Познавательно – исследовательский, творческий проект с участием родителей на тему: «Огород на окне»
проект (старшая группа)

Этот детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной экспериментально-исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни. В процессе систематического ухода за растениями формируются определенные трудовые навыки у детей, дошкольники учатся внимательно относиться к живой природе и заботиться о растениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_ogorod_na_okne.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

№ 4 г. Кола Кольского района Мурманской области

Познавательно – исследовательский, творческий

проект с участием родителей на тему: «Огород на окне»

                                                               Авторы: Журавлева Наталья Юрьевна

2022 г.

Введение

Любые черты характера, а также различные умения и навыки закладываются с детства. С детства же закладывается у ребёнка и гуманное отношение к природе. В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

Знакомства с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. На прогулках при ознакомлении с окружающим миром у детей возникает много вопросов: как растения растут, спят, почему не падают. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.

   

Актуальность

     Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.

Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Этот детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной экспериментально-исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни. В процессе систематического ухода за растениями формируются определенные трудовые навыки у детей, дошкольники учатся внимательно относиться к живой природе и заботиться о растениях.

Цель: формирование у детей интереса к исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, создание условий для познавательного и экологического развития детей через создание «огорода на подоконнике».

Задачи:

   

1.  Расширять и обогащать знания и представления детей о культурных и дикорастущих растениях;

2. Расширять представления детей о создании мини-огорода;

3. Обобщать представления детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений;

4. Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях;

5. Способствовать развитию творческих способностей у детей;

6. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков);

7. Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке;

9. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.

Оборудование и материалы для посадки растений и ухода за ними: контейнеры для рассады, грунт, семена растений, палочки, совочки, лейки с водой, грабельки, керамзит, декор для огорода.

Вид проекта: краткосрочный, познавательно - исследовательский проект.

Участники проекта: 

- Воспитанники группы для детей с ЗПР «Солнышко»

- Родители

- Педагоги.

 Продолжительность проекта: 3 месяца

Ожидаемые результаты

Для детей:

-  Дети получат знания о необходимых условиях для роста и развития растений в комнатных условиях;

- Закрепят умение делать простые выводы, устанавливать причинно-следственные связи;

-  Повысится интерес детей и родителей к совместной познавательно-исследовательской деятельности;

- Дети научатся различать и уверенно называть овощи, их особенности и различия;

- Сформируются навыки культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней;

- Воспитанники получат положительные эмоции от достигнутых результатов.

Для родителей:

- Повышение уровня экологического сознания;

- Активное участие в жизнедеятельности ДОУ;

Для педагогов:

- Совершенствование компетентности воспитателей в вопросах экологического воспитания дошкольников, отборе содержания дошкольного образования, повышение качества педагогического труда;

- Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по экологическому воспитанию.

Работа с родителями:

    1.        Беседа с родителями «Огород на окне».

    2.        Консультация для родителей «Огород на подоконнике».

    3.        Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материла, изготовлении декора для огорода на окне.

    4. Анкетирование родителей.

Проблема: 

Обработав результаты анкетирования, мы выяснили, что 80% родителей наших воспитанников имеют дачные участки. Но к посадке и выращиванию овощей и зелени ребенка не привлекают. Ребенок является сторонним наблюдателем. По мнению родителей, ребенок еще очень мал для этой трудовой деятельности. Хотя полезность труда для детского организма никто не отрицал. Именно поэтому мы решили, что процесс устройства огорода на подоконнике для наших детей будет очень познавательным и увлекательным.  Создание огорода на подоконнике, выращивание лука, укропа, петрушки, щавеля будет способствовать повышению интереса к познавательно-исследовательской деятельности (выяснят наилучшие благоприятные условия для роста растений, научатся вести наблюдения, фиксировать их, делать первые выводы).

Продукт проекта:

• «Огород на окне».

• Коллекция семян

• Макет «Огород будущего»

Реализация проекта включает три этапа.

Подготовительный: 1 неделя.

  1. Определение цели и задач проекта;

  1. Сбор информационного материала, необходимого для реализации проекта;

  1. Проведение бесед с детьми с целью выявления уровня сформированности представлений о растениях;

  1. Составление плана работы над проектом;

  1. Разработка конспектов занятий, презентаций по планируемой теме;

  1. Организация предметно – развивающей среды по теме проекта;

  1. Изготовление с детьми табличек-указателей с названиями растений для наших грядок;

  1. Подбор художественной литературы (стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки об овощах).

  1. Взаимодействие с семьей: подготовка семян, необходимых для посадки, изготовление декора, совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта. 
  2. Анкетирование родителей.

    Основной: проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение), 2-10 неделя.

Заключительный: подведение итогов, итоговая беседа, творчество детей, высадка рассады – 10-12 неделя.

Этапы реализации проекта.

Мероприятия

Цели

Ответственные

Сроки

1 этап-подготовительный

1

Подбор наглядно –

дидактических

пособий,

демонстрационного

материала,

природного

материала,

художественной и

научной литературы,

приобретение

необходимого

оборудования.

Создать условия для

реализации проекта «Огород на окне».

Педагоги

март

2

Беседа с родителями

«Огород на окне».

Обсудить цели и задачи

проекта. Сформировать

интерес у родителей к

созданию условий для

реализации проекта.

Педагоги

Родители

март

3

Беседы с детьми «Какая пища полезней»;

«Стой – Овощ мой перед едой!»;

«Могут ли овощи принести вред  нашему здоровью?»

Рассказать детям о пользе овощей,

развивать любознательность,

воспитывать желание вести здоровый образ жизни.

Педагоги

март

4

Анкетирование родителей «Семейный огород»

Изучить уровень знания родителей по теме проекта, выявить проблему, искать эффективные формы взаимодействия с родителями и влияния на них.

Педагоги

Родители

март

5

Рассматривание

книг, иллюстраций о растениях.

Вызвать интерес к

растениям, желание

заботиться о них, углублять

и расширять знания о видах

растений.

Педагоги

март

6

Создание декора руками детей и родителей

Приобщить детей и родителей к созданию условий для огорода на окне

Педагоги

Воспитанники

Родители

март

2 этап - основной

1

Консультирование родителей

Создать в группе необходимые условия для развития ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников, повысить компетентность родителей по данному вопросу.

Педагоги

март

2

Непосредственно образовательная деятельность

«Живые семена»

Познакомить детей с разнообразием семян овощных культур. Дать представление о процессе подготовки семян к посеву, их проращивании.

 

Педагоги

апрель

3

Непосредственно образовательная деятельность «Посадка

семян овощей»

Обогатить и уточнить знания детей о выращивании растений; подвести детей к

пониманию        условий,

необходимых для успешного

развития растений; обогащать        личный

трудовой        опыт        в процессе

работы (посев семян); воспитывать у    детей бережное отношение к

природе.                        

Педагоги

апрель

4

Непосредственно образовательная деятельность «Посадка лука»

Обогатить   и уточнить знания детей о выращивании зеленого лука; воспитывать у    детей бережное отношение        к

природе.

Педагоги

апрель

5

Опыт – наблюдение

за ростом лука.

Учить детей замечать

изменения,        которые

происходят у прорастающих

луковиц.        

Педагоги

апрель

6

Практическая

деятельность:

выращивание

рассады

(укропа, петрушки, щавеля, огурца).

Формировать бережное отношение к комнатным растениям, закреплять знания о способах ухода за ними.

 Формировать самостоятельный навык выполнения трудовых действий по уходу за комнатными растениями.

Педагоги

апрель

7

Художественная

литература

Вершки и корешки» р.н. сказка

«Пых» бел.н. сказка

«Колосок» укр.н. сказка

«Овощи» Ю. Тувим.

«Удивительный огород» Н.Кончаловская

Загадки, пословицы и поговорки        о труде, овощах, орудиях труда.

«Приключения Чиполлино» Джанни  Родари.

Педагоги

март-апрель

8

Игровая

деятельность

Сюжетно-ролевая игра «На

даче», игры Обыгрывание

сказки «Репка», «Овощной

магазин», «Огород».

Настольно-печатная игра

«Вершки и корешки»

«Четвертый лишний»

«Чудесный мешочек»

Лото «Что растет на

огороде»                

Подвижные игры «Огород у

нас в порядки», «Разгрузи

машину», «Собери урожай»,

«Урожай»,        «Сортируем

овощи».                

• Дидактические игры «Что в мешочке?        »,        «Формы овощей», «Что   сажают   в

огороде»,        «Овощи»,

«Большой        маленький»,

«Один   много».   «Что   где

растет?»        

Дидактическая        игра

«Культурные        

дикорастущие».        

Дидактическая        игра

«Цветочный магазин».

•  Пальчиковые игры «Мы

капусту рубим», «В огороде

много грядок», «У Лариски 2 редиски».        

Педагоги

март-апрель

9

Оформление

дневника

наблюдений.

Зафиксировать наблюдение

за растениями.

Педагоги

апрель

3 этап-заключительный

1

Рисование «Наши

растения»

Закрепление умения детей

передавать в рисунке форму,

цвет и характерные

особенности овощей,

развитие творческого

воображения        

Педагоги

апрель

2

Оформления «Огорода на окне»

формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности; создание в группе огорода на подоконнике.

Педагоги

Родители

Воспитанники

апрель

3

Создание коллекции семян

Формирование у детей системы знаний о живой и не живой природе на примере развития из семян.

Педагоги

Родители

апрель

4

Макет «Огород будушего»

Развитие креативного мышления

Педагоги

Дети

апрель

5

Итоговая беседа

«Огород на окне

переносится на

участок детского

сада».

Настроить детей на

дальнейшую деятельность

по пересадке огорода на

окне в огород на участке

сада.        

Педагоги

май

6

Итоговое занятие

высадка рассады на

огород детского сада

Подготовить клумбы к

Высадке рассады,

формировать интерес к

результату своего труда.

Педагоги

май

7

Анализ

результативности

Мониторинг результатов реализации проекта.

Педагоги

май

По реализации проекта: «Огород на окне» были получены следующие результаты:

1.        У детей появился интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

2.        Дети стали понимать простейшие взаимосвязи в природе (если растение не поливать, оно может засохнуть и т. п.) В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.

3.        У детей расширились знания о растениях, овощах (их название, форму, цвет).

4.        Дети научились самостоятельно сажать семена, поливать, рыхлить и удобрять почву.  У них сформировалось положительное отношение к своему труду и к труду взрослого.

5.        По ходу проекта у детей обогатился словарный запас за счет загадок, пословиц, поговорок, сказок, стихов, экологических игр об овощных культурах.

6.        Наши дети получили положительные эмоции, радость, восторг от новых знаний.

7.        Пополнилось оснащение предметно - развивающей среды новыми необходимыми пособиями и материалами, учебно-методической базой по данной проблеме.

8.        За сравнительно короткое время реализации проекта у детей сформировалось бережное отношение к растениям.

9.        Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательско - творческий проект в подготовительной группе "Весёлая ферма" (огород на подоконнике)

Цель: Формировать у детей интерес к опытнической и исследовательскойдеятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, а также обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ух...

Исследовательско – творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Огород на окне»

Программное содержание: Формировать представления детей о разнообразии культурных растений и способах их посадки. Знакомить со способами вегета­тивного размножения растений. Учить высаживать рассаду р...

Познавательно – исследовательский, творческий проект "Во саду и в огороде"

Дети мало знают о пользе овощей и фруктов, какие витамины в них содержатсяЮ о правильном питании и др. В связи с этим и был разработоан и внедрен проект....

Познавательно – исследовательский творческий проект для детей средней группы «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность» на тему «Магия песка»

Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и создать развивающую, познавательную, безопасную предметн...

Познавательно-исследовательский, творческий проект "Профессии наших родителей"

Вопрос «Кем быть?» жизненно важный. Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь человека. Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что...

Познавательно – исследовательский проект в средней группе на тему: «Огород на окне»

Целью данного проекта является – расширить представление детей об окружающем мире, об овощных культурах и сформировать первоначальное представление о, их выращивание в комнатных условиях....