Консультация для педагогов "Формирование эмоционально-волевой сферы и нравственно-этических норм поведения дошкольника с нарушениями речи"
консультация

Елисеева Наталья Сергеевна

Проблема формирования личностных качеств дошкольников с нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx26.13 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы по формированию эмоционально-волевой сферы и нравственно-этических норм поведения дошкольника с нарушениями речи

Представляю Вашему вниманию опыт работы на тему «Формирование эмоционально-волевой сферы и нравственно-этических норм поведения дошкольника».

Цель моего выступления — обсудить проблему формирования личностных качеств дошкольников.

Актуальность темы заключается в том, что социальный уровень непосредственно связан с развитием речи детей, а значит, на коррекционных педагогов ложится ответственность за развитие личности маленького ребенка наравне с воспитателями. К сожалению, не во всех детских садах есть логопеды, а детей с нарушением речи становится всё больше.  

Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка — это телевизор, компьютер, телефон или планшет. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции.

Лев Семёнович Выготский выделял два уровня развития психики: натуральный (обусловленный биологически) и культурный (обусловленный социально). «Исходя из теории культурно-исторического происхождения психики, можно сделать вывод о том, что ее развитие определяется взаимодействием двух факторов: биологического и социального, причем социальный фактор является определяющим».

Исследования ученых показали, что дети дошкольного возраста нуждаются в средствах словесной наглядности. Для эффективного развития речи необходимо применение наглядно-игровых средств, эмоционально насыщенных заданий, введение в непосредственно образовательную деятельность проблемных ситуаций. Врач-невролог Е.Н. Винарская считает, что эмоциональный дискомфорт отрицательно сказывается на развитии всех сторон речи. Для логопедов и воспитателей не секрет, что у детей с речевыми нарушениями зачастую отмечаются проявления психофизического инфантилизма, поэтому педагогу очень важно поддерживать положительный настрой во время занятий. Тогда у наших маленьких воспитанников интерес к изучаемой теме не угаснет.

Развитие эмоциональной сферы у детей способствует речевому развитию. Ведь развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями его чувств и переживаний.

 В работе над развитием эмоциональной-волевой сферы и нравственно-этических норм поведения детей я рекомендую использовать метод сказкотерапии.

Есть люди, которые «считают, что сказки — это довольно простые истории для развлечения малышей...». Позволю себе с ними не согласиться! Двадцати пяти летний опыт общения с дошкольниками и их семьями дает мне такое право. Во многих сказочных историях зашифрована мудрость народа о добре и зле, они помогают формировать волевые качества (ведь не все в сказках происходит по волшебству, герои совершают поступки, достойные подражания).

Проблема формирования личностных качеств дошкольников многогранна. Она неотделима от задачи создания благоприятных предпосылок для совершенствования психологической базы речи дошкольников. Порой, проработав много лет, бывает нелегко удержать внимание детей, пробудить интерес к содержанию занятия, процессу обучения в целом, добиться, чтобы усвоенный материал сохранился надолго в памяти. Применение разных дидактических пособий, игровых упражнений, дыхательных техник очень помогает в коррекционной работе.

Сказки, рассказанные педагогом, сопровождаемые проблемными ситуациями, движением, видеорядом, легче и быстрее запоминаются, вызывают интерес, потому что опираются на принцип активности.

Некоторые занятия по формирование лексико-грамматических представлений и развитию связной речи я рекомендую создавать на материале авторских сказок Владимира Сутеева. Сюжеты их необыкновенно просты и понятны даже самым маленьким детям. Каждая из этих замечательных сказок несет подлинные свет и добро, учит искренней дружбе, порицает такие черты как жадность и трусость («Яблоко», «Под грибом», «Палочка-выручалочка», «Кораблик», «Капризная кошка» и др.) Сутеев писал сказки таким образом, что они легко и ненавязчиво преподносят малышам первые уроки морали, подлинной любви к природе, а также борьбы со злом.

Предлагаю вашему вниманию конспект занятия, воспитательная цель которого – дать дошкольникам представление о вреде зависти (сказка В. Сутеева «Это что за птица?»). Но помимо формирования личностных качеств на этом занятии развиваются диалогическая речь, конструктивный праксис и навыки образования относительных и притяжательных прилагательных (с помощью игры-трансформера на фланелеграфе).

Таким образом, авторские сказки являются одним из эффективных методов работы с детьми, направленных на развитие личности и нравственной сферы дошкольника, так как они позволяют решать ряд проблем, возникающих в области развития морали и нравственности, в области формирования положительных жизненных установок, ориентиров, эмоциональной сферы, возникающих у детей любого возраста.

Дошкольники на примере сказки получают не только знания, необходимые для речевой деятельности, но и вырабатывают нравственные ориентиры, столь нужные для формирования «растущей души».

Хочу закончить словами А.С.Пушкина «Сказка – ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок.  Вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки своего воспитания».

Конспект логопедического занятия в старшей группе

«В гостях у старого гнома»

Цель: актуализация словаря по теме «Домашние птицы».

Задачи:
- закреплять универсальные учебные действия по ведению диалога;
- развивать лексико-грамматический строй речи, мышление, зрительное и слуховое внимание;
- воспитывать чувство товарищества, любви к живой природе;
- совершенствовать общую и мелкую моторику.

Оборудование: иллюстрации, рисунки героев сказочной истории «Это что за птица?» В. Сутеева (авторский текст адаптирован в соответствии с целями занятия), игра-трансформер «Завистливый гусь», аудиозапись спокойной инструментальной музыки, 2 дорожки, похожие на «классики», кукла Сказочник.

Ход занятия

Развитие слухового внимания и мышления

Логопед (с куклой Сказочника на руке). Здравствуйте, дети! Если вы хотите попасть в сказку, отгадайте мои загадки:

Вот гусята и гусыни
Что-то дружно ищут в тине.
Подойти я к ним боюсь!
Сторожит их папа- ... (гусь).

Просто диво эта птица.
Хвост красиво распускает.
Ну а если спеть захочет,

— Караул! — кричит народ.
                                   (Павлин.)

Рассказывание сказки

Логопед (от лица Сказочника). Наша сегодняшняя сказка про гуся. Она называется «Как гусь всем завидовал». Усаживайтесь поудобнее и слушайте. Когда наша сказочная история закончится, Сказочник попросит вас ответить на вопросы.

Логопед по мере высказывания ставит на наборное полотно иллюстрации.

«Жил-был гусь. Был он очень глупый и завистливый. И всем гусь завидовал, со всеми ссорился, на всех шипел... Появился как-то на птичьем дворе павлин. Толстый и важный. Хвост веером. “Вот бы мне такой хвост!” — подумал гусь. И просит павлина: “Давай меняться. Тебе — мой хвост, мне — твой”. Подумал павлин и согласился. Идет мимо дома, а на крыше сидит аист. Увидел аист гуся и стал смеяться: “Ты — не гусь, ты — павлин! Ха-ха-ха!” Обиделся гусь, хотел зашипеть, но вдруг, увидел у аиста длинные красивые ноги. “Вот бы мне такие!” — подумал гусь. И говорит аисту: “Давай меняться. Тебе мои короткие ноги, а мне твои длинные”. Посмеялся аист и согласился. Потом выпросил гусь у лебедя его гибкую шею. Понравилось гусю меняться. У курицы свои большие белые крылья он выменял на ее маленькие пестрые, а свой большой широкий клюв обменял на пеликаний, с большим кожистым мешком снизу. Добрый петух подарил гусю гребешок, и бородку, и своё “ку-ка-ре-ку” в придачу.
Стал гусь ни на кого не похож. Идет гусь на длинных аистовых ногах, лебединую шею выгнул, маленькими куриными крылышками без толку машет, павлиний хвост веером распускает, петушиной бородкой трясет, а навстречу ему стадо гусей.
— Га-га-га! Что это за птица?
— Я — гусь! — крикнул гусь и захлопал куриными крылышками
— Ку-ка-ре-ку! Я лучше всех!
— Ну, если ты гусь, идем с нами, — сказали гуси.
Пошли гуси на лужок, и “гусь” с ними. Все гуси траву щиплют, а “гусю” петушиная бородка мешает и пеликаний мешок. Пошли гуси на пруд купаться, и “гусь” с ними. Все гуси в пруду плавают, а “гусь” по берегу бегает, аистовые ноги ему плавать не позволяют. Вдруг откуда ни возьмись лиса. Все гуси полетели, а наш герой остался. Куриные крылья его поднять не могут. Побежал он от лисы да павлиньим хвостом в камышах запутался. Ухватила его лиса и понесла. Увидели это гуси, налетели на лису и давай ее щипать со всех сторон. Лиса убежала.
— Спасибо, гуси, спасли вы меня! — сказал “гусь”. Теперь я знаю, что мне надо делать.
Подошел он к павлину и вернул хвост веером, аисту возвратил длинные ноги, лебедю — гибкую шею, курице — пестрые крылышки, пеликану — клюв с большим кожистым мешком снизу, а петуху — бородку, гребешок и его “ку-ка-ре-ку”. И стал гусь как гусь. Только умный и независтливый. Вот вам сказка про гуся. Вот она и вся!»

Динамическая пауза

Игровой конкурс «Знатоки сказок» на развитие диалогической речи, общих речевых навыков, общей моторики.

Логопед. Ребята, вы знаете много сказок. Давайте их вспомним и поиграем.

Логопед приглашает двух желающих и объясняет правила игры. Каждый из игроков встает на свою дорожку и ждет вопроса ведущего. Кто ответил правильно, может делать шаг в следующий классик. Побеждает тот, кто первым придет к финишу.

• Какой волшебный предмет был у мачехи в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина?
• Вспомните, какие сказки о животных вам читали.
• С каких слов обычно начинаются волшебные истории?
• А как заканчиваются сказки?
• В каких художественных произведениях главными героинями были девочки?

Беседа по сказке. Развитие мышления, диалогической речи.

Логопед. Как называется сказка, которую я вам рассказала?
Дети. Сказка называется «Как гусь всем завидовал».
Логопед. Кому завидовал гусь? Перечислите по порядку.
Дети. Гусь встретился сначала с павлином, потом с аистом, курицей и петухом. На пруду он позавидовал лебедю и пеликану.

Логопед прикрепляет к доске картинки с изображением гуся, пеликана, курицы и петуха.

Логопед. Как вы думаете, кто из этих птиц лишний и почему?
Дети. Пеликан лишний, потому что он живет в Австралии, а все остальные на территории России.

Логопед называет птиц: аист, курица, гусь, петух.

Логопед. Как вы думаете, кто из перечисленных птиц лишний и почему?
Дети. Лишний аист, потому что он относится к перелетным птицам, а все остальные — домашние.
Логопед. Что произошло с завистливым гусем?
Дети. Его чуть не утащила лиса.
Логопед. Кто его спас?
Дети. Его спасли другие гуси.

В заключение делается вывод о том, что надо всегда помогать своим друзьям.

Игра-трансформер  «Завистливый гусь»

Совершенствование грамматического строя речи (употребление притяжательных прилагательных), развитие памяти, зрительного внимания.

Логопед помещает на магнитную доску изображения гуся, аиста, курицы, петуха, состоящие из отдельных частей.

Логопед. Давайте еще раз вспомним, чем и с кем менялся завистливый гусь.
Дети. Сначала гусь менялся хвостом с павлином. (Меняют гусиный хвост на павлиний.)
Логопед. Чей теперь у гуся хвост?
Дети. У гуся павлиний хвост.
Логопед. Какие изменения произошли с гусем в дальнейшем?
Дети. Гусь выменял у аиста ноги. (Меняют картинку с гусиными лапами на рисунок аистовых ног.)

Организация окончания занятия

Логопед вместе с детьми вспоминает, по какой сказке они путешествовали, чем занимались. Положительно оценивается деятельность каждого ребенка.

Логопед. Мне очень понравилось играть с вами, а вам было интересно?

Дети отвечают.

Логопед. А сейчас приготовьте свои ладони. На одну ладонь положите все знания, которые у вас были, а на другую — все то, что вы узнали сегодня. Хлопните в ладоши и скажите: «Да!» Подарками для вас будут раскраски с изображениями героев из нашей сказочной истории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

В статье раскрываются связи между речевыми расстройствами и нарушениями познавательной сферы в структуре дефекта у детей с нарушениями речи....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ       «Использование игровых технологийв развитии фонематических процессовстарших дошкольников с нарушениями речи»...

Особенности работы дефектолога с дошкольниками, имеющими нарушения речи и эмоционально-волевой сферы

Данная презентация предназначена для родителей. В ней раскрываются особенности работы  дефектолога с дошкольниками, имеющими нарушения речи и эмоционально-волевой сферы. Что бесспокоит родителей...

Консультация для родителей “Эмоционально – волевая готовность старшего дошкольника с ОНР – залог успешного обучения в школе “

Понятие «готовность ребёнка к школе» - комплексное, многогранное и охватывает все сферы жизни ребёнка. Ребёнок, поступающий в школу должен быть зрелым в физиологическом и социальном отноше...

Консультация для педагогов: Театрализованная деятельность как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у дошкольников с нарушениями речи

Тема: «Театрализованная деятельность как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у дошкольников с нарушениями речи»...

Развитие эмоционально-волевой, коммуникативной сфер у детей 5-7 лет с нарушениями речи

Поддерживая в ребенке радостное настроение, мы укрепляем его психическое и физическое здоровье. Ходить, говорить, читать, писать, считать ребенок обязательно научится, а вот чувствовать, сопереживать,...

Консультация для педагогов ДОУ «Как применять здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи»

Цель: Научить применять методы и приемы здоровьесберегающей технологии в педагогической работе с детьми с нарушениями речиЗадачи: показать педагогам положительное влияние здоровьесберегающих методов н...