Методическая разработка МАСТЕР – КЛАСС «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ»
методическая разработка (средняя группа)

Мудрова Светлана Владимировна

     Мастер-класс разработан с целью повышения профессионального уровня педагогов об использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ.

    

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад комбинированного вида №16 городского округа Вичуга

Методическая разработка

МАСТЕР – КЛАСС

«Использование здоровьесберегающих технологий

в образовательном процессе ДОУ»

С.В. Мудрова,

воспитатель МБДОУ д/с №16

2021 год

МАСТЕР – КЛАСС

«Использование здоровьесберегающих технологий

в образовательном процессе ДОУ»

     Мастер-класс разработан с целью повышения профессионального уровня педагогов об использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ.

     

     Ведущий: Добрый день уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас на мастер-классе, тема которого: «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ»

     Цель мастер-класса: освоение и последующее применение педагогами здоровьесберегающих технологий в практической деятельности с детьми.

     Задачи:

- раскрыть значение здоровьесберегающих технологий;

- познакомить с методикой стретчинга;

- распространять педагогический опыт по применению здоровьесберегающих технологий.

Крикните громко и хором, друзья,
Помочь откажетесь мне? (нет или да?)
Деток вы любите? Да или нет?
Пришли вы на мастер-класс,
Сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)
Я вас понимаю….
Как быть друзья?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да)
Дайте мне тогда ответ
Помочь откажетесь мне? (Нет)
Последнее спрошу у вас я:
Активными все будете? (нет или да)

     Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс.                   

 Вступительное слово.

          «Здоровью научить нельзя – надо воспитывать потребность быть здоровым. Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым». Жан Жак Руссо.

    Возникают новые методики, технологии, разрабатываются новые программы, но на первом месте всегда остаётся здоровье наших детей! Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности. Сегодня недостаточно тех мероприятий, которые мы проводим обычно, т.е. физминутки, игры и пальчиковые гимнастики. Необходимы новые формы и методы работы. На нашем мастер - классе мы предложим новый взгляд на традиционные средства оздоровления. В сочетании с методами здоровьесбережения эти средства становятся действенной силой решения важнейших задач сохранения физического и психического здоровья.

I часть. Теоретическая

     Задания для педагогов

     Педагогам предлагается «Цветик –семицветик».

     Необходимо оторвать лепесток и выполнить предложенное задание.

     1. Красный лепесток - Дать определение понятию «Здоровье».

Уважаемые педагоги, скажите, пожалуйста, из каких составляющих состоит здоровый образ жизни?

     2.Оранжевый лепесток –  Решение проблемной ситуации:
Вы на прогулке с детьми, пошел дождь. Как это погодное явление превратить в фактор детского развития? (организовать подвижную игру: «Убежим от дождика»; летом в экологически чистом районе использовать как фактор закаливания) и т.п.

     3Желтый лепесток

Назвать пословицы и поговорки о физическом и психическом здоровье будет здоровье – будет - все
Здоровье за деньги не купишь
В здоровом теле – здоровый дух
Здоровье – это движение
Здоровому и врач не надобен
Здоровому и горе не горе, а беда не в зарок   и т.д.

     4. Зеленый лепесток

Вопрос: Назовите виды деятельности, относящиеся к «Технологии сохранения и стимулирования здоровья».

Ответ: динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика после сна, стретчинг, ритмопластика.

     5. Голубой лепестка

Вопрос: Назовите виды деятельности, относящиеся к «Технологии обучения здоровому образу жизни»

Ответ: Физкультурные занятия, занятия в бассейне, ритмика, биологическая обратная связь (БОС), проблемно-игровые, коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», точечный массаж, самомассаж.

     6. Синий лепесток

Вопрос: Назовите виды деятельности, относящиеся к «Коррекционным технологиям»:

 Ответ: технологии развития эмоцоинально-волевой сферы, коррекция поведения, психогимнастика, арт-терапия, артикуляционная гимнастика, технология музыкального воздействия, сказкотерапия. 

     7.Фиолетовый лепесток 

Продолжи фразу:

Процесс изменения форм и функций организма человека - … (физическое развитие)
Основное специфическое средство физического воспитания - … (физические упражнения).

Детский туризм это - … (прогулки и экскурсии)
Ходьба, бег, прыжки, лазанье и метание - …(основные виды движения) 

2 часть. Практическая

А теперь приглашаю Вас поучаствовать в практической части мастер – класса.  

Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит:

- улучшение памяти, внимания, мышления;

- повышение способности к произвольному контролю;

- улучшение общего эмоционального состояния;

- повышает работоспособность, уверенность в себе;

- стимулируется двигательные функции;

- снижает утомляемость;

- развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;

- стимулируется речевая функция.

     Предлагаю всем, кто сегодня хоть раз улыбнулся, встать и немножко размяться.

Уважаемые коллеги! Как вы думаете, с чем же связан рост человека? (Организм растёт, удлиняются туловище, ноги, рук). Мышцы…растягиваются, то есть происходит – растяжка. (Значит, рост человека связан с растяжкой).

 «Растяжка сопутствует нам всю жизнь. Рождение – это растяжка. Глубокий вдох, улыбка, любое движение тела – растяжка. Растяжка – это гибкость. Гибкость – это молодость» (Е.И. Зуев «Волшебная сила растяжки»).

     Предлагаю настроиться на работу! Потрите ладони, почувствуйте тепло! Представьте, что между ладонями маленький шарик, покатаем его! А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям! У нас получилась «цепочка дружбы»! Улыбнемся, пожелаем друг другу удачи!

     Самомассаж «Путешествие по телу».

- А теперь я вам буду рассказывать стихотворение, а вы на себе покажите всё, что названо. К чему можно прикоснуться - погладьте и помассируйте!

Есть на пальцах наших ногти,

на руках – запястья, локти,

Темя, шея, плечи, грудь

И животик не забудь!

Бёдра, пятки, двое стоп,

Голень и голеностоп.

Есть колени и спина,

Но она всего одна!

Есть у нас на голове

уха два и мочки две.

Брови, скулы и виски,

И глаза, что так близки.

Щёки, нос и две ноздри,

Губы, зубы – посмотри!

Подбородок под губой

Вот что знаем мы с тобой!

Пальчиковая гимнастика «Моя семья», предлагаю вам сделать её с усложнением, с использованием шарика.

Описание: Дети поочередно прокатывают массажные кольца или шарики по каждому пальцу, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папенька,
Этот пальчик — маменька,
Этот пальчик — я,

Вот и вся моя семья!

Гимнастика для глаз «Солнышко»

В небе солнце катится

Словно желтый мячик,

(прослеживание глазами за движением солнышка

вверх – вниз, вправо – влево).

То за тучку спрячется

То по елкам скачет.

(- движение глазами по кругу в одну и другую стороны).

Погуляло, покружилось

И за тучку закатилось.

(- поморгать и зажмурить глаза).

     Одной из технологий, которую я применяю в работе с детьми, является игровой стретчинг. Почему стретчинг? Эта методика позволяет с детства сохранить гибкость тела, правильную осанку, следовательно, здоровье и хорошее расположение духа.

     Что же такое стретчинг?

     Вы можете сами ответить на мой вопрос?

     Стретчинг – это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме.

     Стретчинг – это работа над приобретением необходимой гибкости и подвижности всех суставов рук и ног, и что самое главное, опоры всего тела и источника силы – позвоночника. Одно из распространённых упражнений стретчинга.

    Для выполнения упражнений приглашаются 6 человек.

    Упражнение «Звездочка».

И.п. Ноги на ширине плеч, стопы параллельно, руки опущены вдоль туловища.

1) Вытянуть руки в стороны ладонями вниз – вдох.

2) Руки опустить вниз, расслабиться – выдох.

    Упражнение «Деревце».

И.п. Пятки вместе, носки разведены, руки опущены вдоль тела.

1) Поднять прямые руки над головой – вдох.

2) Опустить руки, расслабиться – выдох.

    Упражнение «Солнышко»

И.п. Ноги на ширине плеч, левая (правая) стопа развернута наружу, руки в стороны.

1) На выдохе – наклоняться в левую (правую) сторону, пока левая (правая) рука не коснется пола, правая (левая) рука вытянута вверх.

    Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.    «Свеча». Дыхательные упражнения.

     Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровье сберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.

     И в завершении мастер – класса я предлагаю вам помедитировать (проводится под спокойную музыку).

     Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит: «тук, тук, тук». А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу немного света и тепла своего сердца.

3 Итоговая. Рефлексия.

     Каждый из присутствующих, за время проведения мастер – класса испытывал определённые чувства.

- Какие чувства вызвало у Вас участие в работе мероприятия?

- Что полезного и интересного, приятного вы возьмёте для себя сегодня?

Вам предлагаются карточки, выберите и допишите фразы, выражающие Ваше эмоциональное состояние после проведённого, мастер – класса.

Сегодня я узнала….

Мне было….

Теперь я могу….

Меня удивило….

Мне бы хотелось…

На этом наш мастер – класс заканчивает свою работу. Надеюсь, Вы приобрели новые знания, которые будете применять в практической деятельности с детьми.

Мне остаётся только поблагодарить вас за внимание и за работу. Вы прекрасно потрудились, будьте всегда здоровы Вы и Ваши воспитанники, Ваши дети и близкие Вам люди! Предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой – радость. А чтобы они не покидали нас, предлагаю соединить их в аплодисменты!

Спасибо за внимание! До новых встреч!

Литература

Аверина И.Е. Физкультминутки и динамические паузы в ДОУ. 2008.

Вавилова Е.Н. Развитие основных движений у детей 3-7 лет. Система работы Вавилова Е.Н. – М.: Скрипторий, 2008.

Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие – М.; Сфера, 2008.

Каралашвили Е.А. Физкультурная минутка/Динамические упражнения для детей 6-10 лет. – М., 2002.

Назарова А.Г. Игровой стретчинг / А.Г. Назарова. Методика работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Типография ОФТ. Г.С. – Петербург.

Овчинникова. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду. Изд.: КАРО.

Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий в процессе музыкально-валеологического воспитания дошкольников

В свободной и самостоятельной творческой деятельности дошкольников актуально использовать здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Проводить интегрированные музыкально-валеологические занятия. ...

Мастер – класс:«Использование ИКТ в образовательном процессе в условиях введения ФГОС ДОУ»

Использование информационно-коммуникационных технологий в ДОУ...

Методические рекомендации по использованию ИКТ в образовательном процессе дошкольников

Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным о...

Мастер класс «Использование ИКТ в образовательном процессе в условиях введения ФГОС ДОУ»

Мастер класс «Использование ИКТ  в образовательном процессе  в условиях введения ФГОС ДОУ» Спасибо чей материал использовала...

«Методические рекомендации по использованию ЭОР в образовательном процессе дошкольника»

В настоящее время в нашей стране реализуется стратегия развития информационного общества. Поэтому использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образовани...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по использованию ИКТ в образовательном процессе дошкольников

Данные методические рекомендации посвящены использованию ИКТ в образовательном процессе дошкольников и подготовлены в помощь воспитателям ДОУ....