Формы и виды организации досуговой деятельности дошкольников в педагогическом процессе ДОУ
статья

Продуманная организация свободного времени ребёнка имеет большое значение для его интеллектуального, нравственного, эстетического и физического развития, закрепления навыков и умений, полученных на занятиях, развития творчества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы и виды организации досуговой деятельности дошкольников

в педагогическом процессе ДОУ


Культурно-досуговая деятельность является одним из существенных ресурсов оптимизации социальной активности детей, обладает способностью стимулировать процесс социализации и самореализации личности. К средствам, обеспечивающим детское развитие, традиционно относят игру, общение детей со взрослыми и сверстниками, детскую литературу, разнообразные виды художественной деятельности ребенка, обучение. Содержательный досуг - мощное средство развития личности человека, показатель общего уровня его культуры. Именно с культурой досуга теснейшим образом связана духовность человека. Современный досуг - сложное социальное явление, включающее отдых, развлечение, праздник, самообразование и творчество, важнейшее средство социализации и индивидуализации личности человека, позволяющее по собственному усмотрению использовать свое свободное время для самообогащения, развития имеющихся способностей и склонностей. Культура досуга начинает складываться под влиянием семейных традиций и воспитания уже в период дошкольного детства.

В современных исследованиях (А.В. Антонова, А.В. Даринский, М.Б. Зацепина, Т.С. Комарова, Л.Н. Галигузова, А.Д. Жарков, В.М. Чижиков) досуг рассматривается как сложное социальное явление, включающее отдых, развлечение, самообразование и творчество. Существует множество разнообразных типологий современного досуга. Наиболее распространено деление досуга на:
- деятельный и созерцательный;
- ежедневный, еженедельный, отпускной, праздничный;
- домашний и внедомашний;
- индивидуально организованный и коллективно - организованный.
В зависимости от типа социально-досуговых учреждений, занимающихся организацией досуга, выделяют:
- семейный досуг;
- досуг в условиях образовательного учреждения;
- досуг в летнем лагере;
- досуг, который проводится в библиотеках, культурно-досуговых центрах, физкультурно-спортивных комплексах, музыкальных, хореографических, художественных школах и т.п.
Все вышеперечисленные социально - досуговые учреждения и институты являются основными.
К вспомогательным досуговым учреждениям относятся: средства массовой информации, театры, кинотеатры, творческие союзы, технические и спортивные общества, массовые добровольные организации.
Виды досуговой деятельности человека можно условно разделить на три группы:
а) просто отдых: игры, развлечения, праздники. Отдых снимает усталость и восстанавливает физические духовные силы; развлечения включают в себя просмотр фильмов, посещение театров, концертов, музеев, экскурсий, путешествия; праздники представляют собой сочетаемость отдыха и развлечения, позволяющие человеку ощутить эмоциональный подъём;
б) просвещение: усвоение, потребление культурных ценностей через самообразование (чтение, лекции приобщающие людей к ценностям культуры и сочетающие в себе приобретение знаний с развлечениями);
в) творчество: техническое, научное, художественное, которое обеспечивает наиболее высокий уровень досуговой деятельности.
В рамках досуга, выделяют пассивный и активный отдых.
Основная функция пассивного отдыха - уменьшение напряжения, расслабление, исключение нагрузок на организм. Все это имеет компенсаторный характер и обеспечивает человеку смену впечатлений.
Активный отдых предполагает перераспределение нагрузок между различными системами органов, основанное на смене видов деятельности.
Активный отдых включает в себя:
- общение;
- спортивно - оздоровительную деятельность;
- игры и отдых на природе;
- пассивно-репродуктивную или развлекательную деятельность (прогулки, просмотр телепередач, слушание музыки),
- интеллектуально-познавательную деятельность активного характера (чтение, занятие в кружках).
Развлечение имеет компенсаторный характер: мероприятия этой направленности позволяют выйти за пределы будничной рутины и однообразной обстановки. Поэтому в жизни детей всегда должны присутствовать яркие моменты, обогащающие их впечатления и развивающие творческую активность.
Развлечения способствуют всестороннему развитию ребёнка, который в ходе их знакомится с различными видами искусства: музыкальным, изобразительным, литературным, театральным и другими.
Развлечения пробуждают радостные чувства, поднимают настроение и жизненный тонус. На таких мероприятиях ребёнок получает возможность проявить инициативу, самостоятельность, а значит, обрести уверенность в себе, веру в свои способности; при этом развиваются такие положительные качества, как доброжелательность, взаимопомощь, доброта, симпатия, жизнерадостность.
В процессе развлечений у детей, закрепляются навыки и умения, полученные на занятии, и углубляется потребность, в познании нового, расширение кругозора, совместных действиях и переживаниях.
Особую роль развлечения играют в формировании художественно - эстетических вкусов и способностей. Знакомясь с лучшими образцами художественного слова и музыки на представлениях, например, кукольного или теневого театра, дети накапливают опыт и получают стимул к собственному творчеству.
Для того чтобы развлечения действительно способствовали развитию и воспитанию детей, необходимо тщательно планировать их, заранее продумывать подготовку, определять степень участия детей, проявления их индивидуальных особенностей и интересов.
К развлечениям относятся:
1. Аттракционы - это организованные педагогом, родителями или самими детьми веселые ситуации, дающие возможность посоревноваться в ловкости, смелости, смекалке.
2. Сюрпризы - это неожиданные весёлые моменты, которые всегда вызывают бурю эмоций. Когда возникает сюрпризная ситуация, дети оживляются, их деятельность активизируется. Сюрпризные моменты создают ситуацию внезапности, новизны, в которых нуждаются дети. Потребность в новых впечатлениях перерастает в познавательную потребность.
3. Фокусы - вызывают у детей живой интерес: с ними связано нечто загадочное, поражающее воображение.
4. Шутки - их можно использовать в перерывах между играми, на праздничных утренниках и развлечениях, в любую подходящую для этого минуту.
5. Шарады — это отгадывание слов по частям. Прежде чем загадать шарады, надо познакомить детей с техникой их отгадывания.
6. Загадки - расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром, развивают пытливость, тренируют внимание и память, обогащают речь.
7. Праздник - особо значимый и трудоемкий по подготовке и организации тип досуга. Он предполагает большое разнообразие видов деятельности и приёмов постановки с активным участием всех детей.
Методы осуществления культурно-досуговых мероприятий достаточно многообразны. В зависимости от типа и содержания мероприятия можно использовать:
- игровые методы;
- упражнения;
- обсуждения;
- создание, проигрывание и анализ ситуаций;
- творческие задания (на внимание, ловкость, сообразительность, быстроту реакции, логику, эрудицию и так далее);
- театрализации.
Таким образом, существуют различные формы и виды досуга в зависимости от времени и места его проведения. Задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы досуг проводился разумно, то есть развивал личностные свойства, запросы и творческие наклонности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

Организация  художественной деятельности детей в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения....

ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКИХ ИГР ДОШКОЛЬНИКОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО САДА.

Организация творческих игр дошкольников в педагогическим процессе детского сада....

Организация досуговой деятельности дошкольников во время летних каникул

Организация досуговой деятельности дошкольников во время летних каникул (фотоотчет)...

Организация досуговой деятельности дошкольников в зимний период (фотоотчет)

Организация досуговой деятельности дошкольников в зимний период (фотоотчет)...

ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКИХ ИГР ДОШКОЛЬНИКОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО САДА.

Детские игры разнообразны по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу. В педагогике делались неоднократные попытки дать классификацию игр (Ф.Фребель, ...

«Квест-игра - как форма организации досуговой деятельности дошкольников».

Сегодня мы хотим поделиться с вами замечательной идеей, как сделать образовательный процесс в детском саду более познавательным, активным, а самое главное интересным.Предлагаем вашему вниман...