Семинар-практикум для педагогов "Круиз по реке времени"
методическая разработка (старшая группа)

Кашанина Оксана Петровна

Цель семинара-практикума: знакомство педагогов с инновационной педагогической технологией «Путешествие по «реке времени», автора Коротковой Надежды Александровны.

Задачи:

1.     передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;

2.     совместная отработка методических подходов, приёмов решения поставленной проблемы в программе семинара-практикума;

3.     популяризация инновационных идей, технологий, находок педагогических работников;

4.     повышение уровня профессиональной компетентности педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_2_reka_vremeni_kashanina_o.p.docx52.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад 11 «Умка» г. Павлово

Мастер-класс для педагогов

«Круиз по реке времени»

Автор: Кашанина Оксана Петровна,

Воспитатель 1 квалификационной категории

2022 год

Цель семинара-практикума: знакомство педагогов с инновационной педагогической технологией «Путешествие по «реке времени», автора Коротковой Надежды Александровны.

Задачи:

1.        передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;

2.        совместная отработка методических подходов, приёмов решения поставленной проблемы в программе семинара-практикума;

3.        популяризация инновационных идей, технологий, находок педагогических работников;

4.        повышение уровня профессиональной компетентности педагогов.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

СЛАЙД 2:

Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением они открывают для себя окружающий мир. Им интересно всё. 3адача взрослых – не пресекать, а наоборот, активно развивать исследовательскую деятельность.

Развитие познавательно – исследовательской деятельности дошкольников можно проследить, путешествуя по «Реке времени».

СЛАЙД 3

Меня, как педагога, заинтересовал один из типов детского исследования - путешествие по “реке времени”. Эта технология направлена на упорядочение временных отношений (представление об историческом времени – от прошлого к настоящему). Она интересна тем, что во время таких “путешествий” у детей появляются представления об историческом времени; они становятся способны осознанно находить связи, отношения между явлениями окружающего мира и фиксировать эти связи как своеобразный результат собственной деятельности. Игры-путешествия можно использовать в НОД, в самостоятельной деятельности детей, а также в образовательной деятельности в режимных моментах.

 Я изучила рекомендации Н.А. Коротковой в пособии “Организация воспитательно-образовательного процесса в старших группах детского сада”. Термин «река времени» придуман не Надеждой Александровной, она позаимствовала его у английского писателя Дональда Биссета, придумавшего его для повести-сказки «Путешествие дядюшки Тик-Так».  

Особенно актуально использование данной технологии в старшем дошкольном возрасте, когда у детей имеется уже определенный багаж знаний. Эта форма работы с детьми является очень интересной, а главное – она является той спичкой, которая зажигает любознательность детей, формирует устойчивый интерес к познанию окружающего мира, мира вещей, побуждает детей к познавательным действиям.

СЛАЙД 4

Скажите, кто любит путешествовать? Поднимите руки, а кто мечтает об отпуске и проезде куда-нибудь? Я предлагаю Вам отдохнуть и отправиться в путешествие-круиз по «реке времени» прямо сейчас на этом круизном лайнере.

СЛАЙД 5

Мы с вами будем перемещаться по островам – от древности к старине – от старины до современности. Карта-панно символизирует линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему.

СЛАЙД 6

2 ЧАСТЬ: ИГРА-ИМИТАЦИЯ.

Для работы над «рекой времени» используется карта-панно (как правило, это длинный бумажный лист размером около 50*160 см), которая символизирует линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему. Вдоль «реки времени» намечаются несколько «остановок», с нестрогими, интуитивно понятными детям названиями. К примеру: «древность» - «старина» - «наше время».

СЛАЙД 7

 «Древность» – это эпоха древнего мира первобытных людей;

СЛАЙД 8

 «Старина» – примерно мир средневековья и чуть позже

СЛАЙД 9

 «Наше время» - современный мир, может быть и будущее. Хочу заметить, что детям дошкольного возраста не говорят конкретных дат в цифрах.

Скажите, а вы любите путешествовать? Может быть, среди нас есть те, кто мечтает об отдыхе и поездке куда-нибудь? Тогда я предлагаем Вам отдохнуть и отправиться в путешествие-круиз прямо сейчас. Это будет круиз во времени.

А отправят в этот круиз такие волшебные часы!

СЛАЙД 10

Для волшебного перемещения используется стихотворение на фоне звучащей музыки:

Тик-так, тик-так

время отмеряет шаг,

Стрелки мы переведем

В древность с вами попадем!

СЛАЙД 11

Перемещаясь в «древность», мы с вами можем оказаться где угодно: и у костра в пещере древнего человека с наскальными рисунками, увидеть предметы первобытного быта или

СЛАЙД 12

в древнем Египте. Находясь, в «древности» мы можем попробовать создать предметы первобытных людей. Это поможет нам воссоздать в воображении целостные образы истории человечества и сравнить их реальными предметами нашего времени (например, происхождение карандаша).

Ответьте, пожалуйста, на не сложные вопросы:

  1. Чем рисовали древние люди? Что было прототипом простого карандаша?

-Уголь древесный

СЛАЙД 13

  1. Из какой посуды могли кушать древние люди?

Каменной, деревянной, кожаной

СЛАЙД 14,15

  1. Как определяли время древние люди? Какими были первыми часы?

По солнцу, звездам, луне. Солнечные часы

СЛАЙД 16

Сейчас я предлагаю Вам побыть первобытными людьми и попробовать:

Нарисовать углем рисунок, сделать солнечные часы из материалов, представленных перед Вами, и сделать первобытные ложки.

1 группа рисует рисунок наскальный

2 группа делает солнечные часы из картона, клея и ножниц СЛАЙД 17

3 группа первобытную ложку из пластиковой бутылки и ножниц СЛАЙД 18

Итак, отправляемся дальше в круиз по реке времени и с вами попадаем в «старину».

Звучит музыка, проговариваем слова:

Тик-так, тик-так

время отмеряет шаг,

Стрелки мы переведем

В старину мы попадем!

СЛАЙД 20

Звучит музыка.

Старина, 3то, как правило, – мир средневековья. Здесь мы можем наблюдать как изменились предметы с течением времени.

Попадая в старину, мы тоже можем оказаться в горах Англии и узнать легенду открытия графита,

СЛАЙД 21,22

Можем оказаться в Париже и узнать, что именно там были изобретены песочные часы и в тоже время уже были механические часы.

СЛАЙД 23

Путешествуя в прошлое посуды, мы можем оказаться на РУСИ, рассмотреть предметы быта старины.

СЛАЙД 24,25

Скажите,

  1. Как вы думаете, что сделали люди, чтобы не испачкать руки графитом?

Создали «Рубашку» для карандаша

СЛАЙД 26

  1. Из чего делали посуду в старину на Руси?

Из глины, бересты, из дерева

СЛАЙД 27

Время, как вода течет очень быстро и нам настало время возвращаться в наше время – в современность.

СЛАЙД 28

Звучит музыка, проговариваем слова:

Тик-так, тик-так

время отмеряет шаг,

Стрелки мы переведем

В современность попадем!

СЛАЙД 29

Вот мы с вами и вернулись в наше время. Все хорошо узнали набережную нашего родного города.

СЛАЙД 30

В современности дети могут рассмотреть и изучить разные коллекции:

- Изучая коллекцию простого карандаша, они могут узнать, что карандаши бывают для левшей и правшей; простые и механические; трехгранные и шестигранные.

Используя современные информационные технологии, в современности легко можно показать, как производят карандаши, предлагаем и Вам посмотреть небольшой отрывок (видео).

СЛАЙД 31

Дети, могут в современности очутиться в салоне часов, рассмотреть различные виды часов, примерить, сравнить. Вы можете также им предложить видео о работе механизма часов (видео)

СЛАЙД 32

3 ЧАСТЬ. РЕФЛЕКСИЯ

СЛАЙД 33

Чтобы обобщить материал нашего семинара-практикума, я предлагаю изготовить глиняную книгу отзывов. Попробуйте написать на глиняной табличке ваш отзыв о сегодняшнем мероприятии.

Выбирайте данную форму работу с детьми, и вы получите массу удовольствия, много узнаете интересного сами, из мира вещей цивилизации, и Вам захочется путешествовать снова и снова. Главное цените время!!!

На этом все. Благодарю за участие!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей "Сколько времени необходимо уделять общению с ребенком?"

Семинар-практикум для родителей "Сколько времени необходимо уделять общению с ребенком?"...

Семинар-практикум для родителей на тему: «Формирование временных представлений посредством моделирования и дидактических игр у детей с ЗПР»

Как лучше объяснить детям, что такое части суток, дни недели, времена года; запонмить названия, обзначающие эти понятия? Семинар-практикум помогает родителям повысить уровень компетентности по данной ...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА Занятие-исследование «Путешествие по «реке времени» «Животные разного времени»

Ребенок дошкольного возраста познает окружающий мир в процессе любой своей деятельности.  Познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в ни...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию временных представлений у детей подготовительной группы. "Река времени".

Способствовать формированию у детей представлений о свойствах времени. Систематизировать знания детей о временных представлениях. Воспитывать способность ценить время....

Семинар-практикум для педагогов "Круиз по реке времени"

Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением они открывают для себя окружающий мир. Им интересно всё. 3адача взрослых – не пресекать, а наоборот, активно развивать исследовательс...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ «Организация работы по физическому воспитанию в зимний период времени».

Материал поможет педагогам ДОУ закрепить знания об особенностях организации работы по физическому воспитанию в зимний период времени. Педагоги научатся вырабатывать единое мнение во время командной ра...