Конспект "Украшение пряника"
план-конспект занятия (средняя группа)

Левина Юлия Евгеньевна

Знакомство с пряничным искусством на Руси, показать красоту, художественную ценность пряника, как проявление народного творчества.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_pryaniki.docx23.13 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие- развлечение в средней группе  «Украшение пряника».

Образовательная область: Познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Речевое   развитие, Художественно-эстетическое развитие, Социально-коммуникативное развитие.

Вид деятельности: образовательная, развивающая деятельность.

Тип: интегрированное.

Возраст детей: 4-5 лет (средняя группа).

Формы непосредственной  образовательной деятельности: совместная Тема: «Украшение пряника»

Цель: Знакомство с пряничным искусством на Руси, показать красоту, художественную ценность пряника, как проявление народного творчества.

Задачи:

Образовательные:

• систематизировать и закрепить знания о труде мастеров народных промыслов,

•познакомить с новыми понятиями: самовар, пряник, чаепитие,

• активизировать речь детей, совершенствовать умение высказывать предположения и делать выводы,

Развивающие:

• развивать творческие способности детей,

• развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус,

• развивать внимание, память, логическое мышление,

Воспитательные:

• воспитывать любовь и уважение к своей Родине, народу, мастерам-умельцам,

• вызвать положительное эмоциональное настроение,

Предварительная работа:

• беседы, рассказы по теме, рассматривание иллюстраций самоваров, пряников,

Ход работы:

Воспитатель: Ребята, послушайте, какая замечательная музыка звучит. Она приглашает нас на ярмарку!  

 Но не на простую, а как вы думаете на какую?

Какой праздник приближается? Правильно Новый Год. Поэтому и ярмарка будет новогодняя.  А вы знаете, что такое ярмарка?

Дети: Нет!

Воспитатель: Ещё с давних времён у русского народа был обычай -устраивать ярмарки.

Ярмарка-это место, где можно и купить и продать разнообразный товар. Мастера из разных уголков земли везут свои изделия на ярмарку. Ходит народ по рядам, а товара так много, что глаза разбегаются.

Воспитатель: Скажите мне ребята, а хотите вы побывать на настоящей новогодней ярмарке?

Дети: Да!

Воспитатель: Сегодня мы с вами туда отправимся.

Скоморох:

Сюда, сюда все приглашаются,

Ярмарка начинается!

Мальчишки и девчушки,

Откройте глаза, навострите ушки!

Русская ярмарка не каждый день бывает.

Чего здесь не наслышишься,

Чего здесь не навидишься!

Все будут довольны, никто не обидится!

Здесь и свистульки, здесь и игрушки.

Чай из самовара, пряники печатные, игры занятные!

Здесь на всех, друзья хватит радости,

Будут игры, веселье, подарки и сладости. (слайд с иллюстрацией ярмарки).

Воспитатель: мы с вами оказались на самой настоящей новогодней ярмарке. Ну же, давайте посмотрим, что она для нас приготовила. Но для этого нужно отгадать загадку:

Стоит толстячок

Подбоченивши бочок.

Шипит и кипит, всем пить чай велит.

Дети: Самовар

Воспитатель: Правильно, ребята, -это самовар.

Воспитатель: Вот он, посмотрите какой пузатый, блестит, как зеркало. А для чего нужен самовар (Слайд № 2)

Дети: Чтобы чай кипятить.

Воспитатель: Правильно, в нем кипятят чай. Внешне он напоминает чайник с большим изогнутым носиком, внутри у него припаян кувшин, куда накладывали угли, а внизу - поддувало. «Сам варит»- отсюда и слово произошло самовар. Самовар - это русское гостеприимство, это часть жизни и судьба русского народа.

Делали самовары в городе Туле, они были разные по цвету и по форме.

Были большие пузатые, маленькие расписные. Есть самовары разной формы: в форме вазы (Слайд №3, круглый самовар-шар (Слайд№4), в форме репки (Слайд 5, самовар-петух (Слайд №6, затейливый домик-теремок. (Слайд №7).Такие самовары всегда становились украшением ярмарок.

Скоморох:

Вот вам и подарок: сундучок с сюрпризом!

Воспитатель: Ребята, вам интересно узнать, что в нем (дети садятся на стульчики). Давайте посмотрим (достаю из сундучка пряники). Что это? Конечно же это пряники.

- Почему вы решили, что это пряники? (ароматный, сладкий, мятный,  покрыт глазурью)

- Вы любите пряники? (да)

- Какие бывают пряники? (медовые, шоколадные, клубничные, земляничные, лимонные)

Скоморох:

Волки, зайцы и медведи украшают ёлку,
Веточки пушистые и блестят иголки.

На макушке – звёздочка светит алым блеском,
А под ёлкой - пряники! Им под ёлкой тесно!
Доставайте пряники и на стол кладите...
Пар пошёл из чайника! Гости, заходите!

Воспитатель:

О чем говорится в этом стихотворении? Правильно, о пряниках. (рассматриваем муляж пряника

        Пряники делали разные, были совсем маленькие  и совсем огромные , которые едва умещались на телеге, их называли пряники-гиганты (слайды с изображением разных пряников)

Пряники были любимым лакомством детей. Для них делали пряники в виде птичек, разных животных.

ПРЯНИКИ- это не только сладость, но и в дом радость, оберег от злых духов и игрушка для детей.

Давайте и мы с вами поиграем.

Скоморох(показывает ребятам “карусель” - обруч с лентами):

Ай, люли-люли-люли, карусель видна вдали.

Хотят кататься детушки, и Ванюшки и Танюшки,

Мальчики и девочки, куда же вы шагаете?

Идите вы на карусель – место прозеваете! (Дети подходят к обручу с лентами, каждый берет в руку ленту и двигается по кругу)

Физ. минутка

Закрутили, завертели колесо у карусели.

Весело, весело, вместе ехать весело!

Еле-еле, еле-еле, завертелись карусели,

А потом, потом, потом,

Все бегом, бегом, бегом!

Тише, тише не спешите,

Карусель остановите!

Раз, два, раз, два!

Закружилась голова.

Ребята, скоро Новый год и мы предлагаем вам расписать пряники , которые вам заранее испекли.

- Каким  должен быть праздничный пряник? (нарядным, ярким, красиво украшенным)

- Украшать пряник, целое искусство! Мы приглашаем вас в художественную мастерскую, где мы станет художниками по украшению (росписи) пряников и продемонстрируем свои творческие умения.

- Прежде, чем приступить к работе, давайте разомнем свои пальчики:

Мы еще не мастера,

Мы пока что учимся.

(разжимание кулачков)

Если будем мы стараться,

(соединение пальчиков начиная с большого)

Многому научимся.

(руки сжимаем в замок, пальцы поднимаем вверх)

- А сейчас стульчики пододвиньте ближе, спинки выпрямите, следите за осанкой, приступим к росписи пряника,  А пряники испекла и помочь вам пришла мама нашего одногруппника   Александра Владимировна, и мы вам будем немного помогать. Александра Владимировна расскажите чем же можно украсить наши пряники?

А для хорошего настроения, рисовать будем под музыку.

Дети украшают пряник.

 Какие красивые пряники получились, давайте рассмотрим их, какие они красочные и красивые.

Воспитатель: Ах как славно потрудились, ай да чудо - мастера Какие оригинальные и необычные у вас получились изделия! Можно пополнить ими ярмарку!

Воспитатель: Где мы сегодня с вами побывали? Что узнали нового?

Скоморох:

Ты и дальше не скучай- приглашаем всех на чай,

С пряниками, сушками, пышными ватрушками.

https://yandex.ru/video/preview/15514565865265932898


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: "Из истории русских пряников"

В ходе занятия детей знакомят с традицией изготовления печатных пряников на Руси, с их разнообразием ( фигурные, штучные, городские, почетные; пряничные коврижки), с традициями использования пряников ...

"Русские пряники" конспект открытого занятия по ознакомлению окружающего мира - 2 младшая группа.

Приобщение детей к традиционной культуре через знакомство с национальным кушаньем: медовыми пряниками....

Тема: «Украшение пряника»

Задачи НОДО/о «Художественное творчество»- Знакомить с народной традицией – пряничное искусство.- Дать понятие о вырубных и печатных пряниках.- Развивать творческое воображение и умение сочетать...

"Русский пряник"

Конспект открытого занятия по образовательной области "Художественно- эстетическое развитие".Здесь дети закрепляют свои знания по народному декоративно- прикладному искусству....

статья "Кнут или пряник?"

Тот, кто правильно указывает  намои ошибки, - мой учитель; тот, ктоправильно отмечает мои верные поступки, - мой друг, тот,  кто мнельстит, - мой враг.Сюнь-цзы,Древнекитайск...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим на тему : "Пряники"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим на тему : "Пряники"...