Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС.
статья

Черепанова Анна Николаевна

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_anya_konferentsiya.docx20.88 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя).

Дети учатся лучше и в тысячу раз успешнее, если им дают возможность самостоятельно исследовать основы изучаемого материала.                                                     Питер Клайн.

Любой ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, которая помогает ему адаптироваться на первых порах к новым условиям жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность переходит в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательной деятельности. Проявляется оно в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. По мнению авторов, познавательная активность дошкольника проявляется, прежде всего, в умении ребенка принимать от взрослого и самостоятельно ставить познавательную задачу, составлять план действий, отбирать средства и способы ее решения с использованием возможно более надежных приемов, производить определенные действия и операции, получать результаты и понимать необходимость их проверки. Таким образом, получается, что познавательная активность является действием волевым, целенаправленным и процесс познавательной деятельности определяется не внешней (моторной) деятельностью, не степенью занятости ребенка, а главным образом уровнем внутренней (мыслительной) активности, которая несет в себе элементы творчества.

Предпосылкой, физиологической основой познавательной активности является безусловный ориентировочный рефлекс «Что такое?». Однако эта предпосылка может развиваться в качество личности, называемое познавательной активностью только при определенных условиях. Оптимальными условиями формирования этого качества следует считать такие, которые обеспечивают, прежде всего, формирование мотивов учебной деятельности, а также качество знаний и эмоционально-положительный фон обучения.

В основе познавательной активности лежит познавательный интерес. Познавательный интерес - форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отображению действительности. Вообще познавательные интересы ребенка дошкольника очень рано начинают о себе заявлять. Проявляется это сначала в форме детских вопросов, которыми малыш осаждает родителей с 3-4 лет. Однако станет ли такое детское любопытство устойчивым познавательным интересом или оно исчезнет навсегда, зависит от взрослых, окружающих ребенка, прежде всего от его родителей. Взрослые должны всячески поощрять любознательность детей, воспитывая любовь и потребность в знаниях.

В дошкольном возрасте развитие познавательных интересов ребенка должно идти по двум основным направлениям:

1. Постепенно обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями о различных областях действительности. Это вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед детьми открывается сторон окружающей действительности, тем шире возможности для возникновения и закрепления у них устойчивых познавательных интересов

2. Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.

Вторую младшую группу детского сада посещают дети в возрасте от 3 до 4 лет. Ведущим типом деятельности, по-прежнему, является игра, через которую дошкольники получают новую информацию об окружающем мире.

Для реализации непосредственно образовательной деятельности Федеральный Государственный образовательный стандарт диктует несколько рекомендаций и нормативов. Нормативная правовая база должна включать в себя следующие документы:

  • Конвенция ООН о правах ребенка;
  • Конституция Российской Федерации;
  • Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольному учреждению;
  • Федеральный закон «Об образовании»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

На основании этих документов составляются все рабочие программы и планы, а также строится все содержание образовательной деятельности.

Среди рекомендаций выделяют этапы реализации НОД:

  1. Мотивационный этап (создание интереса и мотивации).
  2. Содержательный этап (индивидуальное или групповое обучение и воспитание).
  3. Заключительный этап (рефлексия).

Для успешного воспитательного процесса во ФГОС прописаны принципы организации НОД (здоровье сбережение, ориентированно-личностное и развивающее обучение, заинтересованности и другие). А также требования СанПиН, тематические, дидактические и организационные требования.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе проводится 1 раз в две недели. Один урок включает в себя несколько этапов:

  1. Вступительная часть, мотивация. Продолжительность 1-2 минуты. В этой части используются познавательные загадки, короткие стихи, вопросы и сказки. Также воспитатель в этой части должен наладить контакт с группой, чтобы все дети были включены в познавательную деятельность.
  2. Основная часть. Длится около 10-12 минут. На данном этапе дети узнают новое, воспроизводят и закрепляют полученную информацию.
  3. Заключительная часть. Продолжительность около 1,5минут. Ведется рефлексия, подводятся итоги.

Во второй младшей группе дети еще не умеют надолго сосредотачиваться на предлагаемом материале. По возрастным нормам одно занятие должно составлять не более 15 минут. Недельная нагрузка составляет 11 занятий, то есть одно—два коротких упражнения в день. Занятие с повышенной интеллектуальной активностью следует проводить в первой половине дня и в дни наиболее высокой познавательной активности. Также рекомендуется в середине занятия проводить физминутки, или музыкальные паузы, что делает развитие бережным и не допускает переутомления.

Занятия и игры для познавательного развития в младших группах

Мотивационная часть: Загадки про семью, или беседа о том, кто является частью семьи у детей (мама, папа, брат, сестра, бабушки, и другие). Воспитатель наводящими вопросами вовлекает в занятие всех детей. Важно каждому ребенку дать слово или оформить небольшой стенд с фотографиями, с которыми смогут познакомиться ребята из группы.

Содержательная часть: вместо воспитателя задавать вопросы может сказочный персонаж: мягкая игрушка, или кукла. Ставится проблемная ситуация, или зачитывается рассказ о том, что вся семья персонажа собралась за большим столом на ужин и только одно место осталось не занятым. Задается вопрос, почему отсутствует член семьи, кто может отсутствовать, по каким причинам. Далее переход к семьям детей. Разговор о том, что такое семья и какие традиции, кроме вечернего ужина, есть у семьи.

В процессе занятия проговорить детям о чувствах, которые испытывают другие члены семьи, когда кого-то нет дома. Обязательно заключение. У сказочного персонажа кто-то должен вернуться на пустое место, чтобы наглядно показать весь состав семьи.

Рефлексия: после рассказа можно создать рамочку для фотографии. Дети приклеивают фото на тарелочку и могут дома поставить рамку на видное место и поделиться впечатлениями от проведенного занятия. В конце дети рассказывают о своих чувствах и отвечают на вопросы о том, что они запомнили, что такое семья, какие эмоции они испытывали, когда персонажу не хватало одного из членов семьи, каким радостным стал день, когда вся семья оказалась в сборе.

Во время занятий по ознакомлению с окружающим миром во 2 младшей группе используются следующие приемы:

  1. Вербальные (рассказ, беседа, диалоги, чтение).
  2. Демонстрационные (показ иллюстраций, видеороликов, презентаций, изучение натуральных объектов и гербариев, экскурсии).
  3. Практические (опыты, игра, совершение каких-либо действий с предметами и материалами).

Игра занимает приоритетное место в методах работы педагога. Именно через игру ребенок получает эмоциональный опыт и быстрее запоминает. Сюжетные игры по мотивам сказок, игры в ферму и зоопарк с домашними и дикими животными, изучение времен года с куклами дает возможность ребенку не только изучать новое, но и закреплять полученные знания.

Например, предложив ребенку игру «Кто что ест», можно познакомиться с дикими и домашними животными, изучить лесных зверей, насекомых и птиц, узнать, что такое съедобные и несъедобные растения и грибы, определить, на каких растениях растут плоды для корма разным животным.

Таким образом, систематическая, специально организованная работа по изучению окружающего мира позволяет качественно изменить уровень знаний младших дошкольников о предметном мире и явлениях природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС (из опыта работы воспитателя)

Дети дошкольного возраста любознательны, им нравится наблюдать и экспериментировать. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Значит, и главной задачей педагога б...

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС

Васильева Н.В, воспитательГБДОУ детский сад №76 Красногвардейского районаСанкт – ПетербургаРазвитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомл...

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)

 В соответствии с ФГОС ДО в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организо...

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС. (из опыта работы воспитателя).

В соответствии с ФГОС ДОУ работу по ознакомлению детей с окружающим миром необходимо строить в соответствии с их возрастными психологическими особенностями, выбирая адекватные формы, средства, методы ...