Консультация «Семья и детский сад как социальные институты формирования личности дошкольника».
консультация (подготовительная группа)

Алямкина Галина Николаевна

     «Семья и детский сад как социальные институты формирования личности дошкольника».

         Говоря о формировании личности дошкольника, первое, что приходит на ум, это та окружающая среда, в которой находится и тесно взаимодействует малыш. Недаром, именно совместная, кропотливая, порой не всегда легкая работа семьи и детского сада, а в дальнейшем и других социальных институтов, приводит к положительному финалу в вопросе развития, воспитания и формирования личности в целом. Для начала, необходимо понять, кто такой дошкольник, что такое семья и детский сад.

               Дошкольный возраст – этап психического развития ребёнка в диапазоне от 3 до 7 лет. Выделяют три периода: младший дошкольный возраст – от 3 до 4 лет; средний дошкольный возраст – от 4 до 5 лет; старший дошкольный возраст – от 5 до 7 лет.

     Семья – социальный институт, базовая ячейка общества. Для детей, семья это среда, где формируется его характер, складывается его психология, а вместе с тем и его будущее. Она необходима для формирования личности и самосовершенствования.

   Семья - маленькое государство и держится оно на любви (Конфуций).

   Семья включает в себя базовые условия для полноценного человеческого развития, является микромоделью общества для ребенка.

Детский сад – учреждение для общественного воспитания детей дошкольного возраста.Детский сад создает благоприятные условия для проживания ребенком дошкольного возраста, готовит к школе, всесторонне развивает в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.Соотнося все понятия, для получения полноценно сформированного человека, не представляется возможным отделение одного от других. Это триада где во главе стоит ребенок, а основой является семья и детский сад.

    Семья и детский сад – это два воспитательных феномена, каждый из которых даёт ребёнку социальный опыт, но только в совместной работе, в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

     Работая над формированием личности дошкольника, и семья и детский сад преследуют одни цели и задачи в вопросах воспитания и обучения, они являются партнёрами в своей совместной деятельности. Поэтому очень важно, чтобы эти два института, значимых для ребёнка, сами понимали друг друга, находились в постоянном контакте, давали обратную связь, анализировали свою совместную работу, прислушивались друг к другу.Взаимодействие семьи и детского сада это обязательное, важнейшее условие воспитания ребёнка-дошкольника.

   «…Воспитывает все: вещи, явления, но прежде всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги» А.С. Макаренко.

      Находясь в постоянном взаимодействии с социальными институтами, малыш получает необходимую информацию и адаптируется к жизни в обществе.В связи с недостаточными знаниями родителей о возрастных особенностях детей, или обладающих теоретическими знаниями, но не умеющих применять их на практике, педагоги проводят собрания, дают консультации, создают информационные стенды, помогая преодолеть проблемы и тем самым не допустить ошибок в работе системы «дом - ребёнок - детский сад». Существуют коллективные, групповые и индивидуальные формы взаимодействия педагогов с родителями.

  Взаимодействие ДОО с семьей ребенка будет успешным, если соблюдать взаимное доверие, если сотрудничество будет открытым, развивающим и долгосрочным, если будут преобладать партнерские отношения.Конечно, к сожалению, в современном мире, связь семья – детский сад не всегда работает на сто процентов. Причин этому много. Одна из них занятость родителей, которые стараются «переложить» свои обязанности по воспитанию на детский сад. Они считают, что ребенком должны заниматься в детском саду, так как им за это платят. Но, забывают о том, что образовательное учреждение является лишь помощником в этом вопросе.

  В Законе РФ «Об образовании» ст. 18 п. 1 говорится, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в детском возрасте.Но, сможет ли только семья, стать учителем для ребёнка? Может ли семья, обособленно от других социальных институтов заложить всё необходимое для развития полноценной личности? Ответ очевиден – нет. Можно научить малыша считать, писать, читать, но не будем забывать, что изолировать ребёнка от социума, в котором приобретается определенный опыт, просто невозможно. Поэтому, только совместно работая над формированием личности можно получить гармонично развивающегося, психически здорового человека.

     Семья и детский сад не могут заменить друг друга, но могут дополнить.

А.С. Макаренко писал: «Воспитание детей – самая важная область нашей жизни…»Таким образом, непрерывное взаимодействие по вопросам воспитания и образования семьи и ДОУ является важным направлением в совместной деятельности, результат которой позитивно отражается на социальном, физическом и психическом здоровье ребёнка.

Литература

       1. Педагогика: Учебное пособие. /Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2002.

       2. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие/ А.К. Болотова, О.Н. Молчанов. – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012.

       3. ФЗ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ

       4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

     5. Макаренко А.С. Цель воспитания: Учебное пособие/А.С. Макаренко – М.: Педагогика 1984.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx0 байтов

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семья и детский сад как социокультурная среда формирования личности ребёнка.

Семья и детский сад как социокультурная среда формирования личности ребёнка....

Родительское собрание в старшей группе детского сада тема: « Роль родного дома и семьи в формировании личности дошкольника.»

Цель:1.выявление особенностей взаимоотношений между ребёнком и родителем;2. разработка основных правил семейного воспитания....

Родительское собрание в средней группе детского сада тема: « Роль родного дома и семьи в формировании личности дошкольника.»

"Характер и нравственное поведение ребёнка - это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер и их поведение" Эрих Фромм "Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь ...

"Семья и детский сад как социокультурная среда формирования личности"

Факторы социализации являются одновременно и средовыми факторами формирования личности. Однако в отличие от социализации факторы формирования личности дополняются еще биологическим фактором....

" Семья и детский сад как социокультурная среда формирования личности ребёнка "

Факторы социализации являются одновременно и средовыми факторами формирования личности. Однако в отличие от социализации факторы формирования личности дополняются еще биологическим фактором....

Консультация для родителей: Семейные традиции как средство семейного воспитания; Сущность традиций и обычаев, их социальные функции; Формирование у дошкольников качеств будущего семьянина;Семья как основной фактор, влияющий на социально-нравственное воспи

КУ Урайский специализированный Дом ребенка Автор проекта: Степанова Елена Николаевна воспитатель Урайского специализированного Дома ребенка гр.№6 «ЕСемейные традиции как средство семейного ...

Семья и детский сад как социальные институты формирования личности

СЕМЬЯ И ДЕТСКИЙ САД КАК СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ Введение....