НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА.
консультация

Лапонова Татьяна Александровна

В настоящее время наблюдается тенденция возрастающего значения эстетического развития детей. Эстетическое развитие - развитие способности переживать различные явления действительности как прекрасные. Эстетическое развитие начинается уже в раннем детстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_mini-sayt.docx15.3 КБ

Предварительный просмотр:

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА.

Лапонова Т.А.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, художественно - эстетическое развитие является одним из направлений образования.

В настоящее время наблюдается тенденция возрастающего значения эстетического развития детей. Эстетическое развитие - развитие способности переживать различные явления действительности как прекрасные. Эстетическое развитие начинается уже в раннем детстве.

Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развиваются познавательный интерес детей и любознательность.

У детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата эстетическое развитие может начинаться позже. Это обусловлено тем, что они имеют различные двигательные нарушения.

В детском саду художественно - эстетическое развитие проходит в рисовании, аппликации, лепке.  Многие дети, страдающие детским церебральным параличом (нарушениями опорно - двигательного аппарата), с удовольствием делают аппликацию, рисуют и лепят. Однако, различные нарушения двигательной сферы снижают качество их изобразительной деятельности, она зачастую не соответствует возрасту. У детей 5-6 лет рисунки похожи на хаотическое чёрканье детей 2-х лет, не имеющих отклонений. Например, геометрические фигуры не имеют четких очертаний, деревья и цветы как бы «повисают» в воздухе. Также многие дети не ориентируются на плоскости бумаги, путают «лево» и «право», выходят за пределы листа, либо мельчат детали. Дети, страдающие ДЦП, не любят пользоваться цветными карандашами и красками, предпочитая весь рисунок изображать одним цветом. Ну и конечно такие результаты творчества не могут нравиться ни только родителям, но и самому ребенку не доставляют удовольствия.

Однако, для детей, страдающих различными нарушениями опорно- двигательного аппарата, занятия изобразительной деятельностью необходимы для развития художественно - эстетического восприятия мира, развития мелкой моторики рук, для формирования графических навыков, а также для расширения знаний и представлений детей об окружающем их разнообразном мире.

Но добиться того, чтобы занятия изобразительной деятельностью стали любимыми и оказывали существенное воздействие на нарушенные болезнью стороны психофизического развития, педагогам необходимо подбирать методы, которые помогали бы детям полюбить занятия художественно - эстетического цикла и тем самым способствовали бы развитию уверенности детей в своих силах, развитию пространственного мышления, побуждали бы детей к творческим поискам и решениям, развивали мелкую моторику рук, творческие способности, воображение и полёт фантазии.

Один из таких методов - это нетрадиционное рисование.  Нетрадиционное рисование - это не значит что - то сложное. Наоборот -  именно нетрадиционная техника превращает занятие по ИЗО в простую и веселую забаву. Не надо вырисовывать сложные элементы, не надо виртуозно владеть кисточкой. Нетрадиционные техники потому и придумали, что они упрощают труд ребенка, облегчают задачу педагога в методическом плане и дают детям потрясающий творческий опыт с превосходным итоговым результатом.

Рисование нетрадиционными способами-увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Ведь детям не надо пытаться держать в руках карандаш или кисточку, пытаться выводить узоры, не выступать за линию. Не надо расстраиваться по каждому поводу не получившегося рисунка.

В процессе художественного восприятия, на занятиях и вне их, важное значение имеет компетентное педагогическое руководство детской художественной самодеятельностью. Нужно помнить, что, работая с детьми, имеющими различные нарушения опорно-двигательного аппарата, важно обращать внимание на индивидуализацию образовательного процесса: грамотно подбирать технику рисования для каждого ребёнка, уметь постоянно хвалить ребенка за его успехи, замечать его старания.

При небольшой наполняемости компенсирующих групп для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, нетрудно подбирать индивидуальные методики обучения нетрадиционному рисованию для каждого из детей.

На занятиях с использованием нетрадиционных материалов и техник ребята получают информацию о разнообразии окружающего мира. Существует множество техник нетрадиционного рисования, которые можно использовать в работе-это кляксография, отпечатки картофелем, тычок жесткой полусухой кистью, набрызг, оттиск смятой бумагой, рисование пальчиками и ладошками, паролоном, разрисовывание маленьких камешков, рисование втулками от туалетной бумаги, рисование одноразовыми вилками, пузырчатой плёнкой, методом штриховки и т.д.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает  воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Немаловажным для педагогов является то, как они сумеют обыграть рисунок ребёнка, похвалить, переключить на другой вид деятельности. Ведь при полном понимании ребёнка и педагога происходит гармонизация образовательного процесса.

Сегодня педагогическое сообщество возвращается к пониманию художественной культуры как уникального изобретения человечества, которое позволяет ребёнку с первых лет жизни ощутить себя полноправным субъектом мира.

Ребёнок учится познавать окружающий мир посредством художественно - эстетического развития. Формирование личности ребёнка, воспитание у него правильного отношения к окружающему миру - сложный процесс, в основе которого лежит правильное, гармоничное развитие чувств. И одним из главных людей, на котором лежит ответственность за воспитание положительной личности с развитым чувством художественно-эстетического восприятия - это педагог дошкольного образовательного учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности двигательного развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

СодержаниеВведение1. Особенности двигательного развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата2. Основные направления и средства коррекционной работы по преодолению двигательных нарушений пр...

Обобщение педагогического опыта педагога. Тема: «Особенности развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата при использовании упражнений, направленных на снятие нагрузки на позвоночник»

Большое значение для оздоровительного результата у детей имеет строгое соблюдение ортопедического режима в группе. Педагог организует педагогический  процесс    так,  чт...

"Значение нетрадиционных техник рисования в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста"

Рисование - один из путей развития детской личности, но у многих детей в школьном возрасте интерес к рисованию угасает. О выявлении причин угасания интереса к изобразительной деятельности и об одном и...

ТЕХНОЛОГИЯ КВЕСТ ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО – ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Указом Президента РФ от 07.05.2018 № 204 определены национальные цели и стратегические задачи развития РФ на период до 2024 года, которые направлены на обеспечение доступности общего, дошкольного обра...

Рабочая программа кружка «Нетрадиционные техники рисования» (по художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста) на 2020–2021 учебный год

Рабочая программа кружка «Нетрадиционные техники рисования» (по художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста) на 2020–2021 учебный годВоспитатель:...

Нетрадиционные техники рисования, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста

Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей дума...