Социально – психологические факторы успешности обучения в дошкольном возрасте
консультация

Дергачева Альбина Александровна

Тема моего доклада: «Социально – психологические факторы успешности обучения в дошкольном возрасте».

Актуальность  данной темы обусловлена современными методами и подходами к развитию ребёнка дошкольника: усиление обучающего компонента и снижение игрового, следствием чего явилось возникновение успешности обучения в дошкольном возрасте.

Цель: выявление внешних и внутренних факторов обучения дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №62 ОАО «РЖД»

ДОКЛАД

на конференцию

«Социально – психологические факторы успешности обучения в дошкольном возрасте».

                             

                                           Воспитатель: Дергачева А.А.

                                                   

Курск, 2020 год

Тема моего доклада: «Социально – психологические факторы успешности обучения в дошкольном возрасте».

Актуальность  данной темы обусловлена современными методами и подходами к развитию ребёнка дошкольника: усиление обучающего компонента и снижение игрового, следствием чего явилось возникновение успешности обучения в дошкольном возрасте.

Цель: выявление внешних и внутренних факторов обучения дошкольного возраста.

Обучение – это заранее запланированное, целенаправленное общение, направленное на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, в результате которого осуществляется развитие, воспитание и образование, усваивается опыт человечества. Обучение – это важнейшее средство по развитию личности ребёнка и в первую очередь, её общего образования и умственного развития. Целенаправленное овладение знаниями, умениями, навыками возможно в результате освоения деятельности: собственно учебной и игровой. Игра - ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста. В игровой деятельности ребенок учится замещать одни предметы другими, брать на себя различные роли. Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, соответствующим взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения. Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития рефлексивного мышления, поскольку в игре возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения

Понятие "успех" является общим для философии, этики, социологии, психологии, педагогики, хотя его смысловое наполнение и варьируется в зависимости от науки. В большом толковом словаре современного русского языка - С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова успех рассматривается в двух аспектах: как положительный результат работы, и как общественное признание, одобрение чего-либо, чьих-то достижений, положительных качеств, особенностей. Успех осознается человеком в процессе приобретения социального опыта и достигается благодаря усилиям и старанию.

В психологии под успехом понимается положительный результат деятельности, достижение, реализация цели, максимальная самореализация индивида. Основными признаками понятия «успех», которые определены педагогами, есть достижения, которые сделала личность по сравнению со своим вчерашним днем, познания и совершенствования своих возможностей, развитие задатков, творческих сил.

Успешность обучения детей является не только объективным показателем их высоких результатов познавательной деятельности и положительная оценка учителя, это еще и позитивная самооценка самого ребёнка. Из этого следует, что основной критерий успешности обучения – умение ребёнка достичь наибольшего результата при наименьших энергетических затратах. Связано это с такими способностями, как: вовремя делать свои дела, для достижения цели использовать рациональные средства, чувствовать ситуацию, испытывать чувство радости, уверенности в себе, удовлетворения, не унывать, не сдаваться перед трудностями, беречь здоровье.

  Успех дошкольников в игровой деятельности, рассматривается как чувство удовлетворения по поводу получения и удачного выполнения желаемой роли в игре, реализации задуманного сюжета и получения признания со стороны сверстников через проявление их желание вступать в игровые отношения с этим ребенком.

Внешним фактором обучения в дошкольном возрасте является ситуация успеха. Ситуация успеха - это целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. С педагогической точки зрения - это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики воспитателя, семьи. Достижение успеха дошкольниками в игровой деятельности изучала А.Рояк, основными критериями которого определила желания других детей играть с этим ребенком, частоту поступления в совместные игры и продолжительность игрового контакта. Она пришла к выводу, что успех в игре настолько значимым для ребенка данного возраста, что "его отсутствие приводит к снижению важнейших образований личности - уровня притязаний и связанной с ним самооценки, к искажению детского самосознания".

Внутренним фактором обучения дошкольника является психолого – педагогический статус. Психолого-педагогический статус ребенка представляет собой совокупность психологических характеристик важнейших видов деятельности, поведения и внутренних психических состояний, оказывающих существенное влияние на успешность обучения и развития ребенка в школьной среде. Важную роль здесь играет психофизическое развитие (моторика, эмоциональная, когнитивная, мотивационная сферы). Психофизиологической готовностью можно считать зрелость дошкольника в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Следует отметить, что основой психолого – педагогического статуса являются критерии готовности ребенка к школе, т.к. от степени подготовленности ребенка к обучению, зависят его дальнейшее развитие и успешность в освоении школьной программы. По мнению И.Ю.Кулагиной, «психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства». Личностная готовность к школьному обучению заключается в формировании внутренней позиции дошкольника. Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-психологический проект с детьми старшего дошкольного возраста «Саморазвитие личности»

Прект предназначен для социально-психологической работы с детьми старшего дошкольного возраста(6-7лет),для саморазвития личности ребенка ,развития индивидуальности,собственной значимости,а так же для ...

Социально-психологический проект с детьми старшего дошкольного возраста «Саморазвитие личности»

Прект предназначен для социально-психологической работы с детьми старшего дошкольного возраста(6-7лет),для саморазвития личности ребенка ,развития индивидуальности,собственной значимости,а так же для ...

"Формы и принципы успешного обучения детей дошкольного возраста".

"Формы и принципы успешного обучения детей дошкольного возраста"....

Выступление "Сетевое взаимодействие ДОУ как фактор успешной социализации детей дошкольного возраста"

Опыт работы взаимодействия детского сада  с социальными организациями....

Подбор игр и/или упражнений, направленных на развитие социально – психологических качеств личности для детей дошкольного возраста

Подбор игр и/или упражнений, направленных на развитие социально – психологических качеств личности для детей дошкольного возраста...

Методики исследования социально – психологических качеств личности для детей дошкольного возраста.

Предлагаемые способы и содержание диагностики социального развития определяются пониманием его сущности. Социальное развитие ребенка - это взаимосвязанные процессы социализации и индивидуализации. То ...

Психологические основы развивающего обучения детей дошкольного возраста

Психолигические основа развивающего обучения детей дошкольного возраста...