую деятельность, которая отражала жизнь крестьянского общества. Детские игры были своего рода подготовительной работой, требующей иногда немалых усилий, чтобы в последствии, путем различных приемов, выработанных в игре, шутя и забавляясь, с толком и пользой приложить эти приемы в практической жизни» [34].

Игровая деятельность как бы моделировала жизнь взрослых людей. В играх воспроизводились многие жизненные ситуации, воссоздавались социальные отношения между людьми, характерные для деревенского общества. Дети приучались преодолевать трудности, боль, сохранять выдержку в трудных обстоятельствах, не таить зло на обидевшего их человека. С помощью игры усваивались нормы и правила поведения в обществе, мужские и женские умения и навыки, оттачивались представления о добре и зле, мудрости и глупости, трусости и храбрости, честности и справедливости [26].

В процессе игр дети приучались к общению между сверстниками своего и противоположного пола, взаимным услугам, взаимному сохранению интересов. Игра, кроме того, позволяла тренировать физическую силу, ловкость, скорость, а также развивать различного рода способности, заложенные в человеке: умение плясать, петь, рассказывать сказки, былины, имитировать поведение животных, птиц. Детские игры в народной педагогике носили опережающий характер, т.к. дети наблюдали и проигрывали самые разнообразные стороны жизни. Иная девочка, оставленная матерью хозяйкой в доме и надзирательницей над целой кучей ребят меньше себя, распоряжалась ими как большая, покрикивала на них, поучала, и когда нужно, давала и «шлепки». Мальчик степенно вел разговор на счет семейных работ: аренды земли, скота; знал, сколько каким хлебом засеяно земли, сколько родится [35].  

В настоящее время в дошкольном возрасте игра является основным видом детской деятельности. Особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста в игровой деятельности [38].

Ученые отмечают разное содержание и игровые стили, которые часто не могут быть реализованы детьми в силу того, что воспитателям – женщинам ближе тихие игры девочек на семейно-бытовые темы. Шумные, наполненные движением игры мальчиков вызывают у воспитателей раздражение, так как они считают, что такого рода игры являются лишь бессмысленной беготней и могут привести к травме, а, следовательно, им не место в жизни группы и они должны быть прекращены. В результате мальчики лишены истинно «мужских игр», что отрицательно сказывается на их личностном развитии [23].

Значительное место в половом воспитании принадлежит различным видам игр, среди них сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, строительно-конструктивные. Именно, в сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми полового воспитания, поэтому подбор материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков необходимо уделять особое внимание. По инициативе детей и с помощью педагога развертываются сюжетно- ролевые игры героической тематики (Л.В. Градусова). Дети обоего пола участвуют в играх, отражающих интересную, насыщенную жизнь семьи: «Семья в турпоходе», «Ждем гостей», «Идем в гости» (Н.К. Ледовских), «Родился малыш». Их вовлекают в знакомые нам с детства русские народные игры «Верба-вербочка», «Прялица», «Яша», где мальчики выбирают себе «невесту» из играющих девочек, иногда целуют ее. В русской народной культуре всегда предусматривалось воспитывать у девочек и мальчиков добрые, нежные чувства друг к другу. С удовольствием дети играют в аналогичные игры, распространенные в культурах других народов [5].

 При проведении работы по воспитанию детей с учётом их половых особенностей, нужно обратить внимание на следующее:

1. На привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в сюжетно- ролевой игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения.

2. На достаточность и полноту материала для сюжетно- ролевых игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери.

 3. На наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для сюжетно-ролевых игр – «путешествий», в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения [36].

 Я.Л. Коломинский отмечает, что при половом воспитании детей дошкольного возраста с помощью сюжетно-ролевой игры воспитателю необходимо соблюдать ряд требований [20]:

- понимать специфические задачи игры;

- осознавать развивающие возможности сюжетно-ролевой игры в формировании у детей представлений о социальных половых ролях в обществе и закреплении в поведении позитивных половых стереотипов;

 - избегать позиции учителя, предпочитая позицию «играющего тренера», не допускает негативных оценок, подчёркивая только позитивные моменты;

 - ориентировать мальчиков и девочек на выбор ролевой в соответствии со своим полом, акцентирует внимание на смысле полоролевого поведения ребёнка;

- организовывать сюжетно-ролевую игру в небольших разнополовых группах (два-три ребёнка), со временем увеличивая число детей;

- знать особенности сюжетно-ролевой игры у детей разного возраста;

 - развёртывать игру так, чтобы ребята постепенно усваивали новые, более сложные способы взаимодействия со сверстниками обоих полов, расширяли свои представления о будущих социальных ролях [20].

Степень усвоения ребенком дошкольного возраста половых стереотипов поведения зависит от сложности сюжетно-ролевой игры. Т.И. Бабаева выделяет несколько этапов развития игровой деятельности дошкольников [4].

 1. Этап условных игровых действий, для которых характерен выбор однотёмного, одноперсонажного сюжета. Такая игра представляет собой смысловую цепочку действий: один ребёнок (мальчик или девочка) выполняет определённые действия, соответствующие его половой роли (например, девочка, как мама, утром будет свою куклу-дочку, умывает, одевает, говорит ласковые слова, идет с ней гулять и т. д.).

2. Этап многоперсонажного сюжета. Сюжет игры предполагает наличие системы взаимосвязанных персонажей (ролей). Стереотипы полового поведения формируются воспитателем через взаимодействие детей разного пола, введение новых персонажей (игры «Семья», «Папа на работе», «Мама на работе» и т. д.).

 3. Этап построения и развёртывания многотемных сюжетов, на котором разнообразные события и социальные отношения комбинируются в игре, благодаря чему у детей закрепляются позитивные мужские и женские способы поведения [4].

Формирование позитивного полоролевого поведения у детей разного возраста имеет свои специфические особенности. Например, в 3-5 лет дети переходят на принципиально новый уровень развития, заменяя сюжетно- отобразительную игру сюжетно-ролевой. Психологическая характеристика игры также становится иной: у ребёнка появляется стремление к общению и взаимодействию со сверстниками как своего, так и противоположного пола, окружающими людьми в целом [33].

Однако без помощи взрослых дети еще не всегда могут интересно развернуть сюжетно-ролевую игру, использовать разнообразные игровые материалы. Так, процесс одевания и раздевания кукол и мягких игрушек дети отождествляют с процедурой, с которой они постоянно сталкиваются в собственной жизни, что способствует осознанию ими человеческого смысла этого действия, и если вначале ребёнок просто воспроизводит в игре действия взрослых, то постепенно он начинает обозначать и называть свою роль: «Я мама. Я–папа» [17].

Когда у игрушек привлекательный вид, гораздо проще вызвать у девочек и мальчиков чувство симпатии к ним. В процессе сюжетно-ролевых игр с такими игрушками легче побуждать детей выражать по отношению к игрушке свои чувства: говорить ласковые слова, обнимать, заглядывать в глаза и. т. д. Отражая в игре социально одобряемые образцы женского и мужского поведения по отношению к игрушкам – девочки и мальчики получают необходимое эмоциональное развитие [36].

Важная роль в развитии игровой деятельности принадлежит конструированию из крупного строительного материала. Мальчики, вначале под руководством, а затем самостоятельно охотно конструируют для коллективных игр. Это может быть большая машина, самолёт, пароход, вагон поезда и. т. д. При этом очень важным условием для воспитания детей с учётом их половых особенностей является то, что мальчикам может быть поручена «тяжёлая» работа: «подвезти» материал на машинах, установить основные крупные детали и. т.д.  Серьёзным недостатком игровой деятельности является повторение одних и тех же игровых действий, часто приходится наблюдать, как мальчики, взяв в руки машины, совершают ими однообразные действия взад- вперёд, подражая звуку мотора или многократно скатывают их с какой-то поверхности. В играх девочек однообразие проявляется в том, что, действуя с куклой они повторяют одни и те же игровые действия. С низким уровнем развития игровой деятельности взрослые не должны мириться. Поэтому, если в результате наблюдений за игрой детей будет установлено, что дети играют на уровне подражания или в процессе игры они ограничиваются «ролью в действии», то воспитатели и родители должны принять меры по устранению этих недостатков [26].

Роль воспитателя состоит в том, что он ежедневно участвует в играх детей. При этом он руководит, как играми, в которых участвуют по желанию все дети, так и дифференцированно играет с девочками и мальчиками. Кроме того, объяснив родителям необходимость развития детей в игровой деятельности, педагог может пригласить их для участия в играх детей, совместив таким образом включение родителей и детей в сюжетно-ролевую игру, что поможет родителю приобрести практические навыки, которыми в дальнейшем он сможет пользоваться, играя со своим ребёнком дома [12].

Часто взрослые порицают поведение мальчиков, когда они бегают, кричат, играют в войну. Но если учесть, что мальчикам физиологически нужно больше пространство для игр, что в игре они развиваются физически, учатся регулировать свою силу, игра им помогает разрядить скопившуюся энергию, то, возможно, причины для осуждения будет меньше. Просто предоставьте им пространство и следите, чтобы игры не носили агрессивного характера, для этого нужно научить играть мальчиков в солдат, лётчиков, моряков и создать для этого соответствующие условия. Так как мальчики очень любят разбирать игрушки, изучать их строение и конструкцию (а взрослые часто воспринимают это как намеренную порчу игрушек), при покупке игрушек для мальчиков нужно это учесть. Лучше для игр приобретать конструкторы «сборно-разборные модели транспорта». Для игр девочкам требуется небольшое пространство. Организуя игровую среду, нужно и прочей атрибутики. Так как у девочек лучше развита мелкая моторика, то им больше требуется мелких игрушек, атрибутов к играм [38].

Когда в игре будет, достигнут уровень развития, который характеризуется принятием роли и умением осуществлять в определённой последовательности ролевые действия, воспитатель может перейти к решению вопросов связанных с обучением девочек и мальчиков выполнения в игре социальных функций. Воспитание детей с учётом их половых особенностей, с одной стороны призвано помочь ребёнку осознать себя представителем того или иного пола. В результате этого у детей должна сформироваться половая устойчивость: «Я девочка и буду ей постоянно. Я – мальчик и всегда буду им». Но вместе с тем, современная ситуация развития общества категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали рядом преимуществ по половому признаку. Например, мальчики, как будущие мужчины, в личных проявлениях, не должны демонстрировать только мужественность, несгибаемую волю и «железные» мускулы. Они должны быть добрыми, мягкими, чуткими, проявлять заботу по отношению к другим людям, родным и близким. Девочки, как будущие женщины, помимо традиционно женских качеств должны быть активными инициативными, уметь отстаивать свои интересы [38].  

Вывод: Таким образом, воспитание детей с учётом половых особенностей во многом будет определяться индивидуальными особенностями каждого ребенка, зависеть от тех образцов поведения женщин и мужчин, с которыми ребенок постоянно сталкивается в семье. Но это вовсе не означает, что воспитательное воздействие, оказываемое на девочку или мальчика в этом нежном возрасте, не повлияет на развитие личности. Проявление у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе [12].

Заключение

В результате осуществления теоретического обзора по исследуемой проблеме было выявлено, что гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о половой роли или гендерной модели поведения. Исследования показывают, что на седьмом году жизни у детей сформирована гендерная устойчивость (понимание неизменности гендерной принадлежности). Из этого следует, что это тот период, в процессе которого взрослые должны помочь ребенку раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом.

Содержание гендерного сознания детей седьмого года является уже достаточным для того, чтобы включать в процесс воспитания детей технологии с учетом их гендерных особенностей. Поэтому при воспитании мальчиков и девочек очень важной является организация совместных сюжетно-ролевых игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями.

При организации сюжетно-ролевых игр в рамках гендерного воспитания следует учитывать следующее: необходимо избегать шаблонных действий и реплик, игра должна обладать хорошим сюжетом и идентичными ролями, действия ребёнка в игре должны быть подобны действиям режиссёра. В процессе руководства сюжетно-ролевой игрой детей, взрослые должны создавать ситуации, направленные на проявление у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.

Библиография

Абраменкова В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе // Вопросы психологии, 1987. – № 5. –

С. 70-78.

Андреева Г.М. Социальная психология. – 5-е изд., дополн. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 149 с.

Антонова Т. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание, 1975. – №1. – С. 15-18.

Бабаева Т.И. Игра и дошкольник: Развитие детей ст. дошкольного возраста в игровой деятельности. – М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.  

 Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

Биддалф С. Воспитание мальчишек: пер. с англ. И. Литвинова. – М.: Рипол Классик, 2009. – 224 с.

Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 128 с.

Гаспарова Е. Ведущая деятельность дошкольного возраста // Дошкольное воспитание, 1987. – №7. – С. 45-50.

Градусова Л.В. Гендерная педагогика: учебное пособие. –

М.: Флинта; Наука, 2011. – 176 с.

Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду: пособие для дошкольных образовательных учреждений. –

М.: Линка-Пресс, 2009. – 212 с.

Доронова Т.Н. Пол или гендер? (девочки – налево, мальчики – направо!) // Обруч: образование, ребенок, ученик, 2009. − № 3. − С. 3-6.

Дыбина О.В. Полоролевая ориентация детей в предметном мире // Детский сад от А до Я, 2006. – № 1. – С. 141-146.

Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. – СПб.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. – 184 с.

Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 448 с.

Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей. − Л.: Медицина, 1980. – 184 с.

Каган В.Е. Половое воспитание детей: медико-психологические аспекты. – Л.: Медицина, 1988. – 162 с.

Казарян С.Ф. Возрастная динамика развития полового самосознания, пути и условия его формирования у детей дошкольного возраста. – Ереван, 1993.  

Клецина И.С. Гендерная психология. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Питер, 2009. – 496 с.

Колесов Д.В. Ролевая дифференциация пола у дошкольников // Вопросы психологии, 1985. – №3. − С. 146-152.

Коломинский Я.Л. Полоролевое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Генетические проблемы социальной психологии / Под ред. Я.Л. Коломинского, М.И Лисиной. – Минск, 2005.

Кон И.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей // Соотношение биологического и социального − М., 1975. −

С. 763-776.

Конькова Н.О. Организация сюжетно-ролевых игр // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/582897/

Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. – 4-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 250 с.

Либин А.В. Половые различия: биологическая эволюция и социальные традиции // Дифференциальная психология. – М., 1999. –

С. 272-287.

Лунин И.И. Культурно-исторические аспекты психологии пола // Психика и пол детей и подростков в норме и патологии. –

Л.: ЛПМИ, 1986. – С. 21-25.

Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. – 2-е изд., испр. –

М.: ГНОМ и Д, 2000. – 96 с.

Радина Н.К., Терешенкова Е.Ю. Гендерная социализация подростков // Мир образования − образование в мире, 2007. − № 1. − С. 131-138.

Репина Т.А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии // Вопросы психологии, 1987. − № 2. − С. 159-165.

Репина Т.А. Особенности общения мальчиков и девочек в детском саду // Вопросы психологии, 1984. − № 7. − С. 62-70.

Репина Т.А. Роль половых психических особенностей в становлении личности ребенка // Как помочь ребенку войти в современный мир / под ред. Т.В. Антоновой. – М.: Сфера, 1995. – 159 с.

Семенова Л.Э. Содержание основных моделей процесса гендерной социализации в современном обществе // Ярославский педагогический вестник, 2009. – №3. – С. 143-147.

Симонов В.П. Учет гендерных различий в образовательном процессе // Педагогика, 2005. – № 4. – С. 40-44.

Смирнова Е.И. Дошкольник в современном мире. –

М.: Дрофа, 2006. – 270 с.

Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. – М.: Речь, 2010.  

Татаринцева Н.Е. Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций. Учебно- методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2012.

Урунтаева Г.А. Роль игрушки в психическом развитии ребенка. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. 2- е изд. – М.: Академия, 1997.

Ускембаева М. Особенностей гендерного самосознания детей дошкольного возраста // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.genderstudies.info/magazin/ magazin_07_02.htm

Шелухина И.П. Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

Штылева Л.В. Основные понятия и важнейшие термины // Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика. – Ч. 1. – Мурманск, 2001. – С. 77-87.

Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: избранные психологические труды. – 2-е изд., стереотипное. –

М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. –

416 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая игра как средство организации нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОУ

Игра, являясь ведущей деятельностью дошкольника, обуславливает главнейшие изменения в психологических особенностях личности ребенка.Н.К.Крупская  отмечала,  что  игра  воспитывает...

Опыт работы на тему «НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Опыт работы на тему«НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

Консультация для воспитателей: «Сюжетно-ролевая игра как средство организации нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОУ»

laquo;Без игры нет и не может быть полноценного развития.Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенкавливается живительный поток представлений, понятий. Игра – э...

НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение.Известно, что основной вид деятельности детей - игра. Через игру дошкольники познают окр...

Консультация для родителей «Игра как средство развития правового воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Игра как средство развития правового воспитания детей старшего дошкольного возраста»Игра, как средство развития правового воспитания детей старшего дошколь...

Консультация «Сюжетно-ролевая игра как средство организации нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОУ»

Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности....

Консультация «Сюжетно-ролевая игра как средство организации нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОУ»

laquo;Без игры нет и не может быть полноценного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра &ndash...