Выступление на педсовете на тему: «Использование игровых технологий в процессе экологического воспитания дошкольников» (из опыта работы)
материал

Антонова Анастасия Анатольевна

Выступление на педсовете на тему:

«Использование игровых технологий в процессе экологического воспитания дошкольников»

(из опыта работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_obrazovanie.docx33.32 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ д/с «Звездочка» г.Зернограда

Ростовская область

Выступление на педсовете на тему:

«Использование игровых технологий в процессе экологического воспитания дошкольников»

(из опыта работы)

Подготовила:

Антонова А.А.

(воспитатель высшей

квалификационной категории)

Использование игровых технологий в процессе экологического воспитания дошкольников

Экологическое образование – это прежде всего содержательное общение с природой, без которого невозможно воспитать человека, способного жить в гармонии с природой, эмоционально и бережно относиться к ней. Необходимо заложить в ребенке понимание своей роли в окружающем мире, осознание своих действий. Он должен иметь простейшее представление о взаимосвязях неживой природы, мира растений, животных и человека.

Безразличное, а подчас и варварское отношение к природе, рост жестокости среди детей – реальность современного общества и показатель низкой экологической культуры взаимоотношений с окружающей средой.

Экологическая культура поведения формируется на основе знаний, практических навыков, эстетических переживаний. Дошкольник должен научиться сопереживать живым существам: живому больно, его надо любить, убивать животное нельзя, мы не имеем право уничтожать то, что создала природа.

Цели и задачи экологического воспитания детей:

  • Ознакомление с природой и природными явлениями.
  • Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
  • Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля, элементарных экологических представлений, понимания того, что человек - часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды.
  • Воспитание умения правильно вести себя в природе, а также любви к природе, желания беречь ее.
  • Развитие познавательных интересов детей, развитие любознательности и познавательной мотивации;
  • Формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности;
  • Формирование первичных представлений об объектах, свойствах и отношениях объектов окружающего мира;

В дошкольном возрасте основным видом деятельности детей всегда была игра, которая предоставляла им большие возможности для общения.  Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживание ребят, не может не оказать влияние на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира.

В работе с детьми активно использую игровые технологии, направленные на экологическое воспитание дошкольников.

Особое место и значение в системе экологического образования дошкольников занимают дидактические игры.

Дидактические игры — это игры с готовым содержанием и правилами.

В процессе дидактической игры дети уточняют, конкретизируют, закрепляют, расширяют, систематизируют имеющиеся у них представления о природе. Вместе с тем дидактическая игра оказывает влияние на развитие мыслительных операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, развивает память и внимание)

В процессе экологического образования дошкольников используются следующие виды дидактических игр:

- предметные;

- настольно-печатные;

- словесные;

- творческие.

Предметные игры.

 Это игры с использованием различных предметов природы (листья, шишки, семена, камешки и т.д.)

Предметные игры рекомендуется использовать с целью уточнения и конкретизации знаний детей о качествах и свойствах объектов природы. Предметные игры учат детей обследовать, развивают сенсорику ребенка. В своей работе использую такие игру: «Чудесный мешочек», «С чьей ветки детки», «Чьи семена?», «Найди такой же цветок», «Угадай весенний цветок», «Собери букет», «Подбери пару», «Что в корзину мы берем?», «Вырастим яблоки»

Предметные игры возможно использовать во всех возрастных группах.

Настольно-печатные игры

Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы. Развивают способность быстро, мобильно использовать имеющиеся знания в новой ситуации. Настольно-печатные игры целесообразно использовать в работе с небольшой подгруппой детей.   С детьми играем в следующие настольно-печатные игры: картинки-половинки «Домашние животные», паззлы-набор «Ягоды, фрукты, ягоды», паззл «Мама и малыш) или книга-паззл (домашние и дикие животные), лото, домино.

Словесные игры

Это игры, не требующие никакого наглядного материала. Их содержанием являются устные вопросы относительно уже имеющихся у детей представлений о мире природы. Примером словесных игр могут быть ответы на различные вопросы: «Кто летает, кто бегает, а кто прыгает?», «Когда это бывает?», «Кто живет в воде, кто летает в воздухе, кто живет на земле?» Словесные игры проводятся с целью закрепления, обобщения, систематизации имеющихся у детей представлений о мире природы. Они являются эффективным средством развития внимания, памяти, сообразительности дошкольников, хорошо развивают речь детей. Данный вид игр не требует специальных условий, его можно организовывать как в помещении, так и на прогулке.  Преимущественно словесные игры проводят с детьми старшего возраста. Очень часто мы с детьми играем в игру «Четвёртый лишний», «Когда это бывает?», «Кто как кричит?», «Кто позвал?», «Где что зреет?» на разные лексические темы.

Творческие игры.

Учат дошколят отражать впечатления, полученные в процессе ознакомления с окружающим миром. Игровые упражнения направлены на закрепление полученных знаний. Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом: песком, снегом, мелкими камешками, шишками. Например, игры со снегом: лепка снеговика, сооружение снежной крепости, хоккей. Например: с помощью мелких камешек и ракушек изготовили свое подводное царство.

В экологическом воспитании также можно использовать элементы сюжетно-ролевой игры для обучения дошкольников и формирования у них осознанно-правильного отношения к растениям, животным и людям как к части природы, а также к материалам природного происхождения и предметам. Можно использовать три типа игровых обучающих ситуаций: с игрушками-аналогами, с литературными персонажами, игра-путешествия. 

Так в своей работе в подготовительной группе играли с детьми в игру-путешествие «Экскурсия в заповедник Ростовской области»
Цель нашей игры: расширять представления детей о заповедных местах Ростовской области, о животных занесенных в Красную книгу. Формировать познавательные, творческие интересы детей к окружающей среде; формировать ответственное и бережное отношение к родной природе; воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охраняют заповедные уголки природы. Сначала была проведена предварительная работа: чтение художественной литературы по теме, рассматривание иллюстраций животного и растительного мира, рассматривание Красной книги Ростовской области. Дети были распределены по ролям: ученые, ветеринар. Получив письмо о помощи, они отравились путешествовать. В конце путешествия все дружно создавали свою Красную книгу.

Игра «Путешествие к морю», посвящена была Всемирному дню защиты морских млекопитающих (День китов).  Цель игры: расширить кругозор детей о самых крупных и загадочных живых существах на нашей планете; познакомить воспитанников с причинами исчезновения морских млекопитающих; прививать интерес к изучению живой природы. Также была проведена предварительная работа по этой теме: рассказ «История праздника»; беседа «Кто и зачем убивает китов?»; работа с энциклопедиями. Создавали свое подводное царство, где чистая вода, где растут красивые цветы и обитают спокойно морские млекопитающие.

К Международному дню лесов была проведена игра «Спасатели леса».

Цель : дать детям представление о значении леса в жизни животных, человека, о том, какой ущерб наносит пожар природе и человеку;  учить правильно вести себя в лесу; пробудить чувство сострадания и жалости к обитателям природы, попавшим в беду, развивать чувство ответственности за охрану животного мира. Предварительная работа: беседа о влиянии животных и человека на окружающую среду. Знакомство с работой лесничество, с результатами деятельности лесничих.  Во время игры сначала отгадывали загадки, играли в игру «Уборка мусора» по контейнерам, потом ребятами были распределены на роли спасателей и лесники. Получив, телефонный звонок от лесника, спасатели отправились спасть лес и лесных жителей от пожара.

Подвижные игры помогают закрепить знания о животных, подрожать их повадкам и образу жизни, а также укрепление физического здоровья, тренировка реакции, внимания и памяти. Как правило, этот вид игр используется на прогулках, при проведении развлечений и на занятиях в форме физминутки. Перед началом игры обязательно нужно вспомнить её содержание и правила, а также проговорить особенности животных, чем питаются, их походку, где обитают.  Дети очень любят играть в такие игры: «Гуси-гуси», «У медведя во бору», «Лиса в курятнике», «Кто где живет», «Воробьишки», «Хитрая леса», «Мышеловка»

Театрализованные игры. 

Можно использовать две формы театрализованных игр: драматизации, в которых дети выступают в роли «артистов», например: ко Дню Земли; режиссёрские постановки, где дети принимают на себя роль руководителя действий. Например: кукольный театр.

Сенсорные игры. 

Игры помогают преподнести детям необходимые знания об окружающем мире через сенсорные ощущения. Они позволяют развивать мышление, наблюдательность, быть более внимательными к живущим рядом объектам и явлениям природы. Во время прогулок собирали каштаны, шишки, а потом изготовили сенсорную коробочку из природного материала. В качестве дополнительно материала можно использовать: предметы небольшого размера (фигурки животных, игрушки из киндер-сюрпризов или конструктора, кубики, геометрические фигуры, буквы, цифры). Собирая разные цветы и листья, высушенные на солнце, изготавливаем гербарии из засушенных цветов и травок.

Из природных материалов также можно изготовить музыкальные инструменты: собирать косточки от вишни, ягод, а потом с помощью пластиковых бутылок или других емкостей делать шумелки, в зависимости от наполнения бутылки будет разное звучание.

Пальчиковые игры по экологии.

Значение пальчиковых упражнений в работе с дошкольниками сложно переоценить. Эти игры помогают: отработать мелкую моторику (в младшей и средней группах это важно для развития речи, а в старших — для подготовки руки к письму); развивать коммуникативные и сенсорные представления воспитанников. Пальчиковые игры являются удобным приёмом для смены видов деятельности.

Пальчиковые упражнения универсальны для детей разного возраста. В старших группах они обычно сопровождаются более длинными стихотворениями с большим количеством повторов.

В своей работе в режимных моментах и на занятиях активно использую пальчиковые упражнения, например: «Мы делили апельсин», «Засолка капусты», «Детёныши зверей»

Игры - экспериментирование.

Для того чтобы знания детей о природе были осознанными, используем несложные опыты. Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Например, чтобы доказать необходимость тепла для роста растений и уточнить эти знания, мы  ставили опыт, когда выращивали огород на окне: помещали два одинаковых растения в разные условия (одно – со светом, а другое - без) и в течение нескольких дней наблюдали с детьми за изменениями в их развитии.

Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях).

Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда.

Экспериментальные игры: «Тонет – не тонет», «Мыльные пузыри», «Круговорот воды», «В какой воде легче плавать».

Таким образом, использование игр в воспитании экологической культуры способствует получению дошкольниками более прочных знаний, помогает овладеть умением экологически целесообразного поведения в природе. Ребёнок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру. Ведь забота о природе, есть забота о человеке, его будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий в процессе экологического воспитания дошкольников

Сегодня экологическое образование в мире считается приоритетным направлением обучения и воспитания детей дошкольного возраста. В ознакомлении детей с природой широко используются р...

доклад Тема: Использование игровых технологий в процессе экологического воспитания дошкольников.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования внес изменения в приоритетные направления дошкольного образования. Новой задачей стало обеспечение развития способностей ре...

«Использование игровых технологий в процессе экологического воспитания дошкольников»

Главная цель экологического воспитания в дошкольном возрасте – воспитание гуманного отношения к окружающей природе. Из цели вытекает ряд задач, из которых главная – это научить детей видет...

Презентация опыта работы на педагогическом совете «Использование игровых технологий в процессе экологического воспитания дошкольников»

Презентация опыта работы на педагогическом совете «Использование игровых технологий  в процессе экологического  воспитания дошкольников»...

Использование игровой технологий в процессе экологического воспитания дошкольников

Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Экологические игры дают новые впечатления о жизни и труде люд...