Игра, как ведущий метод обучения английскому языку.
методическая разработка

Как педагог-предметник, рассматриваю использование игровых технологий на уроках неотъемлемой частью своей работы. Считаю, что именно игровые элементы, грамотно включённые в учебный процесс, способны помочь в реализации главной цели обучения иностранному языку в совокупности её составляющих –формированию коммуникативной компетенции учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра, как ведущий метод обучения английскому языку.

Как педагог-предметник, рассматриваю использование игровых технологий на уроках неотъемлемой частью своей работы. Считаю, что именно игровые элементы, грамотно включённые в учебный процесс, способны помочь в реализации главной цели обучения иностранному языку в совокупности её составляющих –формированию коммуникативной компетенции учащихся. При этом для успешной реализации главной цели обучения я ориентируюсь на выполнение более узких, но не менее важных задач:

1) создание «ситуации успеха» для каждого участника игры;

2) повышение мотивации изучения предмета;

3) обеспечение личностного роста каждого участника;

4) совершенствование умений, активного и доброжелательного взаимодействия друг с другом;

5) активизация психической, познавательной и творческой сфер личности

средствами иностранного языка;

6) формирование и совершенствование основных аспектов иноязычной речевой

деятельности: аудирования, чтения, письма, говорения.

В процессе включения игровых элементов в учебную деятельность целесообразно руководствоваться такими методическими принципами:

1) соответствие задачам урока;

2) обучение «в зоне ближайшего развития»;

3) соответствие возрастным особенностям учащихся;

4) сочетаемость с другими видами деятельности на уроке;

5) целесообразность затраченного времени;

6) вариативность.

Использование игровых приёмов должно быть разнопланово:

1. На разных типах занятий:

  • формирование лексических и грамматических навыков,
  • активизация лексико-грамматического материала,
  • аудирование,
  • домашнее чтение,
  • комбинированные занятия,
  • повторительно-обобщающие занятия

2. Как самостоятельную единицу образовательного процесса, т.е. занятие-игра или ролевая игра-драматизация

3. На разных этапах занятия:

  • вводно-мотивационном,
  • повторения,
  • проверки домашнего задания,
  • введения нового материала,
  • закрепления.

Включаемые в занятие игры можно рассматривать с точки зрения разных классификаций:

  • по характеру педагогического процесса,
  • по виду деятельности,
  • по характеру игровой методики,
  • по виду игровой среды,
  • по компонентному аспекту (лексические, грамматические, фонетические, орфографические, страноведческие).

В самом начале изучения английского языка, во время разучивания алфавита можно играть в разнообразные орфографические игры, например:

The ABC Games

Педагог должен иметь два набора карточек с буквами алфавита. Класс делится на две команды. Каждая команда получает один набор карточек. Ученики выстраиваются на возможно дальнем расстоянии от доски. Когда педагог произносит слово, скажем, “pencil”, ученики с соответствующими буквами бегут к доске и составляют это слово. Команда, составившая слово первой, получает количество очков по числу букв в слове.

«The Chain of Letters».

Ею можно заменить физкультминутку или же использовать в конце урока, как элемент рефлексии. Ее основное место – второй класс – при изучении алфавита, но может использоваться в третьем и четвертом классе для актуализации знаний. Все участники игры встают в круг. Ученики по очереди называют по одной букве алфавита. Тот, кто ошибается или слишком долго вспоминает нужную букву, выбывает из игры, то есть занимает свое место. Побеждает тот, кто не допускает ни одной ошибки. В этой игре буквы можно заменить цифрами и числами, названиями времен года, месяцев, дней недели и т. п. Также можно усложнить задачу, называя буквы алфавита от A до Z, добавив фразу со словом на свою букву: “A is for Apple”, “B is for Ball”, “C is for Cat” и т. д.

Дежурная буква.

Дежурный называет букву, с которой должны начинаться все слова. Играющие пишут как можно больше слов. На выполнение отводится 2-3 минуты: wall, wish, window … . Если слово написано с ошибкой, оно не засчитывается и сжигает одно набранное очко.

Использование орфографических игр дает хорошие результаты, позволяет освоить алфавит, знание которого необходимо для дальнейшего обучения чтению.

В начале урока целесообразно проводить фонетические игры, цель которых – постановка правильной артикуляции органов речи учащихся при произнесении отдельных английских звуков.

Например, к нам на уроки английского языка приходит проказница-обезьянка, которая гримасничает и просит детей повторять за ней, что они охотно и делают. «… Обезьянка широко улыбнулась, а потом она снова надула губки…» «… Обезьянка пошла гулять в лес, но на улице было холодно, у нее замерзли лапки, она стала дышать на них, чтобы согреть их (тренировка звука [h]) …» «… После прогулки в лесу у обезьянки заболело горлышко, она пришла к врачу, но не может сказать свое имя, у нее получается только м (тренировка звука [m]) …» У каждого в копилке есть такая, а то и не одна. Героями таких сказок выступают Язычок, Мисс Четтер, Обезьянка, и просто волшебные звери. Общим у этих сказок является то, что все они являются прекрасными помощниками для отработки произношения трудных звуков, а неоспоримыми преимуществами – возможность сочинять сказку исходя из особенностей класса в целом и с учетом индивидуальных особенностей учащихся, а также возможность учитывать насущные потребности обучения. Постепенно роль сказочника может передаваться тем ученикам, у которых трудные звуки получаются лучше, включить элемент соревнования. В такие сказки хорошо вписываются игры, направленные на совершенствование навыков аудирования, например, игра «Поймай звук». Ученики хлопают в ладоши, когда они услышат в произносимых педагогом словах заданный звук. Если ученик ошибается он встает. Остаются сидеть самые внимательные. Вариант этой игры используется при изучении темы множественное число существительных: учащиеся должны услышать и хлопнуть в ладоши на слово во множественном числе.

Лексические игры (Word games) преследуют цели:

- Тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к

естественной обстановке;

- активизировать речемыслительную деятельность учащихся;

- развивать речевую реакцию учащихся.

Ряд игр предназначен для тренировки учащихся в употреблении отдельных частей речи, например, числительных, прилагательных. Другие игры соответствуют определенным темам «Покупки», «Внешность», «Одежда».

1. Ведущий рисует на доске клетки по числу букв задуманного им слова.

Участники игры по очереди задают ему вопросы:

Is there the letter … in it?

Does it have a letter?

Если названная буква имеется в задуманном слове, ведущий записывает ее в соответствующую клетку и ученик, назвавший ее, получает право на следующий вопрос. Если же названной буквы нет в слове, учащийся, задавший вопрос, выбывает из игры. Игру продолжают другие ребята, и побеждает тот, кто назовет задуманное слово.

2. Игра “Look Sharp” позволяет повторить лексику. Она проводится в быстром темпе, без пауз. В игре принимают участие все школьники. Педагог передает одному из учеников линейку и называет любое слово, представляющую собой ту или иную часть речи (или той же теме), и быстро передает линейку одному из соседей. Ученик, нарушивший правила игры, выбывает из нее и платит штраф:

обычно декламирует стихотворение на английском языке.

Примеры:

One – two – three – four – five и т.д. (Часть речи – числительное).

Red – green – blue – brown – white и т.д. (Часть речи прилагательное).

В другом варианте игры “Look sharp” ученики, отвечая на вопрос учителя What can you see in the …?, называют то, что они могут видеть в комнате (на улице, в парке, на картинке). Учащийся последним назвавший предмет, выигрывает.

Отработка лексических навыков происходит через дефиницию (загадки).

Ребятам дается задание на уроке или дома описать животное (дом, часть тела, игрушку, фрукт, сказочного героя), не называя его. Если задание домашнее, то на следующем уроке проверка домашнего задания проходит в форме «конкурса загадок». Применяется и обратный прием, когда дети загадывают слово (животное, сказочного героя и т.п.), а водящий или команда-соперник отгадывает его, задавая общие вопросы. Такие приемы позволяют не только закрепить изученную лексику по той или иной теме, но и отработать грамматические структуры утвердительного предложения, общего вопроса, краткого и полного ответа на него.

Так при работе над лексикой «Продукты», «Одежда» в классе появляется «магазин».

В магазине

На прилавке магазина разложены различные предметы одежды или еды,

которые можно купить. Учащиеся заходят в магазин, покупают то, что нужно.

P1 : Good morning! P1 : Good morning!

P2 : Good morning! P2 : Good morning! What would you like?

P1 : Have you a red blouse? P1 : I would like some cheese.

P2 : Yes, I have. Here it is. P2 : Take, please.

P1 : Thank you very much. P1 : Thank you.

P2 : Not at all. P2 : You are welcome.

P1: Наve you a warm scarf?

P2: Sorry, but I haven`t.

P1: Good bye.

P2 : Good bye.

В игре «Собери портфель» участвуют все ученики. Выходят к доске по желанию.

Педагог: Поможем Буратино собраться в школу.

Ученик берёт находящиеся на столе предметы, складывает их в портфель, называя каждый предмет по-английски:

This is a book. This is a pen (pencil, pencil-box)

В дальнейшем ученик кратко описывает предмет, который он берёт:

This is a book. This is an English book. This is a very nice book.

Цветик - семицветик

Оборудование: ромашки со съемными разноцветными лепестками. Класс

делится на три команды. Школьники друг за другом по цепочке называют цвет

лепестка. Если ученик ошибся, все лепестки возвращаются на место и игра

начинается сначала.

P1 : This is a blue leaf.

P2 : This is a red leaf., etc.

Guess the color

Оборудование: цветные флажки. Сначала педагог выступает в роли ведущего, затем ведущим становится ученик, угадавший цвет флага. Ведущий выбирает флаг, прячет его за спиной. Класс должен угадать, какого цвета спрятанный флаг с помощью вопроса: «Is it red?». Таким же способом мы учим буквы, цифры, школьные принадлежности.

Собери букет

Оборудование: живые или искусственные цветы или осенние листья.

Педагог: У каждого из вас есть любимый педагог. Давайте соберем букет для

него. Только мы должны соблюдать одно условие: называть цвет каждого

цветка или листочка правильно, иначе букет быстро завянет.

Ученик: This is a red flower. This is a yellow flower.

Знаете ли вы животных?

Представители от каждой команды по очереди произносят названия животных:

a fox, a dog, a monkey и т. д.

Побеждает тот, кто последним назовет животное.

На уроках часто используются и различные вариации игры «Правда/Ложь» (Yes/No). Например, на уроке «Знакомство» это игра “Are you…?”. Педагог обращается к ученику с вопросом “Are you Yura?”, если он - Юра, то он отвечает Yes, если нет, то – No. Таким же образом мы запоминаем буквы, цифры, звуки. Педагог называет, например, звуки, показывая соответствующие транскрипционные значки, и иногда допускает ошибки. Учащиеся должны обнаружить ошибку. С помощью этой игры мы запоминаем и новую лексику, отрабатываем грамматические структуры типа «This house is old», «She is a nice girl».

Игры по аудированию

Цели:

- научить учащихся понимать смысл однократного высказывания;

- научить учащихся выделять главное в потоке информации;

 - развивать слуховую память учащихся.

Можно проводить игры на аудирование текста, не имея ни картинок, ни рисунков, ни заранее приготовленных вопросов, ни пунктов текста и т.д., это игры на развитие аудитивной памяти. Педагог читает текст в нормальном темпе, играющие слушают. После прослушивания текста педагог предлагает записать слова, которые каждый участник игры запомнил. Затем педагог читает текст ещё раз и дает задание –выписать группы слов и запомнившиеся фразы. После этого участники игры восстанавливают текст по памяти, пользуясь своими записями. Побеждает тот, кто наиболее точно передаст содержание текста. Особый интерес вызывают игры, в которых после прослушивания текста (желательно, с большим количеством персонажей) необходимо разыграть сценку по содержанию текста. В этих играх дети демонстрируют не только свои способности к аудированию, но и свои артистические способности. Обучение аудированию целесообразно проводить в разнообразных интересных играх. В них ребёнок может проявить себя как личность, а также как член коллектива. Нет универсальных игр для обучения аудированию, но можно любое упражнение, любой текст превратить в игру. Для этого необходимо подготовить необходимые аксессуары, создать атмосферу соревнования, сделать задание к текстам разнообразными, но в то же время доступными и интересными. Тексты можно использовать из учебников, дополнительных книг по английскому языку, придуманные самим учителем или учениками. Главное, превратить элементарный текст в интересную, притягивающую ребенка игру.

Чье солнышко ярче? Капитаны команд выходят к доске, на которой нарисованы два кружка, и описывают животное по картинке. Каждое правильно сказанное предложение – это один лучик к кружку и один балл. Побеждает тот капитан, чье солнышко будет иметь больше лучиков, т.е. больше баллов. Кто лучше знает цифры? Представители от каждой команды выходят к доске, на которой написаны цифры (не по порядку). Ведущий называет цифру, ученик ищет ее на доске и обводит цветным мелом. Побеждает тот, кто обведет больше цифр. Загадки о животных Педагог читает учащимся загадки, учащиеся должны их отгадывать. Например: 1. It is a domestic animal. It likes fish. (a cat) 2. It is a wild animal. It likes bananas. (a monkey) 3. It is very big and grey. (an elephant) 4. This animal likes grass. It is a domestic animal. It gives us milk. (a cow) За каждый правильный ответ команда получает 1 очко.

Веселые художники Ученик, закрыв глаза, рисует животное. Ведущий называет основные части тела: Draw a head, please. Draw a body, please. Draw a tail, please. Если рисунок получился, команда получает пять баллов. Хлопаем в ладоши Члены обеих команд становятся в круг. Ведущий – в центре круга. Он называет вперемежку домашних и диких животных. Когда дети слышат название дикого животного, они хлопают один раз, когда слышат название домашнего животного, то хлопают два раза. Тот, кто ошибся, выбывает из игры. Победительницей считается та команда, в которой останется больше игроков.

Составь фоторобот Класс делится на три команды, каждая из которых представляет отделение милиции. Выбираются 3 ведущих. Они обращаются в отделение милиции с просьбой отыскать пропавшего друга или родственника. Ведущий описывает их внешность, а дети делают соответствующие рисунки. Если рисунок соответствует описанию, считается, что пропавший найден. Ведущий: I can`t find my sister. She is ten. She is a schoolgirl. She is not tall/ Her hair is dark. Неr eyes are blue. She has а red coat and a white hat on.

Seasons Педагог предлагает кому-то из учеников задумать какое-либо время года и описать его, не называя. Например: It is cold. It is white. I ski. I skate. I throw snowballs.Учащиеся пытаются отгадать: Is it spring? Is it winter? Выигрывает тот, кто правильно назвал время года.

Игры-загадки Педагог: У меня есть хорошие друзья. Это особенные друзья. Они пришли к нам из сказок. Вы их тоже знаете, а вот сможете ли угадать, о ком я рассказываю? - I have a friend. Не is a small boy. Не can read, write and count, but not well. He can run and jump and play. He cannot draw and he cannot swim. /Незнайка/. - I have a friend. Не is a big fat boy. He cannot read and write, but he can run, sing, dance and play. He can fly! /Карлсон/ - I have a friend. He is not a boy. He is not a girl. He is green. He can swim. Hecannot jump and he cannot fly. /Крокодил Гена/.

Существует множество методик обучения английскому языку, они меняются и модернизируются, но неотъемлемой частью любой из них была, есть и будет – ИГРА - ведущий метод обучения дошкольников иностранному языку, совмещающий педагогическую цель с привлекательным

для ребенка мотивом деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Игра как ведущий метод обучения иностранному языку для дошкольников"

Презентация "Игра как ведущий метод обучения иностранному языку для дошкольников"...

"Игра как ведущий метод обучения детей безопасному поведению на дорогах"

Методическая разработка раскрывает важность использования игр при ознакомлении детей с ПДД....

Методическая разработка для воспитателей "Игра, как ведущий метод обучения детей безопасному поведению на дорогах".

Управление образования администрации Старооскольского     городского округа Белгородской области Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад общеразвив...

Мастер класс на тему: "Интерактивные методы обучения английскому языку дошкольников в дополнительном образовании"

Мастер класс на тему: "Интерактивные методы обучения английскому языку дошкольников в дополнительном образовании"...

Игра, как ведущий метод обучения английскому языку в ДОУ.

Презентация на тему:"Игра, как ведущий метод обучения английскому языку в доу". Представлена информация о актуальности использования игры на занятиях по английскому языку, приведена их класс...

Мастер-класс "Игры – энергизаторы как один из интерактивных методов обучения английскому языку в ДОУ"

Ни для кого не секрет, что современных детей уже не удивишь простыми педагогическими приемами при изучении английского языка. К тому же дошкольники — это особая категория детей, которые еще не м...