Методическое пособие лэпбук «Мой край- Югра» группа старшего дошкольного возраста (6-7лет)
учебно-методическое пособие (подготовительная группа)

Ефимова Анна Анатольевна

Мы живём в богатом северном крае, где коренными жителями являются ханты и манси. Воспитывая у детей любовь к родному краю, мы подводим детей к пониманию, что наш северный край, это частица великой России. Одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их ознакомление с историей и бытом родного края. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к малой Родине.

Лэпбук должен отвечать требованиям ФГОС и обеспечивать:

- возможность учитывать индивидуальные способности детей (задания разной сложности);

- разнообразие игровых заданий;

- интегрирование различных видов детской деятельности (речевой, познавательной, игровой, художественно-эстетической)

 - возможность структурировать сложную информацию;

- возможность разнообразить самую скучную тему;

 - научить простому способу запоминания;

- компактное хранение большого количества заданий и игр в одной папке;

- возможность добавлять новые задания в кармашки;

- вариативность использования заданий.

Цель -  расширение представлений детей о Ханты-Мансийском Автономном Округе.

Задачи:

-расширять знания детей о традициях народов ханты и манси;

-развивать познавательный интерес и любознательность к жизни и традициям народов ханты и манси;

-развивать творческие и интеллектуальные способности детей;

-воспитывать у детей уважение к традициям коренных народов нашего края, любовь к малой Родине – Югре.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepbuk_moy_kray_yugra.pptx2.86 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЛЭПБУК « Мой край - Югра » Выполнила: Ефимова А.А.

Слайд 2

Мы живём в богатом северном крае, где коренными жителями являются ханты и манси. Воспитывая у детей любовь к родному краю, мы подводим детей к пониманию, что наш северный край, это частица великой России. Одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их ознакомление с историей и бытом родного края. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к малой Родине. Лэпбук должен отвечать требованиям ФГОС и обеспечивать: - возможность учитывать индивидуальные способности детей (задания разной сложности); - разнообразие игровых заданий; - интегрирование различных видов детской деятельности (речевой, познавательной, игровой, художественно-эстетической) - возможность структурировать сложную информацию; - возможность разнообразить самую скучную тему; - научить простому способу запоминания; - компактное хранение большого количества заданий и игр в одной папке; - возможность добавлять новые задания в кармашки; - вариативность использования заданий. Цель - расширение представлений детей о Ханты-Мансийском Автономном Округе. Задачи: -расширять знания детей о традициях народов ханты и манси; -развивать познавательный интерес и любознательность к жизни и традициям народов ханты и манси; -развивать творческие и интеллектуальные способности детей; -воспитывать у детей уважение к традициям коренных народов нашего края, любовь к малой Родине – Югре.

Слайд 3

Что такое лэпбук ( лепбук )? Если переводить дословно, то лэпбук — это книжка на коленях . Часто можно встретить и другие названия: тематическая папка, интерактивная папка, папка проектов. Но суть сводится к тому, что лэпбук — это самодельная интерактивная папка с кармашками, мини-книжками, окошками, подвижными деталями, вставками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме . Лэпбук это не только мощный справочный инструмент и особая форма организации учебного материала, это, прежде всего, основа партнерской проектной деятельности взрослого с детьми (педагога с воспитанниками, родителя с ребенком). Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. Эти тематические пособия имеют яркое оформление, четкую структуру и в идеале разрабатываются специально под конкретного ребенка с его уровнем знаний.

Слайд 4

Форма занятий Лэпбук – итоговый результат совместной работы с детьми по той или иной теме. Его изготовлению должны предшествовать тематические занятия и игры, обсуждение сложных вопросов, выполнение заданий. В этом случае ребенок будет готов к изготовлению тематической папки вместе с вами, и она действительно выполнит свою роль как закрепляющего, систематизирующего дидактического и игрового пособия. Идеальный вариант изготовления тематической папки – совместно с ребенком, тогда он запоминает информацию в процессе создания лэпбука . В ходе работы с тематическим материалом ребенок проводит наблюдения, выполняет задания, изучает и закрепляет информацию. Впоследствии, имея под рукой готовую тематическую папку, ребенок может освежить свои знания по той или иной теме .

Слайд 5

Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ваш ребенок визуал ). Взрослым визуалам такая форма обучения тоже понравится. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку. Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к написанию рефератов и курсовых. Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели. Зачем нужен лэпбук ?

Слайд 6

Размер готового лэпбука стандартный по всему миру — папка А4 в сложенном виде и А3 в открытом виде. Этот размер идеально подходит, чтобы ребенок мог самостоятельно работать с лэпбуком : держать его в руках, писать и выполнять задания в нем, а после занятий поставить папку на полку или положить в портфель. Основа для лэпбука Но чтобы собрать все части лэпбука , наполнить их полезной информацией, разнообразными заданиями и упражнениями, сперва необходимо сделать саму папку- основу, украсив её титульную страницу в соответствии с темой. Необходимо помнить, что мы создаём пособие для дошкольников, значит, обложка должна содержать не только надписи, но и картинки, чтобы дети могли быстро сориентироваться и понять, что содержит в себе лэпбук . Для того, чтобы сделать основу для лэпбука формата А4, нам понадобится: 1. 3 плотных картонных основы формата А4 ( в качестве материала можно использовать гофрокартон или обычную моющуюся потолочную плитку) 2. Самоклеющаяся пленка (продается в строительных магазинах) 3. Канцелярский нож. При помощи канцелярского ножа вырезаем 3 заготовки формата А4

Слайд 7

Из самоклеющейся пленки нарезаем полоски примерно по 5 см и приклеиваем к картону с двух сторон, оставляя зазоры между заготовками примерно по 1,5-1,7 см. Закрепляем при помощи пленки наши детали вверху и внизу , как показано на фото. Важный момент! Между деталями необходимо оставить расстояние, чтобы в процессе его наполнения "начинки" лэпбук мог свободно закрываться. Затем закрываем пленкой места сгиба и по 5-6 см запас вверху и внизу , а затем уже сверху доклеиваем дополнительные полоски, но уже покороче. Ну и в завершении добавляем полоски с боковых сторон, чтобы наша основа была закрыта полностью по всему периметру. Все уголки подгибаем во внутрь под углом 45 градусов. Именно по такой технологии переплет смотрится намного аккуратнее и эстетичнее .

Слайд 9

В зависимости от назначения : - учебные ; игровые; - поздравительные , праздничные; - автобиографические (папка-отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка: путешествии , походе в цирк, каникулярном досуге и т.д .) Разновидности тематических папок

Слайд 10

Разновидности тематических папок В зависимости от формы: Стандартная книжка с двумя или тремя разворотами; Папка с 3-5 разворотами ; Книжка-гармошка ; Фигурная папка .

Слайд 11

Разновидности тематических папок

Слайд 12

Кармашки и конверты Наиболее часто в интерактивной папке используют кармашки и конверты: с тандартные кармашки; обычные и фигурные конверты; кармашки-гармошки; кармашки-книжки ; окошки и дверцы; вращающиеся детали; высовывающиеся детали ; карточки; стрелки ; пазлы ; чистые листы для заметок и т.д. В них хранят карточки с заданиями, загадками, разрезные картинки, пазлы и другие виды игр . Их изготавливают: по шаблонам и распечатывают (чертят) на цветной бумаге для принтера, либо распечатывают уже готовые, в цвете и с надписями , кармашки из фетра , пакеты для дисков с прозрачными вставками, позволяют видеть, что внутри, они есть цветные , к онверты для писем, наклеив на них понятные обозначения игры и задания, которые вы туда размещаете . карточки разделители, на которых можно разместить загадки, сведения или задания т акже можно купить готовые конверты-папки в канцтоварах.

Слайд 14

Кармашки и конверты

Слайд 15

Кармашки и конверты

Слайд 16

Не меньше нравятся детям и распашные модули в форме цветов, звездочек, снежинок. Раскрывая их, дети не только знакомятся с содержащимся внутри сюрпризом, но и развивают мелкую моторику, учатся контролировать свои действия, бережно относиться к материалам Распашные модули

Слайд 17

Книжечки (блокнотики) внутри лэпбука могут быть нескольких видов: Обычные, со страницами одинакового размера. Чтобы разнообразить их, можно изготовить фигурные книжки — «малышки», вырезав и скрепив несколько страниц в виде снеговика, яблока, домика. Книжки-гармошки. Их легко сделать, приложив выбранный шаблон к сложеной гармошкой бумаге или вырезав готовую форму. Книжечки для лэпбуков

Слайд 18

Движущиеся элементы и модули Неподдельный интерес детей вызывают движущиеся части лэпбука : круги, открывающиеся окошки, стрелки, фигурки животных, сказочных персонажей. Их можно нарисовать или изготовить в технике аппликации вместе с детьми во время занятий или свободной деятельности. Сделать круг с окошком тоже несложно, для этого необходимо: Подготовить два одинаковых круга из плотной бумаги или картона. Верхний разбить на нужное количество секторов и вырезать один сектор, оставив в центре место для крепления. Нижний круг разделить на такое же количество секторов и разместить в каждом секторе картинку по теме лэпбука . Скрепить два круга в центре так, чтобы верхний вращался.

Слайд 19

Процесс изготовления лэпбука Лэпбук «Мой край Югра» предназначен для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) На центральной стороне лэпбука располагается информация которая даёт представление о жилище хантов , мини макет чума, распашной модуль с основными традиционными промыслами хантов .

Слайд 21

Правое полотно включает в себя дидактические игры по многообразию Растительного мира Югры: Дидактическая игра «Деревья и кустарники». Цель: расширять и обогащать знания детей о деревьях и кустарниках родного края, их особенностями произрастания, отличия и сходства. Варианты игры. «Разложи хвойные и лиственные деревья». «В чем сходство и различие деревьев?». Дидактическая игра «Ягоды и грибы». Цель: закрепить знания детей о ягодах, местах произрастания, целебных свойствах. Варианты игры: 1 . В лесах нашего округа растёт много ягод. Задание называется “Из чего сок и варенье?” Раздаются картинки с изображением ягод и дети должны сказать, какой сок или какое варенье получается из этой ягоды. Клюквенный – клюквенное Брусничный – брусничное Черничный – черничное Голубичный – голубичное Костяничный – костяничное Малиновый - малиновое 2 . «Угадай, где растет?» Дидактическая игра «Собери лукошко». Цель: Познакомить с разнообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных. Рассказать о полезных свойствах несъедобных грибов – они опасны для человека, но являются лекарством для некоторых животных, служат домом некоторым насекомым. Учить объяснять, как правильно собирать грибы.

Слайд 22

Правое полотно включает в себя дидактические игры по многообразию Животного мира Югры: Дидактическая игра «Назови птицу» Цель: дать знание о птицах и о том, чем они питаются, узнавать и называть зимующих птиц, развивать познавательные способности. Дидактическая игра «Улетает — не улетает». Цель: (Взрослый называет птицу, а ребенок говорит, перелетная она или зимующая.) Дидактическая игра «Необычные птицы». Цель: дать детям представление о кочующих птицах, их особенности жизни; развивать познавательный интерес. Д идактическая игра «Плавает, бегает, летает». Цель: Закрепить знания о животном мире Югры. Учить выбирать из множества изображений животных только тех, которые обитают на территории округа. Учить распределять животных по способу передвижения и помещать их в нужную среду обитания. Материал: 3 разноцветных панно – небо, вода, земля. Небольшие изображения животных, рыб, птиц обитающих в Югре. Дидактическая игра «Кто, где живет?». Цель: закрепить знания детей об особенностях жизни животных региона, их жилищах; развивать познавательный интерес, мышление. Ход игры: у воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.

Слайд 23

Дидактическая игра «Четвертый лишний». Цель: учить детей определять лишний объект, объяснять свой выбор; развивать мышление, внимание. Дидактическая игра «Угадай, кто?» Цель: учить узнавать животных по описанию внешнего вида, повадок, особенностях обитания; развивать логику, внимание. Материал: картинки животных . В большой кармашке представлены картинки с описанием ягод, растущих на севере.

Слайд 24

Левое полотно включает в себя: Пазлы « Собери картинку», Дидактическая игра «Найди музыкальный инструмент». Игра «Найди пару: орнамент» Кармашки с народными загадками, раскрасками, сюжетными картинками, по которым можно составить небольшие рассказы, государственные символы Югры Все дидактические игры и упражнения данного пособия направлены на ознакомление и закрепление знаний детей о малой родине- Югре.

Слайд 25

Государственные символы ХМАО-Югры Флаг Герб Наш округ - седой богатырь Свой дух возродил величаво, Опора России - Урал и Сибирь! Гордимся Югрою по праву! Югра многоликая, делами великая Идет вдохновенно вперед! Мы пишем историю л юбимой Югории И славим Югорский народ! Под небом сибирской земли Богатства от края до края, И крылья надежды мы здесь обрели, Югру на века прославляя! Югра многоликая, делами великая Идет вдохновенно вперед! Мы пишем историю л юбимой Югории И славим Югорский народ ! Югра - ты прекрасный наш дом, Здесь ценят всегда человека, И нашим упорством, и нашим трудом Тебе процветать век от века! Югра многоликая , делами великая Идет вдохновенно вперед! Мы пишем историю любимой Югории И славим Югорский народ! Гимн ХМАО-Югры слова А.А. Радченко

Слайд 26

Мы живём в богатом северном крае, где коренными жителями являются ханты и манси. Воспитывая у детей любовь к родному краю, мы подводим детей к пониманию, что наш северный край, это частица великой России. Одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их ознакомление с историей и бытом родного края. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к малой Родине. Лэпбук должен отвечать требованиям ФГОС и обеспечивать: - возможность учитывать индивидуальные способности детей (задания разной сложности); - разнообразие игровых заданий; - интегрирование различных видов детской деятельности (речевой, познавательной, игровой, художественно-эстетической) - возможность структурировать сложную информацию; - возможность разнообразить самую скучную тему; - научить простому способу запоминания; - компактное хранение большого количества заданий и игр в одной папке; - возможность добавлять новые задания в кармашки; - вариативность использования заданий. Цель - расширение представлений детей о Ханты-Мансийском Автономном Округе. Задачи: -расширять знания детей о традициях народов ханты и манси; -развивать познавательный интерес и любознательность к жизни и традициям народов ханты и манси; -развивать творческие и интеллектуальные способности детей; -воспитывать у детей уважение к традициям коренных народов нашего края, любовь к малой Родине – Югре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие по физической культуре, для детей старшего дошкольного возраста. "Угадай, что за мяч и назови вид спорта!"

Обучающая игра позволит иннструкторам по физической культуре, а так же воспитателям в наглядном виде показать и рассказать про игровые виды спорта, какие бывают разновидности мячей, как называется тот...

Авторское методическое пособие "Радость в танце" для детей старшего дошкольного возраста

Данная авторская разработка направлена на развитие эмоционально-двигательной сферы детей дошкольного возраста, развитие образного восприятия. В пособии представлены разработки танцев от простых до сло...

Методическое пособие "Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через ознакомление с родным краем"

Методическое  пособие "Развитие познавательных способностей  у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через ознакомление с родным краем" предназначено для воспитателе...

Учебно-методическое пособие - лэпбук по правилам пожарной безопасности детей дошкольного возраста «Пожарная безопасность»

Противопожарная безопасность – одна из самых актуальных задач, которая стоит перед взрослыми. Задача взрослых довести до сознания ребёнка понятие, о значении огня в нашей жизни. И в то же в...

Дидактическое пособие «Лэпбук «Город мастеров»» для детей старшего дошкольного возраста

Дидактическое пособие «Лэпбук «Город мастеров»»для детей старшего дошкольного возраста...

Методическая разработка Лэпбук по ПДД для детей старшего дошкольного возраста

Актуальность данного учебного пособия обусловлена статистикой свидетельствующей о росте детского дорожно-транспортного травматизма.Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к в...