"Творчество на занятиях" доклад по самообразованию.
материал

Лаукарт Ирина Владимировна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorchestvo_na_zanyatiyah.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

             В психологии отмечается, что любой опыт может быть усвоен

двумя путями. Один из них воспроизводящий, в основе которого лежит активное усвоение ребёнком ранее выработанных приёмов поведения и способов действий для дальнейшего их совершенствования. Это путь развивающего обучения. В основе другого пути- творческая переработка, создание новых образов, действий. Это путь творчества.

             По мнению психологов, истоки творческих проявлений закладываются уже в раннем детстве. Так, психолог Б. М. Теплов утверждает, что эстетическое воспитание в раннем детстве не может быть полноценным, если ограничиться лишь восприятием и исполнительством. По своей природе детское творчество синтетично, часто носит импровизационный характер и даёт возможность достаточно полно судить об индивидуальных проявлениях и своевременно их выявлять.

             Может возникнуть вопрос: нужно ли детское творчество как деятельность, если обучение ведёт к развитию творческих способностей?

             Творчество, как деятельность детей представляет новые возможности для их развития. Детское творчество- первоначальная ступень в развитии творческой деятельности. Вместе с тем, творчество ребёнка способно доставить удовольствие своей непосредственностью, свежестью выражения.

             Надо указать и на общественно- педагогическую ценность творчества детей. Ребёнок выявляет своё понимание окружающего, своё отношение

к нему, и это помогает раскрыть ему внутренний мир, особенности восприятия и представления, его интересы и способности. В своём художественном творчестве ребёнок открывает новое для себя, а для окружающих- новое о себе.

             Конечно, творчество развивается не так последовательно и постепенно, как обучение. Важны этапы формирования детского творчества с постановкой разнообразных заданий.

             Термин «творческие задания» известен в дошкольной педагогике. Следует отметить два его компонента. Задания названы творческими, так как дети должны комбинировать, сочинять, импровизировать, то есть самостоятельно находить новое выражение. Но они вместе с тем названы заданиями, так как предполагается творчество детей не полностью самостоятельное, а с участием взрослого, который организует обстановку, условия, материалы, побуждает детей к творческим действиям.

             Творческие задания стимулируют художественную образность

в действиях детей, вызывает строй определённых чувств, побуждает

к воображению. Конечно, многое происходит интуитивно, не осознанно.

Но данные психологии свидетельствуют о том, что творческие интуитивные действия возникают на основе опыта и неоднократных попыток решить какую либо новую задачу.

             Исследование путей формирования творчества дало возможность определить три этапа в усложнении заданий.

  1. Задания, требующие от детей первоначальной ориентировки в творческой деятельности. Создаётся установка на новые для них способы действий: сочини, придумай, найди, измени. Дети действуют совместно с педагогом, проявляя себя в отдельных случаях, применяя элементы творческих действий.

  1. Задания, вызывающие у детей целенаправленные действия,  

    поиски решений. Благодаря заданиям этого типа, ребёнок  

    попадает в постоянно меняющиеся ситуации и начинает понимать,  

    что на основе старого можно найти новые комбинации,

    видоизменить, улучшить сделанное ранее. Возникает атмосфера

    совместного творчества со взрослым, ребёнок получает первое

    представление о том, что общими усилиями можно доставить

    другим удовольствие.

  1. Задания, предлагающие самостоятельные действия детей. Они

    обдумывают замысел игры, рассказа, планируют свои действия,

    намечают какими художественными средствами лучше  

    воспользоваться. Эти задания выявляют способности каждого

    ребёнка, он видит и чувствует возможность применения своей

    продукции в жизнь (концерт детских песен и т.д.)

   

             Обучение и творчество имеет свои специфические мотивы.

При обучении, детей побуждают к активному усвоению художественного опыта, они должны подражать определённым эталонам выражения

и изображения в пении, танце, проявляя при этом инициативу, самостоятельность действий.

В творчестве усилия детей направлены на поиски новых сочетаний, комбинаций, вариантов.

             Есть различие и в результатах. Во время обучения дети осваивают

круг образовательных сведений, умений, что ведёт к развитию разносторонних художественных способностей. Уровень знаний и навыков устанавливается

в соответствии с возрастом. В творчестве дети овладевают способами творческих действий, которые готовят их к дальнейшим самостоятельным проявлениям в новых условиях. Качество творческих действий определяется многими компонентами: творческим воображением и обобщением реальной практики, интуицией, обогащённой художественным опытом ребёнка,

и преднамеренностью поисков.

             Различен и характер педагогического руководства. В обучении существенна систематичность, постепенность усвоения материала всеми детьми. Применяются прямые указания, порой образец. Вместе с тем, художественные занятия должны быть насыщены эстетическими переживаниями, активными и поисковыми действиями детей. При развитии творчества отмечается лишь примерные этапы, которые могут варьироваться. Способные дети преодолевают эти этапы в более короткие сроки. Отчётливее выступает индивидуальное своеобразие детской продукции. Особую роль играет атмосфера увлечённости, возможности совместного творчества взрослого и ребёнка.

             Сопоставление обучения и творчества показало, что они специфичны по своим мотивам, результатам и методам руководства. Однако между ними имеются существенные связи. Лишь тогда, когда обучение носит воспитывающий и развивающий характер, возможно успешное развитие творчества. Активное усвоение детьми знаний, навыков художественного восприятия и исполнения- это тот необходимый опыт, при котором их творческое самовыражение получит полное развитие, будет содержательным, насыщенным, ярким и приобретёт истинно эстетический характер.

             Творчество детей в свою очередь активизирует процесс обучения. Ведь от детей при их импровизациях, сочинениях требуется применения творческих действий. Развивающиеся при этом инициатива, самостоятельность и активность побуждают осваивать знания, навыки, умения. Развивается способность к самообучению и саморазвитию.

             Выяснилось, что творчество успешно развивается в тех условиях, где обеспечены планомерность и систематичность обучения. И дети имеют определённый уровень художественного развития. Поддержана необходимость осуществления подготовительного периода, который вводит детей в новый вид деятельности и ориентирует их в нём.

             Творческие задания, по мнению педагогов, могут занять определённое место на занятиях. Важно продумать их соотношение с учебными заданиями и уточнить их роль в усвоении художественного опыта. Всё это несёт определённую планомерность и конкретность в решение задач творческого развития детей.

             Руководство детским творчеством требует от педагога большого такта, хорошего знания всех детей и творческих поисков в методах.

             Таким образом, можно отметить следующие условия, благоприятствующие развитию детского творчества:

  • побуждение детей к художественному творчеству путём постановки интересных творческих заданий;

  • учёт индивидуальных интересов, склонностей и способностей детей;

  • установление правильных взаимосвязей между учебными и творческими заданиями на занятиях;

  • варьирование творческих заданий в зависимости от возраста детей и различных видов художественной деятельности.

             Следовательно, постановка задач творческого развития и реальное их решение побуждают педагогов к поискам новых организационных форм,

и в частности подводят к вопросам детской самостоятельной художественной деятельности.

             Виды музыкальной деятельности ребёнка в детском саду разнообразны: он слушает музыку, поёт, водит хороводы, танцует, играет на детских музыкальных инструментах, знакомится с простейшими сведениями о музыке.

У ребёнка развиваются интерес и эмоциональное отношение к музыке, появляются первые оценки произведений, интенсивно формируется музыкальный слух. Если детей приобщать к творческим действиям, обучение приобретает особо развивающий характер. Развитие музыкально- творческих способностей - одна из наиболее актуальных современных задач музыкального воспитания детей.

             Дети приобщаются к музыке, исполняя произведения не только по заданному образцу, но и вкладывая своё отношение путём создания новых образов и действий. Творческое проявление музыкальности позволяет активно развивать фантазию, воображение ребёнка, оно выражается в начальных формах музыкального творчества - песенного, игрового, танцевального и т.д.

             Разумеется, музыкально - творческие проявления дошкольников скромны по их характеру и форме. Если ребёнок способен выразить своё отношение к исполняемой им песне, танцу, если он делает это искренне, непосредственно, увлечённо, то это придаёт творческий оттенок его исполнительской деятельности. Ребёнок способен и к продуктивному творчеству. Он импровизирует несложные песенные мелодии, составляет композиции простейших танцев, инсценирует в движениях текст песен, сочиняет попевки или ритмические группировки, исполняя их на детских музыкальных инструментах. Вся эта активная деятельность доставляет детям особое удовольствие, они делятся друг с другом своим опытом, радуются своим успехам.

             Каждый из видов музыкальной деятельности - пение, музыкально - ритмическое движение, игра на детских музыкальных инструментах - отличается по приёмам обучения и методам развития творчества.

             Вместе с тем устанавливаются различные взаимосвязи между обучением и творчеством. Освоение программных умений даёт возможность ребёнку свободно, уверенно действовать не только в исполнении музыкальной игры, пляски, песни, но и при выполнении творческих заданий. С другой стороны, творческие задания активизируют музыкальные способности детей,

что помогает им более успешно усваивать навыки и умения. В педагогическом процессе творческие и обучающие задания чередуются, взаимно обогащая друг друга.

             Рассмотрим особенности применения учебных и творческих заданий в различных видах музыкальной деятельности.

                                 ПЕСЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

           

             Пение требует от детей точного воспроизведения интонаций мелодии, следования примеру чистого пения педагога или же вокальной партии фортепианного изложения. У ребёнка вырабатывается установка на подражание образцу пения. Появление творческих заданий является ломкой сложившегося стереотипа. До сих пор ребёнок должен был петь точно, подстраиваясь к голосам других детей, а теперь он сам находит новые интонации и должен импровизировать. Но вместе с тем систематичность упражнения способствует развитию мелодического слуха, чувства лада. Всё это является ценной предпосылкой для становления песенного творчества. Так, выразительность исполнения песни, весёлой или грустной по характеру, дети лучше почувствуют, если предварительно попробуют сочинить сами несложные попевки, различные по настроению. Упражнение детей в точном исполнении звуков, устойчивых в ладовом отношении, может предварять постановку творческих заданий на импровизацию попевок. Простейшие попевки, сочинённые ребёнком, могут исполнятся всеми остальными детьми в разных тональностях. Дети могут импровизировать несложные мотивы, которые сопровождают игры: ребёнок подпевает во время ходьбы, танца, укачивая куклу и т.д.

             Очень полезно  давать детям задания на импровизацию мелодических интонаций (дети зовут друг друга по именам, задают друг другу различные вопросы нараспев и т.д.), на подражание различным звукам (поёт кукушка, звенят колокольчики). Дети могут заканчивать мелодии, начатые взрослыми.

             В дальнейшем, дети придумывают свои мелодии на заданный текст, воспроизводят несложный мотив, учитывая жанровый характер (марш, вальс),передавая настроение музыки (радость, сожаление, грусть, веселье и т.д.)          

             Музыкальное творчество может успешно развиваться там, где планомерно и систематически проводится работа по развитию у детей звуковысотного и ритмического восприятия соответственно программе. Чтобы сочинить простейшую мелодию, ребята должны обладать определёнными музыкальными навыками. С этой целью можно удачно использовать систему упражнений, предложенную Н.А. Ветлугиной в «Музыкальном букваре». Для развития музыкального слуха на занятиях проводятся двух- трёх минутные упражнения. Они нравятся детям, если применяются такие атрибуты, как музыкальная лесенка, металлофон, матрёшки- большая, средняя и маленькая, соответствующие низким, средним и высоким звукам, а также фланелеграф с большими и маленькими квадратами для обозначения долгих и коротких звуков.

             Работу начинаем с младшей группы, когда учим детей правильно передавать мелодию в диапазоне МИ - СИ и различать звуки по высоте («Птица и птенчики» Е. Тиличеевой).

             В средней группе развиваем умение слушать и передавать хлопками звуки разной длительности. Например, большие гуси гогочут на ДО четвертями, а маленькие- восьмушками. Долгие и короткие звуки можно изобразить большими и маленькими квадратами на фланелеграфе.

             У детей старшей группы развиваем умение слушать движение мелодии поступенно вверх- вниз, показывая это на музыкальной лесенке («Цирковые собачки» Е. Тиличеевой), знакомим со скачкообразной мелодией («Учёный кузнечик»

Е. Тиличеевой).

             Важным для музыкального творчества является навык слушать устойчивый, опорный звук («Наш дом» Е. Тиличеевой). Дети должны определить, попал ли звук в свой домик или нет. Можно ещё так объяснить дошкольникам: «Мелодия, как птица: сначала сидит на ветке, потом вспорхнёт, полетает, и снова садится на ветку. Это и есть опорный звук.» Из упражнений рекомендуется петь несложные попевки в двух- трёх ближайших тональностях.

             Когда ребята овладевают этими музыкальными умениями, можно переходить к песенному творчеству. На первом этапе поощряем детей к импровизации различных мотивов, звукоподражаний на слоги «та-ра-ра», «динь-динь», «ку-ку». Затем учим ребят сочинять простейшие переклички («Иди сюда».-«Иду- иду».)

             Следующий цикл занятий- найти интонации для музыкальных ответов на вопрос музыкального руководителя («Зайка, зайка, где бывал?»- «На лужайке танцевал.»; «Что ты хочешь, кошечка?»- «Молочка немножечко.»; «Что за шар, не разберёшь?»- «Это я, колючий ёж.» и т.д.).

             Если сначала музыкальный вопрос задаёт педагог, то постепенно, после многократных упражнений, дети самостоятельно спрашивают и отвечают друг другу в песенной форме.

             Следующий этап певческого творчества детей- сочинение контрастных мелодий на заданный текст (« Солнце ярко светит, весело на свете», «Дождик льёт как из ведра, загрустила детвора.»).

             Нужно отметить, что дети с радостью занимаются импровизацией, если создать непринуждённую обстановку. Музыкальный руководитель настраивает слух дошкольников на определённую тональность мажора или минора, проиграв в ней тонику, субдоминанту и доминанту.

             Можно сочинять попевки таким образом: дать детям задание придумать дома слова. А на музыкальном занятии сочинять мелодии на эти слова. Дети активно включаются в творчество, сочиняют и поют свои мелодии

             Таким образом, задания различного типа активизируют певческую деятельность детей.

           

                       ТАНЦЕВАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО

               

             Танцы бывают оформлены в определённое построение, в котором предусматривается последовательность движений. Танцы обычно состоят из отдельных элементов ( шаг польки, переменный шаг и т.д.), требующих усвоения путём систематических упражнений. Однако не во всех танцах движения полностью зафиксированы. В некоторых предполагаются и частичные импровизации детей. Следовательно, здесь уже имеются возможности для творческих проявлений детей и создаются условия для того, чтобы часть движений усваивалась путём обучения, в то время, как другие построения требуют самостоятельных и творческих действий. Как известно, многие пляски для детей вообще построены на самостоятельных импровизациях. Совершенно ясно, что успешность импровизаций находится в зависимости от прочности усвоения элементов танца.

             Лучше всего развивать танцевальное творчество на основе элементов народной пляски, пантомимы, драматизации. Дети, прислушиваясь к музыкальной речи произведения, по - своему варьируют знакомые движения.

             На эту особенность указывают музыканты и психологи.    

 «И взрослые, и дети, - пишет, например, дирижёр Л. Стоковский, - слушая музыку, нередко ощущают желание двигаться в её ритме. Они начинают делать движения руками, притопывают ногами, покачивают головой. Это бессознательный танец. Часто малыши, слушая музыку, импровизируют своеобразный ритмический танец.»

Ребёнок интуитивно испытывает потребность в движениях, поэтому так важно развивать у него начальные формы творческих проявлений.

             Для формирования танцевального творчества уместны такие задания, как импровизация отдельных элементов танцевальных движений, различные комбинации знакомых элементов танца, создание собственных движений, придумывание несложных парных танцев, и, наконец, сочинение сюжетно- игровых танцев. Если в сочинительстве принимали участие несколько детей, то варианты коллективно обсуждаются, и лучший из них разучивается, а иногда и исполняется на праздничном утреннике.          

 

                              ИГРОВОЕ ТВОРЧЕСТВО         

         

             Формирование художественного творчества происходит последовательно. Разумеется, разный уровень развития детей приводит к различным результатам, но важно отметить, что даже маленькие дети способны почувствовать выразительность, образность художественных средств - цвета, формы, звука и т.д. В этом смысле примечателен опыт работы О.Н. Кругловой и Э.П. Костиной. Они отметили, что у детей дошкольного возраста творческие способности хорошо развиваются в игре.

             Музыкальная игра является одним из средств, которым можно пользоваться при обучении программным умениям и важнейшим средством развития творческих способностей. Она представляет собой активную творческую деятельность детей, направленную на выражение характера музыки посредством движений. Здесь необходимо обучать детей навыкам восприятия музыки и навыкам движения в соответствии с её характером.

             Обучение этим навыкам надо проводить в увлекательной форме. Дети должны или изображать те или иные персонажи (элементы драматизации), или соревноваться в чётком, ловком, красивом движении, иногда представляющем спортивный интерес. Но, в какую бы форму не были облечены игры, движения детей всегда должны соответствовать характеру музыки.

             Игровое творчество  можно назвать основным, наиболее доступным, увлекательным и любимым детьми видом деятельности. Музыкальная игра предоставляет широкие возможности для творческих проявлений детей.  

             В музыкальной игре ребёнка интересует не только сам процесс, но и его результат.

             Известно, что игра бывает двух видов - сюжетная и несюжетная. Сюжетная близка к тем играм, которыми наполнен быт ребёнка, он действует при этом инициативно и самостоятельно и склонен проявлять себя так же и в музыкальных играх. Развитие музыкальных образов определяет и развитие сюжетной линии игры. Поэтому деятельность ребёнка приобретает эстетический характер, а его игровое творчество строится как бы на основе музыкально - литературного сценария, будь то песня, программная музыка,

подсказывающая ход событий. Ребёнок ищет самые характерные действия персонажа, соответствующие развитию музыки. Музыкально - игровой  образ является характерным для этого вида творчества, процесс которого можно схематично представить так: музыка - переживания ребёнка - создание игрового образа. « Для того чтобы правильнее понять художественное произведение, ребёнок должен отнестись к нему как к образу, как к изображению реальных предметов и явлений».(Запорожец А.В. «Психология восприятия ребёнком - дошкольником литературного произведения».) Например, после прослушивания ребёнком программной пьесы у него может возникнуть интересный замысел игры. Дети распределят роли, предложат свой план развития сюжета... Инсценируя народную песню, дети стараются              по- своему изобразить действие и т.д.

             Несколько по - иному обстоит дело с несюжетными играми. Они зафиксированы в своём построении, но их последовательность так же определяется структурой музыкального произведения

( сходные или контрастные построения ).

             Таким образом, музыкальные игры требуют различных способов усвоения. Развитие творчества и обучения в несюжетных играх определяется их особенностями. Если в сюжетных играх в основе лежит музыкально - игровой образ, то в несюжетных творческие проявления связаны главным образом с выразительностью исполнения.

     

                         ТВОРЧЕСТВО В ИГРЕ НА ДЕТСКИХ                        

                         МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ

                   

             В методике игры на детских музыкальных инструментах большое значение уделяется самообучению ребёнка. Первоначальные инструкции педагога кратки и не сложны. Ребёнка знакомят с устройством инструмента, сообщают некоторые сведения (как называются клавиши, где высокие и низкие звуки и т.д.), разучивают несложные мелодии. Дальнейшее усвоение игры осуществляется ребёнком преимущественно самостоятельно. Он обследует инструмент, перебирает его клавиши, наталкивается на понравившиеся ему ходы и подбирает знакомые попевки и так подходит к простейшим импровизациям. Например, музыкальный руководитель рассказывает историю: « Шёл по лесу медведь. Шаги тяжёлые, медленные. Топ-топ, топ-топ. А тут выбегает зайка: прыг-прыг! Прыжки лёгкие, да быстрые.» Ребёнок передаёт игрой на бубне, как шёл медведь, как прыгал зайчик. На металлофоне дети изображают дождик: сильный, частый, мелкий, редкий.                                          Навыки игры на детских музыкальных инструментах также активизируют детскую фантазию. В своих играх дети самостоятельно выбирают и охотно применяют металлофон для пения, бубен- для танца, барабан- для маршировки. Музыка воздействует эмоционально, поднимает тонус, придаёт действиям непосредственность и искренность.

             В этом виде деятельности, дети сначала воспроизводят ритмический рисунок, несложные песенки и в дальнейшем начинают импровизировать простейшие мелодии. Старшие дошкольники могут, например, самостоятельно составить небольшую партитуру для оркестра: прослушав пьесу, предлагают отдельные фрагменты исполнять на тех или иных инструментах, проявляя свою индивидуальность достаточно ярко.

             Следовательно, каждый вид музыкальной деятельности требует своеобразного сочетания программных умений и творческих усилий ребёнка.

                  РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ  

        С ПОМОЩЬЮ  ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

   

             В развитии творческих способностей большую роль играет кукольный театр. Он и развлекает детей, и воспитывает морально и эстетически, развивает детскую фантазию, способность сопереживать происходящему, создаёт соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощает ребёнка, повышает уверенность в себе.

             Прежде чем ставить спектакль, надо объяснить детям, что актёр современного кукольного театра должен многое знать и уметь. Он не только управляет куклами, но и действует на сцене, как живой актёр в драматическом театре, поёт, танцует, выступает как мим. Поэтому надо многому научиться, чтобы стать настоящим актёром театра кукол.

             На первом этапе дети знакомятся с куклами, обучаются простейшим приёмам кукловождения. Дети сами придумывают небольшие истории, происходящие с куклами. Сочиняют диалоги, ищут выразительные интонации.

             Как бы примитивны ни были истории, сочинённые малышами, нужно радоваться вместе с ними любому проявлению творчества, чтобы желание поиграть с куклой появилось у каждого ребёнка. Нужно стараться создать атмосферу доброжелательности, взаимного доверия. Воспитывать у детей уважительное отношение друг к другу. Ведь ребёнок только тогда сможет проявить своё творчество, когда почувствует доброжелательное отношение к себе детей и взрослых. Разыгрывание подобных придуманных сценок духовно раскрепощает малыша, даёт ему возможность поверить в свои силы.

             Следующий этап- работа над этюдами во всех возрастных группах. Этюды- это своеобразная школа, где дети постигают основы актёрского мастерства. Очень хороши этюды М. Чехова на развитие внимания, веры, наивности, фантазии и т.д. А так же этюды М. Чистяковой на развитие памяти, выразительности жеста, на тренировку отдельных групп мышц, на выражение основных эмоций, воспроизведение отдельных черт характера.

             Вот несколько этюдов, которые можно использовать в работе с детьми второй младшей группы:

                                 Этюды на внимание

             Предложить детям рассмотреть фишки в коробочке, затем выбрать те, которые просит взрослый (3- 4 фишки разных цветов ).

             Ребёнок рассматривает картину, затем, когда её убирают, рассказывает, что на ней было нарисовано.

                      Этюды на веру, наивность, фантазию

             Предложить детям ходить по полу, как по луже, по грязи, по горячему, по раскалённому песку.

             Играть с детьми в различные игры: в лошадки, в машину, в пожарных и т.д.

                         Этюды на выразительность жеста

«Тише». Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котёнок, Они то идут на носочках, то останавливаются, и знаками показывают друг другу: «Тише!».

 Выразительные движения. Шея вытянута вперёд, указательный палец приставлен к сжатым губам, брови идут вверх.

«Иди ко мне». Мальчик манит к себе малыша, который учится ходить самостоятельно.

 Выразительные движения. Присесть, обе руки вытянуты навстречу малышу.

 

«Уходи». Ребёнок отталкивает обидчика.

Выразительные движения. Кисти рук держать вертикально, ладонями наружу.

«До свидания». От пристани отходит огромный белый теплоход. Провожающие, глядя на стоящих на палубе моряков и пассажиров, машут им высоко поднятой рукой: «До свидания, до встречи!»

                         Этюды на выражение основных эмоций

«Лисичка подслушивает». Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чём они говорят.

Выразительные движения. Голова наклонена в одну сторону (слушает, подставляя ухо), взгляд направлен в другую сторону, рот полуоткрыт. Поза: нога выставлена вперёд, корпус слегка наклонен вперёд.

«Вкусные конфеты».У девочки в руках воображаемая коробка с конфетами. Она протягивает её по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят девочку, потом разворачивают бумажки и кладут конфеты в рот. По ребячьим лицам видно, что угощение вкусное.

Мимика. Жевательные движения. Улыбка.

«Новая кукла». Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой. Звучит музыка П.И.Чайковского «Новая кукла».

«Лисёнок боится». Лисёнок увидел на другом берегу ручья свою маму, но он не решается войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко тут.

Выразительные движения. Поставить ногу вперёд на носок, потом вернуть её на место. Повторить это движение несколько раз. Для большей выразительности можно имитировать стряхивание с ноги воображаемых капелек воды.

«Ваське стыдно». Жила- была девочка Галя. У неё была кукла Таня. Галя играла с куклой, кормила её, укладывала спать в кроватку. Забрался туда кот Васька и столкнул куклу на пол. Пришла Галя домой, увидела, что её кукла лежит на полу, подняла куклу и стала ругать Ваську: «Зачем ты, Васька, мою куклу уронил?» А Васька стоит, голову опустил: стыдно ему. Прослушав рассказ дети показывают, как стыдно было коту Ваське.

           Этюд на сопоставление различных черт характера.

«Молчок». Ведущий читает стихотворение А. Бродского «Новичок».

                   

В детский сад пришёл Молчок- очень робкий новичок.

Он сначала был не смел, с нами песенок не пел.

А потом глядим, привык: словно зайка- скок да прыг.

До чего же осмелел: даже песенку запел.

Ребёнок, исполняющий роль Молчка, сначала робко сидит на стуле, затем, согласно тексту, преображается: прыгает вокруг стула, а потом поёт какую-  нибудь знакомую песенку.

                          Этюды на выразительность жеста

« Это я! Это моё!». Ребёнок разговаривает с глухой бабушкой, которая, оказывается, ищет именно его. Он уже понял, что с ней надо разговаривать при помощи рук: ничего- то она не слышит. Бабушка спрашивает: «Где Витя?»(называется имя играющего),

«Чьи это книги, чьи игрушки?» и т.п. Мальчик отвечает жестом.

Выразительные движения. Рука согнута в локте, указательный палец направлен в грудь: «Я!»

«Отдай». Ребёнок требует отдать ему игрушку.

Выразительные движения. Кисти рук держать горизонтально, ладонями кверху.

                Этюды на тренировку отдельных групп мышц.

«Сосулька».

             У нас под крышей белый гвоздь висит,

             Солнце взойдёт, гвоздь упадёт.

Первая строчка: руки над головой.

Вторая строчка: уронить расслабленные руки и присесть.

«Шалтай- Болтай».

             Шалтай- Болтай сидел на стене.

             Шалтай- Болтай свалился во сне.

Ребёнок поворачивает туловище вправо- влево, руки свободно болтаются, как у тряпочной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклонить корпус.

 

«Петрушка прыгает». Играющий изображает петрушку, который мягко и легко прыгает. Прыжки на двух ногах одновременно с расслабленными коленями и корпусом, висящими руками и опущенной головой.

Выразительные движения. Ноги согнуты в коленях, корпус слегка наклонен вперёд, руки висят вдоль тела, голова наклонена вниз. Этюд сопровождается музыкой  Кабалевского «Клоуны».

                   Этюды на выражение основных эмоций.

«Удивление». Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл, то кошки там не было... Из чемодана выпрыгнула собака.

Мимика: рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты.

«Цветок». Тёплый луч упал на землю и согрел в тепле семечко. Из семечка проклюнулся росток, из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету свой лепесток, поворачивая свою головку вслед за солнцем.

Выразительные движения. Сесть на корточки, голову и руки опустить. Поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны, цветок расцвёл. Голова слегка закидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем.

Мимика: глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.

«Северный полюс». У девочки Жени был волшебный цветик- семицветик. Захотела она попасть на Северный полюс. Достала Женя заветный цветик- семицветик, оторвала один из его лепестков, подбросила вверх и сказала:

             «Лети, лети, лепесток, через запад на восток,

             Через север, через юг, возвращайся сделав круг.

             Лишь коснёшься ты земли- быть по- моему вели.

              Вели, чтобы я оказалась на Северном полюсе!»

Женя тут же, как была в летнем платьице, с голыми ногами, одна- одинёшенька, оказалась на Северном полюсе, а мороз там сто градусов!

Выразительные движения. Колени сомкнуты так, что одно колено прикрывает другое; руки около рта; дышать на пальцы.

«Сердитый дедушка». К дедушке в деревню приехал Петя и сразу же пошёл гулять. Дедушка рассердился. Что Петя ушёл за калитку. А если из леса придёт волк, что будет с Петей?

Мимика: нахмуренные брови.

Во время этюда звучит музыка Прокофьева из симфонической сказки « Петя и волк».(тема дедушки).

«Провинившийся». Мальчик разбил вазу. Мама его ругает. Он чувствует свою вину.

Выразительные движения. Голова наклонена вперёд и втянута в плечи. Плечи приподняты, ноги прямые, пятки сдвинуты, руки висят вдоль тела.

Мимика: Брови идут вверх и сдвигаются, уголки губ опущены.            

             Мимическое и пантомимическое изображение эмоций развивает у ребёнка способность понимать эмоциональное состояние другого человека и уметь адекватно выразить своё. Этюды дают возможность осознать себя, посмотреть на себя со стороны, способствуют  формированию самоконтроля, повышают уверенность в себе.

             Малыши в игровой форме учатся выражать свои чувства и понимать чувства других людей. Работа над этюдами развивает ребёнка, даёт ему необходимые навыки для участия в кукольном спектакле. Только разбудив фантазию ребёнка, создав обстановку творческого сотрудничества, можно приступить к созданию спектакля. Участие в кукольном спектакле всегда праздник для ребёнка.

             Педагог должен чётко представлять себе весь спектакль целиком, а также действия каждого персонажа в отдельности. Работу над спектаклем следует начинать с чтения и обсуждения текста. Надо давать детям возможность проявлять инициативу, направлять обсуждение так, чтобы каждый ребёнок самостоятельно мог разобраться в характерах персонажей. Следует разучивать спектакль небольшими фрагментами, не давая детям готового образца для подражания. Ребёнок должен сам выбрать для своего персонажа выразительные средства (движение, мимика, жест).Текст роли ребёнок импровизирует, основываясь на материале пьесы.            

             Стремление ребёнка к сочинительству является потребностью души. Выдающийся психолог Л. Выгодский писал: «Творческие процессы лучше выражаются в играх детей. Играющие дети представляют примеры самого подлинного, самого настоящего творчества.» Игра и драматизация в жизни ребёнка тесно связаня между собой. Фантазии он стремится воплотить в живые образы и действия. Драматизация даёт возможность проявить себя в различных видах творчества: песенном, танцевальном, игровом. В этом и заключается наибольшая ценность детской театральной постановки. Дети по своей инициативе придумывают сказки, импровизируют диалоги или инсценируют  хорошо знакомые им литературные произведения, самостоятельно распределяют роли, намечают действия персонажей, изготовляют несложные декорации и элементы костюмов. Наиболее близки детям пьесы, которые они сочиняют сами. Такие пьесы, конечно, не столь совершенны, как сценарии, написанные взрослыми, но их ценность проявляется в том, что дети самостоятельно проявляют творчество.

             Руководство драматической игрой со стороны взрослых может помочь малышам точнее передать образы персонажей, проанализировать различные варианты исполнения ролей. Однако взрослым не обязательно принимать непосредственное участие в драматизациях. Важно предоставить детям больше свободы для творчества и самостоятельного решения проблем в процессе инсценирования. Чем богаче жизненный опыт ребёнка, тем ярче творческая деятельность воображения. Необходимо обогащать малышей яркими впечатлениями и знаниями. Н. Ветлугина отмечала, что «поиски источников возникновения  музыкально - творческой деятельности у детей следует искать в их обогащении непосредственными жизненными впечатлениями и произведениями искусства.»

             Гармоничное сочетание кукольного и драматического искусства, музыки и художественного слова вместе с развитием детского творчества даёт положительные результаты. Ребёнок осознаёт свои возможности, чувствует, что сможет проявить себя

в любом виде музыкально- театральной деятельности, привыкает к мысли, что любое проявление творчества находит поддержку со стороны сверстников и взрослых.

         

             Итак, можно сделать вывод, что в различных видах музыкальной деятельности проявляются творческие способности, и характеризуются они такими качествами, как инициативность, оригинальность интерпретации при исполнительстве, отзывчивость на музыку- словом, проявлением индивидуальности в различных видах музыкальной деятельности. Потому, что источник искусства лежит в мире субъективного, в мире подсознательного. Человек выявляет своё «Я» в искусстве, в художественной деятельности.

И эта индивидуальность проявляется по своим, только ей одной присущим законам.

             Но нельзя забывать, что общее развитие личности ребёнка является той базой, на которой развиваются художественно- творческие способности. С другой стороны, музыкальное творчество активизирует фантазию ребёнка, побуждает к достижению самостоятельно поставленной задачи, к поискам форм для воплощения своего замысла, способствует обучению, лучшему усвоению песен, танцев, игр, хороводов.

                                               Литература

  1. Ветлугина Н.А.      «Развитие музыкальных способностей    

                                    дошкольников».  Москва, 1958г.

  1. «Художественное творчество в детском саду». Под редакцией Ветлугиной Н.А., Москва ,1974г.

  1. Ветлугина Н.А.      «Музыкальное воспитание в детском саду»,    

                                Москва,   1981г.

  1. Смирнова В.          «Как мы сочиняем песни», журнал

                                   «Дошкольное воспитание» № 3, 1991г.

 

5. Юдина Е.               «Первые шаги к творчеству», журнал

                                   «Дошкольное воспитание» № 8, 1991г.

  1. Сорокина Н.          «Развитие творческих способностей детей  

                                   средствами театрального искусства.»

                                   журнал «Дошкольное воспитание» № 8, 1994г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование «Развитие нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников посредством художественного творчества»

В данном материале обозначены цели и задачи выбранной темы по самообразованию и составлен перспективный план на учебный год...

Самообразование: Интеграционный подход к реализации образовательной области «Художественное творчество».

Анализ работы по самообразованию воспитателя второй квалификационной категории Белобородовой Людмилы Валерьевны, за 2012-2013 учебный год....

План самообразования «Народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Задачи:Работа над  самообразованием поможет мне:- выявить значение народного творчества в воспитании де...

План по самообразованию «Народное творчество в музыкальном воспитании детей»

План по самообразованию музыкального руководителя МБДОУ....

Отчет по самообразованию " Развитие нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников посредством художественного творчества"

Отчет по самообразованию«Развитие нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников посредством художественного творчества»...