Игры и упражнения на развитие пространственного восприятия у детей
материал

Щербакова Тамара Николаевна

НЕОБХОДИМО НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ:

- В схеме собственного тела «на себе»;

- в окружающем пространстве «от себя»;

- ориентировка на внешних объектах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_razvitie_prostranstvennogo_vospriyatiya.docx397.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста

Игры и игровые упражнения
на развитие
пространственного восприятия у детей

D:\Рабочий стол\S1810107.JPG

        Составила
                                          инструктор по физической культуре
                                            Щербакова Т. Н.

        г. Югорск 2021 г.

НЕОБХОДИМО НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ:

- В схеме собственного тела «на себе»;

- в окружающем пространстве «от себя»;

- ориентировка на внешних объектах.

1. Ориентировка «на себе», освоение «схемы собственного тела»

Игра «Обезьянки»

Игра проводится без учета зеркального отражения частей тела. Детям надо, повторяя все действия за педагогом, показать и назвать части лица, головы.

Игра «Путаница»

- Правой рукой дотронься до левого уха;
- левой рукой до правой коленки;
- встань справа от Вики;
- встань так, чтобы мячик был сзади от тебя»;
- правой рукой обними левое плечо, а левой рукой коснись кончика носа и наоборот;
- правой рукой закрыть левый глаз;
- левой рукой дотронуться до правого носка  и т. д.

Игра «Я робот!»

Игра учит ребёнка внимательно слушать команды ИФК.

2. Ориентирование в окружающем пространстве, с системой отсчета «от себя»

Игра «Что где находится?»

Ребенок показывает правую руку и называет, что находится справа, а затем ему предлагают закрыть глаза, повернуться на одном месте несколько раз, предлагают открыть глаза, и опять просят показать правую руку, назвать то, что находится справа от него. Таким образом, проводится работа и с левой рукой.

Игра «Что стоит внизу, наверху»

Цель: знакомство с пространственными отношениями, выраженными с помощью предлогов «на», «под», «рядом».

3. Игры на ориентировку на внешних объектах

Игра «Что где стоит?»

Цель: установление пространственных отношений между предметами. («Справа от матрешки стоит пирамидка, а слева сидит мишка, сзади матрешки стоит неваляшка»).

Игра «Давай меняться»

Цель: формирование умения определять свое местоположение по заданным ориентирам. Даётся инструкция: например, Саша, встань так, чтобы справа от тебя была стена, а перед тобой была Полина. Если Саша отыскал место верно, то ребёнок, стоящий на этом месте, встаёт на Сашино место.

Игра «Да-нет»

Цель: формирование умения определять пространственное положение предмета. Например: «Я загадала предмет, а вы с помощью вопросов должны определить его местонахождение». Дети задают вопросы: «Этот предмет находится справа? Справа у окна? Справа у розы? На подставке? В шкафу? На верхней полке?» и т.д.

Игры на занятиях по физической культуре

«Фигуры высшего пилотажа»

ИФК:

- Давайте с вами отправимся на летное поле. Я буду диспетчером, а вы будете лётчиками. Мы проверим, сможете ли Вы показать фигуры высшего пилотажа. А я буду координировать полет вашего самолета. Чтобы вы удачно взлетели и приземлились.

- Представим, что перед вами лежит карта полета (ковёр). На какую фигуру он похож? Что есть у прямоугольника (квадрата)? Покажите мне верхние углы, нижние углы, правую сторону, левую сторону, правый верхний угол, левый верхний угол, правый нижний угол, левый нижний угол.

ИФК:

- Первый пилот самолёта (в руках самолёт) садится в нижний левый угол. Ваш полет начинается с этого угла. Самолёт быстро поднимается и вы занимаете верхний левый угол.

ИФК: Где находится ваш самолёт?

ИФК: Затем стремительно падает в нижний правый угол.

ИФК: Назовите координаты своего самолета?

ИФК: Резко поднимается в верхний правый угол.

ИФК: Следующий маршрут с уголка на уголок (в противоположный угол)

ИФК: Вы приземлились в ту точку с которого начали свой маршрут.

ИФК: Где находится ваш самолет?

ИФК: Вот мы приземлились, а теперь наш самолет нужно поставить в ангар на техническое обслуживание.

«Колокольчик»

Все дети сидят на мате, один из них – водящий, он закрывает глаза. ИФК отходит в какую-нибудь сторону и звонит в колокольчик. Тот, кто водит, должен назвать, – откуда слышен звон. Если называет верно, то становится ведущим.

«Давай меняться»

Дети стоят на матах на одинаковом расстоянии друг от друга. ИФК даёт инструкции по передвижению в пространстве кому-то одному из детей для нахождения определённого места в пространстве по заданным ориентирам. Например, Саша, встань так, чтобы справа от тебя была стена, а перед тобой была Полина. Если Саша отыскал место верно, то ребёнок, стоящий на этом месте, встаёт на Сашино место.

«Зайчик»

Цель: учить детей ориентироваться в пространстве, в собственном теле. Дети, слушая стихотворение, выполняют упражнения:

Зайчик, зайчик — белый бок,

Где живешь ты, наш, дружок?

По тропинке, вдоль опушки,

Если влево мы пойдем,

Там и мой родимый дом.

Топай правою ногой,

Топай левою ногой,

Снова правою ногой,

Снова левою ногой.

Зайчик серенький сидит

И ушами шевелит,

Зайке холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть:

Лапки вверх,

Лапки вниз,

На носочки поднимись!

Лапки ставим на бочок,

На носочках

Скок — скок — скок.

А теперь вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки!

«Найди»

Возьмите четыре игрушки. Определите исходную позицию, расставьте игрушки по четырем сторонам и расскажите ребенку

Направо пойдешь – машину найдешь

Налево пойдешь – куклу найдешь

Вперед пойдешь – мячик найдешь

Назад вернешься – зайчика встретишь.

«Сигнальные флажки»

Для игры нужно сделать два флажка разного цвета. Вы отдаете команды – красный флажок вверх, синий вниз; правую руку вперед, синий флажок – вправо. Команды и варианты Вы, конечно, можете придумывать на ходу.

«Потянись и покружись - самым ловким окажись»

Задачи: развивать ловкость, равновесие, ориентировку в пространстве.

По сигналу ведущего «Попляши!» - дети пляшут. По сигналу «Вправо, влево, покружись!» - кружатся. По сигналу «Самым ловким окажись» - стоят на одной ноге.

«Не урони»

Задачи: осуществлять профилактику плоскостопия; способствовать формированию правильной осанки; развивать ловкость, ориентировку в пространстве.

Оборудование: мягкие диски или мешочки.

Дети стоят в шеренгу с дисками на голове, выполняя задания ведущего: передвигаются вперед на носках, назад на пятках, передвигаются врассыпную по залу с поворотом кругом.

«Прыгуны»

Задачи: укреплять мышцы ног; формировать правильную осанку; развивать ориентировку в пространстве.

Игры с мячом,
направленные на развитие ориентировки в пространстве

Представленные упражнения с мячом направлены на отработку силы, точности движения, возможности определения себя и предмета в пространственном поле. Для этого можно попользовать резиновые, теннисные и сшитые из ткани мячи.

«Вратарь»

Цель: закрепление ориентированности ребенка в правой и левой сторонах, развитие быстроты реакции, точности движения.

Ход игры. Взрослый бросает мяч ребенку, одновременно предупреждая ребенка, куда должен лететь мяч. Ребенок должен сделать вратарское движение в заданном направлении.

Ребенок:

Вратарем зовусь не зря:

Мяч всегда поймаю я

Взрослый:

Раз, два, три —

Справа (слева, прямо) мяч, смотри!

«Вправо, влево прокати, только мяч не упусти»

Цель: закрепление ориентированности ребенка в правой и левой сторонах пространства, развитие ручной моторики.

Оборудование: маленькие мячи или шарики.

Ход игры. Дети садятся вокруг стола. Мяч прокатывается от одного ребенка к другому по инструкции логопеда: «Саша кати мяч влево (к Диме). Кати мяч вправо (к Оле). Куда надо катить мяч, чтобы он попал к Лене?» Важно удержать мяч на столе.

 «Справа, слева, впереди в обруч точно попади»

Цель: закрепление умения ориентирования в пространстве (справа, слева), развитие моторики, ловкости, внимания, памяти, закрепление навыков счета.

Оборудование: небольшие обручи двух цветов, мячи.
Ходигры. Ребенок с мячом становится между двумя обручами разного цвета, лежащими на полу. Взрослый предлагает ребенку следующие задания:

• Какой обруч находится слева (справа)?

• Стукни три раза мячом в правый обруч.

• Стукни четыре раза мячом в левый обруч.

• Стукни мячом два раза перед собой и четыре раза в правый обруч.

• Стукни мячом три раза в левый обруч и четыре раза перед собой.

«Мячик прыгает по мне— по груди и по спине»

Цель: закрепление ориентированности ребенка в собственном теле и в пространстве (справа — слева, впереди — сзади), закрепление употребления предлогов.

Оборудование: мячи, сшитые из ткани, теннисные мячи.

Ход игры. Дети выполняют задания по инструкции инструктора по ФК.

В правую руку свой мячик возьми,

Над головою его подними

И перед грудью его подержи.

К левой ступне не спеша, положи.

За спину спрячь и затылка коснись.

Руку смени и другим улыбнись.

Правого плечика мячик коснетсяХочу такой сайт

И ненадолго за спину вернется.

С голени правой да к левой ступне,

Да на живот не запутаться бы мне.

«Попади в ворота»

Цель: закрепление умения ориентирования (справа — слева, впереди — сзади, прямо), развитие моторики.

Оборудование: мячи малой или средней величины, ворота, сделанные из деталей конструктора или кубиков.

Ход игры. По заданию взрослого дети прокатывают мяч в ворота, которые расположены в разных направлениях (прямо, слева, справа, сзади ребенка)

Игра «Если все мы встанем в круг, мяч тебе я брошу, друг»

Цель: закрепление умения ориентирования (справа — слева) развитие ловкости, внимания, словесного обозначения действия.

Ход игры. Дети становятся в круг на некотором расстоянии друг от друга и перекидывают мяч, говоря при этом:

«Мяч бросаю вправо, Лене. Лена, лови!»,

«Мяч бросаю влево, Саше. Саша, лови!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для родителей. Тема: «Игры и упражнения для развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста»

Данный материал знакомит родителей с играми и упражнениями, способствующими профилактике нарушения зрения детей и их  коррекции....

Игры и упражнения для развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста

         Уважаемые родители, дома, играя с детьми, вы можете решать сразу несколько задач – общение с детьми и развитие их зрения.  В помощь вам представляю ...

Мастер - класс для родителей "Игры и упражнения по развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста"

Ознакомление  родителей с играми и упражнениями, способствующими профилактике нарушения зрения и  коррекции зрения  у детей....

Игры и упражнения по развитию слухового восприятия у детей дошкольного возраста

Игра "Чей звук". Данная игра помогает развивать слуховое восприятие ребенка, также формирует усидчивость и внимание во время занятия. Материал: бубен, маракас, погремушка. Перед ребенком выкладываем к...

Семинар -практикум для родителей «Игры и упражнения для развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста»

Семинар -практикум для родителей «Игры и упражнения для развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста»...

"Игры и упражнения для развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста"

quot;Игры и упражнения для развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста"...