Опыт работы "Развитие вокально-певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста"
проект (старшая, подготовительная группа)

Жузбаева Светлана Валентиновна
  1. В опыте работы раскрывается система певческого воспитания дошкольников, которая позволяет воспитывать в музыкальном отношении всех детей, которая помогает детям развивать голос, учиться началам музыкальной грамоты. Процесс пения помогает ребенку не только приобрести определенные навыки в развитии голоса, но и способствует формированию в целом личности, умения выражать себя; развитию его музыкального вкуса; содействует укреплению здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«детский сад» № 87

Г.Златоуст

 

 

Опыт работы

Тема: «Песенка и я – лучшие друзья»

                                                                                              Музыкальный руководитель

МАДОУ «Детский сад» № 87                                                                                                                                                                          

                                                                                                                   Жузбаева С.В.

Содержание

  1. Информация об опыте…………………………………...2

  1. Технология опыта………………………………………..7

  1. Результативность опыта…………………………………15

  1. Библиографический список……………………………..17

Развитие вокально-певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста.

1. Теоретическая часть

1.1 Актуальность и значение проблемы. 

Музыка начинается с пения…

Курт Закс

                                                                                                (немецкий музыковед

Каждый родитель хочет видеть своего ребенка в будущем счастливымA полноценным членом общества, нашедшим свое место в жизни. Для этого человек должен быть индивидуальностью, личностью.

Один из главных документов образовательной сферы “Конвенция ООН о правах ребенка” – развитие индивидуальности ставит на видное место уже в дошкольном возрасте: “Образование ребенка должно быть направлено на развитие личности”.

Приобщение к музыке – один из важных путей эстетического воспитания ребенка, так как музыка сильно воздействует на чувства, а через чувства и на его отношение к окружающим явлениям.

Отечественные композиторы С.Прокофьев, Д.Шостакович, В.Герчик, М.Раухвергер, Е.Теличеева, А.Филиппенко и многие другие создали золотой фонд музыкальных произведений, разнообразных по жанрам, тематике, музыкальной образности для детей.

Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности.

Оно по праву считается первичным из всех видов музыкального исполнительства, одним из первых проявлений музыкальности ребенка.      

          Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Пение в хоре объединяет детей, создает условия для их музыкального эмоционального общения. Выразительное исполнение песен помогает наиболее ярко и углубленно переживать их содержание, вызывает эстетическое отношение к окружающей действительности. Процесс пения помогает ребенку не только приобрести определенные навыки в развитии голоса, но и способствует формированию в целом личности, умения выражать себя; развитию его музыкального вкуса; содействует укреплению здоровья (развивает дыхательные мышцы, благотворно влияет на нервную систему) и даже помогает устранению некоторых дефектов речи: заикания, картавости, гнусавости и др. – и поэтому широко применяется в работе логопедов и дефектологов.

Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей. Пение влияет на общее состояние организма ребенка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Влияние музыки на организм человека установили физиологи В.М.Бехтеров, И.П.Павлов.

Правильно поставленное пение формирует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса. Правильная поза влияет на равномерное и глубокое дыхание. Пение, развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь.

Специфика пения дошкольников исследовалась в разных аспектах. Еще в 1940 году Н.А.Метлов в своей диссертации “Обучение пению детей старшей группы детского сада” ставил и решал вопросы, связанные с охраной детского голоса, разработкой методики обучения детей пению. Им были определены удобные для каждой возрастной группы диапазоны, выработаны рекомендации по овладению вокальной установкой и певческими навыками, звукообразованием, дыханием, дикцией, чистотой интонации, ансамблем. (Метлов Н.А. Музыка детям.– М.1985).

Проблему развития чистоты интонации в старшем дошкольном возрасте проанализировала А.Д.Войнова. (Развитие чистоты интонации а пении дошкольников – М.1960 г.)

Педагоги – музыканты накопили большой опыт работы по формированию личности ребенка в процессе обучения пению. Весомый вклад в него внесли такие педагоги, как В.Н.Шацкая, Н.А.Метлов, Л.И.Михайлова, Е.А.Аймазов, А.Д.Войнова, Б.Л.Яровский, Д.Т.Зинич, Н.Д.Орлова, Т.В,Волчанская, С.И.Бекина. В их работах дано теоретическое обоснование системы усвоения певческих навыков, продолжена методика практической работы с детьми разных возрастов, показано влияние певческой, исполнительской деятельности на всестороннее развитие личности ребенка. Пение воспитывает эстетическое восприятие и эстетические чувства, художественно – музыкальный вкус – оценочное отношение к песне. У детей появляются любимые песни, и они поют их в повседневной жизни.

1.2 Особенности детского певческого голоса.

Обучение детей певческим умениям связано с задачей очень осторожного развития детского голоса и сохранения его естественного звучания. Поэтому я постоянно обращаю внимание на основы физиологии детского голоса, чтобы исключить ошибки.

Детский голос обладает особыми качествами, отличающими его от голоса взрослых. Детские голосовые связки короткие по сравнению со связками взрослых – отсюда особое звучание детских голосов, особенно в младших группах. Гортань с голосовыми связками в несколько раз меньше, чем у взрослого. Звук, образовавшийся в гортани очень слабый, но он усиливается резонаторами: верхний головной (полости носа, рта и глотки) и нижний грудной (трахея, бронхи, грудная клетка). Легкость, звонкость детского голоса зависит от слабого развития грудного резонатора, так как у детей преобладают головные резонаторы.

Чрезмерно громкое пение губительно отражается на голосовых связках детей. Малейшее форсирование, напряжение голоса приводит к тому, что он теряет необходимую легкость, приобретает неприятный горловой характер и переходит в крик.

В своей работе я не забываю о том, что мельчайшая сила детей дошкольного возраста еще очень слаба и при пении значительная ее часть затрачивается на преодоление инерции окружающего воздуха. Если требовать, чтобы ребенок пел громче, он вытягивает шею, причем гортань под напором воздуха поднимается, кровеносные сосуды на шее переполняются кровью, а сосуды в голосовых связках даже могут лопнуть от напряжения. Громкий разговор, пение, крик не только портит голосовые связки, но и снижает слух. Для расслабления мышц шеи перед пением я использую упражнения с плавными движениями рук, наклонами головой вперед, назад, и в стороны, и упражнения с пропеванием гласных “У”, и “О”, но не “И”, которая сужает гортань.

На занятиях совершенствуем детское дыхание, занимаемся дыхательной гимнастикой. Во время пения, упражняем артикуляционный аппарат, что способствует ясному произношению. Движения артикуляционного аппарата видны, в отличии от скрытой для глаз работы мышц глотки и гортани. Поэтому на занятиях я часто использую правильный показ, дети легко и охотно копируют движения нижней челюсти, губ, щек, языка, которые при пении максимально активны.

Для пения дошкольников, голос, которых находится в детской стадии развития, характерно голосовое фальцетное звучание, лишь какой – либо насыщенности (безтембровое). Невелик и диапазон детских голосов. Они лишены грудного звучания, которое обычно дает качество полноты и насыщенности, что естественно для пения взрослых.

В работе я постоянно помню о том, что происходит с голосовым аппаратом ребенка при естественном звучании голоса (т.е. фальцете) и при напряженном (грудном), чтобы не делать ошибок в работе. Установка высокого звука происходит при участии обеих групп мышц.

При пении фальцетом, то есть при использовании головных резонаторов, свойственным дошкольному возрасту, наблюдается неполное замыкание голосовой щели, и вибрирование голосовых связок. Таким образом, перенапряжение голосовых связок не происходит, и голос оберегается от срыва.

Сила звука так же вызывает большую амплитуду колебаний голосовых связок, и, следовательно, вовлекает в работу большое количество вокальных мышц. У детей это ведет к излишней активности в работе голосовых связок. Возникает крикливость, что так же вредно для развития детского голоса. Очень важно, чтобы ребенок говорил в быту спокойно, без крика, пел естественным голосом. На начальном этапе я беседую с детьми на эту тему. Говорю, что нельзя кричать, петь на улице в холодную и сырую погоду, нельзя петь во время болезни.

Охрана детского голоса предусматривает правильно поставленное обучение пению. Этому способствует продуманный подбор репертуара, соответствующий певческим возрастным возможностям детей.

Правильному подбору репертуара помогает изучение диапазона звучания детского голоса. Певческий диапазон – это объем звуков, который определяется интервалом (расстоянием) от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос.

Возрастные особенности певческих диапазонов детей изучались многими исследователями. Н.Д.Орлова определяет рабочий диапазон “звучащую зону”, в пределах “ми I окт – си I окт”, хотя многие ребята могут воспроизводить и более высокие звуки.

Перед началом обучения дошкольников пению я определяю диапазон голоса каждого ребенка (диагностические обследования) и на занятиях стремлюсь систематически его укреплять с помощью различных упражнений, чтобы дети могли свободно владеть своим голосом.

Однако, иногда происходит то, что дети начинают петь взрослые эстрадные песни, это вызывает умиление родителей. Но, когда ребенок взрослеет, его пение становится все менее приятным для слушания. Он не может проникнуть в смысл и содержание песни, поэтому вместо выразительного исполнения проявляется кривляние или попытка неумелого подражания. При таком пении не только портится художественный вкус ребенка, но и наносится вред голосовому аппарату.

В своей работе при обучении детей пению я считаю необходимым:

  1. Удерживать детей от громкого пения (особенно от длительного) прежде всего во время разучивания. Естественное нефорсированное пение – одно из важных условий, обеспечивающих нормальное звучание детских голосов, а значит, и их нормальное развитие;
  2. При выборе репертуара обращать внимание на звуковой диапазон песен, который должен соответствовать объему голоса детей данной группы. Исполнение детьми трудных песен из репертуара взрослых недопустимо;
  3. Следить за тем, чтобы в повседневной жизни дети не кричали;
  4. Добиваться нормального естественного тона в разговоре в любых условиях (в помещении, на прогулке);
  5. Не предлагать детям много песен для исполнения на занятиях (не более 3 песен), праздниках;
  6. Не петь на улице при температуре воздуха + 18 С и влажности выше 46%.

2. Практическая часть

2.1 Роль и задачи формирования певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Пение занимает ведущее место в системе музыкально – эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Хорошая песня развлекает и успокаивает ребенка, развивает и воспитывает его. Пение – самый массовый и доступный вид народного исполнительства.

Пение следует так же рассматривать как средство укрепления организма дошкольников. Оно формирует правильное дыхание, укрепляет легкие и голосовой аппарат. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Поэтому очень важно петь в чистом проветриваемом помещении, а летом – на открытом воздухе. Певческая деятельность способствует формированию правильной осанки. Занятия пением помогают организовать, объединить детский коллектив. В процессе пения воспитываются такие важные черты личности как воля, организованность и выдержка. В процессе обучения пению активно развиваются музыкальные способности ребенка: музыкально – слуховые представления, ладовое и музыкально – ритмическое чувство.

Певческую деятельность можно определить как одну из важнейших форм проявления активного отношения детей к песням и пению в процессе различных жизненных ситуаций (А.Катинене).

Основная цель певческой деятельности – воспитание у детей певческой культуры, приобщение их к музыке, развитие творческой личности.

Задачи певческой деятельности вытекают из общих задач музыкального воспитания.

Они заключаются в следующем:

1. Развивать музыкальные способности:

  • эмоциональную отзывчивость на музыку;
  • ладовое чувство;
  • музыкально – слуховые представления
  • чувство ритма

2. Формировать основы певческой и общественной культуры:

  • эстетические эмоции;
  • интересы, оценки;
  • вокально-певческие умения и навыки.

3. Способствовать всестороннему духовному и физическому развитию детей.

Эти задачи решаются на основе определенного песенного репертуара, применения соответствующих методов и приемов обучения, различных форм организации музыкальной деятельности. Поэтому мы учим детей петь именно для того, чтобы достичь главной цели – развитие творческой личности через развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер ребенка средствами музыкального искусства.

Для того, чтобы дети захотели петь, надо показать им красоту звучания певческого голоса, сделать процесс обучения интересным, убедить ребят в успешности обучения при определенной заинтересованности и настойчивости с их стороны. Голос – инструмент общедоступный, и именно он позволяет привлечь ребенка к активной музыкальной деятельности, к познанию красоты и законов музыкального искусства.

2.2 Диагностическое обследование уровня развития вокально-певческих навыков у дошкольников 5–6 лет.

В начале учебного года я провела диагностическое обследование детей в старших группах.

  1. “Восприятие музыки” – эмоциональная отзывчивость при восприятии музыки, музыкально – аналитическая деятельность (музыкальное мышление).
  2. “Пение” – чистота интонирования, координация между слухом и голосом, музыкальная память.
  3. “Чувство ритма” – ритмичность, синхронность, координация движений.
  4. “Музицирование на детских музыкальных инструментах”.
  5. “Музыкальное творчество”.
  6. “Музыкальный слух” – звуковысотный и гармонический слух.

Подробнее остановлюсь на обследовании параметра “пение” и “чувство ритма”.

“Пение” – каждый ребенок выполняет три задания.

1-е задание. Спеть знакомую песню, чередуя (по куплетам) выразительное пение с сопровождением и пение а cappella. Повторить звук или мотив с голоса педагога или инструмента.

2-е задание. Так как сюда входит показатель музыкального слуха, я использовала игру “Бубенчики”, чтобы проверить способность детей различать звуки в пределах терции, игру “Лесенка” – определение направления мелодии.

3-е задание. Дети старшей группы (5–6 лет) способны слышать и фиксировать расслоения звучания, что предполагает зачатки гармонического слуха, поэтому в этом задании я использовала игру “Сколько нас поет?”, чтобы выявить способность детей различать количество звучащих одновременно звуков (1, 2, много).

Критерии оценок:

  • Низкий уровень. Не выполняет задание, интонация неустойчивая.
  • Средний уровень. Выполняет задание с помощью взрослых, интонация неустойчива а пении а cappella.
  • Высокий уровень. Самостоятельно выполняет задание. Интонация чистая, исполнение выразительное, хорошая координация слуха и голоса.

“Чувство ритма”.

1-е задание. Прохлопать ритмический рисунок знакомой песни. Я просила детей вспомнить попевку “Андрей – воробей” и прохлопать ее ритм, одновременно исполняя попевку.

2-е задание.   Движение под музыку:

  1. Отмечать сильную долю притопом или приседанием под плясовую танцевальную музыку.
  2. Ритмично двигаться под музыку (свободные, произвольные движения под ритмичную музыку).

Критерии оценок.

  • Низкий уровень. Движения хаотичны, координация нарушена, ритм не улавливает.
  • Средний уровень. Упражнение выполняет правильно после тренировки.
  • Высокий уровень. Двигается и хлопает адекватно, координация и синхронность высокие.

Хочется сказать, что результаты обследования не окончательны, и не всегда объективно отражают действительность. Надо постоянно наблюдать музыкальное развитие ребенка и вносить коррективы в свои записи. Результаты обследования я не сообщаю детям, стараюсь их обязательно похвалить.

После обследования детей я поставила следующие задачи:

  1. Учить детей выразительному исполнению песни, без напряжения и крика, звонким, легким, подвижным звуком, приручать петь напевно, не скандировать;
  2. Правильно брать дыхание перед началом пения (фиксированный вход), между музыкальными фразами, удерживать дыхание до конца музыкальной фразы;
  3. Добиваться отчетливости дикции;
  4. Учить правилам ансамблевого пения (научить детей слышать не только себя, но и рядом поющего);
  5. Петь с сопровождением и а cappella;
  6. Петь коллективно и индивидуально;
  7. Учиться петь по руке и понимать дирижерский жест;
  8. Различать движение мелодии вверх и вниз;
  9. Одновременно начинать и заканчивать пение;
  10. Соблюдать динамические оттенки.

2.3 Этапы обучения дошкольников пению.

Чтобы успешно решить задачи, необходимо обучить детей навыкам и умениям, которые включают в себя певческую установку, вокальные навыки. На первых занятиях я рассказала детям, что такое певческая установка: во время пения нужно сидеть прямо, не поднимая плеч, не горбясь, слегка опершись на спинку стула, руки положить на колени; во время пения стоя руки свободно расположены вдоль туловища.

Для развития вокальных и певческих навыков я использовала певческие упражнения в определенной системе.

Каждое упражнение имеет какую-то узкую основную задачу: развитие дыхания, дикции, диапазона и т.д., но решается она на фоне всего комплекса навыков.

В детском саду обучают простейшим певческим навыкам:
– правильному звукообразованию;
– правильному дыханию;
– хорошей дикции;
– чистоте интонаций;
– ансамблю – стройному согласованному пению.

Остановлюсь на каждом из этих навыков поподробнее:

В начале учебного года я использовала упражнения на развитие дикции и артикуляции. Хорошая дикция способствует чистоте интонирования, красоте звучания голоса. При недостаточной ясности и четкости произношения слов пение становится вялым, бесцветным, в нем отсутствует напевность, выразительность звука. Но чрезмерное подчеркивание текста вызывает излишнее напряжение и крикливость. Я стараюсь научить детей певческой дикции, объясняю им, что надо петь песню так, чтобы слушатели могли понять, о чем в ней поется, показываю, как произносятся отдельные фразы и слова.

Условием хорошей дикции и выразительного пения являются понимание детьми смысла слов, музыкального образа песни. Фразировка в песне определяется содержанием в его словесном и мелодическом выражении.

Поэтому мы сначала определяем содержание песни, расшифровываем непонятные слова, находим кульминацию.

В своей работе я использую приемы:
– Выразительное чтение текста песни в процессе разучивания;
– Коллективное проговаривание текста нараспев, негромко на высоком звучании, в умеренном темпе, так, чтобы все слова звучали ясно и выразительно;
– Коллективное произношение текста шепотом, на высоком звучании. Этот прием полезен при разучивании песен, исполняемых в быстром темпе.
– Для отчетливого произношения слов важно правильно передавать гласные. Здесь я использовала “Вальс” Е. Теличеевой, предлагая детям пропевать его на разные слоги (ля, ле, ли, лю и т.д.)
– Для отчетливого произношения согласных звуков в конце слов я акцентировала внимание детей (в разучиваемой песне) на правильном замыкании звуков по руке (дирижерский жест – снятие).

Далее я беру упражнения для развития певческого дыхания. От правильного вдоха (спокойного, но активного) зависит качество звука, выпевание фраз, чистота интонации. Вдох рекомендуют делать детям одновременно через нос и рот. Вдох должен быть спокойным и медленным, чтобы дыхания хватило до конца фразы. Для развития правильного дыхания я использую двухтактовыепопевки, песенки в среднем темпе в двухдольном размере, затем постепенно фразы удлиняю. Также использую упражнения с паузами для взятия правильного дыхания.

В выборе упражнений на правильное звукообразование (естественное пение, ненапряженное, напевно, легкое) я учитываю важность развития у детей “мягкой атаки” звука. Учу детей петь спокойно, без толчков. Хотя дошкольникам свойственно отрывистое звукообразование, поэтому я учу детей “тянуть звуки”, “протягивать концы музыкальных фраз”. В репертуар ввожу песни, написанные в умеренном и среднем темпах. Для развития певческого диапазона я использую те же упражнения, но транспонирую их в другую тональность.

Чистота интонации – самый сложный певческий навык, он связан с развитием слуха (ладового чувства и музыкально – слуховых представлений), ощущением тяготения мелодии к устойчивым звукам, представлением мелодического звуковысотного рисунка.

Нечистая интонация в пении имеет ряд причин:
– различные заболевания голосового аппарата;
– застенчивость ребенка;
– отсутствие устойчивого внимания;
– нарушения артикуляционного аппарата;
– неумение извлечь звук;
– небольшой диапазон голоса ребенка.

Чистота интонации так же зависит от музыкального кружения ребенка. Для достижения чистоты интонации у детей я использую некоторые приемы:

  • Выбираю песни, удобные для данной группы детей, с короткими фразами, между которыми можно брать дыхание;
  • Использую пение a cappella как прием для развития чистоты интонации; систематически повторяю с детьми ранее разученные песни;
  • Использую собственное исполнение, как пример для правильного интонирования;
  • Предлагаю детям исполнять песню не только всей группой, но и подгруппами, и по одному, так же “цепочкой”, это приучает детей слушать не только себя, но и друг друга;
  • Вырабатываю у детей умение слушать себя и анализировать качество своего исполнения;
  • Фальшиво поющих детей я размещаю так, чтобы они ближе сидели ко мне и между поющими детьми, следили за моим исполнением, артикуляцией. Учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, стараюсь показать, как надо растянуть звук “потоньше”, какое положение придать губам и т.д.

Чувство ансамбля так же требует слухового внимания, умения слушать друг друга. Стройное, чистое пение в унисон закладывает основы ансамбля – целостности, слитности звучания. В пении хором я стараюсь приучить детей слушать себя и других, сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся.

Этого можно достичь, акцентируя внимание детей на одновременном вступлении, выдерживании общего темпа, одновременном начал и окончании пения фраз. Следует стремиться не только к одновременности пения, но и его выразительности, мягкие окончания фраз, динамические оттенки, смысловые акценты, качество звуковедения соответствующего характеру музыки. Поэтому я стараюсь чаще использовать яркое исполнение песни и образное слово на всех этапах разучивания песни. Все певческие навыки (дикция, дыхание и т.д.) тесно связаны между собой. Работа над ними ведется одновременно с выделением какого – либо одного навыка.

2.4 Использование вокально-певческих навыков в работе с песенным репертуаром.

В процессе обучения пению важна предварительная подготовка педагога. Поэтому, перед началом разучивания любого произведения я всегда определяю для себя требования исполнению: дыхание, динамику, фразировку. Я считаю, что перед показом песни детям, необходима тщательная переработка партитуры, подробный анализ песни, необходимо определить ее художественные качества, обдумать приемы разучивания и последовательность учебных занятий.

В старшем дошкольном возрасте певческий диапазон детей : “ре I – до II” (иногда ре I – ре II). Дети лучше владеют певческим дыханием, могут петь фразы до двух тактов в медленном темпе. Используется разнообразный песенный репертуар, темп от медленного до подвижного, динамика от тихой до умеренно громкой. Сила звучания детских голосов умеренная, так как голосовые связки еще не сформированы.

Самый подходящий материал по обучению пению всех возрастов – народные попевки, песни, хороводы. Их мелодии просты и доступны дошкольникам. Эти песни чаще исполняются без сопровождения, способствуют развитию слуха, формируют вкус. Поэтому я включаю в репертуар народную музыку.

Работу над песней можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет методы и приемы.

I Этап работы над песней – ознакомление, восприятие.

На данном этапе я применяю наглядный и словесный методы. Новое произведение я всегда показываю целиком, исполняю все куплеты максимально выразительно, чтобы дети поняли, к чему они должны стремиться при разучивании и исполнении песни. Далее я использую образное слово, провожу беседу о характере песни, стремясь этим пробудить интерес к ней, желание ее выучить. Обращаю внимание на настроение, переданное в музыке, пробуждаю детей к высказыванию о характере песни в целом, о смене настроения в ее частях. Эта беседа об эмоционально – образном содержании песни помогает настроить ребят на выразительное исполнение, на выбор соответствующего характера песни звукообразования, дикции, дыхания. Например, если дети определили характер песни как ласковый, нежный, спокойный, я им объясняю, что и петь ее надо напевно, протяжно.

II Этап – разучивание песни.

(3–5 занятий.)

Помимо наглядного и словесного методов я использую практический метод. Традиционно песню мы учим частями: фразами, предложениями, куплетами, начинаем обычно с первого куплета или припева, если он мелодически легко запоминается. На этом этапе большую роль играют упражнения для развития певческих навыков. Дети учатся по подражанию, поэтому я показываю приемы исполнения, а их закрепление происходит на упражнениях. Упражнение я даю как распевание, пением песен. С их помощью дети разучивают трудные мелодические ходы, встречающиеся в песне. Работа над трудными мелодиями на материале самой песни требует многократных повторений, которые снижают интерес детей к песне. Поэтому упражнения, которые помогают преодолевать трудности, приобрести певческие навыки я даю в игровой форме. При исполнении этих упражнений у детей постоянно тренируется певческий голос, развивается музыкальный слух, координация слуха и голоса, чистота интонации.

Перед первым пропеванием дети должны услышать предназначенную для разучивания часть не менее трех раз, при этом перед каждым прослушиванием должна быть поставлена новая задача. Например “Спойте про себя”, “Покажите движение мелодии рукой”, и т.д. Этот прием вносит в разучивание песни элемент самостоятельности и детского творчества. Именно на II этапе работы над песней дети осваивают навыки звукообразования, дыхания, дикции, чистоты интонации, ансамбля.

Для формирования навыка звукообразования я применяю образное слово, беседу о характере музыки, показ приемов исполнения. Со звукообразованием связана напевность. В старших группах я использую упражнения, начинающиеся и заканчивающиеся согласными (“динь – дон”, “тук–тук”), так же прием сравнения звучания с музыкальными инструментами (плавное звучание дудочки, отрывистое и легкое – колокольчика).

Чтобы помочь детям овладеть правильным дыханием, я им разъясняю и показываю, где и как нужно брать дыхание, как его распределять по музыкальным фразам. Обращаю внимание на певческую установку.

Для выработки правильной дикции использую выразительное чтение текста, разъясняю смысл некоторых незнакомых слов, правильное и отчетливое их произношение. Предлагаю детям прочитать текст шепотом, с четкой артикуляцией.

Чистота интонации в пении требует постоянной работы над совершенствованием слуха. Чтобы дети могли легко определить направление движения мелодии, я использую моделирование (показ движения рукой, дидактические игры и т.д.).

При разучивании я использую такие приемы:
– настройку на первом звуке;
– пение мелодии без инструмента;
– исполнение мелодии на фортепиано и других инструментах;
– разучивание мелодии по частям и фразам в медленном темпе.

Одна из причин неверной интонации – не умение пользоваться средним и верхним регистром. В этом случае я использую транспонирование мелодии в удобную ребенку тональность. Если ему удается уловить рисунок мелодии и воспроизвести ее в удобной тесситуре, то он сможет начать петь правильно и вместе с другими детьми в более высоком звучании. Так же использую обратный прием – раскрытие “раскрытие звуков верхнего регистра” детского голоса (“ля I, си I, до II, ре II”) Сначала я предлагаю детям выполнить упражнения на звукоподражания, затем петь прибаутки. Желательно, чтобы мелодия шла сверху вниз: это сразу дает настройку голосового аппарата на высокое звучание.

Также для налаживания чистоты интонации в пении, я использую систематическое повторение выученных песен с сопровождением и a cappella. Слаженность исполнения я развиваю с помощью показа момента вступления, используя дирижерские жесты. Но, следует стремиться не только к одновременности пения, но и его выразительности: мягкие окончания фраз, динамические оттенки, смысловые акценты, качество звуковедения, соответствующего характеру музыки. Поэтому я использую яркое исполнение и образное слово при разучивании песни.

III Этап – исполнение песни.

Дети уже овладели певческими навыками и свободно исполняют выученный материал. Если песня полюбилась, дети поют ее по собственному желанию не только на занятиях. Они надолго запоминают ее, включают в игры, с удовольствием “выступают” перед зрителями.

3. Результаты. Итоговый контроль.

Анализируя конечный результат опыта работы можно увидеть уверенный рост уровня развития певческих навыков. Это подтверждается следующими фактами:

– В группе Бабочки

  • Высокий уровень развития певческих навыков составил 32%, а в начале года он составлял 16%;
  • Средний уровень развития певческих навыков составил 64%, в начале – 68%.

– В группе Теремок

  • Высокий уровень развития певческих навыков составил 42%, а в начале года он составлял 8%;
  • Средний уровень развития певческих навыков – 54%, а в начале года он составлял 75%.

Дети, которые показали низкий уровень развития певческих навыков, вообще не могли петь в ансамбле с остальными детьми, чисто интонировать и пели отрывисто (скандировали), не могли четко произносить текст, к середине года у некоторых уровень повысился до среднего. Они стали стараться слушать остальных детей, петь более напевно. У них исчезло скандированное пение, улучшилось произношение текста. Показатели высокого уровня развития чувства ритма выросли: в группе Бабочки с 24% до 60%, а в в группе Теремок с 17% до 58%. Анализ показал, что ребята стали более ритмичны. Так дети, которые в начале года выполняли задания с моей помощью и не с первого раза, к середине года показали отличные результаты.

У всех ребят улучшилась музыкальная память, дети стали более эмоциональными.

Я считаю, что успехи детей объясняются дифференцированным подходом при организации воспитательно – образовательного процесса на музыкальных занятиях, организация индивидуальной работы способствовала достижению положительных результатов в развитии певческих навыков у детей.

Проведенная опытная работа позволила проверить и систематизировать ряд методических приемов, развивающих певческие навыки у детей старшего дошкольного возраста. Эффективность применения этих приемов подтвердилась показателями качества пения детей в середине года.

На основе проведенной работы можно сделать следующие выводы:

В методике обучения пению имеется целый ряд приемов, систематическое использование которых способствует развитию певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Последовательность применения различных приемов в процессе обучения детей пению варьируется в зависимости:
– от задач и содержания отдельных занятий;
– от репертуара;
– от возрастных особенностей детей (общих и индивидуальных);
– от уровня музыкального и певческого развития детей.

4. Перспективы и выводы.

  • Работать над разнообразием форм, методов и приемов проведения занятий;
  • Продолжать работу в тесном контакте с другими преподавателями;
  • Продолжать совершенствование программно – методического обеспечения и предметно-развивающей среды;
  • Обеспечивать участие родителей в разных формах работы по музыкальному воспитанию детей.

Библиография.

  1. М.Ю.Картушина «Вокально-хоровая работа в детском саду» -            М.; «Скрипторий 2003», 2010
  2. Н.А. Ветлугина «Методика музыкального воспитания в детском саду» – М., “Просвещение”, 1989.
  3. Н.А. Ветлугина «Музыкальный букварь» – М., 1988.
  4. О.П. Радынова, А.И. Катинене, М.А. Палавандишвтли, «Музыкальное воспитание дошкольников» – М., “Просвещение”, 1994.
  5. А.Н. Зимина «Основы музыкального воспитания и развития детей младшего дошкольного возраста» – М., “Владос”, 2000.
  6. Н.А. Метлов «Музыка детям» – М., 1985.
  7. Т.М. Орлова, Е.И. Бекина «Учите детей петь» – М., “Просвещение”, 1988.
  8.  В.В. Емельянов «Развитие голоса. Координация и тренаж» – СПб, 1997.
  9. «Конвенция о правах ребенка».
  10.   Д. Демченко “Вокальные игры с детьми” – М., 2000.
  11.  М.А. Михайлова “Развитие музыкальных способностей детей” –  Ярославль, “Академия развития”, 1997.
  12.  И.Г.Галянт  «Музыкальное развитие детей 2-7 лет» - М.: «Просвещение»
  13.   И.П. Равчеева, М.А. Федосеева «Интеллектуально-творческое и   социальное развитие старших дошкольников в музыкально-игровом пространстве и музыкальной деятельности».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по обучению и развитию вокальных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Для работы со старшими дошкольниками был подобран специальный репертуар, включающий доступные детям явления, выражающий разнообразные эмоции, в котором использованы различные средства музыкальной выра...

Развитие вокально-певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке;  обогащаются переживания ребенка, эмоциональная отзывч...

Развитие вокально-певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

Пение является важным средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития ребенка....

Опыт работы по теме: «Развитие вокально - певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе работы по ознакомлению с произведениями русского фольклора»

Здесь представлен мой опыт работы по теме: «Развитие вокально - певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе работы по ознакомлению с произведениями русского фольклора». ...

"Развитие вокально - певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста".

статья описание педагогической технологии "Развитие вокально - певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста"....

ОПЫТ РАБОТЫ Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством игр и элементов театрализованной деятельности.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида №8» города Сим   Ашинского района Челябинской области...

Музыкальный фольклор как средство формирования вокально-певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Музыкальный фольклор как средство формирования вокально-певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста....