«Классификация игр дошкольников и их воспитательные возможности»
статья

Солодкая Ирина Владимировна

Детская жизнь может быть интересной и содержательной, если дети смогут играть в разные игры, постоянно пополнять свой игровой багаж. Чтобы игры стали настоящим организатором жизни людей, их активной деятельности, их интересами и потребностями, необходимо, чтобы в практике воспитания было богатство и разнообразие игр. Разумное разнообразие игр ценно еще и потому, что в этих условиях становится возможным решение больших воспитательных задач – отношение детей друг к другу, усвоение норм жизни в детском возрасте, формирование характера.

Сложность классификации игр состоит в том, что они, как и любое явление культуры, испытывают серьезное влияние на динамику исторического процесса любой новой формации, идеологии разных социальных групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_klassifikatsiya_igr.docx17.51 КБ

Предварительный просмотр:

«Классификация игр дошкольников и их воспитательные возможности»

Детская жизнь может быть интересной и содержательной, если дети смогут играть в разные игры, постоянно пополнять свой игровой багаж. Чтобы игры стали настоящим организатором жизни людей, их активной деятельности, их интересами и потребностями, необходимо, чтобы в практике воспитания было богатство и разнообразие игр. Разумное разнообразие игр ценно еще и потому, что в этих условиях становится возможным решение больших воспитательных задач – отношение детей друг к другу, усвоение норм жизни в детском возрасте, формирование характера.

Каждый отдельный вид игры имеет множество вариантов. Дети очень изобретательны. Они затрудняют и упрощают известные игры, придумывают новые правила и детали. Игры передаются от поколения в поколение. Отдельные виды игр не изменяются, другие меняются сильно. С одной стороны, они могут забываться по разным социальным причинам, с другой – количество игр растет по мере цивилизации досуга, создания индустрии развлечений.

Сложность классификации игр состоит в том, что они, как и любое явление культуры, испытывают серьезное влияние на динамику исторического процесса любой новой формации, идеологии разных социальных групп.

Обогащение культуры досуга всегда служит предпосылкой развития общества. Игровой элемент находится практически во всех видах деятельности человека. Но акцентированные игры присутствуют преимущественно в досуге. Они отражают общечеловеческие, национальные этнографические, географические, исторические и местно-территориальные приметы. Сложность классификации игр также в том, что они отличаются друг от друга не только формальной моделью, набором правил, количественных показателей, но прежде всего целями.

Игры с одинаковыми правилами, информационной базой могут быть весьма разными, поскольку используются в разных целях.

В игре ребенок учится не только быстро наблюдать, но и успешно действовать, критически думать и оценивать то, что вокруг него происходит. Особенно благоприятной для этого средой являются организованные игры с правилами, в которых игроки учатся соревноваться, победить в ситуациях, которыми регулируют правила. Игроки учатся также контролировать свои желания, критически оценивать действительные обстоятельства игры, соблюдать ее правила, что очень важно для нравственного воспитания. В игровых ситуациях происходят изменения, у игроков формируется их личность, их характер, развиваются общественные черты, как честная игра, дружеское отношение друг к другу, попытки быть все лучше.

Игра творит мостик к действительности, способствует обобществлению ребенка, его подчинению игровой общности с тенденцией дать личный вклад для успеха группы.

Психологическое развитие ребенка, формирование его личности является процессом усвоения им общественного опыта, производимого человечеством и зафиксированного в продуктах его материальной и духовной культуры.

С помощью разных видов деятельности реализуются взаимоотношения ребенка с объективной действительностью. Поэтому от содержания и характера деятельности и зависит приобретение ребенком конкретных свойств, его психологическое развитие.

Давно подмечено, что человек, в детстве в достаточной степени не привлекавшийся к игре, во взрослой жизни проявляет недостаток определенных необходимых ему качеств и умений.

Чем подробнее и глубже ученые-психологи и педагоги изучают возможности такого феномена, как игра, тем дальше находятся пределы ее применения, тем выше поднимается ее возрастной ценз. Она способствует воспитанию, обучению, отдыху, восстановлению сил, эмоциональной зарядке, корректировке приобретенного опыта, не только у детей, но и у взрослых.

Умение создать игровую ситуацию, перенести участников в другую, частично условную, плоскость реальности, задержать течение времени и вызвать восхищение – все это проявление высокого профессионализма организатора игровой деятельности.

Круг доступных детям сфер производства сужается, отдельные виды труда они могут только наблюдать. Меняются и предметы, которыми дети оперируют: если из уменьшенного лука можно пускать маленькие стрелы, а маленьким ножом можно резать, то уменьшенная винтовка не стреляет, а есть только изображение настоящей. Так появляются игрушки и ролевая игра, благодаря которым дети унимают свое стремление к совместной со взрослыми жизни. А те слишком заняты своими делами и детям не остается ничего другого, как создать себе игровую жизнь, в которой воспроизводятся в общих чертах трудовая деятельность и социальные отношения между взрослыми.

На помощь воспитанникам и воспитателям снова приходит игра. В современных реалиях – это не спонтанные игры, не стихийно усвоенные от старших поколений развлечения по правилам. Сегодня игра контролируется системой общественного воспитания. В игре существует субъективная свобода для ребенка. Здесь дети могут самостоятельно (без помощи взрослых) распределять роли, контролировать друг друга, следить за точностью выполнения той или иной задачи. Во время игры ребенок знакомится с огромным спектром человеческих чувств и взаимоотношений, учится различать добро и зло. Благодаря игре у ребенка формируется способность проявлять свои особенности, определять, как они воспринимаются другими, и возникает необходимость строить свое поведение на основе возможной реакции других.

А. Макаренко писал: “Игра имеет важное значение в жизни ребенка… Каким будет ребенок в игре, таким он будет и в труде, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…” Итак, игра, ее организация – ключ в организации воспитания”.

Ш. Амонашвили показал, как из-за игры можно ввести ребенка в сложный мир познания. Ш. Амонашвили играет, общаясь со своими учениками. И это «важное умение взрослого человека стать на один уровень с ребенком, щедро вознаграждаемым – блеском любознательных глаз, живой активностью восприятия, искренней любовью к Педагогу».

Отрадно, что в общественной практике последних лет в науке понятие игры осмысливается по-новому, игра распространяется на многие сферы жизни, игра применяется, как общенаучная, серьезная категория. Возможно, потому игры начинают входить в педагогику активнее.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Игра дает свободу, потому что она не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно.

Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

Через игру и в игре постепенно готовится сознание ребенка к будущим изменениям условий жизни, отношениям со сверстниками и со взрослыми, формируются качества личности, необходимые дошкольнику. В игре формируются такие свойства, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно.

Исходные положения зарубежных теорий по происхождению сущности, значения игры для ребенка распространяются и на проблему использования его как средства развития ребенка дошкольного возраста. Современные теории "игротерапии", методологической основой которых является фрейдизм, считаются ценными на той основе.

Игра снимает негативизм, ликвидирует эгоизм, каприз и т. д. Действительно, игра "улучшает природу ребенка", как утверждают представители этого течения. Вместе с тем следует искать значительные возможности игры как средства воспитания, а не просто "воплощение" нежелательных проявлений поведения ребенка.

Исследование воспитательных возможностей игры идет по двум разным направлениям: определение возможностей игры как формы организации жизни детей и изучение места игры в педагогическом процессе. Именно эти важнейшие проблемы позволяют педагогам эффективно использовать игру как средство воспитания, правильно осуществлять педагогическое руководство.

В современной педагогике игра рассматривается как вид деятельности ребенка, в котором сочетаются черты, характерные для любой социальной деятельности (целенаправленность, осознанность, активное участие) и специфические, присущие только игре (свобода и самостоятельность, самоорганизация детей, наличие творческой основы, обязанности) язвенное чувство радости и удовольствия).

Таким образом, игра рассматривается как особая форма жизни ребенка в обществе, к тому же настоящей жизни, очень важной для нее. Игра представляет такую деятельность, в которой дети играют роль взрослых и в игровых условиях воспроизводят их жизнь, труд и отношения между ними. Благодаря игре воспитанник удовлетворяет свою потребность в общении со взрослыми, в совместной с ними жизни.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Амонашвили Ш. А. Единство цели: [пособ. ] / Ш. А. Амонашвили. – М. : Просвещение, 1987. – С. 64-90.

2. Аникеева Н. П. Воспитание игрой: [кн. для учителя]/ Н. П. Аникеева. – М. : Просвещение, 1987. – С. 5-10.

3. Байкова Л. А. Технология игровой деятельности: [уч. пособ. ] / Л. А. Байкова. – Рязань, 1994. – С. 79-95.

4. Бобнева М. И. Психологические трудности общественного развития личности: [уч. пособ. ] / М. И. Бобнева. – М. : Просвещение, 1979. – 326с.

5. Воспитание детей в игре. /Сост. Бондаренко С. М. – М. : Просвещение, 1983. – 105с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитательные возможности театрализованной деятельности в ДОУ"

«Ах детство, детство! Все-то в его глазах нарядно, велико, необъятно, исполнено тайного смысла, все зовет подняться на цыпочки и заглянуть туда, за небо».В. Астафьев На утренниках и раз...

Воспитательные возможности театрализованной деятельности

описание работы по обуяению детей дошкольного возраста развитию речи посредством кукольного театра....

Консультация для педагогов "Развивающие, обучающие, воспитательные возможности сюжетно - ролевой игры"

Консультация для педагогов с целью обобщения представлений о развивающих, обучающих, воспитательных возможностях сюжетно - ролевых игр в дошкольном возрасте...

Воспитательные возможности мини музея в детском саду

Материал раскрывает некоторые аспекты воспитательного значения мини музея, возможность использования данной формы работы в различных образовательных областях...

Консультация для родителей "Воспитательные возможности компьютерных игр"

Дать информацию родителям о классификации компьютерных игр. Отметить  влияние компьютерных игр на развитие исследовательской деятедбности детей. Рекомендации к выбору компьютерных игр....

Консультация для педагогов на тему: «Психосоциальное развитие дошкольника через воспитательные возможности театрализованной деятельности»

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы з...