«Использование активного метода обучения «Кластер» в формировании нравственности и патриотизма»
презентация

Чарганцова Анастасия Анатольевна

Мастер-класс для педагогов о применении активного метода "Кластер" в сыере нравственно-патриотического воспитания.

Патриотические представления у дошкольников – один из самых важных компонентов в развитии личности. В этом возрасте развиваются представления об обществе, культуре закладываются предпосылки гражданских качеств. Дети должны знать свою культуру и историю своей Родины. А это, достаточно большой объем информации. Образовательная деятельность с применением метода кластера дает возможность дошкольнику систематизировать- упорядочить эти большие объёмы знаний, а так же проявить себя, высказать свое видение вопроса, свободу творческой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klaster.docx20.82 КБ
Office presentation icon klaster_prezentatsiya.ppt2.96 МБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Тюменского муниципального района Каскаринский детский сад

«Золотой петушок»

Мастер- класс на тему «Использование активного метода обучения «Кластер» в формировании нравственности и патриотизма»

Подготовила: Чарганцова А.А.

воспитатель первой квалификационной категории

с.Каскара, 2021

Цель: рассказать о возможностях использования приема «кластер».

Задачи:

-раскрыть особенности приема «кластер»;

-научить участников использовать эти приемы при работе.

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас!

Слайд 1. На современном этапе развития общества патриотическое воспитание становится одним из приоритетных направлений в деятельности дошкольных образовательных учреждений.

Дошкольный возраст – лучший период для начала формирования у ребенка чувства патриотизма. Чтобы достигнуть определенного результата в нравственно – патриотическом воспитании, в своей работе важно использовать разнообразные методики и технологии.. Причем такие технологии, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием.

Слайд 2. Говоря новых технологиях в нравственно- патриотическом воспитании, прежде всего, хочу рассказать о методе, который использую в своей работе. Я хочу представить вашему вниманию приём технологии критического мышления «КЛАСТЕР». Это прием позволяет с легкостью систематизировать материал и делать его всесторонний анализ.

Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Кластер пришел к нам из информационных технологий и обозначает объединение нескольких однородных элементов, которые могут рассматриваться как самостоятельные единицы, обладающие определенными свойствами. 

Слайд 3. Кластер – (в переводе с английского – скопление, гроздь, пучок), совокупность, объединение нескольких однородных элементов, предметов.

Слайд 4-5-6-7-8. Данный метод универсален, так как помогает работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить.  Он может применяться на этапе вхождения или погружения в тему для систематизации уже имеющейся информации и выявления областей недостаточного знания. На этапе проработки содержания темы кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На этапе подведения итогов (рефлексии) понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи.

Кластер активизирует мыслительную деятельность дошкольников: умение ставить вопросы, выделить главное, делать сравнение, устанавливать причинно-следственные связи и делать умозаключения.

Суть метода заключается в выделении темы, смысловых единиц и графическом оформлении в определённом порядке схемы.

Слайд 9. В работе над  кластерами  необходимо соблюдать следующие правила:
1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Слайд 10-11-12-13-14. Последовательность действий при составлении кластера:

1 этап – посередине чистого листа  пишется ключевое слово, которое является «сердцем» идеи, темы.

2 этап  – вокруг слова записываются все то, что вспомнилось им по поводу данной темы – выражающие идеи, факты, образы («мозговой штурм», подходящие для данной темы (модель «хаос»)

3 этап – осуществляется систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от содержания.  

4 этап – по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

Слайд 15. Арт-кластер (кластер с картинками). Кластер с использованием сюжетных картинок вместо записи слов – эффективный метод для изучения большой темы при работе с дошкольниками. Принцип построения тот же. В центре листа наклеивается картинка на определенную тему, вокруг которой ученики наклеивают или рисуют составляющие ее компоненты. Готовые картинки могут содержать только один предмет (вещь, живое существо, какой-либо цвет и т. д.) или целый сюжет (явления природы, занятия людей и т. д.) 

Рассмотрим кластер весна- составили с детьми средней группы.

Основным признаком Весны дети выделили солнце. От солнышка мы определили приметы весны: капель, проталины, ледоход, подснежники, перелетные птицы, почки на деревьях. Как итог дети усвоили признаки весны.

Слайд 16. Обратный кластер. Данный вид кластера используется для того, чтобы вызвать интерес у учащихся, их активизации и определения темы занятия - как обобщение, резюме, подведения итогов. Составляется следующим образом: записываются дополнительные категории или основные компоненты, в центре ставится знак вопроса или оставляется пустая рамка для определения и записи ключевого слова, основной темы, предмета обсуждения. Например, на стадии вызова педагог показывает учащимся следующий кластер и просит назвать тему занятия.

Слайд 17-18.  Групповой кластер. Групповой кластер подразумевает распределение фрагментов одной темы по группам и составление коллективного рассказа. Сочиняется рассказ, например на тему «транспорт». Одна группа составляет кластер «воздушный», вторая – «наземный», третья – «водный». Готовые кластеры на больших листах приклеиваются вокруг главной темы. Каждая группа рассказывает часть рассказа по своему кластеру (или по чужому кластеру другую часть – на усмотрение педагога), остальные помогают, дополняют.

Кластер Транспорт. Ключевое понятие-техника для передвижения. Далее дети набрали картинки транспорта. Мы их разложили и классифицировали на три группы. наземный, воздушный, водный. Рассуждая, мы подумали, что каждый из этих видов подразделяется на два пассажирский и специальный.

Слайд 19. Что дает применение метода кластера детям дошкольного возраста?

Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.

Слайд 20. Достоинства и результаты применения метода:

-он позволяет охватить большой объем информации;

-вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;

-дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.

В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:

-умение ставить вопросы;

-выделять главное;

-устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;

-переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;

-сравнивать и анализировать;

-проводить аналогии.

Теперь я предлагаю вам опробовать на себе метод кластера.

 Педагогам предоставляются ватман, клей, фломастеры и цветные картинки по двум темам «Семья» и «Родина». Педагоги работают и озвучивают полученные кластеры.

Слайд 21. Вывод.

 Патриотические представления у дошкольников – один из самых важных компонентов в развитии личности. В этом возрасте развиваются представления об обществе, культуре закладываются предпосылки гражданских качеств. Дети должны знать свою культуру и историю своей Родины. А это, достаточно большой объем информации.

Образовательная деятельность с применением метода кластера дает возможность дошкольнику систематизировать- упорядочить эти большие объёмы знаний, а так же проявить себя, высказать свое видение вопроса, свободу творческой деятельности.

 В целом, нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию обучающихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.  

Успех в воспитании и обучении можно достигнуть только в том случае, если детям будет интересно учиться. Поэтому педагог всегда должен быть в состоянии постоянного поиска новых путей воспитания и обучения и их реализации в своей практике. Только  от  активности педагога, нацеленности на поиск, овладении и внедрении  в практику образовательных инноваций, зависит, как быстро будут происходить изменения в его педагогической деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Активные методы обучения в ДОУ. «Кластер»

Слайд 2

Патриотические представления у дошкольников – один из самых важных компонентов в развитии личности. В этом возрасте развиваются представления об обществе, культуре закладываются предпосылки гражданских качеств. Дети должны знать свою культуру и историю своей Родины. А это, достаточно большой объем информации.

Слайд 3

Метод «кластера» Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Метод кластеров универсален – помогает работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить.

Слайд 4

Кластер пришел из информационных технологий и обозначает объединение нескольких однородных элементов, которые могут рассматриваться как самостоятельные единицы, обладающие определенными свойствами.

Слайд 5

Суть метода заключается в выделении темы, смысловых единиц и графическом оформлении в определённом порядке схемы.

Слайд 6

Рисуем модель Солнечной системы: звезда в центре - это наша тема.

Слайд 7

спутник Вокруг нее планеты - крупные смысловые единицы

Слайд 8

спутник спутник спутник спутник спутник спутник спутник спутник спутник спутник У каждой планеты – спутники, смысловые единицы к крупным смысловым единицам.

Слайд 9

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила: 1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции. 2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут. 3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Слайд 10

СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА: 1 этап - посередине чистого листа пишется ключевое слово «СКАЗКА», которое является «сердцем» идеи, темы. 2 этап –вокруг слова записываются все то, что вспомнилось им по поводу данной темы - выражающие идеи, факты, образы («мозговой штурм»), подходящие для данной темы (модель «хаос») 3 этап - осуществляется систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт (модель «планета и ее спутники»). 4 этап - по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

Слайд 11

СКАЗКА

Слайд 12

Структурное содержание сказки

Слайд 13

ЧЕРТЫ СКАЗОК

Слайд 14

ЖАНРОВЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ СКАЗКИ

Слайд 15

Виды кластеров: Арт-кластер (кластер с картинками). Кластер с использованием сюжетных картинок вместо записи слов – эффективный метод для изучения большой темы при работе с дошкольниками. Принцип построения тот же. В центре листа наклеивается картинка на определенную тему, вокруг которой ученики наклеивают или рисуют составляющие ее компоненты. Готовые картинки могут содержать только один предмет (вещь, живое существо, какой-либо цвет и т. д.) или целый сюжет (явления природы, занятия людей и т. д.)

Слайд 16

Виды кластеров: Обратный кластер . Данный вид кластера используется для того, чтобы вызвать интерес у учащихся, их активизации и определения темы занятия - как обобщение, резюме, подведения итогов. Составляется следующим образом: записываются дополнительные категории или основные компоненты, в центре ставится знак вопроса или оставляется пустая рамка для определения и записи ключевого слова, основной темы, предмета обсуждения. Например, на стадии вызова педагог показывает учащимся следующий кластер и просит назвать тему занятия.

Слайд 17

Виды кластеров: Групповой кластер . Групповой кластер подразумевает распределение фрагментов одной темы по группам и составление коллективного рассказа. Сочиняется рассказ, например на тему «транспорт». Одна группа составляет кластер «воздушный», вторая – «наземный», третья – «водный». Готовые кластеры на больших листах приклеиваются вокруг главной темы. Каждая группа рассказывает часть рассказа по своему кластеру (или по чужому кластеру другую часть – на усмотрение педагога), остальные помогают, дополняют.

Слайд 18

Способы представления кластеров: Схемы Таблицы Диаграммы Графики

Слайд 19

Что дает применение метода кластера детям дошкольного возраста? Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.

Слайд 20

Выводы . Образовательная деятельность с применением метода кластера дает возможность дошкольнику систематизировать- упорядочить эти большие объёмы знаний, а так же проявить себя, высказать свое видение вопроса, свободу творческой деятельности. В целом, нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию обучающихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.

Слайд 21

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование активных методов обучения в ДОУ

Выступление на районном методическом объединении работников ДОУ по использованию активных методов обучения с педагогами и детьми....

Использование активных методов обучения в работе с дошкольниками

методический материал по изучению и использованию активных методов в работе с дошкольниками...

Краснова Ирина Викторовна - Мастер - класс «Использование активных методов обучения для развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Краснова Ирина Викторовна - Мастер - класс «Использование активных методов обучения для развития речи детей младшего дошкольного возраста» ...

Открытое занятие по образовательной области «Познавательное развитие» в средней группе с использованием активных методов обучения «Веселая математика»

Цель: Развитие элементарных математических представлений через игровую деятельностьПрограммные задачи:Образовательные:- продолжать упражнять в счете в пределах пяти, в умении называть следующее по пор...

Консультация для воспитателей "Использование активных методов обучения в образовательном процессе"

Данный материал содержит информацию об использовании активных методов обучения в образовательном процессе ДОУ....

Маршрутная игра «Использование активных методов обучения и воспитания при формировании компетенции безопасного поведения»

Маршрутная игра «Использование активных методов обучения и воспитания при формировании компетенции безопасного поведения»...

«Использование активного метода обучения «Кластер» в работе с детьми дошкольного возраста".

Качество образования и его эффективность - одна из актуальных проблем современной педагогики. Ведущую роль в обеспечении эффективности воспитательно-образовательного процесса играет педагог, его...