Сообщение из опыта. «Народная игрушка, как средство духовно-патриотического воспитания детей раннего дошкольного возраста»
материал (младшая группа)

Куржумова Алёна Валерьевна

В народной игрушке народ отдаёт ребёнку

Свою любовь и ласку, свою весёлость и смех,

 Свои думы и знания, своё умение — в этом

 Большая сила её влияния на ребёнка.

Через народную игрушку кто — то совсем

 Близкий и ласковый говорит с ребёнком

Правдиво, мудро.

                                                                                                                                                                                                                  Е. А. Флёрина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo_-_kopiya_2.docx28.52 КБ

Предварительный просмотр:

«Народная игрушка, как средство духовно-патриотического воспитания детей раннего дошкольного возраста»

Подготовили воспитатели: Куржумова А.В

В народной игрушке народ отдаёт ребёнку

Свою любовь и ласку, свою весёлость и смех,

 Свои думы и знания, своё умение — в этом

 Большая сила её влияния на ребёнка.

Через народную игрушку кто — то совсем

 Близкий и ласковый говорит с ребёнком

Правдиво, мудро.

Е. А. Флёрина

Актуальность данной темы  заключается в решении задач патриотического воспитания в соответствии с образовательной программой детского сада.

С раннего возраста дети активно познают мир, исследуя всё происходящее вокруг.  Основным видом деятельности детей является игра. Игра имеет важное значение для ребенка. Бесспорно, игра обучает и воспитывает детей. Она является жизненной потребностью его и средством всестороннего развития.

Игрушка является не отъемленной частью игры. Значение игрушки в нравственном воспитании детей велико. Игрушка - непременный спутник детства и важнейший инструмент игры. Игрушек в современном мире много, огромные магазины предлагают большой выбор на любой вкус.

Мы педагоги обратили внимание, что родители покупают игрушки зарубежного производства, данные  игрушек, развивают в ребёнке не всегда добрые и радостные чувства, а иногда  и агрессию, а народные игрушки, такие как свистульки, всевозможные пирамидки, неваляшки и т.д. не покупают своим детям. Хотя изначально игрушка предназначена именно для этого - для радости и гармоничного развития ребёнка.

Последнее время большое внимание в детском саду уделяется вопросам нравственно-патриотического воспитания. Именно в младшем возрасте происходит восприятие себя в социуме и в окружающей действительности. Этот возраст является наиболее подходящим для формирования нравственно-патриотических чувств.

Реализовать подобные задачи возможно разнообразными путями, один из них - приобщение ребёнка к культуре своего народа.

 Таким образом, проблема использования народной игрушки как средства патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста значима и актуальна в наше время.

Народная игрушка близка и понятна каждому ребенку, она вобрала в себя опыт многих поколений. Игрушки учат, развивают, воспитывают. Несмотря на внешнюю простоту и незатейливость, народные игрушки пробуждают в маленьком ребёнке творческую фантазию, помогают детям знакомиться с окружающим миром.

Самая доступная и понятная для детей народная игрушка – это матрешка. С ней можно знакомить детей с самого раннего возраста. Матрешка – очень проста, но актуальна для развития ребенка младшего возраста. Она способна дать очень много для моторики, связной речи, внимания, развивает воображение у детей, способствует активизации их творческих способностей, даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать коммуникативные навыки.

В соответствии с актуальностью решения вопросов нравственно-патриотического воспитания и основываясь на задачи в реализуемой программе, педагогами была поставлена цель – создание оптимальных условий для развития нравственно – патриотических чувств у дошкольников младшего возраста .

Патриотическое воспитание мы осуществляем в непосредственно-образовательной деятельности, в совместной и в самостоятельной деятельностях, для которых создаю развивающую предметно-пространственную среду.

Включения народной игрушки в образовательный процесс детей младшего возраста мы формируем первые математические навыки, понятия «меньше» и «больше». Случайное обнаружение в полости игрушки двух, восьми, двенадцати и более фигурок–вкладышей вызывают у детей восторг. У детей формируется умение различать предметы по форме и величине, называть их. Матрешка вызывает необычайный эмоциональный отклик у детей, они оживленно рассказывают какого цвета на ней наряд, платок, слушают и запоминают стихи о ней. В совместной деятельности со взрослым дети сами выбирают цвет наряда для силуэта матрешки и раскрашивают их, закрепляя название цвета.

   Привлекая малышей к индивидуальной и совместной деятельности, мы  создаём игровые проблемные ситуации,  которые формируют у детей добрые, гуманные чувства, считаться с интересами и желаниями других детей, выражения внимания – благодарить, прощаться, здороваться, жалеть,  например:

  • «Как помочь кукле Маше познакомиться с Матрешкой»,
  • «Домик для Матрёшки»
  • «Помоги подружкам помериться
  • «Напомним Матрёшкам, как надо прощаться»,

Данные игры вызывают у детей яркие, радостные эмоции, восхищение, активные движения. В игровой форме обогащается сенсорный опыт воспитанников, совершенствуются зрительные, слуховые и тактильные ощущения.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста по нравственно - патриотическому воспитанию  детей нам помогает устное народное творчество

  • загадки,
  • «Матрёшкины потешки»,
  • песенки,
  • стихи.
  • Слушанье музыкальных произведений из «Детского альбома»

П. Чайковского, « Ой, да мы матрёшки»

Знакомство с народной игрушкой осуществляется  через ОД, как говорилось выше в данных мероприятиях с детьми идёт закрепление формы, цвета, размера и развитие мелкой моторики.

  • Аппликации: «Весёлая Матрёшка»;
  • «Нарядное платье для Матрёшки»;
  • Раскрашивание раскрасок: «Подружки — матрёшки»,
  • Лепка: «Угощение для матрешки»;
  • Конструирование: «Домик для матрёшки».

В своей работе мы используем дидактические и настольные игры:

  • «Собери матрешку»,
  • «Какой Матрёшки не стало»,
  • «Чудесный мешочек»,
  • «Домик для матрешки», разрезанные картинки
  • «Русские узоры»;

Беседы:

  • «Мои игрушки»,
  • «Моя любимая игрушка»,

Нравственно-патриотическое воспитание личности ребёнка должно происходить в непосредственном контакте с родителями. Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребёнка, детского сада и семьи, объединяющих свои усилия в образовательном процессе, направленном на воспитание достойного гражданина своей страны. Поэтому очень важно заинтересовать и убедить родителей в значимости воспитания ценностных личностных ориентиров у детей, заручиться их поддержкой и помощью.

Для просвещения родителей в группах представлена полезная информация по темам:

  Родителям было предложено изготовление поделок к выставке «Народная игрушка- Матрёшка». Где родители сделали дидактический материал для развития мелкой моторики, так же закрепления цвета, фигуры и размера шаблоном стала матрёшка.

   Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения, начинается с того, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Мы продолжаем воспитывать у детей через разные виды деятельности  любовь к родному дому, семье, детскому саду. Побуждаем детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы на тему:" Русская народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста"

Малыши нуждаются в ярких интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детск...

Из опыта работы на тему:" Русская народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста"

Малыши нуждаются в ярких интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детск...

Сообщение из опыта работы. Использование дидактических игр в экологическом воспитании детей среднего дошкольного возраста.

       Среди многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время...

«Устное народное творчество, как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста»

laquo;Устное народное творчество, как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста»...

Сообщение для воспитателей «Театрализованная деятельность как средство духовно – нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Мы всё чаще сталкиваемся с проблемой ухудшения духовно – нравственного состояния общества. Во многих семьях отдаётся предпочтение просмотру мультфильмов с бездушными героями, многие из них...

Сообщение из опыта работы «Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста»

Закладывать основы нравственности, патриотизма, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру и окружающим людям. Поэтому, в дошкольной...

Презентация к сообщению из опыта работы «Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста»

На современном этапе развития нашей страны большое внимание уделяется воспитанию патриотических чувств у подрастающего поколения. Закладывать основы нравственности, патриотизма, воспитывать моральные ...