Проектная деятельность - форма взаимодействия с семьями детей третьего года жизни.
проект (младшая группа)

Комлева Людмила Викторовна
В современной сфере образования для успешной работы с семьями воспитанников требуются новые эффективные формы работы. Проектная деятельность - одна из таких форм..В статье предлагается ознакомиться как с теоретическими основами проектной деятельности, так и с опытом работы по взаимодействию с семьями детей третьего года жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_-_forma_vzaimodeystvi2ya.docx14.31 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность - форма взаимодействия

 с семьями воспитанников третьего года жизни.

   Анализ психолого-педагогической литературы и массовой практики показывает, что проблема взаимодействия детского сада и семьи актуальна на протяжении многих лет. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

  Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

   Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе?

Работа с семьями воспитанников должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция – использование активных и интерактивных форм и методов взаимодействия. Положительных результатов достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания, привлекая их к планированию и организации совместной деятельности, в которой родители - не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса. Удачной находкой оказался метод проектов, цель которого - объединение усилий образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка. Проект является эффективным средством привлечения родителей к образовательной деятельности ДОУ.

  Проектная деятельность - это учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, результатом которой становится решение какой-либо проблемы, представленное в виде его подробного описания (проекта)

В соответствии с признаком доминирующего метода в проекте выделяют следующие типы проектов:

Исследовательские - требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов; полностью подчинены логике небольшого исследования и имеют структуру, приближенную к подлинно научному исследованию.

Творческие проекты - предполагают соответствующее оформление результатов; как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Оформление результатов - в виде сценария фильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и т. д.

Ролево-игровые - структура намечается или остается открытой. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои.

Информационные проекты - направлены изначально на сбор информации об объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов; требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической корректировки по ходу работы над проектом.

Практико-ориентированные проекты - четко обозначенный результат деятельности

Основные этапы любой проектной работы следующие:

1. Определение темы

2. Определение целей

3. Планирование проекта, заключающееся в поиске ответов на вопросы:

- к кому можно обратиться за помощью (родителям, педагогам);

- в каких источниках можно найти информацию;

- какие принадлежности, материалы и оборудование лучше использовать;

- с какими предметами, оборудованием необходимо научиться работать для достижения цели.

4. Выполнение проекта - практическая часть.

5. Подведение итогов (защита проекта).

    Особенностью группы раннего возраста является то,что дети посещают детский сад первый год,они адаптируются к новым условиям жизни.У родителей возникает много переживаний и тревог. Проекты помогают  родителям «включиться» в жизнь группы,ближе узнать воспитателей,увидеть своих малышей в коллективе.На первом родительском собрании мы знакомим с планом работы с семьями на учебный год,в том числе и предстоящими проектами.

  Проекты (в силу возраста детей) мы проводим творческо-игровые. Для родителей вывешиваем информацию где указываем тему,цель.какие материалы.оборудование нужно,план хода проекта.В основном длительность проектов - рабочая неделя,пять дней.Итогом является творческая работа и совместное мероприятие с родителями и детьми.В течении всего проекта мы много фотографируем,выкладываем в группу ВК,созданную родителями в начале учебного года.Мамы и папы видят заинтересованность своих детей,расспрашивают их,что еще больше сближает и делает общение между ними эмоциональным и качественным.

  Очень интересным и плодотворным считаю проект  «Цветные дни».Этот проект направлен на закрепление основных сенсорных представлений у малышей третьего года жизни.Мы проводим его каждый год (дети посещают нашу группу один год),но разных интерпритациях.Каждый день недели определен каким нибудь цветом,все дети,родители и воспитатели одеты в одежду (или элемент) этого цвета.Группа также оформляется в этой цветовой гамме.В совместной деятельности с детьми мы выполняем часть творческой работы-продуктивная деятельность.В проекте «Весна» дети рисовали ладошками траву,тюльпаны,солнце,тучку и дождик.Итогом стало панно на стене и музыкальное совместное с родителями развлечение.Проект «Ёлку украшаем-Новый год встречаем!» был ярким и эмоциональным .Малыши рисовали ладошками зеленую елку,наклеивали на нее красные шары,пальчиками рисовали желтые огоньки,украшали бусами из пластилина.На совместном мероприятии с детьми и родителями встретили Деда Мороза.В присутствии родителей появление персонажа не вызвало у детей страха и напряжения,что обычно бывает с некоторыми детьми раннего возраста.

  Хорошо прошел проект «Здоровейка».С детьми закрепили овощи и фрукты,узнали о полезности каш.Родители с детьми с помощью лотереи выбрали фрукт или овощ,приготовили из него блюдо,сфотографировали весь процесс.Получилась  книга рецептов.Итоговым мероприятием стал спортивный праздник с вручением медалей и детям и родителям.

  Успешными  творческими проектами стали театрализации. Театрализованная деятельность способствует успешной социализации детей при условии совместной деятельности ребенка и взрослого.Задачи проекта: дать знания родителям о влиянии театрализованных игр на развитие ребенка раннего возраста,создать условия для проведения театрально-игровой деятельности,оптимизировать детско-родительские отношения,активизировать участие родителей в жизни ребенка и детского сада,побуждать в детях эмоциональную отзывчивость.Были представлены театрализации «Сорока - Белобока» , «Цыплёнок»(по сказке К.И.Чуковского) .Благодаря этим проектам укрепились взаимоотношения между всеми участниками педагогического процесса.В родителях мы нашли не только поддержку в ходе предварительной работы (изготовление атрибутов ,декораций,костюмов),но и увидели в них талантливых артистов.Проекты позволили проявить творческую активность детей и родителей,раскрыть эмоциональные возможности.

В заключении хотелось – бы еще раз подчеркнуть, что семья и детский сад - это два важных социальных института социализации ребенка. Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, эмоционального «тыла». Семья – это еще и источник общественного опыта. Здесь ребенок находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. Мы должны вырастить нравственно здоровое поколение и должны решать эту проблему все вместе: детский сад – семья, общественность. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере неполноценен. Опыт работы с родителями показывает, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей становится более гибкой. Они становятся не зрителями и наблюдателями, а активными участниками в жизни своего ребенка. Такие изменения позволяют говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.

   В результате проведенной работы, использования проектов - как формы взаимодействия с семьей  повысился уровень психолого-педагогической грамотности родителей, возрос уровень взаимоотношений всех участников педагогического процесса.Качественно улучшился микроклимат группы.

Работа в тесном взаимодействии с родителями дала позитивные результаты. Использование разнообразных форм работы помогает родителям из «зрителей» и «наблюдателей» становиться активными участниками образовательного и воспитательного процесса.

Список используемой литературы:

1. Агавелян М. Г., Данилова Е. Ю., Чечулина О. Г. «Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями» - М: ТЦ Сфера, 2009.

2. Евдокимова Н. В., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. «Детский сад и семья: методика работы с родителями». Пособие для педагогов и родителейМ: Мозаика – Синтез, 2007.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва).

4.Ю.П.Брюхова  «Пректы в воспитании детей»  АО ИОО,2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в игровой форме для детей третьего года жизни, тема: «Осень»

Конспект занятия в игровой форме для детей третьего года жизни, тема: «Осень»Оборудование:Осенние листья большие и маленькие.Вырезанные из картона листья желтого, красного и зеленого цветов и таких же...

Статья "Развитие сенсорных способностей детей третьего года жизни через ознакомление с цветом, формой и величиной предметов".

В статье раскрыта система работы по развитию сенсорных способностей детей третьего года жизни через ознакомление с цветом, формой, величиной....

статья "Роль проектной деятельности в формировании нравственных представлений детей пятого года жизни"

В статье представленны возможности метода проекта в формировании при взаимодействии с семьей и педагогическим  коллективом детского сада гуманного отношения к людям. Метод проектов является эффек...

статья: «Предметная деятельность как средство развития мышления детей третьего года жизни».

В настоящее время особую актуальность приобретает проблема умственного воспитания детей раннего возраста. И один из центральных вопросов умственного воспитания - вопрос о развитии мышления.Мышление, б...

Развитие физических навыков у детей третьего года жизни в игровой деятельности в семье.

Это статья - рекомендации для родителей детей раннего дошкольного возраста.Ознакомление родителей с особенностями физического развития детей 3-го года жизни и рекомендации для совместной деятельности ...