«Ранняя профориентация, формирование у детей дошкольного возраста представлений о труде взрослых»
материал

Сорокина Елена Николаевна

Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых - это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, активизировать словарный запас.

      Профориентация – в настоящее время является важным направлением работы образовательных учреждений. Деятельность по профориентации школьников начинает проводиться в старших классах, когда у подростков уже сформированы жизненные приоритеты и ценности. Педагоги сходятся во мнении, что закладывать мотивацию необходимо еще в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rannyaya_proforintatsiya_dou.docx571.33 КБ

Предварительный просмотр:

«Ранняя профориентация, формирование у детей дошкольного возраста

 представлений о труде взрослых»

Содержание:

1. Введение;

2. История становления профориентации;

3. Значение психологии ранней профориентации на профессиональные предпосылки самоопределения детей;

4. Формирование у детей представлений о труде взрослых в рамках образовательных программ дошкольного образования

5. Пути реализации задач профориентационной работы с детьми дошкольного возраста.

 Заключение;

Список литературы;

Если человек с ранних лет усвоил привычку к труду, труд ему приятен. Если же у него этой привычки нет, то лень делает труд ненавистным.
(Гельвеций К.)

Деятельность — единственный путь к знанию.
(Шоу Б.) 

  1. Введение

      Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых - это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, активизировать словарный запас.

      Профориентация – в настоящее время является важным направлением работы образовательных учреждений. Деятельность по профориентации школьников начинает проводиться в старших классах, когда у подростков уже сформированы жизненные приоритеты и ценности. Педагоги сходятся во мнении, что закладывать мотивацию необходимо еще в детском саду.

Итак, актуальность темы, по ознакомлению детей с профессиями обоснована в ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые определяют содержание психолого – педагогической работы по освоению образовательных областей. Формирование обобщенных представлений о значимости труда взрослых требует наличие у детей прежде всего четких понятий о том, что в каждом конкретном процессе достигается результат, имеющий точное значение – удовлетворять ту или иную потребность. Следовательно, знание назначения вещи позволит ребенку понять конкретную ценность каждого процесса (мытья посуды, шитья шапочки, приготовления котлет и т.п.). Мы, педагоги, готовим детей к тому, чтобы они в свое время могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Поэтому знания о труде должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада. Кроме того, ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями должно осуществляться не на уровне отдельной задачи, а как целостный органический процесс.    

      Социализация ребенка – дошкольника проводится в большей степени через игру как самый близкий, доступный, интересный для детей вид деятельности. Решение задач по ознакомлению с трудом взрослых строится на игровой основе.

Цель работы:

1. Изучение литературы по ранней профориентации.

Одна из основных задач дошкольного образования – формирование положительного отношения к труду и первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Для этого очень важно у ребенка дошкольника развивать интерес к различным профессиям. Необходимо знакомить детей с профессиями, востребованными в современном обществе.

      Допрофессиональное самоопределение и ранняя профориентация детей.

Одной из важнейших составляющих процесса социализации ребѐнка является его профессиональное самоопределение – процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути.

       Профессиональное самоопределение – это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно ещѐ в дошкольном детстве. Профессиональное становление неразрывно связано с возрастным развитием человека, и периоду дошкольного детства соответствует I этап профессионального развития: этап формирования конкретно-наглядных представлений о мире профессий. На этом этапе у ребѐнка должна сформироваться определѐнная наглядная основа, на которой будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания, а также положительное отношение к профессиональному миру, людям труда, их занятиям. В процессе возрастного развития ребѐнок насыщает своѐ сознание разнообразными представлениями о мире профессий.

      Он в символической форме пытается проиграть действия представителей различных профессий (водитель, врач и т. п.), основываясь на наблюдениях за действиями взрослых. Некоторые элементы профессиональной деятельности ребенку ещѐ трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, впечатлений, конкретных ситуаций из жизни, историй. Профориентационные занятия и мероприятия для детей дошкольного возраста являются составляющими ранней профориентации, целью которой является допрофессиональное самоопределение дошкольников. Ранняя профориентация призвана: - дать ребѐнку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях; -сформировать у ребѐнка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру; - предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности; с тем, чтобы позже, в подростковом возрасте, ребѐнок смог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя при выборе профессии более уверенно. Работа по профессиональной ориентации проводится по нескольким направлениям: информирование – передача сведений, диагностика – оценка индивидуальных особенностей, консультирование – помощь в разрешении проблем.

2. История становления профориентации

      Естественно, что профориентация не могла появиться раньше, чем появились профессии, а следовательно и потребность в ориентации на эти профессии.

      История появления некоторых элементов оценки профпригодности человека уходит в глубину веков.

      Это относится в основном к диагностике знаний, умений и способностей. Благодаря обширным по тем временам знаниям профессионально подготовленный писец был центральной фигурой месопотамской цивилизации; он умел измерять поля, делить имущество, петь, играть на музыкальных инструментах. Во время испытаний проверяли его умение разбираться в тканях, металлах, растениях и т.д.

      «Люди, - писал Платон, - рождаются не слишком похожими друг на друга, их природа бывает различна, да и способности к тому или иному делу также... Поэтому можно сделать все в большем количестве, лучше и легче, если выполнять одну какую-нибудь работу соответственно своим природным задаткам».

       Однако если теперь посмотреть на профориентацию как на обыкновенный процесс, включающий в себя не только отмеченные выше профдиагностику и профотбор, но также профпросвещение, профконсультацию, социально - профессиональную адаптацию и профессиональное воспитание, то станет ясно, что профориентация как научно осмысленная деятельность человека могла появиться лишь позже, с той поры, когда начала набирать силу тенденция дифференциации и интеграции отдельных наук и научных направлений.

      Основатели научного изучения индивидуальных различий считается ученый Ф. Гальтон.

      В январе 1908 г. в г. Бостоне, как уже отмечалось выше, начало работу первое бюро профориентации молодежи для оказания помощи подросткам в определении их жизненного трудового пути.

      Деятельность этого бюро и принято считать началом профориентации.

      В то же время в Англии был принят закон, дающий право разрешения министерства просвещения открывать учреждения, где учащиеся моложе 17 лет могли бы получать помощь в выборе профессии.

      В этих условиях возрастает роль общеобразовательной и профессиональной школы; они служат одним из главных источников квалифицированных кадров.

     Следовательно, важнейшая задача ранней профориентации - подготовка молодежи к жизни, активному участию в труде, правильному выбору профессий.

         

  1. Значение психологии ранней профориентации на профессиональные

предпосылки самоопределения детей

      Ранняя профориентация – это новое направление в психологии и педагогике, целью которого является развитие эмоционального отношения ребенка к профессиональному миру, возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий. Получая такие знания, у ребенка формируется навык труда, складывается уважительное отношение к труду взрослых разных профессий, расширяется его кругозор, способствует раннему проявлению у ребенка интересов и склонностей к конкретной профессии [1].

 Ознакомление детей с профессиями основывается в ФГОС дошкольного образования в одном из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», которая направлена на достижение цели формирования положительного отношения к труду [2].

      Е.А. Климов рассматривает профессиональное самоопределение в качестве одного из важнейших проявлений психического развития человека, как процесс его включения в профессиональное сообщество. Психолог отмечает, что профессиональное становление личности начинается с развития конкретно-наглядных представлений о мире профессий [3].  

      Основными особенностями самоопределения являются формирование ценностно-смысловых установок относительно смысла своего собственного существования, устремленность в будущее.

      Особенностью нравственного становления  является стремление соответствовать «идеалу». Важной особенностью   является   и   то,   что   на   данном   возрастном   этапе   социального становления особой смысловой доминантой в позиции самоопределения «я и общество» выступает процесс профессионального самоопределения.

      Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике. Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой либо конкретной области. В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности. К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, например, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Необходимо развить у него веру в свои силы путем поддержки его начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Например, если ваш кроха мечтает работать на заводе игрушек, то не стоит его отговаривать. Просто поговорите с ним о том, как он представляет себе эту работу, что привлекает его в этой сфере деятельности, какими качествами и знаниями нужно обладать, чтобы работать и т.п., чтобы выявить реальные интересы и потребности ребенка. Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы наши дети: - понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это, по сути, основа жизни; - уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда; - познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате; - были готовы трудиться сами — по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо; - учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности. В настоящее время в дошкольных учреждениях существует проблема ранней профориентации детей: - Потенциальные возможности дошкольников к освоению опыта трудовой деятельности не реализуется в полной мере. - Не отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий. - Работа педагогов в ДОУ по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых не нацелена на современный региональный и муниципальный рынок труда. - Нет преемственности в работе детского сада и школы в данном направлении. Работа по ранней профориентации дошкольников может быть осуществлена через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребѐнка.

      Каждая личность стремится к усвоению тех ценностей, которые наиболее соответствуют ее целям, интересам. В профессиональной направленности личности трудовая деятельность выступает как ценность. Однако каждая личность определяет ее по - своему, исходя из собственных интересов. Наличие интереса предполагает возможность для данной личности реализации определенной потребности. Таким образом, наличие интереса конкретной профессии создает возможность овладения ею. В результате потребность реализуется.

Главную роль в выборе ценности имеют мотивы, которые, в свою очередь, зависят от интересов и потребностей личности, целей этой личности. Удовлетворение потребностей, интересов, реализация целей немыслимо без решений конкретных задач, выполнение соответствующей работы. Поэтому в каждом случае человек выбирает объект деятельности, профессию. Рассмотрим другие свойства и особенности личности.

Интерес - это избирательное, эмоционально окрашенное отношение личности к предметам и явлениям которое сопровождается стремлением познать их и овладеть ими. Профессиональный интерес к предпочитаемому виду трудовой деятельности. Он опирается на духовные потребности и мотивы личности. Базируется на познавательном интересе и характеризуется повышенным вниманием к определенной профессии.

Склонность - расположение личности к той или иной деятельности. В отличие от интереса, склонность предполагает не только активное, созидательное отношение к объекту, но и деятельность, созидательное отношение к объекту, связанную с ним.

Способность - это совокупность психологических особенностей личности, необходимых для успешного выполнения той или иной деятельности. Вместе с тем это такие психологические потребности человека, от которых зависит приобретение знаний, умений и навыков, но которые сами к этим знаниям, умениям и навыкам не сводятся. Способности обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности.

По отношению к знаниям, умениям и навыкам способности человека выступают как некоторая возможность. Такой подход к данному вопросу дает ученым   право   изучать   те   материальные предпосылки, физиологические процессы, на основе которых при благоприятных условиях могут развиваться человека те или иные профессиональные способности.

        В соответствии с учением И. Павлова об основных свойствах нервной системы такими свойствами являются ее сила, уравновешенность, подвижность. Темперамент зависит от сочетаний, этих свойств. Это сочетание И.П. Павлов назвал типом нервной системы, в итоге определено 4 типа темперамента:

- меланхолик - слабый тип, характеризуется слабостью процесса торможения и возбуждения;

- холерик - сильный, неуравновешенный тип. У него сильный процесс возбуждения и относительно слабое торможение;

-  сангвиник - сильный, уравновешенный, подвижный тип;

- флегматик - сильный, уравновешенный тип, но с инертными процессами.

У    человека   может   любое    сочетание    силы,    уравновешенности подвижности нервной системы (общий тип) и он может принадлежать к любому типу высшей нервной деятельности. Темперамент во многом можно определить выбор профессии человеком.

Учет особенностей темперамента (быстрота и точность реакции правильность ориентировки в экстремальных условиях, медлительность, слабая реакция на внешние раздражения) в профориентационной работе имеют большое значение для выявления наиболее оптимальных вариантов выбора профессии.

 

  1. Формирование у детей представлений о труде взрослых в рамках образовательных программ дошкольного образования

        Потребность в самоопределении, возникающая на рубеже старшего подросткового и младшего юношеского возрастов, является одним из центральных психологических новообразований, определяющих специфику этого возрастного этапа жизни. Несмотря на существенные различия в теоретических подходах к онтогенетической периодизации детского развития, данный момент как наиболее существенная характеристика возраста признается практически всеми исследователями. Основными особенностями самоопределения являются формирование ценностно-смысловых установок относительно смысла своего собственного существования, устремленность в будущее.

       Профессиональная ориентация является органической частью учебно-воспитательной работы общеобразовательной школы и профтехучилищ, призванных готовить подрастающее поколение к трудовой жизни. Это вместе с тем система мер, направленная на оказание помощи учащимся в выборе профессий, правильном трудовом самоопределении молодых людей.

        Повседневная практика показывает, что если специальность выбрана правильно, по призванию, то труд для человека становится источником радости, творческого вдохновения и приносит максимальную пользу обществу.

       Труд целесообразная деятельность человека направленная на изменение окружающей среды для удовлетворения своих потребностей. Он постоянная и необходимая основа жизни и развития человеческого общества.

       Право человека на выбор профессии, рода трудовых занятий в соответствии с призванием, склонностям и способностям, образованием и с учетом общественных потребностей в кадрах расширяет возможности каждого человека занять свое место в профессиональной структуре общества.    

      Профессиональное предпочтение молодежи часто не согласуется с потребностью в кадрах, наблюдается заметное противоречие между профессиональными намерениями, психофизиологическими особенностями, личности и требованиями, предъявляемые профессией к человеку.

           Профориентация, является самостоятельной областью знания, формируется на стыке педагогики, психологии, социологии, экономики, философии, медицины, права. Осуществление системного подхода к управлению профориентации позволяет учесть ее междисциплинарные аспекты, открывает возможность систематического, организованного и упорядоченного решения проблемы. На основе этого подхода определяется ведущая цель системы профориентации, задачи, функции, структура, содержание, виды деятельности по формированию у учащихся профессионального самоопределения, и его критерии.

      Диапазон целей профориентации весьма значительный: от наиболее отдаленных (принятие окончательного осознанного решения о профессиональном выборе) до ближайшей (познакомится с содержанием труда по избираемой профессии, посещать факультатив с целью профессионального самоопределения).

      Общая цель профориентации - сформулировать у школьников осознанное профессиональное самоопределение на основе согласованности личных и общественных интересов в подготовке кадров народного хозяйства, науки, культуры, т.е. достижение определенного оптимума профессионального самоопределения и потребности общества в кадрах.

     Профессия – это вид трудовой деятельности человека, требующий развития определенного уровня специальных знаний, умений и навыков, служащий источником доходов. Разработанные учеными классификаций, помогут определиться, в какой именно среде можно найти себя.

Профессия типа «человек-человек»

Вся история человечества - это история развития общества- совокупности исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Профессии типа «человек-человек» занимают особое место в ряду других. Предметом труда в них являются человек - его лечение, обучение, воспитание, обслуживание. Поэтому профессии этого типа предъявляют серьезные требования к индивидуально-психологическим качествам специалиста.

Успешность в этом виде деятельности, а также удовлетворенность своим трудом достигается только при наличии достаточно развитых общих и специальных способностей - интеллектуальных, эмоционально-волевых, коммуникативных, а также морально-нравственных качеств.

Доброжелательность, сочувствие, сопереживание, интерес к людям должны сочетаться у специалистов сферы «человек-человек» с высокой эмоциональной устойчивостью, выдержкой, самоконтролем, умение владеть собственными чувствами.

Профессии «человек- человек» - самые гуманные, наполненные общением и радостью взаимопонимания. Люди, выбравшие их и готовые работать с самоотдачей, могут рассчитывать на благодарный отклик со стороны других.

Профессии типа «человек- знак»

Знаки, знаковые системы являются средством информации, которой обмениваются люди в процессе своей жизнедеятельности. Условно можно разделить работу со знаковыми системами на несколько групп:

Работа со словарями, текстами, книгами;

Работа с числами, формулами, знаками;

Работа с изображениями, схемами, картами;

Работа с компьютерами, информационными системами, интернетом

Для того чтобы понять, подходят ли вам профессии типа «человек- знак», нужно ответить на вопрос: интересен ли вам предмет, с которым работают люди в этой профессии?

Профессии типа «человек - художественный образ»

Предметом труда профессии типа «человек - художественный образ» является художественный образ, который профессионал создает, используя музыкальное, изобразительное, сценические, литературные средства. Для успешного труда в профессии типа «человек – художественный образ» необходим высокий уровень развития специальных способностей, творческие способности (креативность) и личные качества - настойчивость, целеустремленность, трудолюбие.

Профессии типа «человек – техника»

Развитие экономики и научно- технический прогресс во многом осуществляется благодаря труду большого числа специалистов профессии типа «человек- техника», работающих в самых разных отраслях народного хозяйства (в промышленности, науке, строительстве, транспорте, связи, информационных технологиях) Предметом труда представителей профессий данного типа являются механизмы, оборудование, технические системы, энергия, различные материалы и вещества. Труд в профессии типа «человек – техника» будет успешным при сочетании хорошей работоспособности, развитой познавательной сферы, умственных способностей и серьезной подготовки в профессиональном учебном заведении.

Профессии типа «человек- природа»

Выбирая профессию, связанную с преобразованием природы, ее использованием, человек берет на себя ответственность за развитие и будущее того, что нас окружает, в чем мы существуем, за жизнь нашего и следующих за нами поколений. Ведущий предмет труда в профессиях типа «человек- природа» - природа: почва, вода, атмосфера, полезные ископаемые, различные живые организмы и биологические процессы, а особенность природных объектов состоит в том, что они сложны, изменчивы (по своим внутренним законам), нестандартны. Если вы любите животных и растения, физически выносливы, обладаете высокой работоспособностью, терпимостью, инициативностью, а также способны предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы, то профессии типа «человек- природа» вам, вероятно, подойдут.

Профессии типа «человек- бизнес»

В профессии типа «человек- бизнес» основным предметом труда является бизнес, то есть  работа в области коммерции, управления, предпринимательства. Для успешной работы в области бизнеса требуются такие качества, как активность, предприимчивость, общительность, оптимистичность, энергичность, а также хорошо развитые организаторские, коммуникативные и вербальные способности, высокий уровень стрессоустойчивости, стремление к лидерству и руководству.

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/03be/0003d44d-bf6444f2/2/img5.jpg

http://900igr.net/up/datai/116748/0007-010-.png

5. Пути реализации задач профориентационной работы с детьми дошкольного возраста. 

      Основными направлениями ранней профессиональной ориентации являются: -профессиональное воспитание (формирование у детей интереса к труду, трудолюбия); -профессиональное информирование (обеспечение детей информацией о мире профессий).      

      Оба эти процесса нуждаются в руководстве со стороны взрослых, и оба эти процесса могут быть реализованы в условиях дошкольной образовательной организации. На практике ранняя профессиональная ориентация в дошкольной образовательной организации заключаются в создании и реализации комплекса психолого-педагогических средств, методов воздействия на личность ребѐнка с учѐтом его возрастных особенностей, направленных на зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей, а также в создании соответствующей предметно - пространственной развивающей среды. Кроме того, ранняя профориентация включает в себя информационные консультации для родителей, которые направлены на приобщение родителей к совместной с дошкольной образовательной организацией работе по ранней профориентации детей

      Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся (в основном в ходе игры) с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школе.

      Профориентация детей в значительной степени влияет на самореализацию личности в будущем. Даже когда ребенок определился с выбором учебного заведения и факультета еще рано считать, выбор будущей профессии сделан окончательно. Не имея опыта работы, не побывав ни разу в рабочей среде, очень трудно решить, нравится тебе эта работа или нет. Далеко не всегда представления о той или иной работе совпадают с реальностью. Поэтому важно предоставить максимум информации о перспективах в работе при обучении той или иной профессии.

      Актуальной задачей современной системы образование является целостность процессов социального и индивидуального развития ребенка. Одним из эффективных решений данной задачи, является проведение профориентационной работы с дошкольниками. В процессе приобщения детей к миру взрослых, профориентация способствует накоплению социального опыта взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитию умений войти в детское общество, действовать совместно с другими. На современном этапе развития общества к системе дошкольного обучения и воспитания предъявляются высокие требования. Задачей любого педагога является поиск более эффективных современных образовательных технологий. Педагогические технологии определяют новые средства, формы, методы, используемые в практики и, конечно, они должны быть ориентированы на развитие личности ребенка и его способностей. Одним из методов ознакомления дошкольников с профессиями взрослых, в нашем дошкольном учреждении, является метод проектов так как: - основывается на личностно ориентированном подходе к обучению и воспитанию; - позволяет усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым делая образовательный процесс интересным и мотивационным. А основная цель любой проектной деятельности – развитие творческой личности! Игровые технологии являются фундаментом всего дошкольного образования. В свете ФГОС личность ребенка выдвигается на первый план, и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Педагогами широко используется педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр. Эта технология опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. Данная технология призвана сочетать элементы игры и обучения. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком.

      Формирование у детей представлений о труде взрослых в рамках парциальных образовательных программ дошкольного образования Данное направление работы осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуются: 1) в присущих дошкольному возрасту видах детской деятельности (игровой, изобразительной, трудовой, музыкальной, коммуникативной, физической); 2) в процессе специально организованных педагогическими работниками форм работы: занятий, экскурсий, праздников, развлечений. В различные разделы программы дошкольного образования включаются сведения о деятельности взрослых, их труде, условиях и целях труда, методы формирования трудовых навыков с целью общего развития детей и ориентации их в профессиональной деятельности взрослых. Среди имеющихся на сегодняшний день парциальных программ задачам ранней профориентации посвящены авторская программа А. Д. Шатовой «Дошкольник и экономика» и игровая развивающая программа «Мир профессий» В. П. Кондрашова. Программа А. Д. Шатовой «Дошкольник и экономика» [рассчитана на работу с детьми старшего дошкольного возраста. Структурно состоит из четырѐх взаимосвязанных блоков: 1) Труд – продукт. 2) Деньги (цена, стоимость). 3) Реклама: желания и возможности. 4) Полезные навыки и привычки в быту – тоже экономика. Занятия по программе проводятся в различных формах: занятия-соревнования, занятия путешествия, занятия-экскурсии, занятия-викторины, игры и т. п. Заявлены следующие способы реализации программных задач: -ознакомление детей с денежными единицами разных стран; -проведение сюжетно-ролевых игр «Банк», «Кафе», «Супермаркет», «Путешествие», «Аукцион»; -организация настольных игр экономической тематики («Денежный поток», «Монополия», «Лунапарк»); -организация развивающих игр («Пятый лишний», «Подбери витрину для магазина», «Кому что нужно для работы»); - проведение экскурсий в магазины и банки; - решение арифметических задач; - разгадывание кроссвордов экономического содержания; -чтение сказок экономического содержания (например, И. В. Липсиц «Удивительные приключения в стране «Экономика», Э. Успенский «Бизнес Крокодила Гены», И. М. Котюсова, Р. С. Лукьянова «Экономика в сказках и играх»). Программа адаптирована как для занятий в дошкольной образовательной организации, так и для домашнего обучения, и подразумевает широкую практику применения полученных детьми знаний в быту и в будущей профессии. Программа «Мир профессий» В. П. Кондрашова подразумевает формирование представлений о профессиональной деятельности взрослых посредством специально организованных профориентационных сюжетно-ролевых игр. Заявляются следующие задачи программы: - выявление и формирование профессиональных интересов детей, поддержка и развитие их природных дарований; - психолого-социальная ориентация детей; - развитие у детей в ходе игровой деятельности трудо-вых навыков; -формирование мотивации и интересов детей с учѐтом особенностей их возраста и состояния здоровья. Программа учитывает тематику сюжетно-ролевых игр с производственными и бытовыми сюжетами основной и других программ дошкольного образования и дополняется значительным количеством сюжетно-ролевых игр профориентационной направленности. Программа составлена циклично: тематика игр частично повторяется в каждой возрастной группе в расширенном и усложнѐнном виде. Подборка игр производится по возрастным диапазонам и может варьироваться в соответствии с местными условиями. Игры включают ролевое участие детей в максимальном числе понимаемых для данного возраста профессий. В целом, программа предусматривает ознакомление детей более чем с 80 профессиями. В дошкольной образовательной организации задачу по формированию представлений о людях разных профессий целесообразно решать не только непосредственно в образовательной деятельности, но и вне еѐ. Ранняя профориентация будет эффективна при условии наличия выстроенной системы работы, разработанного перспективного плана, соответствующего методического и наглядного материала. Игра – квест как форма образовательной деятельности со старшими дошкольниками».  В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование стало самостоятельным уровнем общего образования, что значительно повышает предъявляемые к нему требования. Развивающее взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками является основной дидактической технологией ФГОС дошкольного образования. Ребенок-дошкольник, человек играющий, поэтому и обучение входит в его жизнь через «ворота детской игры». В квесте (англ. quest, или приключенческая игра) всегда предполагается задание, в котором необходимо что-то разыскать: предмет, подсказку, сообщение, чтобы двигаться дальше. В случае проведения его в детском саду, дети проходят по заранее разработанному маршруту, разгадывая ребусы, головоломки и другие интеллектуальные загадки, выполняя двигательные или творческо-ориентированные коллективные задания и находя подсказки. При этом основным фоном такой игры является собственно познавательное повествование и обследование мира. Все это характеризует игру-квест как уникальную форму образовательной деятельности, объединяющей в себе различные виды двигательной, познавательно - исследовательской, продуктивной, коммуникативной и музыкально художественной деятельностей. В каких бы условиях не проводился квест, будь то отдельное помещение, здание всего детского сада, уличная веранда или спортивная площадка, основными задачами его будут: Способствовать всестороннему развитию детей; Развитие социально-коммуникативных качеств путем коллективного решения общих задач; Побуждение к познавательно исследовательской деятельности благодаря погружению в различные игровые ситуации; Обеспечение интеграции содержания разных образовательных областей (согласно рекомендациям ФГОС): социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития; Создание положительного эмоционального настроя. Выбор сюжета квеста может диктоваться календарной или проектной тематикой, а так же решением конкретной педагогической проблемы (например, расширить знания детей о профессиях). Персонажи и их количество определяются не только сюжетной линией, но и необходимостью перемещения детей несколькими группами одновременно. План подготовки игры-квест включает в себя следующие обязательные пункты: Написание сценария, содержащего информацию познавательного характера; Подготовка «продукта» для поиска (карта сокровищ, клад, берестяная грамота, подсказки и т.д.); Разработка маршрута передвижений: во-первых, он должен быть непривычным, но безопасным для детей, во-вторых, для повышения интереса детей, способы передвижений могут быть различными, в третьих, их должно быть достаточное количество с посещением малоизученных «уголков»; При методической разработке заданий необходимо опираться не только на уже имеющиеся знания, умения и навыки детей, но и на зону ближайшего развития ребенка. Художественное оформление «остановок» по маршруту поиска должно соответствовать тематике и содержать в себе подсказку-направление для продолжения пути. Благодаря проведению квестов предметно развивающая среда (ПРС) учреждения всегда мобильна, что соответствует требованиям ФГОС. Изменения в ПРС, согласно заданной тематике, могут быть заранее созданы с помощью детей и их родителей, что в свою очередь способствует поддержанию постоянного интереса к продуктивной деятельности и развитию наблюдательности у детей. Подготовка реквизита для проведения каждого задания. Основа успеха проведения любого квеста зависит от выбранной темы, насколько актуальной и интересной будет она для 5-7 летних детей. Обладая даже небольшими знаниями по этой теме, и получив определенную свободу мышления и действий, при минимальном вмешательстве взрослого, дети смогут самостоятельно добиться нужного результата. Роль педагога в данном случае сводится к ненавязчивому направлению детских рассуждений в нужное русло, а не к прямой подсказке! Таким образом, квест-игра стимулирует педагогов к переходу от авторитарного стиля работы со старшими дошкольниками к партнерским взаимоотношениям. Результаты во время проведения игры-квеста, получив большой эмоциональный заряд, дети становятся более раскрепощенными в общении, повышают познавательно-речевую активность, учатся вместе решать задачи, что приводит к сплочению детского коллектива. Педагоги уходят от классической формы занятий, погружаясь все больше в освоение игровых технологий. Огромным плюсом в проведении такого мероприятия, является совместная работа всех ведущих специалистов дошкольного учреждения как единой команды (воспитатель, педагог организатор, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель). Современные требования, предъявляемые к педагогическому процессу в дошкольном образовании, предполагают тесную интеграцию всех образовательных областей, широкое разнообразие форм организации детской деятельности, опираясь на постоянное сотрудничество детей и взрослых, как равноправных партнеров. И все это находит широкий отклик в грамотно построенной и проведенной квест-игре.

      Формы и методы работы с детьми по формированию представлений о труде взрослых. Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней, и в силу этого остаются за пределами понимания ребѐнка. Поэтому деятельность педагогических работников по реализации задач ранней профориентации должна основываться на самых разнообразных формах и методах работы с детьми и выстраиваться системно. Для ознакомления детей с трудом взрослых можно применять традиционные методы обучения и воспитания: - словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы); - наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций); - практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственнобытового труда); - игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации). В практической деятельности все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом. Работа по формированию у детей представлений о труде взрослых проводится в процессе непосредственно образовательной деятельности, в процессе образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, в процессе самостоятельной деятельности детей и в процессе совместной деятельности с семьѐй. Система работы по формированию у детей представлений о труде взрослых строится по трѐм основным линиям: - приближение детей к труду взрослых; - приближение работы взрослых к детям; - совместная деятельность детей и взрослых. Приближение детей к труду взрослых. Это направление работы осуществляется в процессе непосредственно образовательной деятельности по формированию представлений о труде людей разных профессий с обязательным включением предварительной беседы о данной профессии. Следует уделить особое внимание усвоению детьми понятий «профессия» (что это?), «представитель профессии» (как называется человек данной профессии?), «инструменты труда» (чем работает человек?), «трудовые действия» (что делает человек?), «результат труда» (что получилось?), общественная польза труда (кому это нужно?). Непосредственно образовательная деятельность сопровождается рассказом, рассматриванием иллюстраций и изображений инструментов, материалов, спецодежды представителей профессий, прослушиванием художественных произведений, дидактическими играми, что позволяет детям наиболее полно понять суть и процесс профессиональной деятельности взрослого.    

      Ознакомление детей с трудом взрослых может происходить и в процессе организованной педагогом изобразительной деятельности воспитанников: дети не только знакомятся с профессиями художник, скульптор, дизайнер, модельер по рассказам педагога, но и попробуют свои силы в этих видах деятельности. Изображение детьми представителей различных профессий также будет способствовать усвоению информации о труде взрослых. Средством ознакомления с содержанием труда выступают и произведения изобразительного искусства. Рассматривая репродукции мастеров, дети видят не только процесс труда, но и те изменения, которые со временем произошли в нѐм. Многие русские художники отображали в своих картинах изнурительный труд взрослых и детей (например, В. Г. Перов «Тройка», И. Е. Репин «Бурлаки на Волге»). Показ таких репродукций педагог обязательно должен сопровождать разъяснительной беседой, в которой сделать акцент именно на положительных изменениях условий и содержания современного труда взрослых. Лепка, аппликация, конструирование – все эти виды деятельности позволяют изучать разные стороны профессий без отрыва от общей темы. Выполнение физических упражнений также может быть организовано в соответствии с профессионально ориентированным сюжетом. Например, выполнение комплекса общеразвивающих упражнений «Строим дом», в котором символически воспроизводятся действия строителей, или «Летний сад», в котором имитируются действия садовников. В музыкальную деятельность можно включать игры-импровизации, например «Веселые шофѐры», «Плыви, плыви, кораблик». Знакомство с профессиями произойдѐт и в ходе формирования элементарных математических представлений, если педагог предложит посчитать, например, количество гвоздей у плотника, количество банок с краской у маляра, количество ѐлок у лесника. При ознакомлении детей с трудом взрослых с помощью непосредственно образовательной деятельности очень важно не только расширять, но и углублять знания о профессиях, ориентироваться не только на количество, но и на качество предоставляемой детям информации. Именно основательность такой информации положительно сказывается на дальнейшем профессиональном самоопределении детей. Приближение работы взрослых к детям. К данному направлению работы с детьми относятся экскурсии, наблюдения, тематические встречи с людьми разных профессий. Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых – наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наглядность и ясность получаемых представлений, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Важно помнить, что наглядно воспринятое требует пояснений со стороны взрослого. В процессе дальнейших бесед и занятий с детьми обязательно нужно уточнять, дополнять, закреплять сведения, полученные ими во время наблюдений. Исходя из возрастных особенностей детей и возможностей персонала дошкольной образовательной организации, можно организовать экскурсии: - в медицинский кабинет; - в прачечную; - в библиотеку; - в школу; - в магазин; - в аптеку; - в парикмахерскую; - в ателье; - к светофору; - на почту; - на приусадебный участок; - на работу к родителям. На экскурсиях и в процессе целенаправленных наблюдений необходимо, в первую очередь, соблюдать технику безопасности на рабочем месте. В процессе экскурсии дети получают возможность наблюдать различные способы выполнения профессиональных действий человека той или иной профессии. Демонстрируя дошкольникам трудовые действия, взрослый должен производить их выразительно и привлекательно, комментировать каждую операцию, дать возможность детям задать вопросы. Интерес детей к наблюдаемому труду взрослых возрастѐт, если они смогут принять в нѐм хотя бы небольшое участие. Взрослый может вовлечь детей в производимый им трудовой процесс, дать им посильные поручения. Когда дети имеют возможность сами активно действовать, они получают более точные и полные представления о труде взрослых. Очень важно отобрать для наблюдений содержание труда, которое наиболее ценно в воспитательном отношении и доступно для понимания детям, вызывает у них желание подражать трудовому поведению взрослых. Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. В ходе наблюдений за трудом взрослых необходимо обращать внимание детей на процесс труда, на то, какими орудиями, предметами труда пользуется взрослый, на спецодежду, которая нужна для разных профессий, еѐ назначение. В процессе наблюдений необходимо давать небольшое количество сведений, постепенно расширяя и углубляя их, дополняя известное новыми знаниями, закрепляя известное. Очень важно, чтобы усложнение содержания представлений во время наблюдений выражалось не только в нарастании объѐма познавательного материала, но и во всѐ большем углублении в суть наблюдаемых явлений. В наблюдении за трудом людей разных профессий детей сначала привлекают видимые действия людей, орудия труда, материалы. Помимо этого педагог должен обращать внимание детей на самого трудящегося человека, его отношение к выполняемой работе, взаимоотношения с другими людьми. Тогда наблюдение за профессиональной деятельностью взрослого положительно повлияет на поведение детей, на их отношение к людям, к вещам. Педагог во время экскурсии может дополнить полученную информацию, рассказать о тех качествах, которыми должны обладать представители данных профессий, используя занимательный материал, стихи, загадки, пословицы. По возращению в группу с детьми обязательно нужно обсудить увиденное, возможно провести рисование по памяти «Что запомнилось?», «Что понравилось?». С развитием IT-технологий становятся возможными виртуальные экскурсии. Совместная деятельность взрослого и ребѐнка. К этому направлению работы с детьми относятся сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, игровые ситуации и другие формы деятельности, которые могут реализовываться в течение режимных моментов дня, в свободной и совместной деятельности педагога и ребѐнка. Осознать общественную значимость труда взрослого ребѐнку помогают дидактические игры, моделирующие структуру трудового процесса: цель и мотив труда, предмет труда, инструменты и оборудование, трудовые действия, результат труда. В дошкольной педагогике дидактические игры делятся на три основных вида: - игры с предметами; - настольно-печатные игры; - словесные игры. Игры с предметами подразумевают использование игрушек и реальных предметов с целью ознакомления с профессиями взрослых. Например, в игре «Собери набор повара» дети должны из множества разнообразных предметов выбрать игрушечную посуду и столовые приборы, а также куклу в соответствующей одежде. Аналогичные игры – «Кто здесь был и что забыл», «Оденем куклу на работу», «Соберѐм ящик с инструментами». Настольно-печатные игры бывают нескольких видов: 1) подбор картинок по парам, например, «Найди два одинаковых инструмента»; 2) подбор картинок по общему признаку, например, «Что нужно доктору», «Что есть в магазине». Дети подбирают картинки с соответствующими предметами, тем самым учатся классифицировать предметы как результат определѐнной трудовой деятельности; 3) составление разрезных картинок на профессиональную тему. Словесные игры, например «Четвѐртый лишний», «Отгадай профессию по описанию», «Варим компот» помогают пополнить словарный запас ребѐнка понятиями из профессиональной сферы. Грамотное проведение дидактических игр позволяет расширить представления детей о людях разных профессий. В детской художественной литературе много произведений, посвящѐнных труду. Стихотворения, рассказы, сказки, загадки о профессиях и орудиях труда, поговорки и пословицы о труде, трудолюбии, мастерстве, скороговорки, в которых упоминаются профессии и орудия труда, считалки, стихи для пальчиковой и артикуляционной гимнастики, физкультурной минутки помогут в непринуждѐнной форме дать детям новую информацию о профессиях и закрепить ранее полученные знания. Для систематизации детских представлений о мире профессий и формирования ценностного отношения к результатам труда человека используются образовательноигровые ситуации, например, «Научим Почемучку мыть чашку (сервировать стол, вытирать пыль)», «Весѐлые поварята», «Поиграем в магазин». В процессе проведения праздников и развлечений также можно затронуть тему ознакомления с профессиями взрослых. На утренниках, посвящѐнных празднованию Дня защитника Отечества и Международного женского дня, уместно напомнить о профессиях родителей и общественной значимости их профессиональной деятельности. Спортивные праздники, Дни здоровья – хороший повод обратить внимание детей на профессии, представителям которых необходимо иметь крепкое здоровье, хорошую физическую подготовку, например, лѐтчику, пожарному, водолазу. Стоит обратить внимание и на проведение тематических праздников, например, День геолога, День нефтяника, День учителя, День энергетика. Участие детей в различных творческих конкурсах также может носить профориентационный характер. Полученные в процессе вышеперечисленных форм работы с детьми представления о людях разных профессий благоприятно сказываются на развитии у детей ролевого поведения в сюжетных играх. Сюжетно-ролевая игра – не только ведущая деятельность дошкольника, но и необходимое средство реализации задач ранней профориентации. Педагогу необходимо научить ребѐнка переводить знания, полученные из разных источников в сюжеты игр. Для этого нужно помочь детям определить содержание предстоящей игры, последовательность событий, игровые действия, а также персонажей и их взаимодействие. В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения, модели межличностных профессиональных отношений. Профориентационная сюжетно-ролевая игра, в целом, не даѐт новых знаний. В ходе такой игры ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для ребѐнка опыт, посредством которого эти знания ребѐнком присваиваются. В возрастном аспекте сюжетно-ролевая игра профориентационного характера постепенно усложняется по содержанию. Во второй младшей группе в игре детей трудовые действия ещѐ носят имитационный, подражательный характер, мало внимания обращается на результат труда. Педагогу следует стимулировать детей в ходе профориентационных сюжетно-ролевых игр: - воспроизводить наиболее характерные трудовые действия и результаты труда (водитель управляет автомобилем, следит за исправностью машины; продавец взвешивает, отпускает товар); - принимать на себя игровую профессиональную роль, участвовать в несложном ролевом диалоге; - правильно называть себя в игровой роли («Я – водитель), называть игровые действия («Я завожу мотор, еду на бензоколонку, заправляю машину бензином»); - передавать сюжет из нескольких профессиональных действий (парикмахер моет голову, стрижѐт), давать оценку качества труда (работает быстро, аккуратно); - самостоятельно пользоваться деталями костюмов для исполнения той или иной роли (белый халат и шапочка для врача, бескозырка и бинокль для матроса); - договариваться в совместных действиях («Давай играть с куклами»), о ролях («Я буду врачом, приводите мне своих детей»). В средней группе появляются игры с более сложным сюжетом, увеличивается количество изображаемых трудовых действий: построение дома (работа строителей), перевоз пассажиров и грузов (водители автобусов и грузовых машин), лечение детей (работа врачей, медсестер), продажа товаров (работа продавцов). Дети начинают сами придумывать несложные сюжеты, выбирать необходимые для игр предметы, игрушки. В ходе профориентационных сюжетно-ролевых игр педагогу следует стимулировать детей: - строить сюжет из 4-6 смысловых эпизодов; - исполнять в одной и той же игре разные роли в соответствии со смыслом разворачиваемого сюжета; - самостоятельно распределять роли с учѐтом возможностей, интересов и желаний друг друга; - находить предметы-заместители и использовать их в качестве атрибутов, изображающих инструменты и бытовую технику. В старшей и подготовительной группах совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавец, почтальон, актѐр, врач, водитель, лѐтчик). В игре воспроизводятся не только трудовые действия взрослых, но и взаимоотношения людей в работе, появляются игры в профессии родителей. В ходе профориентационных сюжетно-ролевых игр педагогу следует стимулировать детей: -вводить в игру новые атрибуты: технику, инструменты; -вводить в игру новые роли-специальности (пилот, стюардесса; капитан, штурман, матрос); -расширять набор сюжетов для игр («Пекарня», «Банк», «Туристическое агентство», «Зоопарк», «Театр», «Аптека»). Именно в сюжетно-ролевых играх усваиваются сведения о профессиональной деятельности взрослых, закрепляются знания, полученные в ходе непосредственно образовательной и совместной деятельности. О том, что эти знания достаточно сформированы, говорит то, что дети охотно берут на себя ведущую роль, правильно выполняют ролевые действия, могут самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты. Успешное осуществление вышеперечисленных форм работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентационной предметно-пространственной развивающей среды. Оснащение предметно-развивающей среды в целях ранней профориентации подразумевает: -подбор художественной литературы, энциклопедий, самодельных книжек-малышек, связанных с темой «Профессии», в книжном уголке; -создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о профессиях и орудиях труда; -подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности; - подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями; - подбор демонстрационного материала по теме «Профессии» (аннотированный перечень рекомендуемого демонстрационного материала находится в приложении); - подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой «Профессии»; - выпуск настенной газеты, посвящѐнной профессиям взрослых; - оформление альбома о профессиональных династиях воспитанников; - оформление альбома с фотографиями «Профессии наших родителей»; - материалы для сюжетно-ролевых игр. Примеры материалов для оснащения профориентационной предметно-развивающей среды приведены в приложении. Неоценимую помощь в пополнении предметно-пространственной развивающей среды дошкольной образовательной организации могут оказать родители, которых необходимо активно вовлекать в работу по ознакомлению детей с трудом взрослых. Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде взрослых – это необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации. Знакомство детей с миром профессий осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуется в разнообразных формах работы и во взаимодействии педагогов и родителей.    

      Выявить интерес детей к профессиям, роду занятий, определить мотивы их выбора. Ребятам предлагается: А – нарисовать, кем бы ты хотел стать в будущем. При обработке материалов воспитатель или психолог могут осуществить: классификацию профессий (по содержанию труда, по уровню образования, по характеру труда: исполнительский или творческий), сравнение рисунков и ответов детей (выяснить, насколько они совпадают по содержанию, если этого нет, то необходимо выяснить, почему не совпадают), влияние на выбор профессии примера родителей (обратить внимание, чей пример оказался наиболее близким для ребенка, почему?).

       Подобные обобщения могут оказаться очень ценными в адресной профориентационной работе не только с детьми, но и с родителями. Б – предложить закончить предложение: «Я хотел бы стать …, потому, что…» . В – предложить закончить предложение: «Когда я вырасту, я стану…» . Г – предложить ответить детям на прямой вопрос: «Что ты знаешь о профессии…?», «Кто работает на ……….?», Игровая методика «Угадай-ка». Детям предлагается обыграть (показать) нравящуюся профессию, показав еѐ при помощи пантомимы, загадать о ней загадки или прочитать стихи, спеть о ней отрывок из песни. При обработке и анализе детских работ (можно и в группе, паре) обратить внимание, насколько точно им удалось показать профессию, умеют ли они в ней выделить суть, какие средства, приемы используют для обыгрывания, показа профессии.

Заключение:

      Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества.

      Проводимая профориентационная работа позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни.

Список литературы:

1. Афоризмы по теме «Работа, труд». URL: http://www.aforizm.info/theme/rabota-trud/

2. Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 136 с.

3. Гусева Т. Кем быть? // Поѐм, танцуем и рисуем. – 2009. – №6. – С. 73-82.

4. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2010. – 244 с.

5. Загадки о профессиях.URL: http://www.prozagadki.ru/ drugie-zagadki/zagadki-oprofessijakh/

6. Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам. Социальная сеть работников образования «Наша сеть». URL: http://nsportal.ru/detskiisad/logopediya/kartoteka-palchikovoi-gimnastiki-po-leksicheskim-temam

7. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2010. – 304 с.

8. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. – Балашов: Издательство «Николаев», 2004. – 52 с.

9. Кузнецова С. Конкурс парикмахеров // Поѐм, танцуем и рисуем. – 2009. – №6. – С. 20- 24.

10. Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 128 с.

11. Поговорки народов мира. Труд. Мастерство. Опыт. URL: http://pogovorka.yaxy.ru/team_060.htm

12. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях – М.: Сфера, 2005. – 64 с.

13. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / под ред. Т.И. Ерофеевой. М.: Акаде-мия, 1999. – 344 с.

14. Чепуштанова О. Кто чем занят?: загадки-обманки // Чем развлечь гостей. – 2009. – №6. – С. 5.

15. Шаламова Е. И. Реализация образовательной области «Труд» в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями: Учебно-методическое пособие – СПб: Детство-Пресс, 2012. – 207 с.

16. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М.: Гном, 2013. – 96 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Ознакомление детей дошкольного возраста с трудом взрослых»

«Ознакомление детей  дошкольного    возраста с трудом взрослых»...

01_Консультация для родителей на тему Ознакомление детей дошкольного возраста с трудом взрослых.docx

01_Консультация для родителей на тему Ознакомление детей дошкольного возраста с трудом взрослых.docx...

«Знакомство детей дошкольного возраста с трудом взрослых людей». (Из опыта работы)

Сообщение на тему: «Знакомство детей дошкольного возраста с трудом взрослых людей».(Из опыта работы)...

«Совместный труд как средство ознакомления детей дошкольного возраста с трудом взрослых»

Совместный труд ребенка и взрослого».Под совместной со взрослым трудовой деятельностью ребенка подразумевается такая деятельность педагогов (взрослых) с детьми, когда взрослые выступают не тольк...

Сообщение «Совместный труд как средство ознакомления детей дошкольного возраста с трудом взрослых»

Сообщение «Совместный труд как средство ознакомления детей дошкольного возраста с трудом взрослых»...