«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «ДАРОВ» Ф.ФРЕБЕЛЯ в работе с детьми дошкольного возраста»
презентация

Маслова Анна Игоревна

Использование Даров Ф.Фрёбеля в работе с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_darov_frebelya_wecompress.com_.pptx882.41 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «ДАРОВ» Ф.ФРЕБЕЛЯ в работе с детьми дошкольного возраста » Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» п.г.т. Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Самоцветы» Воспитатель 1 категории Маслова А.И.

Слайд 2

Фридрих Вильгельм Август Фрёбель –известный немецкий педагог, основоположник понятия «детский сад» (по-немецки Kindergarten ), создатель первого в мире детского сада для детей дошкольного возраста. «Детская игра — это зеркало жизни и свободное проявление внутреннего мира» Фридрих Фрёбель

Слайд 3

Главная методика Фребеля — это игра. В свое время он был одним из первых, кто понял, что именно во время игры ребенок наиболее полно реализуется и развивается. Он разработал целый ряд игр и игрушек, которые использовались в его детском саду и давались малышам в подарок. Фребель первым систематизировал детские игры, определив для каждой свое место и время, разделив изобразительные, трудовые и ручные занятия. Обязательной частью системы является дидактический материал («Дары Фребеля »), посредством которого развиваются органы чувств, движений, речи

Слайд 4

1. Каждая игрушка, игра имеет свое задание, которое она должна выполнить в развитии и воспитании ребенка. 2 . Постепенное усложнение игр. 3 . Закон «посредничества ». ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ с дарами Фребеля

Слайд 5

1. Игра должна быть свободной. 2. Начало игры начинается с созерцания разделенного, но собранного в целое кубика, а потом - разделенного на части. 3.Всему , что сможет построить ребенок, дается название, которое напоминает ему что-то из окружающих его предметов. 4. В процессе строительства используется весь материал «дара». ПРАВИЛА РАБОТЫ

Слайд 6

5 . Ребенок может играть с материалом только одного дара. 6. При переходе к следующему дару игра с предыдущим продолжается. 7. Дети могут меняться дарами, но обязательно материал дара передавать собранным в коробочку. 8. Когда ребенок полностью исчерпает игру с материалами каждого ящичка (до 4), тогда можно дать два «дара» «для совместного и объединяющего пользования их в играх ». ПРАВИЛА РАБОТЫ

Слайд 7

- свободная игра ребенка с «даром »; - помощь ребенку в осмыслении того, что он построил; - побуждение ребенка к самостоятельному созданию предметов, которых он еще не строил; - строительство с участием и по подсказке взрослого; - строительство по образцу; - строительство и перестроение . ФОРМЫ «ЖИЗНИ» - объекты окружающего мира

Слайд 8

На демонстрации этих форм ребенок знакомится с основными геометрическими понятиями: названия фигур, понятий, характеризующих пространственное расположение, понятия целого и части, различные взаимоотношения - материала и формы, формы и величины, величины и положения, формы и положения . ФОРМЫ «ПОЗНАНИЯ» - результат сравнений по форме, величине и т.д.

Слайд 9

Для ознакомления ребенка с построением таких форм воспитатель выбирает удачный момент - случайное сочетание ребенком элементов «дара», при котором образуется сооружение, не похожее ни на «формы познания», ни на «формы жизни». Со слов воспитателя «Это красиво!» начинается знакомство детей с «формами красоты ». Это серия преобразований кубиков. ФОРМЫ «КРАСОТЫ» - сочетания, приводящие к единому образу

Слайд 10

Всего в наборе 12 мячей. Они окрашены в цвета радуги. У каждого мяча есть нитка. Как использовать. - Воспитательница показывает ребенку по одному мячу и называет его цвет. Ребенок со временем запоминает разные цвета и начинает их угадывать. Показывая мячи в разном порядке, воспитательница стимулирует ребенка включать память и правильно называть цвета мячей. - Воспитательница раскачивает мяч из стороны в сторону. Каждое движение она комментирует: влево-вправо, вверх-вниз. Так воспитательница учит ребенка правильно представлять пространство, различать стороны по названиям. - Воспитательница показывает мяч на ладони и говорит: «Есть мячик». Потом — прячет мяч и говорит «Нет мячика». В процессе ребенок запоминает понятия учреждения и отрицания. Фридрих объяснял, что мягкий шар — самый удобный для нежной детской ручки предмет. Неразвитые пальцы еще не умеют удерживать твердые угловатые предметы, такие как кубики, поэтому для этих целей лучше всего использовать мячи из шерсти. ПЕРВЫЙ ДАР Ф РЕБЕЛЯ ДЕТЯМ - Текстильные мячики(«Шерстяные мячики »)

Слайд 12

Э ти 3 предмета помогают детям познакомиться с разными геометрическими формами. Куб — квадратный и устойчивый, это символ покоя. На какую сторону его ни положи, он будет оставаться на своем месте. Шар - круглый и считается символом движения. Как его ни установи на ровной поверхности, он не останется на месте. Цилиндр совмещает в себе и куб, и шар. Он может быть устойчивым, но может и кататься. Занимаясь с кубом, шаром и цилиндром, ребенок запоминает геометрические формы и учится взаимодействовать с разными предметами. ВТОРОЙ ДАР Ф РЕБЕЛЯ ДЕТЯМ - «Основные тела » - шар, кубик, цилиндр

Слайд 14

Третьим даром Фрёбеля являются 8 простых деревянных кубиков. Занятия с третьим набором - кубиками по Фрёбелю практиковать с 4-4,5 лет. Современный аналог для выкладывания рисунков и симметричных узоров — кубики Никитина. Фрёбель предлагает три основных типа занятий : Жизненные формы. Этот тип занятий подразумевает конструирование предметов из окружающей жизни. Изящные формы. При занятия изящными формами, ребенок выкладывает кубики в виде различных симметричных абстрактных узоров. Математические формы предполагают использование кубиков в качестве счетного материала. При занятиях жизненными и изящными формами следует соблюдать правила: Готовые фигуры не разрушаются. Новые фигуры создаются путем трансформации предыдущей фигуры. Таким образом, ребенок с малых лет учится творить новое путем преобразования старого, а также приходит к пониманию, что разрушение — это ненужная процедура. Нет смысла разрушать, если проще создать новое на базе уже готового. Помимо прочего эти ограничения усложняют задания и воспитывают терпеливость. Примеры конструкций в рамках занятий по жизненным формам: ТРЕТИЙ ДАР Ф РЕБЕЛЯ ДЕТЯМ - «Куб из кубиков» кубик, разделенный на восемь кубиков

Слайд 16

Большинство конструкций, приведенных на рисунках, получены путем доработки предыдущей формы. Например, чтобы получить высокие ворота из двойных ворот, как на рисунке ниже, надо: Снять у двойных ворот верхние кубики. Затем один из них положить на правый столбик, другой — на левый. Завершающим действием будет перекладывание кубиков из среднего столбика наверх конструкции. Приучайте с детства ребенка строить не разрушая.

Слайд 17

Четвертым даром Фрёбеля являются 8 деревянных плиток. Длина каждой плитки вдвое больше, чем ширина. Ширина каждой плитки вдвое больше, чем толщина. Если два ряда, по 4 плитки каждый, положить рядом, то получим куб. Этот куб по размерам должен быть равен кубу из 8 кубиков третьего дара. Начинать занятие с четвертым даром рекомендуется спустя полгода после знакомства с третьим. Занятия с четвертым даром аналогичны занятиям с кубиками третьего дара (жизненные, изящные и математические формы). Для них остаются все те же правила. Все , что ребенок мог построить с помощью элементов предыдущего « дара» - это изображение массы и изображение тел. Результатом игры ребенка с четвертым «даром» являются изображения плоскостной и линейной протяженности. ЧЕТВЕРТЫЙ ДАР Ф РЕБЕЛЯ ДЕТЯМ - «Куб из брусков» кубик, разделенный на восемь брусков.

Слайд 18

ПЯТЫЙ и ШЕСТОЙ ДАРЫ Ф РЕБЕЛЯ ДЕТЯМ - кубик, разделенный на маленькие кубики и т.д. Пятый дар состоит из 27 маленьких кубиков, шесть из которых разделены на более мелкие части — призмы. Три разделены на 2 половины, другие три — на 4 части. В итоге набор включает 39 частей. Если построить из всех частей куб, то он должен по размерам быть равен кубам третьего и четвертого дара. Шестой дар является продолжением четвертого дара и состоит из 27 маленьких плиток, шесть из которых разделены на более мелкие части. Итоговое количество деталей в наборе — 33 шт. Шестой дар позволяет при конструировании воспроизводить объекты достаточно высокого уровня реализма. Толщина плиток позволяет конструкциям в большой степени походить на настоящие. При строительстве соблюдаем те же правила, что и для даров 3-4: строим не разрушая, а преобразовывая существующую постройку. После постройки каждого объекта беседуем. В ходе беседы обсуждаем реальный объект, повторяем его назначение, свойства. Затем сравниваем реальный объект с получившейся моделью, выделяем её сходства, отличия и функционал. Для взрослого это очевидные вещи, но ребенку необходимо осознать всю эту информацию, поэтому её очень полезно проговаривать вслух. В книге Е.Н. Водовозовой приведено множество примеров бесед. При регулярных занятиях конструированием ребенок к 6-ти годам может из кубиков построить практически любые объекты, которые знает, как выглядят.

Слайд 19

КОНСТРУКЦИИ ИЗ ШЕСТОГО ДАРА ФРЁБЕЛЯ

Слайд 20

СЕДЬМОЙ ДАР ФРЕБЕЛЯ ДЕТЯМ – ЦВЕТНЫЕ ФИГУРЫ 8 геометрических фигур: равносторонние, равнобедренные и прямоугольные треугольники, круги, полукруги, ромбы и квадраты. Цвета: синий, фиолетовый, желтый, красный, оранжевый, зеленый, черный, белый. С этим Даром ребенок: Изучает различные плоскостные геометрические фигуры; Тренирует мелкую моторику рук, развивает зрительно-моторную координацию; Развивает речевые способности и игровую деятельность.

Слайд 21

ВОСЬМОЙ ДАР ФРЁБЕЛЯ ДЕТЯМ - ПАЛОЧКИ Благодаря этому Дару ребенок: Сортирует и упорядочивает фигуры по цвету, по форме, по соотношению количества и размера; Обучается счету; Выполняет простейшие математические действия (сложение и вычитание).

Слайд 22

ДЕВЯТЫЙ ДАР ФРЁБЕЛЯ ДЕТЯМ - КОЛЬЦА И ПОЛУКОЛЬЦА С этим Даром ребенок: Тренирует мелкую моторику рук, развивает зрительно-моторную координацию; Развивает творческие способности - составляет различные узоры и картинки; Готовит руки к рисованию и письму.

Слайд 23

ДЕСЯТЫЙ ДАР ФРЁБЕЛЯ ДЕТЯМ - ФИШКИ Благодаря этому Дару ребенок: Сортирует и упорядочивает фигуры пор цвету и форме; Обучается счету - использует фишки в качестве счетного материала; Развивает игровую деятельность.

Слайд 24

ОДИННАДЦАТЫЙ ДАР ФРЁБЕЛЯ ДЕТЯМ - ЦВЕТНЫЕ ТЕЛА С этим Даром ребенок: Развивает сенсомоторные навыки; Изучает различные геометрические формы; Развивает умение классифицировать, сортировать, сравнивать, выполнять задания по образцу.

Слайд 25

ДВЕНАДЦАТЫЙ ДАР ФРЁБЕЛЯ ДЕТЯМ - МОЗАИКА, ШНУРОВКА Благодаря этому Дару ребенок: Изучает комбинацию форм и цветов; Подготавливает руки к рисованию; Развивает сенсомоторные навыки, умение действовать самостоятельно или по заданному образцу.

Слайд 26

ТРИНАДЦАТЫЙ ДАР ФРЁБЕЛЯ - БАШЕНКИ С этим Даром ребенок: Закрепляет названия геометрических фигур, конструирование; Развивает речевые способности и игровую деятельность; Развивает мелкую моторику рук.

Слайд 27

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ ДАР ФРЁБЕЛЯ ДЕТЯМ - АРКИ И ЦИФРЫ Благодаря этому Дару ребенок: Подготавливает руки к рисованию и письму; Развивает речевые способности и самостоятельной игровую деятельности ребенка; Развивает сенсомоторные навыки.

Слайд 28

ДАР ПЕРВЫЙ «Формы жизни»

Слайд 29

ДАР ПЕРВЫЙ «Формы красоты»

Слайд 30

ДАР ВТОРОЙ «Формы жизни»

Слайд 31

ДАР ВТОРОЙ «Формы красоты»

Слайд 32

ДАР ТРЕТИЙ «Формы жизни»

Слайд 33

ДАР ТРЕТИЙ «Формы красоты»

Слайд 34

ДАР ЧЕТВЕРТЫЙ «Формы жизни»

Слайд 35

ДАР ЧЕТВЕРТЫЙ «Формы красоты»

Слайд 36

ДАР ПЯТЫЙ «Формы жизни»

Слайд 37

ДАР ПЯТЫЙ «Формы красоты»

Слайд 38

Ф . Фребель определил свой дидактический материал отправной точкой в умственном развитии ребенка, в частности математического мышления. Разработал ряд методических правил организации игр детей с «дарами», указывая которые воспитатели могут формировать у дошкольника элементарные математические представления о пространстве, числе, геометрических фигурах, форме предметов, времени. ВЫВОД

Слайд 39

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы «Использование здоровье сберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»

«Использование   здоровьесберегающих   технологий  в работе  с   детьми  дошкольного   возраста»Дошкольный возраст является важнейшим этапом в фо...

Презентация опыта работы. Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми дошкольного возраста.

В презентации представлен опыт работы по теме "Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми дошкольного возраста". Материал был разработан и обобщен в представленных слайдах....

Опыт работы по теме ""Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми дошкольного возраста"

Данный  опыт работы включает в себя краткое содержание о камешках марблс, что они развивают у детей дошкольного возраста и виды работ с этим необычным  материалом....

Доклад из опыта работы "Использование проблемно-диалогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста"

Технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации совокупности ценностей компетентностного подхода в образовании. Данная технология является результативной, поск...

«Потомки» даров Фридриха Фребеля в работе с детьми раннего возраста

Одним из главных направлений работы педагога в условиях реализации ФГОС ДО является взаимодействие с родителями, направленное на раскрытие индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка. В...

Консультация для педагогов «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в работе с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»

Консультация для педагогов «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в работе с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»Цель: познакомить педагогов с возможнос...

Консультация для педагогов «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в работе с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»

Консультация для педагогов «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в работе с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»...