Статья: "Детское творчество и его формирование в дошкольном возрасте"
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Амбросимова Наталья Владимировна

Статья: "Детское творчество и его формирование в дошкольном возрасте"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.01 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

 «Детский сад общеразвивающего вида «Москва»

Управления делами Президента РФ

Утверждаю:
                                Заведующий ФГБДОУ «Детский сад
                                  общеразвивающего вида «Москва»

                                            ___________ А.П. Баскина

«     » _______________ 20    г.

Статья: "Детское творчество и его формирование в дошкольном возрасте"

                                                                            Подготовила воспитатель

 высшей квалификационной категории:

                                                                                         Амбросимова Наталья Владимировна

                                                                                                   

Ессентуки, 2021 г.

Даже имея большую популярность среди педагогов, психологов и родителей, под пристальным вниманием ученых, детское творчество остается загадочным явлением. Принято считать, что воображение ребенка намного более богаче и разнообразнее воображения взрослого, что маленький ребенок вообще наполовину присутствует в реальном мире и живет в мире своих фантазий.

Данное представление об изначально, присущем дошкольнику ярком воображении существовало у некоторых ученых психологов. Однако, в 30-е годы Л.С.Выготский показал, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им определенного жизненного опыта.  Выготскому удалось доказать, что все образы воображения, как бы причудливы они не казались, основаны на тех представлениях и впечатлениях, которые ребенок получил, взаимодействуя с реальной жизнью.  Поэтому довольно несправедливо утверждать, что воображение ребенка богаче воображения взрослого, просто дети по-своему объясняют реальные вещи, которые взрослым кажутся нестандартными и оригинальными. Но если перед ребенком поставить специальную задачу что-нибудь сочинить, то многие дети теряются и отказываются это делать, а если соглашаются, то выполняют задачу традиционно и стереотипно. Только очень немногие дошкольники способны выполнить такое задание креативно.

Вот почему воображение ребенка нуждается в развитии, и наиболее чувствительный, сензитивный возраст для этого, согласно Л.С.Выготскому, это дошкольное детство.До сих пор вопросы, касающиеся ранних этапов развития детского творчества, остаются без ответов.  Как только заходит речь об истоках творческой деятельности и творчества, психологи начинают противоречить друг другу.

На этот счет, в зарубежной психологии существуют различные точки зрения. Торренс считал, что творчество пробуждается в детях только к 5 годам, однако по данным Андрюса «пик творчества» у детей приходится на 3,5 — 4,5 года. Расхождение тут более глубокое, чем может показаться на первый взгляд: год, даже полгода, в жизни ребенка — это очень большой срок, поскольку он развивается быстро и все время включаются в действие новые и новые психологические механизмы. Другая позиция заключается в том, что ряд психологов вовсе отказываются от детского творчества, называя его «пассивной фантазией».

Так что же происходит на самом деле? Когда ребенок начинает действовать не на основе реальности, а на основе собственных представлений, мы можем наблюдать первые проявления воображения. Играя в магазин, ребенок представляет листья деревьев деньгами, а палочки или камушки — товаром. В данной ситуации ребенок, при помощи воображения заменяет реальные предметы на воображаемые, другие. Эти первые проявления воображения относятся к 2,5 — 3 годам, так как ребенок начинает действовать не в реальной ситуации, а воображаемой и возникает это прежде всего в игре. Именно играя ребенок формирует умение находить собственные оригинальные решения и ответы, способность действовать в плане образных представлений.

В воображении малышей полностью отсутствует предварительный замысел, планирование, которое можно наблюдать в сюжетно-ролевых играх появляется в 4-6 лет, а далее процессы воображения переходят во внутренний мир и постепенно теряют опору на реальную жизнь. Появляется возможность действовать в плане воображения, свободно придумывать и фантазировать, но будет ли эта возможность реализована ребенком, во многом определяется взрослыми.  С самого начала нужно раскрыть перед детьми саму суть творческой деятельности: не следовать готовым шаблонам, штампам и образцам, а искать как можно больше своих собственных оригинальных решений, не бояться свободно высказывать их, направлять свое воображение на поиск нового, доводить задуманное до конца.

Воображение ребенка тесно связано с действительностью, и первая форма связи заключается в том, что материалом детской фантазии являются знания и представления малыша об окружающем его мире.

Необходимо развивать интересы дошкольника. Первой линией развития в этом плане является постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями и сведениями об окружающем и вызывает познавательную активность ребенка.

Но накопление знаний- лишь предпосылка для развития творчества. Знания не должны быть бесполезным грузом. Нужно учить детей активно использовать эти знания в различных играх и на занятиях.

Творческое воображение относится к числу фундаментальных психологических новообразований дошкольного детства. Это почва, на которой позднее вырастает профессионально развитое воображение художника, ученого, изобретателя, писателя. Не следует забывать, что это так же основа теоретического мышления на всех последующих этапах развития, включая прежде всего младший школьный возраст.

Продуктивное воображение и творческое мышление, таким образом, включены в единый контекст творческого развития ребенка на правах его самоценных образующих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Развитие изобразительного творчества в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с техникой оригами".

Консультация для педагогов на творческом предметном объединении "Развитие изобразительного творчества в процессе обучения детей дошкольного возраста технике оригами"....

Образовательная деятельность, через интеграцию образовательных областей музыка, художественное творчество для младшего и среднего дошкольного возраста.

Дошкольный возраст многими педагогами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает образовательная деятельность. На за...

Устное народное творчество в воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Устное народное творчество включает большое количество жанров, которые в наибольшей степени соответствуют возрастным особенностям детей, содействуют формированию нравственных качеств, умственных спосо...

Статья "Детский музыкальный фольклор как средство формирования экологической культуры дошкольников".

В статье раскрываются вопросы экологического воспитания средствами музыкального фольклора....

Статья Детский сад – первая ступень в формировании экологической культуры ребенка

Экологическое образование в ГБДОУ № 48 Калининского района является одним из приоритетных направлений. Этот выбор не дань моде, и не только реализация постановлений соответствующих Министерств. К этом...

Методическая разработка "Формирование музыкально-двигательного творчества в танце у детей дошкольного возраста" и сценарий праздника "Навруз"

Методическая разработка "Формирование музыкально-двигательного творчества в танце у детей дошкольного возраста"...

«Устное народное творчество для приобщения детей младшего дошкольного возраста к книге» Из опыта работы с детьми младшего дошкольного возраста

     Произведения устного народного творчества – это школа развития чувств детей. Мир красок и звуков окружает ребёнка. Как показал опыт, выразительные рассказывания, бесед...