"Роль русской народной культуры в воспитании и развитии ребёнка" доклад по самообразованию.
материал

Лаукарт Ирина Владимировна

д

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_r.n.k._v_vospitanii_i_razvitii_rebyonka.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

                             Едва ли можно найти материал более близкий,

                   затрагивающий интересы и потребности детского возраста

                   и потому самый занимательный, чем тот, который связан с                                        

                   детским бытом, с повседневной детской жизнью,  который        

                   возник, вырос и развился из исканий высокой радости        

                   детской народной массы. Это - детский фольклор.

                                                                                          Г. С. Виноградов,

                                        крупнейший исследователь детского фольклора.

       

       Ребёнок приходит в мир... Взрослые должны окружить малыша

любовью, заботой, вниманием, лаской, научить его радоваться жизни,

доброжелательному обращению со сверстниками, со взрослыми.

       Раннее и дошкольное детство - это начало познания жизни,

человеческих взаимоотношений. Это и время начала формирования

ребёнка как личности, становления его характера.

      «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры - забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутнённый источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.

        Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребёнка (простота, завершённость формы, обобщённость образа), именно поэтому оно близко восприятию ребёнка, понятно ему.

       Детский фольклор - это синтез поэтического народного слова, движения и легкозапоминающихся простых мелодий. Он стимулирует творческие проявления ребёнка, будит фантазию. Приобщаясь к фольклору дети становятся добрее, учатся понимать шутку, юмор.

Жизнь детей становится более интересной и содержательной.

       Что же относится к детскому фольклору?

       Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за

ребёнком. Они удовлетворяют потребность ребёнка в тактильных движениях - почти все дети любят, когда их поглаживают по головке, ручкам, плечикам, прижимают к себе близкие люди.

Это язык эмоционального общения.

       Колыбельные песни, по мнению народа, - спутник детства.

В них преобладают ласкательные мотивы, которые вызывают у ребёнка чувство психологической защищённости, оказывая на него тем самым терапевтическое воздействие. Положительный эмоциональный фон создаётся благодаря тому, что исполняются они спокойным, ровным, тихим голосом, напевно и протяжно.

       Колыбельные песни играют громадную роль в ознакомлении ребёнка с окружающей жизнью, с традициями, обычиями и бытом.

       Образы, создаваемые в колыбельных песнях, конкретны, близки и понятны детям с момента рождения. Они несут в себе пожелание добра

и благополучия своему ребёнку со стороны матери, уверенность в том, что он будет здоров и счастлив. Через выражение любви к ребёнку со стороны взрослого, которым пронизана колыбельная, дети учатся понимать «доброе» и «злое», закладываются основы человеколюбия и гуманизма ко всему живому.

       

       Потешки - игры взрослого с ребёнком ( с его пальчиками, ручками).

Они развлекают ребёнка, создают у него радостное, бодрое настроение, то есть вызывают ощущение психологического комфорта, тем самым подготавливая положительный эмоциональный фон для восприятия окружающего мира и отражения в различных видах детской деятельности.

       Заклички - обращения к явлениям природы ( к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям.)

       Приговорки - обращение к насекомым, птицам, животным.

       Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

       Пословицы и поговорки - особый вид устной поэзии. Они не велики по объёму, но очень ёмки по смыслу. В них содержится много поучительного. Большое значение пословицы и поговорки имеют для трудового и нравственного воспитания детей. Колоссальное влияние

они оказывают на формирование любви к родному краю, бережного отношения к тому, что человека окружает и близко ему с момента рождения.

       Загадки -удивительно поэтичный жанр русского словесного творчества. В них богатая выдумка, остроумие, поэзия. Они развивают

у ребёнка внимание, память, смекалку, сообразительность.

       Легко отгадывает загадки тот, кто хорошо представляет себе предметы и явления, о которых идёт речь, а так же умеет разгадать в словах скрытый смысл. И если ребёнок смотрит на окружающий мир внимательными, зоркими глазами, замечая красоту и богатство его, то всякий мудрёный вопрос и любое иносказание в загадке будут разгаданы.

       Положительные эмоции, вызванные процессом отгадывания и загадывания загадок, формируют у ребёнка познавательный интерес к миру вещей и явлений, так как загадки заключают в себе широкий круг сведений о различных предметах и явлениях, событиях окружающей жизни. Загадки оказывают влияние на развитие воображения и мышления детей.

       Отгадывание и придумывание загадок оказывает большое влияние на разностороннее развитие речи детей. Обогащается словарный запас ребёнка.

       Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи. Не каждому ребёнку удаётся повторить скороговорку без ошибки, но весёлая словесная игра увлекает, а сама скороговорка запоминается навсегда. Хотя и говорится, что «всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь», детей это не останавливает, а только подогревает их интерес. Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка, с новыми поэтическими образами. Целый ряд скороговорок музыкально интонируется. К ним даны напевы. Исполнять скороговорку, интонируя её на простейшую мелодическую попевку, легче, чем просто произносить. Музыкальные скороговорки можно использовать в работе по совершенствованию вокальных навыков, чёткого произношения слов, правильной дикции.

       Дразнилки - весёлые, шутливые стишки, кратко и метко называющие какие - то смешные стороны во внешности ребёнка, в

особенностях его поведения.

       Прибаутки, шутки - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей. Они важны для воспитания в детях музыкальных, творческих навыков, необходимых для становления речи, тренировки памяти, пополнения информационного запаса.

       Перевёртыши, небылицы, докучные сказочки - это необычные произведения. В них развиваются события совершенно невероятные, нереальные, и зачастую всё поставлено «с ног на голову». Это вызывает у детей смех и в то же время укрепляет в них понимание подлинных, реальных связей вещей и явлений. Небылицы развивают у детей чувство юмора, а также логическое мышление, стимулируют познавательную деятельность.

       Сказки пользуется у детей огромной любовью. С ней ребёнок встречается, начиная с самого раннего возраста. Слушая сказки, рассказанные мамой и бабушкой, ребёнок испытывает те или иные чувства, переживания. Дети радуются удачам героя, ненавидят то плохое, с чем герои борются. В сказках содержатся правила общения людей друг с другом, правила вежливого обращения. Сказки играют важную роль в нравственно - эстетическом воспитании детей. Так же сказка выполняет важнейшую роль в развитии воображения - способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребёнка, ни любая творческая деятельность.

       Народные игры - всегда развлечение, забава и обязательно соревнование, стремление каждого участника выйти победителем.

В основе игр часто бывают простейшие попевочки. Игры дают нам возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным.

Ребёнок в игре обретает хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это обязательно усилит его способность в дальнейшем радоваться жизни, приведёт к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.

       Дети любят играть, так как в игре прежде всего каждый ребёнок может наиболее полно показать себя, самореализоваться. Игры на материале детского фольклора дают детям большой опыт в навыках выразительной речи и выразительных движений.  

         

       Хороводы - это жанр, в котором поэтико - музыкальное искусство тесно связано с элементами театрализованного действа и хореографии.

Отличает их высокая художественность напевов и поэтических текстов, красота и сценичность хороводных гуляний. В сюжетах народных песен  отражён народный быт, красота родной природы. Участвуя в хороводе - маленьком театрализованном представлении,- ребёнок будто переносится в иной мир, становится царевичем и царевной, селезнем и уткой, ясным соколом и белой лебедью. Здесь всё зависит от воображения, от того, как хорошо малыш сможет представить и сыграть то или иное действующее лицо. Одни игры и хороводы помогают представить себя сильными, ловкими, меткими. Другие - развивают сообразительность и смекалку. Третьи - дают почувствовать себя актёром и плясуном, увидеть красоту окружающего мира и воспеть её.

       Игровые и плясовые песни - наиболее распространённый и доступный жанр. Народная песня входит как основа русской музыкальной культуры в жизнь ребёнка. Правдивость, поэтичность, богатство мелодий, разнообразие ритма, ясность, простота формы - характерные черты русского песенного творчества. Названные особенности русской народной песни придают ей неповторимую прелесть. Даже наиболее простые из песен, доступные маленьким детям, отличаются высокими художественными качествами. Мелодии, оставаясь очень простыми и доступными, часто варьируются, что и придаёт им особую притягательность. Исполняя с детьми песни, можно устраивать импровизационные хороводы и пляски. Почти в любую песню могут быть внесены элементы игры. Пение можно сопровождать разыгрыванием действия по сюжету песни.

       Народный песенный материал помогает эффективно решать задачу эстетического воспитания и развития творческих способностей детей.

    Таким образом, народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несёт в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Народное искусство позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которой оно является.

       Слушая произведения устного народного творчества, знакомясь с народной музыкой, рассматривая изделия декоративного искусства народных мастеров, дети приобретают новые знания о жизни: о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чём мечтает. Дети знакомятся с художественным языком произведений, в результате чего обогащается и их собственное творчество, ярче и образнее становится речь.

       На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Слушая сказку, получают представления о добре и зле. Рассматривая произведения декоративно - прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их, у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное.

       Занятия художественным творчеством на основе народного искусства способствует удовлетворению потребности детей в общении.

Дети учатся свободно общаться друг с другом и со взрослыми, высказывать своё мнение, выслушивать друг друга, обмениваться впечатлениями.

       Ещё одна важная потребность, которая удовлетворяется в художественной деятельности на материале народного искусства - потребность в самоутверждении. Если у ребёнка хорошо получается исполнение народной песни, танца, если он может рассказать народную сказку, потешку, вспомнить к месту пословицу, то он чувствует себя уверенно среди своих сверстников.

       Включение ребёнка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале детского фольклора, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребёнка и развития его художественно - творческих способностей.

                          Используемая литература

  1. Л. И. Мельникова, А. Н. Зимина

    «Детский музыкальный фольклор в дошкольных

    образовательных учреждениях».

  1. Г. М. Науменко

    «Фольклорный праздник».

  1. Г. П. Федорова

    «На золотом крыльце сидели».

  1. Т. С. Комарова, Т. А. Ротанова, Г. П. Новикова

     «Народное искусство в воспитании детей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русская народная культура в воспитании дошкольников

Одной из основных задач эстетического воспитания  дошкольников является формирование у детей общего представления о культуре русского народа, ее богатстве и разнооб...

Опыт работы по теме: «Роль русской народной игры в воспитании детей в народных традициях».

Опыт работы раскрывает актуальность становления нравственных качеств дошкольника, воспитывая у него гуманное отношение к окружающим, через народную игру....

Роль русских народных игр в воспитании у детей интереса к истории и культуре русского народа

Доклад на тему: "Роль русских народных игр в воспитании у детей интереса к истории и культуре русского народа"...

Роль русской народной сказки в воспитании детей дошкольного возраста

С раннего возраста наши мамы и бабушки поют нам колыбельные, мы слышим прибаутки и потешки, а также сказки. Сказка, рассказанная мамой перед сном, дает ощущение спокойствия и уверенности.  Сказка...

роль русского народного фольклора в воспитании детей

Общаясь при помощи фольклора, ребёнку открывается всё богатство красок русского народного языка. С раннего детства малыши усваивают ритмы народных песен, колыбельных, стихов, потешек....

Роль русской народной сказки в воспитании и развитии дошкольника

Интерес детей к сказкам общеизвестен. Испокон веков знакомство малышей со сказками начинается с одних и тех же почти канонических текстов, которые лучше всего приспособлены  для детского восприят...

«РОЛЬ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ХУДОЖЕСТЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА»

Сообщение о роли русской културы на развитие личности ребенка. ....