Выступление на педагогическом совете "Воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников посредством ознакомления с историей родного поселка"
статья (подготовительная группа)

Колесникова Наталья Александровна

Воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников

посредством ознакомления с историей родного поселка

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_grazhdansko-patrioticheskih_chuvstv.docx23.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад «Радуга» п. Вейделевка

Белгородской области

Воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников

посредством ознакомления с историей родного поселка

Подготовила: воспитатель

Колесникова Н. А.

Вейделевка,2022

1 СЛАЙД

         Воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников

посредством ознакомления с историей родного поселка

                                               2 СЛАЙД

«Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной», – писал Антон Семенович Макаренко. 

В последние годы в системе дошкольного образования произошли серьезные перемены: обновляется содержание образования детей, появилось множество инновационных технологий  и  программ, в том числе и программа воспитания, которая введена в действие в нашем регионе  с 1 сентября этого года.

И  тем очевиднее стал вакуум, возникший в результате того, что из поля зрения как бы сам собой выпал раздел «нравственное воспитание». Между тем актуальность проблем связанных с нравственным воспитанием на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость. 

3 СЛАЙД

В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» отмечается, что приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

4 СЛАЙД

Вопросы формирования нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста находят отражение в таких основных документах, как:

-  Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. От 26.05.2021 года)

- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» (Принят Государственной Думой 22 июля 2020 года Одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года).

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 июля 2020 г. № 304 «О внесении изменений и дополнений стандарта дошкольного образования» (с изменениями от 21.01.2019г)

 -Инструктивно-методическое письмо «Организация образовательной деятельности в контексте современной образовательной политики системы дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях Белгородской обл. в 2021 – 2022гг

- Стратегия развития образования Белгородской области «Доброжелательная школа» на период 2019-2021 годы

5 СЛАЙД

        Воспитание -  это  деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации ребенка на основе социокультурных, духовно - нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

И чтобы соответствовать этому статусу, наш коллектив взял курс на воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников на протяжении всего пребывания в дошкольном учреждении.

Отсюда и  возникла идея проекта «Люби и знай свой Вейделевский край».

Цель проекта – формирование у воспитанников гражданско– патриотических чувств посредством ознакомления с историей родного края.

Для решения этой цели сформулировали задачи:

         - развитие основ нравственной культуры (доброты, милосердия, взаимопомощи);

- формирование семейных ценностей (уважение к семье, роду, фамилии, к семейным праздникам, традициям, связь между поколениями);

- формирование гражданственности (символы государства, региона, поселка)

- воспитание интереса к государственным праздникам, общественным явлениям (акциям).

6 СЛАЙД

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным краем учитывались следующие принципы:

Принцип историзма. Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). Это обусловлено несформированностью у дошкольников исторического сознания: они не могут представить историческую прямую времени, определить своё место на ней и проследить удалённость тех или иных событий.

Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном поселке с учётом возраста, пола ребёнка, накопленного опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьёй, библиотекой, музеем и т.п.; в естественном включении краеведческого материала в базовую программу “воспитания ”.

Содержание краеведческого материала определяется с учётом преемственности с начальной школой; сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями поселка.

  Системность и последовательность данной работы была организована в соответствии с планом рабочей программы воспитателя, утвержденной на педагогическом совете.

7 СЛАЙД

       Большое значение в развитии познавательного интереса к теме проекта имеет правильно оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития.

     Первым шагом на пути решения этой задачи стало пополнение  патриотического уголка группы соответствующим материалом по данной теме. Были оформлены  выставки и альбомы:  «Красная книга Белгородской области», «Нет краше Белгородчины нашей», «Достопримечательности нашего поселка». 

8 СЛАЙД

     Подобраны тематические  картинки, иллюстрации, фотографии, открытки; систематизирована картотека стихов, дидактических игр о родном поселке. Материалы (фотографии, иллюстрации, библиотеку книг, подборку дидактических игр) старалась разместить  так, чтобы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа самостоятельно пополнять  знания о своей малой Родине. 

9 СЛАЙД

Организованную деятельность по ознакомлению дошкольников с историей родного края разделили на блоки:

- Моя семья

-«Прошлое и настоящее поселка»

- «Культурно-историческое наследие Вейделевского района».

- "Мой край - моя Белгородчина"

10 СЛАЙД

Работа над блоком «Моя семья» была построена следующим образом:

1.беседы о родственниках детей, их биографиях,  о формировани. семейных ценностей: уважение к роду, фамилии, традициям, сохранение связи между поколениями.

2.оформление семейных альбомов, выставок

3.реализация  мини – проекта «Моя семья»,когда дети совместно с родителями с помощью изобразительных средств показали родословную, придумали герб семьи, девиз, познакомились с семейными традициями. Каждый из ребят старался как можно интереснее и подробнее рассказать историю своей семьи, ее отличия от других.

11 СЛАЙД

Блок  «Прошлое и настоящее родного поселка  включил в себя ряд бесед, из которых дети узнали, что наш  поселок основали переселенцы из Украины. Их называли Черкасами. Название Вейделевка поселок получил по имени владельца Родиона Кондратьевича Вейделя. Посещая неоднократно  краеведческий  музей, дети наглядно познакомились с бытом крестьян, с русским костюмом, с природой родного края. 
Многое о жизни наших предков дети узнали из личных бесед со своими прабабушками и прадедушками, которых они посещали с вместе с родителями.  Незабываемым дл я детей  стал мастер класс по изготовлению народной куклы Вейделевского района, который провела прабабушка нашего воспитанника.

12 СЛАЙД

Побывав на экскурсиях в центральном парке, парке ветеранов войны, аллее трудовой Славы, стадионе, площади, дошкольники любовались красотой нашего  благоустроенного поселка, ухоженными  улицами, усадьбами домов, скверами.

Мы акцентировали внимание  на том, что эта красота создана жителями нашего поселка, которые любят, ценят и берегут свою малую родину.

13 СЛАЙД

Особый интерес дети проявили к происхождению названий улиц,  на которых они проживают. Обратили внимание на то, что многие улицы поселка имеют свои памятные знаки или символы.

Например, улица Гагарина получила название в честь первого космонавта Юрия Гагарина, и ее символ  находится вначале улицы. А улица Тарасова названа в честь нашего героя Великой Отечественной войны Федора Ефремовича  Тарасова.

14 СЛАЙД

   В рамках Блока: «Культурно-историческое наследие Вейделевского района познакомились с культурой района, достопримечательностями поселка. Содержание данного блока было следующим:

1. Проведение календарно-тематических праздников:  "День Прохоровского поля", "День флага" "День Победы", "День района" "День народного единства"

2.Участие  в акции "Бессмертный полк".

3. Экскурсии к памятникам погибших воинов с возложением цветов.

15 СЛАЙД

4.Проведение образовательной  деятельности на  открытой площадке «Аллее Славы победителей в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг., находящейся на территории детского сада и в здании, где  расположены портреты прадедов наших воспитанников,

5.Участие во Всероссийском уроке Победы  «Они тоже сражались за Родину» перед праздником Великой Победы.

16 СЛАЙД

Блок «Мой край –моя Белгородчина» включил в себя знакомство с областным центром – городом Белгородом, его символикой.

Дошкольники узнали, какие районы  и города ходят в состав Белгородской области, чем они знамениты. С помощью  квест-игры научились узнавать гербы  муниципалитетов. Познакомились с рукотворными и природными чудесами Белгородчины, с некоторыми элементами  спортивной  и культурной жизни.

17 СЛАЙД

Приняли участие в акции  «Сохраним растения и животных Белгородской области».  Данное мероприятие  способствует воспитанию  у дошкольников любви к природе, чувству гуманизма т.к. человек, любящий природу, никогда не обидит ближнего, не будет загрязнять родную природу, будет всячески её оберегать, сохранять для будущих поколений. Свое отношение к исчезающим видам растений и животных ребята отразили в рисунках «Белгородчина – синие дали, нету краше родного края»

18 СЛАЙД

Наш проект был активно поддержан родителями. Вместе с детьми они путешествовали по региону, посещали храмы, музеи, мемориалы, театры. В свою очередь мы в родительских уголках оформили консультации, такие как: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»,  «Познакомьте ребёнка с родным поселком», «Воспитание патриотических чувств через привитие любви к родному краю»  и другие.

В результате у детей были сформированы основы  гражданско– патриотических чувств посредством ознакомления с историей родного края.

Дошкольники осознали то, что они являются жителями нашего поселка с его богатой историей и прекрасным будущим, где живут и трудятся люди на благо родного края и родного региона.

Таким образом, наш детский сад выступает той социокультурной средой, которая способствует воспитанию нравственно - патриотических чувств, воспитывает патриотизм, гражданственнось, а также формирует интерес к своей малой родине.

19 СЛАЙД

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка "Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей родного города

Данная разработка  представляет собой методические рекомендации по введению элементов нравственно – патриотического воспитания  в дошкольном образовательном учреждении. Содержание разработки...

Педагогический опыт: «Формирование нравственно – патриотических чувств в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным городом»

Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать её богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Нево...

Конспект открытого занятия в младшей группе на тему: «Воспитание нравственно-патриотических качеств дошкольника через ознакомление с историей родного города».

laquo;Родной город» Воспитание любви к родному городу — одна из задач патриотического воспитания детей. Детям младшей группы трудно еще представить себе, что такое город, но их необх...

Сообщение на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» в рамках проведения педагогического совета №2 «Воспитание морально-патриотических чувств дошкольников через ознакомление с историей родного края».

laquo;Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»Любая деятельность в детском саду включает в себя элементы нравственно-патриотического воспитания.Ведущим видом д...

Педагогический проект "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с историей родного края"

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Современные исс...