Консультация "О воспитании правдивости в детях"
консультация (младшая группа)

Новикова Татьяна Владимировна

Именно родителями закладываются основы характера ребенка, формируются особенности его взаимоотношения с окружающими людьми. Поговорим о честности!

- Честность, правдивость важно формировать с самых ранних лет. Вся обстановка детского сада и семьи, характер взаимоотношений взрослых с детьми должны способствовать воспитанию у них честности и правдивости. Быть честным и правдивым - это значит открыто заявлять о своем мнение, желании, поступать в соответствии с ним, признаваться в совершенном поступке, не боясь наказания, хотя и испытывая чувство неловкости и вины. Малыши по своей природе открыты и простодушны, они не склонны хитрить и обманывать. Вот почему чем раньше ребенок овладеет понятиями нравственности, тем вероятнее, что он сохранит в себе прямодушие и искренность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_vospitanii_pravdivosti_v_detyah.docx15.29 КБ

Предварительный просмотр:

О воспитании правдивости в детях

 

Именно родителями закладываются основы характера ребенка, формируются особенности его взаимоотношения с окружающими людьми. Поговорим о честности!

- Честность, правдивость важно формировать с самых ранних лет. Вся обстановка детского сада и семьи, характер взаимоотношений взрослых с детьми должны способствовать воспитанию у них честности и правдивости. Быть честным и правдивым - это значит открыто заявлять о своем мнение, желании, поступать в соответствии с ним, признаваться в совершенном поступке, не боясь наказания, хотя и испытывая чувство неловкости и вины. Малыши по своей природе открыты и простодушны, они не склонны хитрить и обманывать. Вот почему чем раньше ребенок овладеет понятиями нравственности, тем вероятнее, что он сохранит в себе прямодушие и искренность.

Каковы причины детской лжи?

- Проявление лжи - это чаще всего вынужденный поступок в ответ на неправильные действия взрослых:

- боязнь наказания за поступок,

- стремление переложить свою вину на другого ребенка,

- желание получить незаслуженную награду.

Например, отец пообещал купить сыну игрушку при условии, если он будет следить за своим костюмом. Ребенок, увлеченный игрой с песком, испачкал костюм. Желание получить игрушку было настолько велико, что побудило его к обману: в ответ на упрек отца он уверяет, что его толкнули.

Лживость следует отличать от тех случаев, когда ребенок фантазирует.    Фантазируя, малыш выражает подчас те желания, которые ему недоступны в жизни. Вот почему он часто выдает желанное за действительное, не имея ни малейшего намерения обмануть: с легкостью придумывает истории, в которых он главное действующее лицо; рассказывает о приключениях, где он выглядит храбрым и умным, находчивым и ловким.  

Задача взрослого в этой ситуации, не обижая ребенка, щадя его самолюбие, не разрушая его мечты, дать понять: всем ясно, когда он правильно передает события, а когда искажает их, т.е. деликатно показать - выдумке не верят. 

Дети часто действуют под влиянием чувств: увидел - понравилось - захотелось - взял; что расстаться с понравившейся вещью - выше их возможностей - не могут побороть желание усилием воли; что они не знают многих общественных понятий. Ребенку трудно понять, почему найденную вещь возвращают хозяину. "То, что я нашел, - это мое, решают дети. В этом свою роль играет пословица, которую слышат дети "Что упало, то пропало" и считают, что тот, кто нашел и не считается следующим хозяином. Как вы думаете, какими мотивами действует ребенок?

1. Взял вещь потому, что она очень понравилась и хочет поиграть с ней или показать близким.

2. В группе мало игрушек, дети, любимые игрушки прячут.

Среди старших дошкольников бывают случаи сознательного присвоения вещей или нарушения правил в играх, в отношениях друг с другом. И все с целью личной выгоды, лидерства. Если ребенок допустил нечестный поступок впервые, воспитатель тактично разъясняет: "Ты хороший, а поступил плохо. Только знание истинной причины, побудившей ребенка утаить правду или взять чужое, поможет воспитателю определить свое действие в каждом конкретном случае. Безусловно: ребенок в силу психологических особенностей может ошибаться, но всегда способен устоять против соблазна, иногда даже пытается делать "пробы" в нечестных поступках. 

Как вы думаете, что способствует формированию у детей честности и правдивости? Какая обстановка должна преобладать в детском саду и дома? Организуя жизнь ребят в детском саду, руководя различной их деятельностью, воспитатель влияет на их поведение и взаимоотношения, нравственное развитие в целом, ибо правдивость, честность не формируются изолированно от моральных основ личности. Именно вместе с расширяющимся кругом нравственных представлений дети более глубоко осмысливают, что значит быть правдивым, честным в действиях. Этому способствует правила, которые ориентируют их, как поступать по законам совести. Итак:

- игрушки и вещи детского сада принадлежат всем детям;

- в распределение ролей в играх, в установлении очередности будь честен и справедлив;

- соблюдай правила игры;

- любое поручение выполняй добросовестно;

- дал слово - держи его;

- умей открыто признаться в своей вине, не перекладывай вину на другого;

- не бери без спросу чужого;

- сломал игрушку, открыто признайся воспитателю.

И в этом плане неоценимый помощник - художественная литература. На примерах художественной литературы и жизненных ситуаций, а также опираясь на стремление самого дошкольника быть хорошим, воспитатель подводит детей к очень важным понятиям: хороший человек честен, правдив, справедлив; он честен и добросовестен в труде; справедлив и правдив в отношениях с людьми на работе и у себя дома. Хорошие дети поступают так же. Эти правила станут жизненным правилом, регулирующим поступки детей, если воспитатель опирается на их чувственный опыт: любое правило, эмоционально пережитое, осмысливается более глубоко. В этой связи особое значение приобретают беседы на этические темы. Взрослый может ставить детей перед решением этических задач, опираясь на конкретные, доступные для них ситуаций. Решающую роль в воспитании честности, правдивости играет положительный опыт, главным образом приобретаемый детьми в повседневной жизни - в играх, на занятиях, в выполнение трудовых обязанностей. Задача родителей - воспитывать у детей брезгливость ко лжи, как чему - то запрещенному, некрасивому, унижающему достоинству человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Воспитание правдивости в детях".

Воспитание правдивости в детях. Маленькие дети стараются подрожать окружающим. Объясняется это тем, что у них еще нет достаточных знаний и жизненного опыта. Они не всегда могут самостоятель...

Консультация для родителей "О воспитании правдивости в детях"

Формирование правдивостии честности в детях....

Консультация для родителей Воспитание правдивости в детях

Данная консультация поможет родителям использовать приемы воспитания в детях качеств правдивости, умение говорить правду....

Воспитание правдивости в детях

Как все подлинно ценное в жизни, правдивость не дается сама собой, без труда, без воспитания. Важно воспитывать не только правдивость, но и понимание того, что такое правда и что такое ложь....

Консультация "О воспитании правдивости в детях"

Консультация "О воспитании правдивости в детях"...

Консультация для родителей на тему: О воспитании правдивости в детях"

В этой статье речь пойдет о воспитании честности и правдивости у детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей "О воспитании правдивости в детях"

Консультация для родителей по теме "Воспитание правдивости в детях"...